СПОСОБ КОНТРОЛЯ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА Российский патент 2004 года по МПК G08G1/123 G08B25/10 B60R25/00 

Описание патента на изобретение RU2243594C2

Способ контроля движения транспортного средства относится к области контроля и управления движением различных транспортных средств, преимущественно автомобильных, и может быть использован для централизованного контроля мест нахождения угнанных транспортных средств.

Известен способ контроля движения транспортных средств, например, реализованный в патенте РФ №2158963, G 08 G 5/06, Бюл. №31, 2000, заключающийся в том, что на соответствующем транспортном средстве принимают радиосигналы от спутников глобальной навигационной системы, определяют координаты нахождения транспортного средства (ТС) в реальном масштабе времени, формируют пакет информации с дополнительно включением в него кода номера и состояния отдельных подсистем ТС, передают данный пакет на центральный диспетчерский пункт (ЦДП) через выделенный цифровой канал, где этот пакет обрабатывают и осуществляют управление подсистемами ТС через упомянутый канал.

Недостатком способа является то, что при угоне транспортного средства нельзя отличить информацию о нем от информации других транспортных средств до тех пор, пока не будет получено сообщение на ЦДП от владельца и пока на ЦДП не введут в систему специальную программу. На это уходит много времени.

Известен также способ контроля транспортировки грузов, описанный в патенте РФ №2157565, G 08 C 1/123, бюл. №28, 2000 г., заключающийся в том, что на подвижном ТС принимают через специальный контроллер навигационные сигналы от спутников глобальной системы радионавигации, выделяют из принятых сигналов текущие координаты ТС, формируют пакет информации с включением в него кода номера ТС и передают через систему сотовой связи на ЦДП, где информацию периодически принимают от данного и других ТС, производят ее обработку, хранение и отображение, а при возникновении нештатной ситуации устанавливают с владельцем ТС двустороннюю речевую связь или принимают иные меры. Этот способ принят за прототип.

Он имеет следующие недостатки:

1) При угоне ТС на ЦДП нельзя отличить информацию о нем от информации неугнанных ТС.

2) По объективным и субъективным причинам информация о факте угона ТС поступает на ЦДП по другим каналам с опозданием, отчего поиск координат нахождения угнанного ТС часто становится бесполезным.

Задача, решаемая изобретением, заключается в более быстром автоматическом определении факта угона ТС и координат его нахождения и, как следствие, в повышении оперативности принятия соответствующих мер. Это достигается тем, что в способе контроля движения ТС, заключающемся в том, что на ТС на специальный контроллер принимают сигналы от глобальной спутниковой системы радионавигации, выделяют из принятых сигналов текущие координаты нахождения ТС, определяют время и скорость ТС, формируют пакет информации с включением в него кода номера ТС и передают этот пакет информации через систему сотовой связи на ЦДП, где информацию периодически принимают от данного и других ТС, производят ее обработку, хранение и отображение, а при возникновении нештатной ситуации устанавливают с водителем ТС двустороннюю речевую связь или принимают иные меры, при этом в момент выхода водителя из транспортного средства в память контроллера ТС записывают признак охранного кода и включают таймер на заданное время, по истечении которого в пакет передаваемой на ЦДП информации к коду номера ТС из памяти контроллера добавляют охранный код, который на ЦДП выделяют из пакета принимаемой информации, идентифицируют его как сигнал постановки транспортного средства на охрану, а при движении транспортного средства без участия водителя и наличии охранного кода в пакет передаваемой информации дополнительно вводят код признака угона, который на центральном диспетчерском пункте выделяют, идентифицируют его как тревожный сигнал, отображают на индикации, запоминают и принимают необходимые меры, после выполнения которых формируют код снятия признака угона, записывают в пакет передаваемой на транспортное средство информации, где этот код расшифровывают и исключают код признака угона и охранный код из пакета информации, передаваемой на центральный диспетчерский пункт.

А для кода признака угона и кода снятия признака угона транспортного средства используют последний байт заголовка пакета передаваемой информации, при этом код признака угона помещают в старшую половину указанного байта, а код снятия признака угона в младшую половину указанного байта.

