СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ОСАНКИ Российский патент 2005 года по МПК A61H1/00 

Описание патента на изобретение RU2245702C2

Изобретение относится к области здоровья человека, профилактики и избавления от заболеваний, а также к области физкультуры и спорта, а именно к нехирургическим способам формирования правильной осанки человека через использование специфических точек тела человека, а также специальных упражнений и тренировок.

Формирование правильной осанки подразумевает правильное положение элементов костного скелета (головы, плеч, грудной клетки, живота, ягодиц) и является важным как с точки зрения эстетики: стройный человек выглядит привлекательнее, так и с позиций медицины: нормальное функционирование внутренних органов возможно только при здоровом позвоночнике, что прямо связано с осанкой. Неправильная осанка является одной из основных причин заболеваний позвоночника и как следствие заболеваний внутренних органов. Кроме того, формирование правильной осанки играет решающую роль в подготовке спортсменов, танцоров, артистов цирка. Маленькие здоровые дети, как правило, имеют правильную осанку. Однако сохранение осанки требует поддержания хорошего тонуса всей мускулатуры тела. При малоподвижном образе жизни сохранение осанки требует постоянного внимания. Формирование правильной осанки играет важную роль для спортсменов, танцоров. От этого напрямую зависят их спортивные и творческие достижения.

Известны способы формирования или коррекции осанки путем воздействия на костный и мышечный корсет человека посредством различных устройств: от груза на голове, корсетов, бандажей, пластин, укрепляемых на спине, груди или плечевом поясе человека, до более сложных тренажеров. (Юмашев Г.С. Остеохондроз позвоночника. М.: Медицина, 1984; пат. РФ №2016545; з. РФ №2000117306).

Недостатками подобных способов является принудительное физическое воздействие на естественный костно-мышечный корсет, а также необходимость применения специальных устройств и тренажеров, что делает перечисленные способы неудобными и сложными в повседневном применении.

Наиболее близким решением, выбранным в качестве прототипа, является способ формирования осанки при обучении основам классического танца А.Я.Вагановой, известный как "система Вагановой". (А.Ваганова "Основы классического танца". - М., "Искусство", 1963 г., сс.14-20).

Отличительными чертами "системы Вагановой" считаются "стальная" осанка (апломб) корпуса, благородная и естественная посадка головы. Система А.Я.Вагановой включает воспитание в учениках устойчивость корпуса, умение находить опору в корпусе, как предпосылку для свободного владения телом в танце. В то же время система предусматривает обучение сознательному подходу к каждому движению. Основными элементами обучающей системы Вагановой являются: система постоянных тренировок, содержащих многократное повторение специально подобранных поз и упражнений, саморефлексию каждого движения для развития понимания правильной осанки и координации движений. При этом упражнения и последующая саморефлексия их выполнения направлены на осознание того, что стержнем устойчивости корпуса является позвоночник. Формирование правильной осанки осуществляется путем самонаблюдений учениками за ощущениями мускулатуры в области спины при различных движениях, и "захват" позвоночника мускулатурой в области поясницы с ощущением позвоночника как стержня устойчивости корпуса тела. При этом особое внимание уделяется шейной и поясничной зонам позвоночника. Способ формирования устойчивой осанки по системе Вагановой начинается с освоения упражнения plie' (плие) в первой позиции ног (в этой позиции ступни ног вывернуты носками наружу и расположены на одной прямой линии, параллельной линии плеч, а пятки ступней соединены). В этой позиции положение корпуса наименее устойчиво, что заставляет человека делать некоторые усилия для осознанной концентрации всей мускулатуры корпуса тела, чтобы удержать вертикальную ось корпуса, вокруг которой строится все равновесие тела и правильная осанка.

К недостаткам этой системы можно отнести следующие:

- отсутствие точных ориентиров на позвоночнике и других частях тела человека для формирования правильной осанки;

- недостаточная универсальность способа, в результате чего он применим исключительно в хореографии и связанных с ней областях деятельности;

- формирование специфической координации частей тела человека (в частности, постоянной выворотности ног и специфической походки), длительно использующего эту систему.

