КОЛЕСНАЯ ПАРА ЛОКОМОТИВА Российский патент 2005 года по МПК B60B37/00 B61C15/04 

Описание патента на изобретение RU2246406C1

Предлагаемое изобретение относится к области рельсовых транспортных средств и может быть использовано в конструкции тепловозов и электровозов.

Известны колесные пары локомотивов. Так в книге “Конструкция и динамика тепловозов” изд. 2-ое доп. под ред. Иванова В.Н. М., Транспорт 1974 г., на стр.157 рис.105 описана и показана колесная пара тепловоза ТЭЗ. Такая колесная пара состоит из колесных центров, напрессованных на ось. На колесные центры также напрессованы бандажи. Колесная пара несет на себе тяговый электродвигатель (см. ту же книгу стр.173-174, рис.119), который приводит ее во вращение, тем самым осуществляя поступательное движение тепловоза. Существенным недостатком данного узла тепловоза является то, что зачастую в момент трогания тепловоза с места под поездом значительного веса, за счет снижения коэффициента сцепления колеса с рельсом, происходит пробуксовка колес на последних, что, во-первых, ведет к повышенному износу сопрягаемой кинематической пары и, во-вторых, снижает тяговую способность локомотива. Для повышения коэффициента сцепления увеличивают собственную массу локомотивов, но этот прием малоэффективен, так он ограничен несущей способностью рельсового пути и повышает металлоемкость локомотивов, снижая тем самым их КПД.

Известна также конструкция колесной пары, используемой в колесно-моторном блоке тепловозов и электровозов, описанной в книге Железнодорожный транспорт. Энциклопедия / гл. ред. Н.С.Конарев - М.: Большая Российская энциклопедия, 1994 г. на стр.186-187 и показанной на соответствующих рисунках. Конструкция такой колесной пары аналогична вышеописанной, следовательно, недостатки их подобны.

Поэтому целью предлагаемого изобретения является повышение тяговой способности локомотивов в момент трогания их с места за счет увеличения силы сцепления колеса с рельсом.

Поставленная цель достигается тем, что бандаж состоит, по крайней мере, из двух колец, расположенных на колесном центре и имеющих торцевые круговые зазоры друг относительно друга, один из зазоров является воздушным, а в другом размещены кольца, выполненные из диамагнитного материала, причем одно из колец бандажа снабжено криволинейными в сечении пальцами, жестко закрепленными в ответных отверстиях, выполненных в другом кольце бандажа, и на каждом из пальцев размещены индукционные катушки, обмотки которых, расположенные в зоне контакта колеса с рельсом, в момент трогания локомотива с места последовательно подключают к источнику постоянного тока, размещенному на локомотиве, через токосъемники, установленные на упомянутой оси колесной пары.

На фиг.1 показан общий вид колесной пары, на фиг.2 - часть поперечного сечения колеса по А - А и на фиг.3 - часть продольного сечения колеса по В - В.

Колесная пара локомотива состоит из оси 1, на которой жестко закреплены колесные центры 2 с правым кольцом бандажа 3 и с левым кольцом бандажа 4 (см. фиг.2). Правое кольцо бандажа 3 выполнено за одно целое с криволинейными пальцами 5, запрессованными в отверстия 6, изготовленные по форме, как и пальцы 5, торцевые части 7 которых расклепаны. Между торцами колец бандажа 3 и 4 с одной стороны выполнен воздушный зазор 8, а с другой в подобном зазоре размещено диамагнитное кольцо 9. Правое кольцо бандажа 3 снабжено гребнем 10, и на его криволинейных пальцах 5 расположены индукционные катушки 11, связанные проводниками (на чертежах не показаны) с токосъемными кольцами 12, закрепленными на оси 1 колесной пары, а их щетки 13 имеют электрическую связь с источником постоянного тока локомотива. Колесная пара перемещается по рельсовому пути 14.

Работает колесная пара локомотива следующим образом. В момент трогания локомотива с места, который, например, снабжен двумя тележками с шестью осями и имеет статическую нагрузку на колесную пару 21,0 т, на токосъемники 12 через щетки 13 подают напряжение постоянного тока от имеющегося источника, расположенного на локомотиве. Конструкция токосъемника такова, что происходит подключение только одной индукционной катушки (находящейся в зоне контакта колеса с рельсом) к сети, которая в магнитопроводе "правый кольцевой бандаж 3 - левый кольцевой бандаж 4 - рельс 14" создаст магнитный поток Ф, показанный на фиг.2. Такой магнитный поток вызовет силу магнитного притяжения N, приложенную от колеса к рельсу 13 (см. фиг.2 и фиг.3), которая позволит увеличить статическую нагрузку на колесные пары, передаваемую на рельсы 14. Приблизительный расчет такой нагрузки можно произвести по формуле, представленной на стр.154-155 книги А.С.Касаткин, М.В.Немцов, Электротехника, 4-е переработанное издание, 1983 г.

Для расчета такой силы примем:

В - индукция в рабочем зазоре между колесом и рельсом, равная 2 Тл;

μ0 - магнитная проницаемость воздушного зазора, равная 4π*10 Гн/м;

S - площадь контакта колеса с рельсом, м2, которая определяется длиной контакта l=85 мм и шириной головки рельса Р75, равной b=75 мм.

Тогда:

Следовательно, на одном из колес колесной пары можно получить дополнительно вертикально-составляющую силу N=1010 кг, что примерно составляет от статической нагрузки в 10,5 т порядка 10%. Такая дополнительная нагрузка, передаваемая от шести колесных пар на рельсы, составит 1,01×2=12,12 тонны, что создаст условия по повышению тяговой способности локомотива в момент трогания его с составом с места. При дальнейшем повороте колеса, указанная катушка 11 выходит из зоны расположения ее с рельсом 14, и питание ее прекращается, зато следующая катушка, войдя в указанную зону, получит питание и так же, как и в предыдущем случае, создаст магнитную силу N. Далее процесс повторяется.