Сущность предлагаемого способа контроля движения ТС поясняется чертежами, где на фиг.1 приведена общая структурная схема реализации способа, на фиг.2 - алгоритм функционирования системы контроля по данному способу, на фиг.3, 4 - форматы и содержание пакета информации, передаваемого с ЦДП и с ТС. На чертежах приняты следующие обозначения:

1 - приемник сигналов от глобальной навигационной спутниковой системы (НСП1)-НСПn - навигационные спутники) с процессором определения координат нахождения ТС, скорости и времени по Гринвичу;

2 - устройство ввода признака охранного кода;

3 - контроллер транспортного средства (ТС);

4 - приемопередатчик пакетов цифровой информации по выделенному каналу сотовой связи, расположенный на ТС;

5 - приемопередатчик пакетов цифровой информации по выделенному каналу сотовой связи, расположенный на ЦДП;

6 - блок обработки пакетов цифровой информации на ЦДП;

7 - блок индикации и сигнализации;

O1 - операция приема сигналов с навигационных спутников НСП1-НСПn;

О2 - операция определения координат, времени по Гринвичу и скорости ТС с преобразованием данных в цифровую форму;

О3 - операция считывания данных, полученных на операции О2, и запись в память контроллера ТС;

О4 - операция считывания информации с устройства ввода признака охранного кода;

O5 - операция оценки наличия признака охранного кода;

О6 - операция включения таймера на заданное в контроллере ТС время;

O7 - операция оценки окончания заданного на таймере времени;

O8 - формирование и сохранение пакета информации для передачи на ЦДП;

О9 - операция приема пакета информации из ЦДП по выделенному каналу сотовой связи через приемопередатчик, например GSM;

О10 - операция оценки принадлежности принятого пакета данному ТС;

О11 - операция заполнения пакета принятой информации данными из памяти контроллера ТС;

О12 - операция передачи заполненного пакета по выделенному каналу сотовой связи через приемопередатчик на ЦДП;

О13 - операция приема на ЦДП пакета информации с ТС, его обработка, запоминание и отображение необходимых данных на индикации;

О14 - оценка наличия в пакете охранного кода данного ТС и признака угона;

О15 - операция включения подпрограммы обслуживания охраны или подпрограммы тревожной сигнализации и соответствующего отображения на индикации;

О16 - принятие необходимых мер обслуживающим персоналом;

О17 - оценка результатов принятых мер;

O18 - операция формирования на ЦДП команды о снятии признака угона и охранного кода ТС, запись ее в пакет информации и передача пакета по выделенному каналу сотовой связи на ТС;

О19 - операция приема пакета информации на ТС и его расшифровка;

О20 -оценка наличия в пакете команды снятия признака угона;

О21 - операция исключения признака угона и охранного кода из пакета;

С - вид пакета;

N - количество информационных блоков пакета;

S - количество захваченных спутников антенной Gps;

L - байт, в котором содержится признак отмены охранного кода;

М - символы определения верификационного кода ТС;

Δt - дискретность передачи пакета с ТС, например 1 с;

Lat - долгота нахождения ТС (4 байта);

Long - широта нахождения ТС () 4 байта;

Gpst - время по Гринвичу (4 байта);

ΔН - изменение долготы для каждой следующей координаты;

ΔD - изменение широты для каждой следующей координаты;

ΔT - изменение времени для каждой следующей координаты.

Функционирование схемы по данному способу осуществляется следующим образом (фиг.1, 2). После установки модуля на ТС и включения питания с навигационных спутников HCП1-НСПn принимают сигналы на приемник сигналов 1, где происходит преобразование сигналов в цифровую форму, определение координаты нахождения ТС (долгота, широта), скорость ТС и время по Гринвичу. Приемник сигналов выполнен, например, в виде Gps - приемника (операции О1 и О2 фиг.2). Данные с приемника 1 считываются контроллером 3 и сохраняются в его памяти (операция О3). Следом считываются данные с устройства ввода признака охранного кода 2, выполненного, например, в виде скрытой кнопки, нажатие которой означает команду ввода охранного кода, хранящегося в постоянном запоминающемся устройстве контроллера 3 (операция O4). Контроллер 3 осуществляет оценку наличия признака (команды) охранного кода (операция O5) и включение таймера на заданное время, например 5 минут (операция О6), после истечения которого (операция O7) осуществляется формирование и сохранение пакета информации для передачи на ЦДП с введением в него кода транспортного средства и охранного кода (операция O8). Независимо от предыдущих операций контроллером ТС постоянно осуществляется прием пакета информации из ЦДП по выделенному каналу сотовой связи 4, 5 (операция O9) и оценка принадлежности принятого пакета данному ТС (операция О10). Пакет принимаемой с ЦДП информации имеет структуру, приведенную на фиг.3, поэтому сначала читается заголовок пакета, выделяется младшая половина байта L в заголовке, которая содержит информацию о признаке изъятия охранного кода из пакета. При наличии этого признака его запоминают и выделяют из принятого пакета 3 байта М-кода, представляющего собой символы для вычисления верификационного кода. По этим символам вычисляют код и сравнивают с кодом ТС, записанным в пакете контроллера 3. Если коды совпадают, то производят расшифровку остальных данных принятого пакета из ЦДП, обрабатывают их и окончательно формируют пакет для передачи на ЦДП (операция О11). Формат пакета передаваемой информации с контроллера на ЦДП приведен на фиг.4.