Целью предлагаемого изобретения является повышение эффективности и универсальности способа формирования осанки путем создания точных телесных ориентиров.

В соответствии с настоящим изобретением для достижения поставленной цели предложена система точек тела человека, включающая следующие точки:

- точка 1 - расположена в шейной части позвоночника между остистыми отростками 7 шейного и 1 грудного позвонков - является центром устойчивости головы и центром поворотов головы относительно корпуса;

- точка 2 - расположена в грудной части позвоночника между остистыми отростками 7 и 8 грудных позвонков - является центром устойчивости грудной и плечевой частей корпуса и центром поворотов этих частей относительно всего корпуса;

- точка 3 - расположена на пояснице между остистыми отростками 4 и 5 поясничных позвонков - является центром устойчивости всего корпуса и центром взаимных поворотов нижней (тазовой) части и верхней частей корпуса;

- точки 4 и 5 - расположены симметрично относительно позвоночника в верхней грудной части корпуса тела спереди в первом межреберье на сосковой линии - являются центрами поворотов плечевой части относительно грудной части корпуса;

- точки 6 и 7 - расположены симметрично относительно позвоночника в верхней части спины - непосредственно напротив точек 4 и 5, при этом точки 6 и 7 образуют линию устойчивости плечевой части корпуса;

- точки 8 и 9 - расположены симметрично относительно позвоночника на спине на пересечении линии, проходящей через точку 2 позвоночника перпендикулярно к нему, и линий, параллельных позвоночнику, проходящих через точки 6 и 7, при этом точки 2, 8, 9 образуют линию устойчивости грудной части корпуса;

- точки 10 и 11 - расположены симметрично относительно позвоночника в грудной части корпуса тела - непосредственно напротив точек 8 и 9, при этом точки 10-11 в совокупности с точками 4-5 формируют правильное положение передней грудной части корпуса;

- точки 12 и 13 - расположены симметрично относительно позвоночника в нижней части корпуса тела спереди на гребнях подвздошных костей;

- точки 14 и 15 - расположены симметрично относительно позвоночника в нижней части корпуса тела сзади - непосредственно напротив точек 12 и 13;

- точки 16 и 17 - расположены симметрично относительно позвоночника в поясничной части корпуса тела на пересечении линии, проходящей через точку 3 позвоночника перпендикулярно к нему, и линий, параллельных позвоночнику, проходящих через точки 14 и 15 при этом точки 3, 16, 17 образуют линию устойчивости всего корпуса;

- точки 18 и 19 - расположены симметрично относительно позвоночника в области живота непосредственно напротив точек 16 и 17, при этом совокупность точек 12, 13, 18, 19 формирует правильную, форму живота.

Предложен также способ формирования осанки, включающий систему упражнений, отличающийся тем, что формирование осанки осуществляют через формирование у человека представления о модели корпуса собственного тела как о системе точек тела 1-19, описанных выше, и обучение навыкам владения этой моделью, при этом в модели корпуса тела человека, при его вертикальном статическом положении, точки 1, 2, 3 расположены на одной вертикальной прямой линии, точки 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 взаимосвязаны между собой и представляют собой вершины углов прямоугольного параллелепипеда грудной части корпуса тела, взаимосвязанного с вертикальной прямой линией точек 1-3 в точке 2, с возможностью поворота относительно нее, а точки 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 представляют собой вершины углов прямоугольного параллелепипеда поясничной части корпуса тела, взаимосвязанного с вертикальной прямой линией точек 1-3 в точке 3, с возможностью поворота относительно нее, при этом грани поясничного параллелепипеда параллельны соответствующим граням грудного параллелепипеда.

