Изобретение относится к области нарративной психологии и содержит элементы междисциплинарной теории и практики, в том числе профилактической медицины, физической культуры и педагогики и направлено на обучение людей умению осознанно изменять свое психосоматическое состояние и на воспитание навыков овладения культурой здоровья.
Существует много методик направленных на самооздоровление человека, где авторы доказывают, что человеческий организм обладает огромной внутренней силой и мудростью.
Так, методики М. Гогулан, основанные на системе здоровья Ниши, содержат шесть правил здоровья и учат, как правильно и систематически их выполнять (М. Гогулан. "Можно не болеть, советы Майи Гогулан". М.: Советский спорт, 1998).
Однако, в основном, эти методики направлены на оздоровление организма, их авторы обучают овладению способами оздоровления обычными, общепринятыми приемами посредством книг, чтением лекций и проведением занятий.
Наряду с большим значением подобных работ, они предназначены для людей, страдающих теми или иными заболеваниями, описывают приемы оздоровления организма, излечения тех или иных болезней и профилактики заболеваний.
Известен психобиоэнергетический способ профилактики болезней и оздоровления организма человека (RU, патент №2173973, А61Н 1/00, 21.10.1999), предусматривающий выполнение пациентом комплекса определенных физических упражнений в ритме, синхронизированном с параметрами дыхания.
Данный способ не содержит приемов, вызывающих в человеке стремления к активному самоизменению, предусматривает пассивное участие пациента в процессе оздоровления и психотерапевтическое воздействие на него оператора.
Однако жизнь современного человека связана не только с проблемами здоровья, но и со стремлением постичь смысл и цель жизни, полностью раскрыть свой потенциал, реализовать себя в соответствии с заложенными в каждом человеке возможностями и способностями, научиться жить в гармонии с Природой.
Известен способ М.С. Норбекова обучения людей реализации своих потенциальных возможностей (RU, патент №2240719, А61В 5/00, 27.11.2004), заключающийся в том, что людей обучают умению формирования образа «совершенства» и создания положительного эмоционального настроя, закрепляют его в физических ощущениях, создают условия, преимущественно ассоциативно звуковые, для переживания соответствующих состояний, обучаемые выполняют физические упражнения, меняя свои эмоции и мысли с положительных на отрицательные, и наоборот, для закрепления положительного эмоционального настроя в физических ощущениях, дополнительно формируют умение изменять воображаемый образ «совершенства» и физические ощущения при закреплении этого образа. Контроль ведут посредством опроса, проверки личных дневников с записями, анкетирования. Данный способ выбран в качестве прототипа.
Безусловно, система М.С. Норбекова сыграла большую роль в приобщении тысяч людей к достойному поддержанию личного здоровья, в приобщении к здоровому образу жизни. Вместе с тем в опубликованном реферате и в практике применения можно увидеть лишь намек на научный подход. К сожалению «система М.С. Норбекова» так и осталась в поле эзотерических знаний и не смогла стать опорой для повсеместного внедрения в практику жизни граждан России и ближнего зарубежья.
По данным ВОЗ экономический эффект от реализации профилактических программ составляет один к восьми. По данным министерства здравоохранения Российской Федерации охрана и укрепление здоровья должны проводиться в отношении граждан Российской Федерации, как: - Абсолютно здоровых (5-7%); - Имеющих 1-3 заболевания в состоянии стойкой ремиссии (55-70%). Из числа последних наиболее многочисленна часть населения, имеющая дезадаптационные явления, состояние хронической усталости, явления утомления и переутомления, снижение умственной и физической работоспособности. Названные состояния при продолжающемся временном воздействии физических и социальных факторов высокой интенсивности с большой вероятностью приводят к обострению основного заболевания и развитию сопутствующих.
Кроме этого многие граждане имеют хронические неинфекционные заболевания, такие как сахарный диабет, др. заболевания эндокринной системы, а также гипертония, заболевания мочеполовой сферы, рассеянный склероз и многие другие неинфекционные хронические заболевания.
Задача предлагаемого автором изобретения - обеспечение высокого качества жизни граждан, укрепление и развитие генофонда нации; обеспечение здоровой, активной и творческой жизни населения как основы самореализации человека.
Технический результат - обеспечение социализации человека в семье, коллективе и социуме за счет раскрытия адаптационных возможностей организма человека путем восстановления и сохранения утраченного телесного (физического), психологического и социального здоровья.