При этом на место М-кода в пакет записывают свой код ТС (два байта) и охранный код ТС (третий байт). Если транспортное средство находится в движении и в памяти контроллера 3 записан охранный код, то в старшей половине байта L заголовка записывают код признака угона. В поле первой координаты (12 байт) записывают долготу, широту и время по Гринвичу первой координаты, а в поле данных изменение долготы, широты и времени по Гринвичу последующих координат нахождения ТС.

Сформированный пакет информации передают с ТС через выделенный канал сотовой связи через приемопередатчик 4 на ЦДП (операция O12).

На ЦДП с приемопередатчика 5 принимают пакет информации, обрабатывают этот пакет в блоке обработки 6 (операция О13), оценивают наличие признака кода угона в старшей половине байта L, наличие охранного кода в третьем байте М-кода (операция O14) и расшифровывают остальную информацию. Если в пакете принятой информации находится только охранный код без кода признака угона, то включают подпрограмму обслуживания охраны ТС. Если в пакете информации находятся охранный код и код признака угона, то включают подпрограмму тревожной сигнализации с соответствующим отображением на индикации 7 (операция O15). После принятия необходимых мер (операции O16-O17) на ЦДП формируют команду о снятии признака угона и охранного кода ТС, записывают код этой команды в младшую половину байта L пакета и передают описанным образом на ТС (операция O18). Ha ТС этот пакет информации расшифровывают, оценивают код в младшей половине байта L, при наличии которого исключают код признака угона из старшей половины байта L и охранный код из третьего байта М-кода (операции O19-O21). Если на ЦДП была включена только подпрограмма обслуживания охраны, то изъятие охранного кода из третьего байта М-кода происходит описанным образом после телефонного звонка водителя на ЦДП.

Запись признака охранного кода при выходе водителя из транспортного средства и формирование охранного кода по истечении заданного времени с его записью в пакет информации, передаваемой на ЦДП, где после расшифровки включают подпрограмму постановки на охрану соответствующего ТС, а при угоне включают подпрограмму тревожной сигнализации с определением координат нахождения транспортного средства, позволяет своевременно автоматически зафиксировать факт угона и координаты нахождения соответствующего транспортного средства.

Похожие патенты RU2243594C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ОПЕРАТИВНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ НАЗЕМНЫМИ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ 2003
  • Сёмкин А.Н.
  • Черемушкин В.И.
  • Богданов А.А.
  • Шайдабеков Э.О.
  • Осипов В.П.
  • Дурсин Ю.Г.
RU2256952C2
БОРТОВОЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ ПОДВИЖНЫМ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ 2004
  • Жиделев Алексей Сергеевич
RU2280899C2
СПОСОБ ОПЕРАТИВНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ НАЗЕМНЫМИ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ 2001
  • Сёмкин А.Н.
  • Черемушкин В.И.
  • Жиделев А.С.
  • Анисимов В.Н.
  • Сафонов С.В.
  • Дурсин Ю.Г.
RU2217797C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ И МОНИТОРИНГА ПОДВИЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2003
  • Сёмкин А.Н.
  • Черемушкин В.И.
  • Богданов А.А.
  • Шайдабеков Э.О.
  • Осипов В.П.
  • Дурсин Ю.Г.
RU2254616C1
СПОСОБ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДАННЫХ ПРИ ПЕРЕДАЧЕ SMS-СООБЩЕНИЙ 2003
  • Жиделев А.С.
RU2246184C1
СПОСОБ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ О МЕСТОПОЛОЖЕНИИ И СОСТОЯНИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ В СИСТЕМАХ МОНИТОРИНГА ТРАНСПОРТА 2010
  • Щуров Андрей Владимирович
RU2431201C1
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НЕДОЗВОЛЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИЛИ КРАЖИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2008
  • Грибок Владимир Петрович
  • Косарев Сергей Александрович
  • Харченко Геннадий Александрович
  • Шептовецкий Александр Юрьевич
RU2357880C1
СПОСОБ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОГО КОНТРОЛЯ СОСТОЯНИЯ И МЕСТОПОЛОЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2007
  • Косарев Сергей Александрович
  • Райгородский Юрий Витальевич
  • Шептовецкий Александр Юрьевич
RU2348551C1
СПОСОБ РАДИОПОИСКА УГНАННЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 2008
  • Грибок Владимир Петрович
  • Косарев Сергей Александрович
  • Райгородский Юрий Витальевич
  • Харченко Геннадий Александрович
  • Шептовецкий Александр Юрьевич
RU2351489C1
СПОСОБ МОНИТОРИНГА, СОПРОВОЖДЕНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ НАЗЕМНЫМИ ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ 2005
  • Герасимчук Александр Николаевич
  • Косарев Сергей Александрович
  • Райгородский Юрий Витальевич
  • Сластин Валерий Владимирович
  • Харченко Геннадий Александрович
  • Шептовецкий Александр Юрьевич
RU2288509C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 243 594 C2