Предлагается также формирование у человека представления о модели корпуса собственного тела осуществлять через тактильное воздействие на точки 1-19, последующую рефлексию человеком собственных ощущений от тактильного воздействия на точки и осознание человеком роли этих точек в формировании осанки и движений тела.

Кроме того, предлагается обучение владению моделью тела осуществлять через обучение навыку при вертикальном положении корпуса тела удерживать точки 1-3 на одной вертикальной прямой линии и при этом одновременно стягивать точки 4-11 к точке 2 позвоночника, а точки 12-19 - к точке 3 позвоночника.

Предлагается обучение навыкам владения моделью тела человека через систему взаимосвязанных точек 1-19 осуществлять на занятиях физкультурой и/или спортом, и/или хореографией, и/или на уроках, и/или повседневных занятиях при сидении за партой или столом, при неизменной программе или режиме той или иной деятельности.

Точки 1-3 на позвоночнике тела человека, как они описаны выше, выбраны, как центры устойчивости шейной, грудной и поясничной частей позвоночника и в то же время как центры, вокруг которых осуществляются относительные движения частей тела. Эти точки являются узловыми для правильного положения позвоночника, а также являются системообразующими для всей системы точек тела. Работа только с этими тремя точками уже может дать существенный результат в формировании правильной осанки. Однако для постоянного удержания позвоночника в правильном положении необходимо развитие всех основных мышц корпуса тела человека и поддержание их в тонусе.

Для формирования правильного положения грудной части корпуса подобраны точки 4-11 так, что через воздействие на эти точки возможно включение в работу мышц верхней части корпуса и как следствие формирование правильного ее положения. Передние точки 4, 5, 10, 11 служат ориентирами для формирования положения грудной части тела, а точки 6, 7, 8, 9 - ориентирами для формирования положения спины и плеч.

Для формирования основы для правильного положения всего корпуса тела человека подобраны точки 12-19 так, что через воздействие на эти точки возможно включение в работу мышц поясничной и тазобедренной частей корпуса, несущих основную нагрузку при удержании тела в правильном вертикальном положении, а также возможно формирование правильного положения поясничной и тазобедренной частей корпуса тела, являющихся основой для правильного вертикального положения корпуса тела. При этом точки 12, 13, 18, 19 служат ориентирами для формирования формы живота, а точки 14, 15, 16, 17 - ориентирами для формирования положения поясничной и тазобедренной частей корпуса, подключая и ягодицы.

Таким образом, система точек 1-19 тела человека подобрана так, что воздействие на совокупность этих точек может обеспечить формирование правильной устойчивой осанки корпуса тела человека.

Способ формирования осанки через формирование у человека представления о модели корпуса тела, как об описанной выше системе 1-19 тела человека и обучение навыкам владения этой моделью, учитывая, что в модели тела человека, при его вертикальном статическом положении точки 1, 2, 3 расположены на одной вертикальной прямой линии, точки 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 представляют собой вершины углов прямоугольного параллелепипеда грудной части корпуса тела, взаимосвязанного с вертикальной прямой линией точек 1-3 в точке 2, с возможностью поворота относительно нее, а точки 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 представляют собой вершины углов прямоугольного параллелепипеда поясничной части корпуса тела, взаимосвязанного с вертикальной прямой линией точек 1-3 в точке 3, с возможностью поворота относительно нее, при этом грани поясничного параллелепипеда параллельны соответствующим граням грудного параллелепипеда. Формирование у человека описанного представления о модели корпуса тела человека и овладение этой моделью, а именно обретение навыка через систему тренировок и упражнений удерживать указанные точки 1-19 тела человека в положении, соответствующем описанной модели, преодолевая их реальное, отличное от описанного положение, приводит к формированию правильной осанки.

Описанная модель тела человека естественна и понятна, проста в запоминании, что облегчает овладение моделью и делает способ формирования осанки простым, эффективным, универсальным, не требующим дополнительных устройств. Овладение описанной моделью приводит к надежному достижению результата - формированию правильной осанки, развитию или коррекции костно-мышечного аппарата.