Сущность комплексного универсального способа восстановления и укрепления здоровья человека за счет высвобождения адаптационных ресурсов организма заключается в следующем. Каждый человек в группе в процессе занятий одномоментно воздействует на три основные компоненты своего организма - телесную, психическую и социальную включая духовную, причем его первоначально обучают правильной осанке и поддержанию внутреннего статуса самоуважения и достоинства как постоянного навыка, при этом каждый выполняет комплекс адаптивной физической гимнастики для суставов и позвоночника с диафрагмальной дыхательной гимнастикой и психологическим сопровождением под эрготропную музыку, что способствует возбуждению психомоторики; выполняет комплекс упражнений для тренировки органов зрения состоящих из физических упражнений для глазодвигательных мышц и последующего выполнения психологических практик для тренировки и стимуляции зрительного анализатора и глазных нервов; осуществляет тренировку сенсорных систем организма (органов чувств) для установления биологически значимой обратной связи периферической нервной системы с центральной нервной системой путем последовательного воздействия на мышечный корсет тела с помощью визуальных, аудиальных, тактильных, вкусовых и обонятельных ощущений; работает по формированию позитивного эмоционального состояния соответствующего состоянию молодости, силы и здоровья, сохраняет этот образ в памяти и использует его при дальнейшей работе с организмом усиливая возможности человека, тем самым формирует навык постоянного поддержания психологического и физического здоровья; выполняет комплекс эмоциональных и социально направленных психологических практик включающих формирование чувства любви к себе, к людям и окружающему миру, прощение людей и ситуаций, имеющих негативное влияние на внутренний эмоциональный мир человека, устраняя избыточные психологические и социальные напряжения, формируя новые отношения в семье, коллективе, социуме, и, тем самым, обеспечивает взаимную устойчивость каждой из трех компонент в сложных условиях жизнедеятельности человека.
Новизна способа заключается в практически выверенном сочетании и синтезе телесного (физического), когнитивного, сенсорного, психоэмоционального, социально-психологического подходов к формированию качественно новых требований к сохранению, восстановлению, укреплению здоровья и реальному достижению в структуре личности новой ценности - здорового образа жизни.
Автор предлагает универсальную комплексную инновационную технологию восстановления и укрепления здоровья человека за счет высвобождения адаптационных ресурсов человека, которая имеет очевидную экономическую целесообразность и является массовой рациональной и безопасной системой оздоровления с выходом на индивидуальное самосознание, на образ жизни, на оперативный контроль за ресурсами здоровья населения, на формирование экономической ценности здоровья, на систему самооздоровления и эффективного применения представляемых здоровьесберегающих технологий.
На практике способ реализуют в групповых занятиях численностью в группе от 5 до 200 и более человек одновременно на основе 8-ми дневного 32-х часового учебно-практического курса под названием «Культура здоровья».
Основой способа является комплекс адаптивной физической гимнастики для суставов и позвоночника с диафрагмальной дыхательной гимнастикой и психологическим сопровождением под эрготропную музыку, что способствует возбуждению психомоторики. Подготовленный тьютор организует занятие исходя из основного обучающего принципа - «делай как Я». Комплекс гимнастики полностью выполняется тьютором вместе с группой, тьютор, являясь эталоном для группы, создает с помощью музыкального сопровождения и владения метафорическим языком, тематическими шутками, анекдотами атмосферу непринужденности с одновременной концентрацией внимания слушателей на точке (области) работы и наработки навыка правильности выполнения. Важное значение имеет маршировка под энергичные маршевые мелодии, особенно детские (пионерские), патриотические маршевые мелодии, с одновременным пропеванием, что погружает слушателей в ресурсные состояния подросткового и молодого возраста. Также используются короткие танцпаузы и пение хором общеизвестных мелодий. Первостепенное значение в начале работы имеет технология формирования правильной осанки как четкой психофизической конструкции и тренировка по запоминанию этого состояния с одновременным выполнением растягивающих вверх специальных упражнений для позвоночника. Важность постепенного освоения и обязательного правильного выполнения упражнений комплекса объясняется психофизиологическими причинами работы организма: «чем четче, правильнее осознанное выполнение тем лучше значимая обратная связь прорабатываемой переферии нервной системы, мышечных волокон, суставов и позвоночника с центральной нервной системой, тем больше нарастает скорость восстановления утраченных или ослабленных функций того или иного органа или системы органа. То есть, таким образом, центральная нервная система восстанавливает базовые природные механизмы саморегуляции, но уже на осознанном уровне.