Реферат патента 2004 года СПОСОБ КОНТРОЛЯ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

Изобретение относится к области контроля и управления движением транспортных средств и может быть использовано для контроля мест нахождения угнанных транспортных средств (ТС). Технический результат заключается в сокращении времени определения факта угона ТС и координат его нахождения. Способ заключается в том, что на транспортном средстве принимают сигналы от спутниковой системы радионавигации, выделяют текущие координаты нахождения транспортного средства, определяют время и скорость транспортного средства, формируют пакет информации с включением в него кода номера транспортного средства и передают этот пакет через систему сотовой связи на центральный диспетчерский пункт, в момент выхода водителя из транспортного средства в память контроллера транспортного средства записывают признак охранного кода и включают таймер на заданное время, по истечении которого в пакет передаваемой на центральный диспетчерский пункт информации добавляют охранный код, который на диспетчерском пункте идентифицируют как сигнал постановки транспортного средства на охрану, а при движении транспортного средства без участия водителя и наличии охранного кода в пакет передаваемой информации вводят код признака угона, который на диспетчерском пункте идентифицируют как тревожный сигнал и принимают необходимые меры. 1 з.п.ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 243 594 C2

1. Способ контроля движения транспортного средства, заключающийся в том, что на транспортном средстве на специальный контроллер принимают сигналы от глобальной спутниковой системы радионавигации, выделяют из принятых сигналов текущие координаты нахождения транспортного средства, определяют время и скорость транспортного средства, формируют пакет информации с включением в него кода номера транспортного средства и передают этот пакет информации через систему сотовой связи на центральный диспетчерский пункт, где информацию периодически принимают от данного и других транспортных средств, производят ее обработку, хранение и отображение, а при возникновении нештатной ситуации устанавливают с водителями двустороннюю речевую связь, отличающийся тем, что в момент выхода водителя из транспортного средства в память контроллера транспортного средства записывают признак охранного кода и включают таймер на заданное время, по истечении которого в пакет передаваемой на центральный диспетчерский пункт информации к коду номера транспортного средства из памяти контроллера добавляют охранный код, который на центральном диспетчерском пункте выделяют из пакета принимаемой информации, идентифицируют его как сигнал постановки транспортного средства на охрану, а при движении транспортного средства без участия водителя и наличии охранного кода в пакет передаваемой информации дополнительно вводят код признака угона, который на центральном диспетчерском пункте выделяют, идентифицируют его как тревожный сигнал, отображают на индикации, запоминают и принимают необходимые меры, после выполнения которых формируют код снятия признака угона, записывают в пакет передаваемой на транспортное средство информации, где этот код расшифровывают и исключают код признака угона и охранный код из пакета информации, передаваемой на центральный диспетчерский пункт.2. Способ по п.1, отличающийся тем, что для кода признака угона и кода снятия признака угона транспортного средства используют последний байт заголовка пакета передаваемой информации, при этом код признака угона помещают в старшую половину указанного байта, а код снятия признака угона в младшую половину указанного байта.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2004 года RU2243594C2

СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЗА ТРАНСПОРТИРОВКОЙ ГРУЗОВ 1999
  • Бредихин И.В.
  • Мельников Б.Г.
  • Писарев С.Б.
  • Пучков В.В.
RU2157565C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЗА ТРАНСПОРТИРОВКОЙ ГРУЗОВ 2001
  • Бредихин И.В.
  • Мельников Б.Г.
  • Пучков В.В.
RU2177647C1
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ШПИНДЕЛЬ 0
  • А. П. Чекмарев, А. А. Динник, А. Н. Комаров, В. П. Галицкий,
  • Л. Ф. Машкин, В. С. Грузглин, В. В. Гетманец, В. А. Сацкий,
  • Н. А. Суханов, Н. И. Чеботарев, Г. И. Репин, А. А. Сурмилов,
  • С. П. Журба П. Ф. Даценко
  • Днепропетровский Металлургический Институт
SU242099A1
Устройство для тепловлажностной обработки воздуха 1975
  • Елисеев Николай Николаевич
  • Гольдман Виталий Львович
  • Акмурадов Байрам
SU514996A1
DE 19844458 A1, 06.04.2000.

RU 2 243 594 C2

Авторы

Жиделев А.С.

Ольшанская Н.В.

Даты

2004-12-27Публикация

2003-01-13Подача