Для повышения эффективности формирования представления о модели корпуса тела человека, как описанной системы точек 1-19, возможно осуществление тактильного воздействия на указанные точки 1-19. При тактильном воздействии на отдельную точку человек ощущает концентрацию энергии в ней и ближайших мышцах и через эти ощущения осознает роль каждой конкретной точки в формировании мышечного тонуса и поддержании правильной осанки. Так, нажатие пальцем руки тренера или корректора на точки позвоночника 1-3 приводит к ощущению того, что концентрация энергии в этих точках уже приводит к естественному выпрямлению позвоночника. Однако длительно удерживать позвоночник в таком положении затруднительно без помощи остальных точек, роль которых в активизации мышечного аппарата эффективнее усваивается через тактильное воздействие на них со стороны тренера или корректора. Последовательное нажатие на все точки 1-19 приводит к эффективному осознанному их запоминанию и последующему овладению правильной моделью корпуса тела человека. Таким образом, тактильное воздействие на точки 1-19 увеличивает эффективность способа формирования осанки.

Для повышения эффективности обучения владению моделью тела человека обучают навыку при вертикальном положении корпуса тела удерживать точки 1-3 на одной вертикальной прямой и при этом одновременно стягивать точки 4-11 к точке 2 позвоночника, а точки 12-19 - к точке 3 позвоночника. Такое "стягивание" соответствующих точек обеспечивает автоматическое формирование модели корпуса тела, как оно описано выше. При этом можно не запоминать какое положение должны занимать точки 4-11 и 12-19, поскольку при таком "стягивании" автоматически формируется описанная модель, при которой плечи выпрямляются и опускаются, ягодицы подтягиваются к животу, живот подтягивается к позвоночнику, все мышцы корпуса тела приходят в концентрированное рабочее состояние и после получения навыка легко удерживаются в этом положении и соответственно удерживают правильную осанку. Такое положение корпуса тела является естественным для человека, что можно наблюдать у здоровых маленьких детей, которые еще не научились сутулиться и не привыкли к распущенности мускулатуры. Постоянные тренировки в овладении описанной моделью тела возвращают человеку эти же ощущения из детства и возвращают его к комфортному состоянию при постоянном поддержании правильной осанки. Постепенно навык владения описанной моделью корпуса тела переходит на подсознательный уровень и поддерживается автоматически.

Универсальность и эффективность предложенного способа формирования осанки дополнительно обеспечивается тем, что обучение навыкам владения моделью тела через систему взаимосвязанных точек 1-19 можно осуществлять на занятиях физкультурой и/или спортом, и/или хореографией, и/или на уроках, и/или повседневных занятиях при сидении за партой или столом, при неизменной программе или режиме той или иной деятельности, другими словами, постоянно, в любой ситуации.

Настоящее изобретение поясняется чертежом, на котором представлено схематичное изображение тела человека и совмещенной с телом человека модели корпуса тела человека в виде системы точек 1-19.

Система точек 1-19, как она описана выше, схематично изображена на чертеже. Указанные на чертеже номера позиций соответствуют номерам точек в описании и формуле изобретения.

Способ формирования осанки включает систему тренировок для осознанного формирования у человека представления о модели корпуса тела, как о системе точек 1-19 тела человека, и обучение навыкам владения этой моделью. При этом человека знакомят с моделью корпуса тела, в которой точки 1-3 расположены на одной вертикальной прямой линии при вертикальном статичном положении корпуса, кроме того, точки 4-11 взаимосвязаны между собой и представляют собой вершины прямоугольного параллелепипеда грудной части корпуса тела. Этот параллелепипед взаимосвязан с вертикальной прямой линией точек 1-3 в точке 2 с возможностью поворота относительно ее. Точки 12-19 взаимосвязаны между собой и представляют собой вершины прямоугольного параллелепипеда поясничной части корпуса тела. Этот параллелепипед взаимосвязан с вертикальной прямой линией точек 1-3 в точке 3 с возможностью поворота относительно ее.