Постепенное нарастание аэробной нагрузки за счет увеличения амплитуды, ритма и темпа выполнения упражнений, постепенное нарастание интенсивности и небольшого увеличения времени дыхательных практик в процессе выполнения физической нагрузки, происходит день за днем и уже к 5-ому - 6-ому дню занятий заметно к лучшему изменяются пульс, артериальное давление крови, также заметно увеличивается время произвольной задержки дыхания на вдохе и выдохе.
Практические упражнения для глаз делают их необходимыми для психологического сопровождения лиц, имеющих не только нарушения в работе органов зрения, но и различные психосоматические нарушения, а также для организации как индивидуальной, так и групповой работы по профилактике и сохранению здоровья.
Работа с органами зрения состоит из следующих составных частей:
- тренировка глазодвигательных мышц и других физических составляющих глаз;
- аутотренинговые техники обучения слушателей самовнушению, направленные на активизацию работы нервной системы органов зрения;
- тренировка остроты зрения по аналоговой оптотипической таблице-тренажеру;
- обучение формированию позитивного эмоционального состояния с помощью ведущего курс психолога, тьютора.
Во время курсовых занятий человек ежедневно тренирует свои глаза от 30 до 40 минут ежедневно.
Затем осуществляют тренировку сенсорных систем организма (органов чувств) для установления биологически значимой обратной связи периферической нервной системы с центральной нервной системой путем последовательного воздействия на мышечный корсет тела с помощью визуальных, аудиальных, тактильных, вкусовых и обонятельных ощущений. Для этого тьютор объясняет группе суть выполняемого упражнения по тренировке сенсорных систем. Объясняются механизмы формирования ощущений в той или иной области тела. Основным постулатом служит объяснения механизмов формирования ощущений тепла, холода, покалывания, вибраций в той или иной области тела, концентрации внимания и последующего перемещения по необходимым траекториям в зависимости от задач данного упражнения. Общей частью работы с сенсорными системами является постулат о том, что формирование тепла позволяет расширить, снять напряжение, расслабить мышечные волокна предполагаемо зажимающие кровеносные сосуды, нервные окончания, что мешает обеспечению нормальной иннервации данного участка тела (мышцы) и обеспечению нормального кровоснабжения. Следующее основное ощущение - холод, с его помощью также тренируют все пять органов чувств, как и в предыдущем случае с теплом.
С помощью подобранных метафор тьютора человек формирует чувства здоровья, упругости, чистоты, молодости в прорабатываемой области, сохраняют этот образ в памяти и используют его при дальнейшей работе с организмом, усиливая свои возможности, тем самым формируют навык постоянного поддержания психологического и телесного (физического) здоровья. Таким же образом происходит работа с остальными ощущениями и органами чувств, усиливая день ото дня позитивное воздействие человека на собственный организм снимая избыточное напряжение и высвобождая адаптационные ресурсы для формирования новых ощущений здорового организма, таким образом, формируются навыки саморегуляции.
Далее слушатели выполняют комплекс эмоциональных и социально направленных психологических практик, для чего происходит научение формированию чувства любви к себе, к людям и окружающему миру, освоение практик прощения людей и ситуаций, имеющих негативное влияние на внутренний эмоциональный мир человека. С этой целью используется, как правило, подборка, состоящая из нескольких фрагментов известных классических и современных музыкальных произведений, которые имеют мощное эрготропное, а при необходимости, трофотропное звучание для оказания помощи группе в формировании необходимых научно обоснованных эмоциональных переживаний социально и духовно направленных для разрешения задач, стоящих перед каждым человеком в группе и жизни. Музыкальное сопровождение, имея определенную самостоятельную задачу, сопровождается метафорами и образами, формируемыми в речи тьютора.
К этой же части работы с социальными эмоционально окрашенными установками относится и освоение практик приобретения навыка прощения людей и ситуаций, имеющих негативное влияние на внутренний эмоциональный мир человека.
Тем самым устраняются избыточные психологические и социальные напряжения, формируются новые отношения в семье, коллективе, социуме и обеспечивается взаимная устойчивость каждой из трех компонент в сложных условиях жизнедеятельности человека.
