Изобретение относится к утилизации утечек топлива в дренажных системах газотурбинных двигателей.
Известна топливная дренажная система (см. патент Великобритании №1294820, F 02 C 7/22, 1971 г.), содержащая дренажный бак, разделенный на две полости эластичной перегородкой, верхняя полость бака соединена с подводом воздуха к воздушному стартеру, а нижняя полость через клапан слива - с коллектором форсунок и через обратный клапан - с атмосферой. Накопленные дренажные утечки при каждом запуске вытесняются в топливный коллектор.
Недостатком этой системы является то, что на запуске вытесненный объем топлива не может эффективно сгорать, т.к. является дополнительным к топливу, подводимому по программе запуска, поэтому во время запуска обеспечить полное эффективное сгорание топлива невозможно.
Наиболее близким техническим решением является топливная дренажная система (см. патент США №4149372, F 02 C 7/22, 1976 г.), содержащая дренажный бак с установленной внутри на подпружиненном поршне эластичной перегородкой, делящей дренажный бак на две полости, причем верхняя полость бака через открытый обратный клапан и клапан слива соединена с коллектором форсунок, через другой обратный клапан - с атмосферой, а через третий обратный клапан - со входом в топливный насос. Нижняя полость дренажного бака через переключатель соединена с давлением воздуха за стартером. На каждом запуске накопленные дренажные утечки вытесняются воздухом, подводимым в нижнюю полость. Воздух из дренажного бака удаляется через обратный клапан, соединенный с атмосферой, до момента замены воздуха на топливо, после этого давление нарастает, клапан слива закрывается и открывается обратный клапан, соединенный со входом в насос.
Недостатком такой системы является отсутствие гарантированного удаления воздуха и возможность попадания пузырьков воздуха на вход в топливную систему.
Задачей изобретения является создание топливодренажной системы, исключающей возможность попадания воздуха на вход в топливный насос с одновременным обеспечением экологических требований по эффективному сгоранию топлива за счет возврата топлива из дренажного бака в топливный насос на установившихся режимах двигателя.
Поставленная задача решается тем, что в топливной дренажной системе, содержащей дренажный бак, разделенный подпружиненной эластичной перегородкой, верхняя полость бака над перегородкой через обратный клапан и клапан слива соединена с коллекторами форсунок, через другой обратный клапан - с атмосферой, а через третий обратный клапан - со входом в топливный насос, нижняя полость бака под перегородкой через переключатель давления соединена в источником высокого давления, под обратным клапаном, соединенным с атмосферой, установлен датчик среды (топливо - воздух), переключатель давления выполнен в виде электромагнитного клапана с золотниковым устройством, а обратный клапан, соединенный с топливным насосом, расположен ниже минимально возможного уровня топлива в баке.
Система представлена на чертеже и описана ниже.
Система содержит дренажный бак 1, разделенный подпружиненной эластичной перегородкой 2 на верхнюю 3 и нижнюю 4 полости. Верхняя полость 3 бака 1 через обратный клапан 5 и клапан слива 6 соединена с коллекторами форсунок, через обратный клапан 7 - с атмосферой, а через обратный клапан 8 - со входом в топливный насос. Нижняя полость 4 топливного бака через переключатель давления 9 соединена с источником высокого давления (Рвх+1атм). Под обратным клапаном 7 установлен датчик 10 среды (топливо - воздух). Переключатель 9 выполнен в виде электромагнитного клапана с расположенным внутри двухпозиционным золотником 11. Обратный клапан 8 расположен ниже минимально возможного уровня топлива в баке, который задается по программе.
Система работает следующим образом.
Дренируемое из коллекторов ГТД топливо через клапан слива 6 и обратный клапан 5 поступает в верхнюю полость 3 дренажного бака 1, которая соединена через обратный клапан 7 с окружающей атмосферой, куда вытесняются воздух, пары топлива и затем само топливо.
По мере заполнения дренажного бака топливо поднимается вверх и в момент его контакта с датчиком среды 10 вырабатывается электрический сигнал на сработку переключателя давления 9, который перемещает золотник 11 в положение, когда полость 4 отсоединяется от входа в насос и соединяется с источником высокого давления (Рвх+1атм). Поступившее в полость повышенное давление сжимает пружину и эластичную перегородку 2, вытесняя из полости 3 накопившиеся дренажные утечки топлива через обратный клапан 8 на вход в насос.
Для исключения попадания воздуха на вход в насос обратный клапан 8 располагается ниже минимально возможного уровня топлива в баке и постоянно заполнен топливом, остающимся после сработки системы.
