Изобретение относится к авиадвигателестроению, а именно к конструкции форсажной камеры двухконтурного турбореактивного двигателя.
Известна форсажная камера газотурбинного двигателя, содержащая корпус и установленное в нем фронтовое устройство с кольцевыми стабилизаторами пламени и противовибрационным экраном, установленным в корпусе (1).
Недостатком ее является демпфирование колебаний давления в узком диапазоне частот.
Известна форсажная камера двухконтурного турбореактивного двигателя, содержащая установленное в корпусе фронтовое устройство с кольцевыми стабилизаторами пламени, размещенная на выходе из диффузора, образованного его корпусом и обтекателем задней опоры турбины, лепестковый смеситель потоков наружного и внутреннего контуров, закрепленный на опоре (2).
Такая форсажная камера при наступлении спонтанного режима вибрационного горения не имеет устройства для подавления энергии возникающих тангенциальных или радиальных мод колебаний давления и скорости газа.
Также известна форсажная камера газотурбинного двигателя, содержащая устройство для поглощения акустических колебаний газа, работающее как резонансный поглотитель (резонатор Гельмгольца), выполненное в обтекателе задней опоры турбины в виде перфорации на двух участках, расположенных на определенной длине относительно фронтового устройства, с втулками и заглушками из пористого материала в них в переднем участке (3).
Эта форсажная камера при наступлении режима вибрационного горения демпфирует колебания, но является тяжелой и сложной конструкцией.
Задача изобретения - расширение диапазона эффективного подавления тангенциальных и радиальных мод колебаний давления и скорости газа, упрощение конструкции и снижение массы форсажной камеры.
Задача решается тем, что в форсажной камере двухконтурного турбореактивного двигателя, содержащей установленное в корпусе фронтовое устройство с кольцевыми стабилизаторами пламени, размещенное на выходе из диффузора, образованного его корпусом и обтекателем задней опоры турбины, и лепестковый смеситель потоков наружного и внутреннего контуров, закрепленный на опоре, периферийная часть форсажной камеры и полость наружного контура сообщены по меньшей мере тремя полуволновыми акустическими волноводами, при этом их выходы расположены в плоскости фронтового устройства, а входы перед смесителем, причем длину акустических волноводов определяют из соотношения
, где λ - длина волны тангенциальной или радиальной моды колебаний.
Кроме того, в форсажной камере со стороны входа в акустический волновод или выхода из него может быть дополнительно установлен четвертьволновый резонатор, закрытый с торцов и сообщенный каналом с полостью волновода, расположенным в его середине, при этом длину резонатора определяет из соотношения: , где λ - длина волны тангенциальной или радиальной моды колебаний, причем четвертьволновые резонаторы выполнены в виде полостей разделенного стенками тороидального кольца, сообщенных каналами с акустическими волноводами.
Сообщив периферийную часть форсажной камеры с полостью наружного контура, по меньшей мере, тремя полуволновыми акустическими волноводами, мы получаем возможность максимального выноса акустической энергии в наружный контур двигателя при вибрационном горении.
Установив с полуволновыми акустическими волноводами дополнительно через общий канал четвертьволновые резонаторы мы получаем возможность увеличить потери волновой энергии внутри волноводов.
Выполнив четвертьволновые резонаторы в виде полостей разделенного стенками тороидального кольца, сообщенных с полуволновыми акустическими волноводами каналами, расположенными в середине их длины, мы получаем возможность выполнения компактной поддерживающей конструкции устройства, хорошо работающей в условиях двухконтурных турбореактивных двигателей с малыми гидравлическими потерями.
Рассчитав длину полуволновых акустических волноводов и длину четвертьволновых резонаторов, мы получаем возможность выполнить устройство для подавления колебаний при вибрационном горении и таким образом обеспечить работу форсажной камеры без регулярных колебаний в ней в более широком диапазоне рабочих режимов. Устройство, требующееся для этого, получается более простым и с меньшей массой.
Это обеспечивает задачу изобретения - расширение диапазона эффективного подавления тангенциальных или радиальных мод колебаний давления и скорости газа, упрощение конструкции и снижение массы форсажной камеры.
На фиг.1 представлен продольный разрез форсажной камеры с полуволновым акустическим волноводом.
На фиг.2 представлен продольный разрез форсажной камеры с полуволновым акустическим волноводом и дополнительным четвертьволновым резонатором.
На фиг.3 представлен продольный разрез форсажной камеры с полуволновым акустическим волноводом и четвертьволновым резонатором, выполненным в виде полостей разделенного стенками тороидального кольца.
На фиг.4 представлено сечение А-А фиг.3 по четвертьволновым резонаторам и волноводам.