Реальная модель корпуса человека с нарушенной осанкой может существенно отличаться от формируемой модели. Однако внимание человека не фиксируется на реальной модели, а полностью сосредотачивается на формировании правильной модели корпуса тела человека в соответствии с настоящим описанием.

Осознанное формирование у человека представления о модели корпуса, как о системе точек 1-19, начинается со знакомства человека с соответствующими точками на своем теле, через их наглядное представление на схеме, ощущение, осознание и последующих попыток овладения этой моделью. На этом этапе человеку показывают на схеме, дают возможность найти самому и ощутить конкретную точку тела и осознать ее значение и участие в формировании правильной осанки и движений тела. Затем человек учится постоянно осознавать указанные точки своего тела. При этом каждая точка ощущается как напряжение определенной группы мышц, формирующих правильное положение частей корпуса тела.

Осознанное формирование представления о модели тела человека и овладение этой моделью, описанной системой точек 1-19, происходит в следующей последовательности:

- человека знакомят и обучают овладению точками 1-3 на позвоночнике и удержанию их на одной вертикальной прямой;

- далее человека знакомят и обучают овладению точками 4-11 на грудной части, а именно обучают формированию из точек 4-11 прямоугольного параллелепипеда, который в любом положении и движении тела сохраняет свою неизменную форму с возможностью поворота относительно точки 2 позвоночника;

- далее человека знакомят и обучают овладению точками 12-19 в поясничной части корпуса тела, а именно, обучают формированию из точек 12-19 прямоугольного параллелепипеда, который в любом положении и движении тела сохраняет свою неизменную форму с возможностью поворота относительно точки 3 позвоночника.

В дальнейшем человек пытается самостоятельно или под наблюдением тренера или корректора сохранять положение точек 1-19 в соответствии с описанной моделью.

Для более эффективного осознанного формирования представления о модели корпуса тела человека возможно осуществление тактильного воздействия на точки 1-19 тела человека, последующую рефлексию человеком собственных ощущений от такого воздействия и осознание роли этих точек в формировании осанки и движений тела. Так, нажатие пальцем руки тренера или корректора на точки позвоночника 1-3 приводит к ощущению того, что концентрация энергии в этих точках уже приводит к естественному выпрямлению позвоночника. Однако длительно удерживать позвоночник в таком положении затруднительно без помощи остальных точек, роль которых в активизации мышечного аппарата эффективнее усваивается через тактильное воздействие на них со стороны тренера или корректора. Последовательное нажатие на все точки 1-19 приводит к эффективному осознанному их запоминанию и последующему овладению правильной моделью корпуса тела человека. Таким образом, тактильное воздействие на точки 1-19 увеличивает эффективность способа формирования осанки.

Для повышения эффективности обучения владению моделью тела человека обучают навыку при вертикальном положении корпуса тела удерживать точки 1-3 на одной вертикальной прямой и при этом одновременно стягивать точки 4-11 к точке 2 позвоночника, а точки 12-19 - к точке 3 позвоночника. Такое "стягивание" соответствующих точек обеспечивает автоматическое формирование модели корпуса тела, как оно описано выше. При этом не нужно запоминать, какое положение должны занимать точки 4-11 и 12-19, поскольку при таком "стягивании" автоматически формируется нужная модель корпуса тела и как следствие плечи выпрямляются и опускаются, ягодицы подтягиваются к животу, живот подтягивается к позвоночнику, все мышцы корпуса тела приходят в концентрированное рабочее состояние и после получения навыка легко удерживаются в этом положении и, соответственно, удерживают правильную осанку.