При вытеснении топлива обратные клапаны 5 и 7 закрываются под действием повышенного давления внутри бака 1. Вытеснение дренажных утечек происходит до постановки тарелки пружины на механический упор топливозаборника датчика среды. После окончания вытеснения электропитание с переключателя 9 снимается, золотник 11 возвращается в исходное положение и эластичная перегородка 2 под действием пружины также возвращается в исходное положение.
Таким образом, за счет того, что под обратным клапаном, соединенным с атмосферой, установлен датчик среды (топливо - воздух), переключатель давления выполнен в виде электромагнитного клапана с золотниковым устройством, а обратный клапан, соединенный с топливным насосом, расположен ниже минимально возможного уровня топлива в баке, исключается возможность попадания воздуха на вход в топливный насос с одновременным обеспечением экологических требований по эффективному сгоранию топлива за счет того, что на установившихся режимах дренажные утечки не сжигаются в атмосферу, а возвращаются на вход в топливный насос.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДРЕНАЖНАЯ СИСТЕМА АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2000 |
|
RU2190109C2 |
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАБОТЫ ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1991 |
|
RU2037068C1 |
ТОПЛИВНАЯ ДРЕНАЖНАЯ СИСТЕМА ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1983 |
|
RU1132619C |
СПОСОБ ТОПЛИВОПИТАНИЯ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1992 |
|
RU2034166C1 |
СИСТЕМА ВПРЫСКА ТОПЛИВА | 2005 |
|
RU2295057C1 |
Система топливоподачи дизеля автотракторного средства для работы на нефтяном и бионефтяном топливах | 2023 |
|
RU2811883C1 |
Импульсный дождевальный аппарат | 1990 |
|
SU1794411A1 |
УСТРОЙСТВО ДРЕНИРОВАНИЯ ТОПЛИВА | 2003 |
|
RU2244143C1 |
Система питания жидким газомоторным топливом газодизельного двигателя | 2021 |
|
RU2779507C1 |
ТОПЛИВНАЯ СИСТЕМА С АГРЕГАТНЫМИ ФОРСУНКАМИ С ГИДРАВЛИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ И ЭЛЕКТРОННЫМ УПРАВЛЕНИЕМ И СПОСОБ ДЕЙСТВИЯ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ | 1991 |
|
RU2087740C1 |
Система предназначена для утилизации утечек топлива в дренажных системах газотурбинных двигателей. Система содержит дренажный бак, разделенный подпружиненной эластичной перегородкой на верхнюю и нижнюю полости. Верхняя полость через обратный клапан и клапан слива соединена с коллекторами форсунок, через другой обратный клапан - с атмосферой, а через третий обратный клапан - со входом в топливный насос. Нижняя полость через переключатель давления соединена с источником высокого давления. Под обратным клапаном, соединенным с атмосферой, установлен датчик среды (топливо - воздух). Переключатель выполнен в виде электромагнитного клапана с золотниковым устройством. Обратный клапан, соединенный с топливным насосом, расположен ниже минимально возможного уровня топлива в баке, который задается по программе. Такое выполнение топливной дренажной системы позволит исключить возможность попадания воздуха на вход в топливный насос с одновременным обеспечением экологических требований по эффективному сгоранию топлива за счет возврата топлива из дренажного бака в топливный насос на установившихся режимах двигателя. 1 ил.
Топливная дренажная система, содержащая дренажный бак, разделенный подпружиненной эластичной перегородкой, верхняя полость бака над перегородкой через обратный клапан и клапан слива соединена с коллектором форсунок, через другой обратный клапан - с атмосферой, а через третий обратный клапан - со входом в топливный насос, нижняя полость бака под перегородкой через переключатель давления соединена с источником высокого давления, отличающаяся тем, что под обратным клапаном, соединенным с атмосферой, установлен датчик среды (топливо - воздух), переключатель давления выполнен в виде электромагнитного клапана с золотниковым устройством, а обратный клапан, соединенный с топливным насосом, расположен ниже минимально возможного уровня топлива в баке.
US 4149372 A, 17.04.1979 | |||
Способ очистки хлопкового масла | 1984 |
|
SU1294820A1 |
ТОПЛИВНАЯ ДРЕНАЖНАЯ СИСТЕМА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1998 |
|
RU2141049C1 |
ДРЕНАЖНОЕ УСТРОЙСТВО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ С КОМПРЕССОРОМ | 1992 |
|
RU2033547C1 |
ДРЕНАЖНАЯ СИСТЕМА АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2000 |
|
RU2190109C2 |
СИСТЕМА ДРЕНАЖА КОРАБЕЛЬНЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ | 1995 |
|
RU2183757C2 |
Устройство для определения интегральной нелинейности предусилителя | 1984 |
|
SU1260874A1 |
Авторы
Даты
2005-01-10—Публикация
2003-06-04—Подача