Форсажная камера содержит установленное в корпусе 1 фронтовое устройство 2 с кольцевыми стабилизаторами пламени 3, размещенное на выходе из диффузора 4, образованного корпусом 1 и обтекателем 5 задней опоры 6 турбины 7. На опоре 6 закреплен смеситель 8 потоков наружного 9 и внутреннего 10 контуров, периферийная часть 11 форсажной камеры и полость 12 наружного контура 9 сообщены полуволновыми акустическими волноводами 13 с выходами 14, расположенными в плоскости 15 фронтового устройства 2 и входами 16 перед смесителем 8. Длина акустических волноводов определяется из соотношения: , где λ - длина волны тангенциальной или радиальной моды колебаний. Со стороны входа 16 в акустический волновод 13 или выхода 14 из него дополнительно установлен четвертьволновой резонатор 17, закрытый с торцов 18, 19 и сообщенный каналом 20 с полостью 21 волновода 13, расположенным в его середине. Длина резонатора 17 определяется из соотношения: , где λ - длина волны тангенциальной или радиальной моды колебаний. Четвертьволновые резонаторы 17 могут быть выполнены в виде полостей 22 разделенного стенками 23, 24 тороидального кольца 25 и сообщены с акустическими волноводами 13 каналами 20, расположенными в середине их длины.
При работе форсажной камеры в режиме вибрационного горения при любой форме поперечных колебаний давления по волноводам 13 в наружный контур 9 идет плоская волна. Так как длина акустических волноводов 13 определена близкой к 0,5 λ, во всех случаях колебаний (тангенциальных и радиальных) будет максимальный вынос энергии акустических колебаний в полость 12 наружного контура 9. Благодаря наличию в конструкции дополнительных четвертьволновых резонаторов 17, акустически связанных через каналы 20 с волноводами 13, потери волновой энергии увеличиваются за счет демпфирования колебаний в них, потери волновой энергии поперечных колебаний в связанной системе волноводов 13 и резонаторов 17 в полость 12 будут максимальны.
Таким образом, подбирая длины акустических волноводов 13 и дополнительно установленных четвертьволновых резонаторов 17, можно настроить устройство на подавление акустических колебаний поперечных мод колебаний в форсажной камере при вибрационном горении.
Литература
1. Скубачевский Г.С. Авиационные газотурбинные двигатели. Конструкция и расчет деталей. Москва: Машиностроение, 1969. С.445.
2. Копелев С.З., Гуров С.В. Тепловое состояние элементов конструкции авиационных двигателей. Москва: Машиностроение, 1978. С.177, 178. Рис.10.1.
3. Патент РФ №2117806, F 02 К 3/10,15.02.1995.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) | 2002 |
|
RU2229614C1 |
ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2002 |
|
RU2229615C1 |
ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2002 |
|
RU2229616C1 |
ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1995 |
|
RU2117806C1 |
ДВУХКОНТУРНЫЙ ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1995 |
|
RU2117804C1 |
Способ стабилизации зоны горения в форсажной камере сгорания турбореактивного двигателя и форсажная камера сгорания турбореактивного двигателя | 2017 |
|
RU2680781C1 |
ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ И СПОСОБ ЕЁ РАБОТЫ | 2021 |
|
RU2784569C1 |
КАМЕРА СГОРАНИЯ ТЕПЛОВОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2002 |
|
RU2212589C1 |
Форсажная камера двухконтурного турбореактивного двигателя | 1980 |
|
SU928869A2 |
СМЕСИТЕЛЬ ФОРСАЖНОЙ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВУХКОНТУРНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1995 |
|
RU2270354C2 |
Форсажная камера двухконтурного турбореактивного двигателя содержит установленное в корпусе фронтовое устройство с кольцевыми стабилизаторами пламени, размещенное на выходе из диффузора, образованного его корпусом и обтекателем задней опоры турбины, лепестковый смеситель потоков наружного и внутреннего контуров, закрепленный на опоре. Периферийная часть форсажной камеры и полость наружного контура сообщены, по меньшей мере, тремя полуволновыми акустическими волноводами. Выходы полуволновых акустических волноводов расположены в плоскости фронтового устройства, а входы перед смесителем. Длину акустических волноводов определяют из соотношения, защищаемого изобретением. Изобретение позволяет расширить диапазон эффективного подавления тангенциальных или радиальных мод колебаний давления и скорости газа, упростить конструкцию и снизить массу форсажной камеры путем подавления колебаний давления. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
где λ - длина волны тангенциальной или радиальной моды колебаний.
где λ - длина волны тангенциальной или радиальной моды колебаний.
ФОРСАЖНАЯ КАМЕРА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1995 |
|
RU2117806C1 |
ЕР 0576717 A1, 05.01.1994 | |||
ЕР 1158247 А2, 28.11.2001 | |||
US 5400589 А, 28.03.1995 | |||
СПОСОБ СБОРА ОБРАЗЦОВ ПОЧВ ДЛЯ МИКРОБИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ | 2023 |
|
RU2807931C1 |
СПОСОБ ПОДАВЛЕНИЯ ВЫСОКОЧАСТОТНЫХ КОЛЕБАНИЙ ДАВЛЕНИЯ | 0 |
|
SU309143A1 |
Авторы
Даты
2005-03-10—Публикация
2002-12-25—Подача