Осознанное формирование представления о модели тела человека и овладение этой моделью, описанной системой точек 1-19, происходит в следующей последовательности:

- человека знакомят и обучают овладению точками 1-3 на позвоночнике и удержанию их на одной вертикальной прямой;

- далее человека знакомят и обучают овладению точками 4-11 на грудине, а именно обучают "стягиванию" точек 4-11 к точке 2, пока не появится навык такого удержания корпуса тела;

- одновременно человека знакомят и обучают овладению точками 12-19 в поясничной части корпуса тела, а именно, обучают "стягиванию" точек 12-19 к точке 3, пока не появится навык такого удержания корпуса тела;

- после этого человека учат осознавать положение этих точек при выполнении упражнений на спортивных тренировках, при любых других занятиях. При этом режим тренировок, соответствующий той или иной специализации, не изменяется, ребенок обучается постановке корпуса на упражнениях, присущих той или иной специализации.

Первоначально человек чувствует мышечное напряжение при формировании правильной осанки. Однако при постоянных тренировках постепенно происходит преобразование напряженного контроля постановки корпуса тела в расслабленное, но в то же время "жесткое" и устойчивое правильное положение корпуса тела.

На процесс формирования правильной осанки затрачивается столько времени, сколько необходимо для каждого конкретного человека. На практике этот процесс продолжался от 6 до 18 месяцев при занятиях с тренером-корректором 2 раза в неделю по 2 часа. Длительность этого этапа зависит от индивидуальных физических и психологических особенностей человека.

Предложенный способ формирования осанки применяется авторами с 1999 года до настоящего времени в нескольких массовых спортивно-художественных группах детей и взрослых, в которые принимались все желающие без специального отбора.

Группа художественной гимнастики - около 40 человек, занимались в течение учебного года по 2 часа 1 раз в неделю. Около 10% людей имели нарушения осанки, искривление позвоночника. По окончании учебного года у большинства людей с нарушениями осанки произошли видимые внешние изменения осанки: осанка исправилась.

Группа дзю-до - 10 человек, занимались в течение 6 месяцев 1 раз в неделю по 2 часа.

Группа фигурного катания - 20 человек, занимались в течение учебного года 4 часа в неделю.

Группа женской акробатики (возраст от 8 до 18 лет) - 10 человек, занимались 6 месяцев по 2 часа в неделю.

Работа в группах шла с тренирующимися и с тренерами для того, чтобы тренеры могли заниматься формированием осанки своих спортсменов самостоятельно. Результатом таких занятий, по оценкам тренеров и самих тренирующихся, явились устойчивое и в то же время комфортное положение корпуса в "собранном" состоянии не только на тренировках, но постоянно, улучшилась координация движений, синхронность работы всех частей тела.

За три года работы в указанных группах с использованием тренингов в соответствии с настоящим изобретением количество разрядников и мастеров спорта составило около 30% от общего количества занимающихся. Для массовых спортивных секций это необычайно хороший результат. Как правило, тренеры из общего числа выбирают одного или двух наиболее способных и только они достигают высоких спортивных результатов и разрядов.

Для подтверждения результатов можно привести следующие конкретные примеры.

Белоусова Ирина, 13 лет. В начале занятий художественной гимнастикой девочка не имела правильной осанки, необходимой для спортсмена эластичности суставов, гибкости. Занималась по предложенной технологии в течение трех лет. За это время у нее сформировалась правильная устойчивая осанка. Выполнила разряд "Мастер спорта".

Горбунова Анастасия, 15 лет. До начала занятий по предлагаемой методике Настя была очень среднеразвитым ребенком, от которого никто не ожидал выдающихся результатов. Через 6 месяцев включения в повседневные занятия и тренировки тренингов по предлагаемому изобретению Настя почувствовала свое тело, смогла раскрыть свои внутренние ресурсы. Выполнила разряд "Мастер спорта".

Наблюдались случаи коррекции осанки.