Безусловным достижением представляемой технологии следует считать общий значительный объем аутотренинговых и медитативных техник. Абсолютное большинство слушателей впервые сталкивается с конкретной работой в состоянии медитативного аутотренингового погружения, что само по себе ценно для каждого человека с европейским складом ума и соответствующим менталитетом. Возможность посвятить себе 32 часа в течение 8 дней, своим внутренним состояниям, прислушаться к организму и научиться осознанно управлять своими внутренними психофизиологическими процессами, поправить здоровье, выделить время для самоосмысления и самоизменений - очень значимые показатели.
Таким образом, формируется навык самоуправления, самоорганизации и, в конечном итоге, саморегуляции, что обеспечивает социализацию человека в семье, коллективе и социуме, за счет максимального раскрытия адаптационных возможностей организма человека путем восстановления и укрепления утраченного телесного (физического), психологического и социального здоровья.
Результаты мониторинга уровня психологического и психосоматического здоровья группы педагогов образовательных учреждений г.о. Новокуйбышевск Самарской области на базе проведенных практических занятий 8-ми дневного 32-х часового учебно-практического курса «Культура здоровья» дают следующие результаты:
- острота зрения увеличивается от 0,5 до 1-3-х диоптрий за курс в зависимости от индивидуальных особенностей, что подтверждается клиническими исследованиями у офтальмолога в 74-90% слушателей;
- отмечено практически у 100% слушателей улучшение визуального контраста, цветоощущения, устранение ощущения усталости, рези в глазах;
- офтальмологами отмечаются устранение покраснений слизистых оболочек глаз, слизистые оболочки становятся спокойными практически в 90-100% случаев в зависимости от возрастных особенностей;
- отмечено заметное улучшение вестибулярной функции вплоть до полного восстановления даже у пожилых людей старших возрастов;
- отмечены случаи устранения зарегистрированной катаракты у слушателей, которые продолжают тренировать глаза после завершения обучения в домашних условиях по нашей методике;
- как правило, улучшается память, стимулируется интеллект, это особенно заметно у слушателей пожилого возраста и с недостатками психического развития:
- снижение индекса массы тела - до 74% от общего числа участников;
- спирометрия - нормализация показателей дыхания до - 100%;
- сатурация (насыщение крови кислородом) - улучшили показатели до - 48-73% в зависимости от возрастных параметров группы;
- тонус вегетативной нервной системы - улучшили показатели до - 81%;
- состояние миокарда (нарушение питания сердечной мышцы) - улучшили до - 86%.
Представленный комплексный универсальный способ восстановления и укрепления здоровья может быть реализован для создания основ повсеместной профилактики, так как базируется на междисциплинарной практике интеграции нескольких профильных направлений и может служить не только оздоровлению, но и воспитанию, что является первоочередным для устойчивого экономического и духовного развития России, о чем говорят проведенные исследования в том числе для:
- обеспечения высокого качества жизни народа, укрепления и развития генофонда нации;
- обеспечения здоровой, активной и творческой жизни населения как основной задачи государственной социальной политики;
- признания роли здоровья населения как стратегического потенциала, фактора национальной безопасности, стабильности и благополучия общества;
- необходимости ориентации на здоровье как социальное свойство личности, обеспечивающее в условиях рыночной экономики конкурентоспособность, благополучие семьи, профессиональное долголетие, обеспеченную старость.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ оздоровления студенческой молодежи | 2020 |
|
RU2732824C1 |
Способ выполнения упражнений для восстановления после психологических травм | 2022 |
|
RU2813677C2 |
СПОСОБ НЕМЕДИКАМЕНТОЗНОЙ КОРРЕКЦИИ АЛЕКСИТИМИИ И УЛУЧШЕНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ СПОРТСМЕНОВ | 2009 |
|
RU2429025C2 |
СПОСОБ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ОРГАНИЗМА | 2008 |
|
RU2394605C2 |
СПОСОБ РАЗВИТИЯ СОЗНАНИЯ У УЧАЩИХСЯ ВНЕШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ | 2011 |
|
RU2474439C1 |
Способ восстановления физического и психоэмоционального состояния пациентов после перенесенной коронавирусной инфекции | 2022 |
|
RU2786806C1 |
СПОСОБ ЛЕЧЕНИЯ МИГРЕНИ В МЕЖПРИСТУПНОМ ПЕРИОДЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ | 2002 |
|
RU2218189C1 |
