Изобретение относится к посадочным устройствам летательных аппаратов, в частности к конструкции шасси.
Известно многоопорное основное шасси летательного аппарата, содержащее последовательно установленные пять пар полурычажных опор с колесами (см. Руководство по технической эксплуатации самолета АН-124, раздел 032.10.00. “Шасси”, стр.1-6, разработанное АНТК им. Антонова, январь 1993 г.).
При горизонтальной посадке самолета в поглощении ударных нагрузок участвуют все опоры шасси и нагрузка распределяется равномерно между ними. Поэтому конструкция опор может быть рассчитана на перегрузку, равную n=1,5-2.
При посадке самолета с учетом угла тангажа (средний угол ≈7°) в момент касания шасси ВПП, энергию удара воспринимают только задние опоры основного шасси, беря на себя 80% работы. При этом перегрузка на них возрастает до величины n>3. Все опоры шасси унифицированы, имеют типовую конструкцию и рассчитываются на одинаковую перегрузку, а значит на величину n>3. Это ведет к увеличению габаритов и веса, как агрегатов шасси, так и фюзеляжных узлов.
Для устранения указанных недостатков известное многоопорное шасси летательного аппарата, содержащее последовательно установленные рычажные или полурычажные опоры с колесами, снабжено телескопическим тягами со встроенньми демпферами, концы которых шарнирно закреплены на осях колес, связывая их между собой.
Посредством телескопических тяг большая часть (около 60%) ударных нагрузок, действующих на задние опоры основного шасси при посадке летательного аппарата с углом тангажа, передается на остальные опоры, находящиеся в воздухе, включая их в работу. А наличие демпфера, встроенного в телескопическую тягу, исключает жесткий удар при передаче нагрузки между опорами. Все это ведет к снижению перегрузок, действующих на шасси и фюзеляжные узлы, уменьшая их габариты и вес.
На фиг.1 изображена схема шасси летательного аппарата в выпущенном положении;
на фиг.2 изображена схема шасси летательного аппарата в момент касания задних опор ВПП при посадке с углом тангажа;
на фиг.3 изображена схема шасси при движении летательного аппарата по ВПП;
на фиг.4 изображена схема телескопической тяги с демпфером.
Основное шасси летательного аппарата (см. фиг.1) содержит последовательно установленные на фюзеляже (на фиг. не показан) три (или больше) пары опор рычажного типа с колесами: задняя опора 1, средняя - 2, передняя - 3. Каждая опора выполнена в виде газогидравлического амортизатора 4, шток которого 5 связан с фюзеляжем летательного аппарата, а корпус 6 - с рычагом 7, на котором закреплена ось колеса 8. Оси колес всех опор 1, 2, 3 связаны между собой телескопическими тягами 9 посредством шарниров 10 на концах тяг (см. фиг.4). Каждая тяга снабжена встроенным пружинным демпфером 11.
При посадке летательного аппарата с углом тангажа (см. фиг. 2) посадочные нагрузки воспринимает задняя опора 1 основного шасси. Под действием внешних нагрузок поворачивается рычаг 7. При этом телескопическая тяга 9, выбрав небольшой ход по демпферу 10, нагружает через ось колеса 8 среднюю опору 2 шасси летательного аппарата, которая таким же образом нагружает переднюю опору 3. Все опоры основного шасси включаются в работу, уменьшая перегрузку, приходящуюся на заднюю опору.
При движении летательного аппарата по взлетно-посадочной полосе телескопические тяги в результате возможности изменения длины отслеживают положение колес опор, не препятствуя преодолению неровностей (см. фиг.3).
Предлагаемая конструкция обеспечивает уменьшение габаритов и веса многоопорных шасси и фюзеляжных узлов, что позволит снизить вес летательного аппарата в целом на 20%.
Изобретение относится к летательным аппаратам, в частности к конструкции шасси. Многоопорное шасси содержит последовательно установленные рычажные или полурычажные опоры с колесами, снабжено телескопическими тягами со встроенными демпферами. Концы тяг посредством шарниров закреплены на осях колес, связывая их между собой. В первый момент касания взлетно-посадочной полосы при посадке летательного аппарата с углом тангажа рабочие нагрузки воспринимают задние опоры основного шасси. При этом телескопические тяги, выбрав ход по демпферу, через оси колес включают в работу остальные опоры, уменьшая перегрузку на задние опоры. Технический результат в снижении перегрузок, действующих на шасси и фюзеляжные узлы. 4 ил.
Многоопорное шасси летательного аппарата, содержащее последовательно расположенные рычажные или полурычажные опоры с колесами, отличающееся тем, что оно снабжено телескопическими тягами со встроенными демпферами, концы которых шарнирно закреплены на осях колес, связывая их между собой.
САМОЛЕТ | 1996 |
|
RU2151716C1 |
РЫЧАЖНО-ТЕЛЕСКОПИЧЕСКАЯ ОПОРА ШАССИ | 1999 |
|
RU2158213C1 |
ОПОРА ШАССИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1983 |
|
RU1107464C |
US 4155522 A, 22.05.1979 | |||
СПОСОБ ИНТРАОПЕРАЦИОННОЙ ДИАГНОСТИКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ЛЕВОЙ ДОЛИ ПЕЧЕНИ ПРИ ГЕМИГЕПАТЭКТОМИЯХ СПРАВА | 2007 |
|
RU2332175C1 |
Авторы
Даты
2005-02-10—Публикация
2003-04-28—Подача