Технико-экономическое преимущество предложенного технического решения в сравнении с известным очевидно, так как оно направлено на повышение тяговой способности локомотива в момент трогания его с места под составом, что в итоге повышает долговечность кинематической пары колесо-рельс за счет снижения износа колеса и рельса при буксовании колес локомотива, а также стабилизирует режим работы тяговых электродвигателей, которые в момент трогания работают как сериесные машины.

Похожие патенты RU2246406C1

название год авторы номер документа
ЛОКОМОТИВ 2006
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Зайцев Андрей Анатольевич
  • Сираев Роман Олегович
RU2314949C1
КОЛЕСНАЯ ПАРА ЛОКОМОТИВА 2003
  • Сливинский Е.В.
  • Бровко С.В.
  • Воробьев Е.И.
RU2247661C1
ПРОТИВОЮЗНОЕ УСТРОЙСТВО РЕЛЬСОВОГО ЭКИПАЖА 2004
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Зайцев Андрей Анатольевич
  • Теслин Вячеслав Владимирович
  • Курносова Ольга Викторовна
RU2267419C1
КОЛЕСО КОЛЁСНОЙ ПАРЫ 2014
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Климов Дмитрий Николаевич
  • Пищулин Дмитрий Александрович
RU2551862C1
ПРОТИВОЮЗНЫЙ РЕГУЛЯТОР 2004
  • Сливинский Е.В.
  • Зайцев А.А.
  • Теслин В.В.
  • Курносова О.В.
RU2260531C1
КОЛЕСНАЯ ПАРА ЛОКОМОТИВА 2008
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Киселёв Валентин Иванович
  • Егоров Сергей Геннадьевич
  • Лукашов Дмитрий Вячеславович
RU2372231C1
КОЛЕСНАЯ ПАРА ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1998
  • Михин Н.М.
  • Савоськин А.Н.
  • Грек В.И.
  • Михайлов Г.И.
RU2158679C2
СЕКЦИЯ ТЕПЛОВОЗА 2004
  • Сливинский Е.В.
  • Парахина Н.Н.
  • Быкова О.С.
RU2256574C1
БЕСЧЕЛЮСТНАЯ ТЕЛЕЖКА ЛОКОМОТИВА 2017
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Киселёв Валентин Иванович
  • Саввин Даниил Игоревич
RU2655974C1
КОЛЕСНАЯ ПАРА ЛОКОМОТИВА 2007
  • Сливинский Евгений Васильевич
  • Митрофанов Сергей Юрьевич
  • Волкова Ирина Анатольевна
RU2332307C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 246 406 C1

Реферат патента 2005 года КОЛЕСНАЯ ПАРА ЛОКОМОТИВА

Изобретение относится к области рельсовых транспортных средств. Колесная пара состоит из оси с напрессованными на нее колесными центрами с бандажами. Бандаж состоит из двух колец, расположенных на колесном центре и имеющих торцевые круговые зазоры друг относительно друга. Один из зазоров является воздушным, а в другом размещены кольца, выполненные из диамагнитного материала. Одно из колец бандажа снабжено криволинейными в сечении пальцами, жестко закрепленными в ответных отверстиях, выполненных в другом кольце бандажа. На каждом из пальцев размещены индукционные катушки, обмотки которых, расположенные в зоне контакта колеса с рельсом, в момент трогания локомотива с места последовательно подключают к источнику постоянного тока, размещенному на локомотиве, через токосъемники. Технический результат заключается в повышении коэффициента сцепления колеса с рельсом. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 246 406 C1

Колесная пара локомотива, состоящая из оси с напрессованными на нее колесными центрами с бандажами, отличающаяся тем, что бандаж состоит по крайней мере из двух колец, расположенных на колесном центре и имеющих торцевые круговые зазоры друг относительно друга, один из зазоров является воздушным, а в другом размещены кольца, выполненные из диамагнитного материала, причем одно из колец бандажа снабжено криволинейными в сечении пальцами, жестко закрепленными в ответных отверстиях, выполненных в другом кольце бандажа, и на каждом из пальцев размещены индукционные катушки, обмотки которых, расположенные в зоне контакта колеса с рельсом, в момент трогания локомотива с места последовательно подключают к источнику постоянного тока, размещенному на локомотиве, через токосъемники, установленные на упомянутой оси колесной пары.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2246406C1

Железнодорожный транспорт
Энциклопедия
Под ред
КОНАРЕВА Н.С
- М.: Большая Российская энциклопедия, 1995, с.186-187
Ведущая колесная пара рудничного электровоза 1961
  • Стрельников Л.П.
  • Полежаев П.П.
  • Сушкин В.А.
SU143426A1
Устройство для увеличения силы сцепления колеса локомотива с рельсом 1960
  • Волков В.Г.
  • Рысьев А.В.
SU145616A1
Колесо рельсового транспортного средства 1985
  • Братусь Анатолий Дмитриевич
  • Корнышев Макар Васильевич
  • Дорошенко Иван Ефимович
SU1409498A1
DE 4125885 А1, 11.02.1993
WO 9415801 A1, 21.07.1994.

RU 2 246 406 C1

Авторы

Сливинский Е.В.

Зайцев А.А.

Бровко С.В.

Воробьев Е.И.

Даты

2005-02-20Публикация

2003-07-21Подача