СПОСОБ НАПРАВЛЕННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА | 1998 |
|
RU2196613C2 |
СПОСОБ ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ | 2016 |
|
RU2654661C1 |
СОЗДАНИЕ МЕТОДИКИ МУЗЫКОТЕРАПИИ | 2019 |
|
RU2740255C1 |
Изобретение относится к медицине и психологии. Каждый человек в группе в процессе занятий одномоментно воздействует на три основные компоненты своего организма - телесную, психическую и духовную. Первоначально его обучают правильной осанке и поддержанию внутреннего статуса самоуважения и достоинства как постоянного навыка. При этом каждый выполняет комплекс адаптивной физической гимнастики для суставов и позвоночника с диафрагмальным дыханием и психологическим сопровождением под эрготропную музыку. Выполняет комплекс упражнений для тренировки органов зрения, состоящий из физических упражнений для глазодвигательных мышц и последующего выполнения психологических практик для тренировки и стимуляции зрительного анализатора. Осуществляет тренировку сенсорных систем организма - органов чувств для установления биологически значимой обратной связи периферической нервной системы с центральной нервной системой. Работает по формированию позитивного эмоционального состояния, соответствующего состоянию молодости, силы и здоровья, сохраняет этот образ в памяти и использует его при дальнейшей работе с организмом. Выполняет комплекс эмоциональных и социально направленных психологических практик, включающих формирование чувства любви к себе, к людям и окружающему миру, прощение людей и ситуаций, имеющих негативное влияние на внутренний эмоциональный мир человека, устраняя избыточные психологические и социальные напряжения, формируя новые отношения в семье, коллективе, социуме. Способ обеспечивает социализацию человека в семье, коллективе и социуме за счет раскрытия адаптационных возможностей организма человека путем восстановления и сохранения утраченного телесного, психологического и социального здоровья.
Комплексный способ восстановления и укрепления здоровья человека, включающий взаимодействие телесных, психологических и духовных практик, создание положительного эмоционального настроя и закрепление его в физических ощущениях, отличающийся тем, что первоначально обучают правильной осанке и поддержанию чувства самоуважения и достоинства как постоянного навыка, при этом выполняют комплекс адаптивной физической гимнастики для суставов и позвоночника с диафрагмальным дыханием и психологическим сопровождением под эрготропную музыку; выполняют комплекс упражнений для тренировки органов зрения, состоящий из физических упражнений для глазодвигательных мышц и последующего выполнения психологических практик для тренировки и стимуляции зрительного анализатора; осуществляют тренировку сенсорных систем организма - органов чувств для установления биологической обратной связи периферической нервной системы с центральной нервной, для чего принимают медитативную позу сидя на стуле, закрывают глаза и мысленно представляют визуальные, тактильные, аудиальные, вкусовые и обонятельные ощущения тепла и холода последовательно; работают по формированию позитивного эмоционального настроя, соответствующего состоянию молодости, силы и здоровья, сохраняют этот образ в памяти и используют его при дальнейшей работе с организмом, усиливая возможности человека, тем самым формирует навык постоянного поддержания психологического и физического здоровья; выполняют комплекс эмоциональных и социально направленных психологических практик, включающих формирование чувства любви к себе, к людям и окружающему миру, прощение людей и ситуаций, имеющих негативное влияние на внутренний эмоциональный мир человека, устраняя избыточные психологические и социальные напряжения, формируя новые отношения в семье, коллективе, социуме.
СПОСОБ УКРЕПЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА (ВАРИАНТЫ) | 2004 |
|
RU2264799C1 |
СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА | 1998 |
|
RU2124907C1 |
СПОСОБ ВОССТАНОВЛЕНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СУТОЧНОГО БИОЛОГИЧЕСКОГО РИТМА У ПОДРОСТКОВ | 2011 |
|
RU2474408C1 |
Самоориентирующийся радиокомпас | 1939 |
|
SU76562A3 |
Методические рекомендации для коррекции психологического и эмоционального состояния московских спортсменов в олимпийских видах спорта во время учебно-тренировочного и соревновательного этапов спортивной подготовки | |||
М., 2012, с | |||
Прибор для равномерного смешения зерна и одновременного отбирания нескольких одинаковых по объему проб | 1921 |
|
SU23A1 |
Авторы
Даты
2020-08-26—Публикация
2019-06-06—Подача