Например, Наташа, 7 лет. Пришла в художественную гимнастику в 2001 году с диагнозом "лордоз" (перегиб корпуса назад). Девочке было прописано ношение корсета. Через год систематических занятий по два часа в неделю и самостоятельных тренировок дома по предлагаемому способу у девочки развились мышцы корпуса тела, и визуально уменьшились нарушения осанки. Врач отменил ношение корсета. Занятия продолжаются.

Каждый участник занятий с использованием предлагаемого изобретения является примером внешней коррекции фигуры в сторону правильности осанки, приобретения легкости и естественности движений. Кроме того, внешние изменения связаны с внутренними изменениями: большей собранностью, способностью к концентрации внимания, усилением воли к достижению поставленных целей.

Похожие патенты RU2245702C2

название год авторы номер документа
Способ лечебно-оздоровительного воздействия на человека Жданова В.А. 2016
  • Жданов Владимир Алексеевич
RU2643403C1
СПОСОБ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ОЦЕНКИ ОСАНКИ ЧЕЛОВЕКА 2007
  • Овчинников Николай Дмитриевич
  • Сапунов Виктор Николаевич
  • Егозина Валентина Ивановна
  • Воинов Ричард Леонардович
RU2337618C1
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ВЕРТИКАЛЬНОЙ ОСИ ТЕЛА ЧЕЛОВЕКА 2005
  • Репникова Ирина Анатольевна
RU2291680C1
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 2005
  • Тимофеева Татьяна Всеволодовна
  • Поляев Борис Александрович
  • Иванова Галина Евгеньевна
  • Гогитидзе Наталья Владимировна
  • Гогитидзе Татьяна Владимировна
RU2336068C2
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПЕРЕНОСНОЙ ТРЕНАЖЕР ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СИЛОВЫМ УПРАЖНЕНИЯМ И РЕАБИЛИТАЦИИ В ПОСТТРАВМАТИЧЕСКОМ ПЕРИОДЕ 2012
  • Мякишева Оксана Ивановна
  • Егоров Михаил Васильевич
  • Берчатова-Емелина Майя Борисовна
RU2493893C1
КОМПЛЕКСНЫЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА ЗА СЧЕТ ВЫСВОБОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ ОРГАНИЗМА 2019
  • Лукин Геннадий Николаевич
RU2730979C1
СПОСОБ ТРЕНИРОВКИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2007
  • Васин Максим Алексеевич
RU2364436C2
СПОСОБ ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ДЕГЕНЕРАТИВНО-ДИСТРОФИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ ПОЗВОНОЧНИКА 2012
  • Сухоручко Александр Николаевич
  • Сухоручко Михаил Александрович
RU2496461C1
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА 2005
  • Чесноков Игорь Иванович
RU2300362C2
СПОСОБ СОБОЛЕВА ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ЧЕЛОВЕКА 2005
  • Соболев Геннадий Павлович
RU2308928C2

Реферат патента 2005 года СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ОСАНКИ

Изобретение относится к медицине, в частности к лечебной физкультуре, и может быть использовано для формирования осанки с помощью системы точек тела. Способ включает систему тренировок, на которых формирование осанки осуществляют через формирование у человека представления о модели корпуса тела как о системе точек тела и обучение навыкам владения этой моделью. Пациенту необходимо удерживать точки тела человека в положении, соответствующем модели корпуса тела. При этом в модели корпуса тела человека, при его вертикальном статическом положении выделяют вертикальную прямую линию, прямоугольный параллелепипед грудной части корпуса тела, взаимосвязанный с вертикальной прямой линией, с возможностью поворота относительно нее, прямоугольный параллелепипед поясничной части корпуса тела, взаимосвязанный с вертикальной прямой линией с возможностью поворота относительно нее, при этом грани поясничного параллелепипеда параллельны соответствующим граням грудного параллелепипеда. Способ позволяет повысить эффективность формирования осанки. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 245 702 C2

1. Способ формирования осанки, включающий систему тренировок, отличающийся тем, что формирование осанки осуществляют через формирование у человека представления о модели корпуса тела как о системе точек тела 1-19, где точка 1 расположена в шейной части позвоночника между остистыми отростками 7 шейного и 1 грудного позвонков, точка 2 расположена между остистыми отростками 7 и 8 грудных позвонков, точка 3 - между остистыми отростками 4 и 5 поясничных позвонков, точки 4 и 5 расположены симметрично относительно позвоночника спереди в первом межреберье на сосковой линии, точки 6 и 7 расположены симметрично относительно позвоночника в верхней части спины напротив точек 4 и 5, точки 8 и 9 расположены симметрично относительно позвоночника на спине на пересечении линии, проходящей через точку 2 позвоночника перпендикулярно к нему, и линий, параллельных позвоночнику, проходящих через точки 6 и 7, точки 10 и 11 расположены симметрично относительно позвоночника в грудной части корпуса тела непосредственно напротив точек 8 и 9, точки 12 и 13 расположены симметрично относительно позвоночника в нижней части корпуса тела спереди на гребнях подвздошных костей, точки 14 и 15 расположены в нижней части корпуса тела сзади непосредственно напротив точек 12 и 13, точки 16 и 17 расположены симметрично относительно позвоночника в поясничной части корпуса тела на пересечении линии, проходящей через точку 3 позвоночника перпендикулярно к нему и линий, параллельных позвоночнику, проходящих через точки 14 и 15, точки 18 и 19 расположены симметрично относительно позвоночника в области живота непосредственно напротив точек 16 и 17 и обучение навыкам владения этой моделью, а именно через систему тренировок и упражнений удерживать указанные точки 1-19 тела человека, в положении, соответствующем описанной модели, при этом в модели корпуса тела человека, при его вертикальном статическом положении, точки 1, 2, 3 расположены на одной вертикальной прямой линии, точки 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 представляют собой вершины углов прямоугольного параллелепипеда грудной части корпуса тела, взаимосвязанного с вертикальной прямой линией точек 1-3 в точке 2, с возможностью поворота относительно нее, а точки 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19 представляют собой вершины углов прямоугольного параллелепипеда поясничной части корпуса тела, взаимосвязанного с вертикальной прямой линией точек 1-3 в точке 3, с возможностью поворота относительно нее, при этом грани поясничного параллелепипеда параллельны соответствующим граням грудного параллелепипеда.2. Способ формирования осанки по п.1, отличающийся тем, что формирование представления о модели корпуса тела человека осуществляют через тактильное воздействие на точки 1-19, последующую рефлексию человеком собственных ощущений от тактильного воздействия на точки и осознание человеком роли этих точек в формировании осанки.3. Способ формирования осанки по п.1 или 2, отличающийся тем, что обучение владению моделью тела осуществляют через обретение навыка при вертикальном положении корпуса тела удерживать точки 1-3 на одной вертикальной прямой и при этом одновременно стягивать точки 4-11 к точке 2 позвоночника, а точки 12-19 к точке 3 позвоночника.4. Способ формирования осанки по пп.1-3, отличающийся тем, что обучение навыкам владения моделью тела человека через систему точек 1-19 осуществляют на занятиях физкультурой, и/или спортом, и/или хореографией, и/или на уроках, и/или повседневных занятиях при сидении за партой или столом, при неизменной программе или режиме той или иной деятельности.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2245702C2

КАПТЕЛИН А.Ф
Восстановительное лечение при травмах и деформациях опорно-двигательного аппарата
- М., 1969, с.206-214, 224-230
ЕПИФАНОВ В.А
Лечебная физическая культура
- М., 2002, с.298-315
Лечебная физкультура и врачебный контроль
Под ред
ЕПИФАНОВА В.А
- М., 1990, с.207-216.

RU 2 245 702 C2

Авторы

Шельгорн Д.С.

Каравашкин А.Б.

Даты

2005-02-10Публикация

2003-01-15Подача