Изобретение относится к оптическому приборостроению, а именно к аэрофотосъемке, и может быть использовано при создании кадровых аэрофотоаппаратов.
Известны аэрофотоаппараты, содержащие объектив, фотозатвор, механизм транспортирования фотопленки, выравнивающий стол (а.с. СССР № 434362, опубл. 30.06.74 г. и № 498596, опубл. 05.01.76 г., МПК G 03 B 19/02).
Известен также отечественный кадровый аэрофотоаппарат НАФА-МК-75 (Описание и инструкция по эксплуатации ночного аэрофотоаппарата НАФА-МК-75, Красногорский завод им. С.А.Зверева, 1958 г., с.5-10), содержащий объективную часть, фотозатвор, механизм перемотки фотопленки, выравнивающий стол, мерный и направляющий валики, приводы. Здесь фотопленка выравнивается на поверхности неподвижного выравнивающего стола и протягивается мерным валиком, привод которого осуществляется с двух сторон - от привода механизма компенсации сдвига изображения и от привода перемотки фотопленки. Таким образом, периодическое изменение нагрузки на привод механизма компенсации сдвига изображения, увеличивает погрешность компенсации сдвига изображения и, как следствие, снижает точность его работы, что в конечном счете ухудшает качество снимка.
Наиболее близким аналогом к заявляемому техническому решению является аэрофотоаппарат АС-707-01 (Руководство по технической эксплуатации АС-707-01, БЛ1723042РЭ, ОАО "Красногорский завод им. С.А.Зверева, 1998 г., с.15, 17, 34, 38, 39, 41, 43, 48 и рекламный проспект), содержащий объектив, фотозатвор, кассету для фотопленки с пеналами, приводы, механизм компенсации сдвига изображения, содержащий привод, мерный валик, выравнивающий стол с подпружиненным кулачком, приводящим его в движение. В фотоаппарате аэрофотопленка выравнивается на поверхности подвижного в момент компенсации сдвига изображения выравнивающего стола и протягивается мерным валиком, получая вращение от привода механизма компенсации сдвига изображения; перемотка аэрофотопленки из подающего в приемный пеналы осуществляется от автономных приводов последних, при этом процесс перемотки аэрофотопленки осуществляется непрерывно на протяжении всего цикла работы аэрофотоаппарата. Данная схема аэрофотоаппарата обеспечивает его работу, в основном, в режиме коротких циклов. В режиме же длительных циклов работы аэрофотоаппарата обеспечение качественного регулирования приводов механизма компенсации сдвига изображения, приемного и передающего пеналов одновременно усложняет управление работой последних, требует выравнивания нагрузок на привод механизма компенсации сдвига изображения в момент непосредственной компенсации сдвига изображения, отключения балластных нагрузок элементов привода, не участвующих в обеспечении качества снимка, что приводит к ограничению применения аэрофотоаппарата по высоте "Н" и скорости полета носителя "W".
Задачей изобретения является создание аэрофотоаппарата, работающего в широком диапазоне высоты и скорости полета носителя, при достижении необходимого качества снимков.
Технический результат - увеличение точности работы приводов и механизмов пленкопротяжного тракта аэрофотоаппарата при уменьшении потребляемой мощности; увеличение надежности работы аэрофотоаппарата.
Это достигается тем, что в аэрофотоаппарате, содержащем последовательно установленные на корпусе объектив, фотозатвор, кассету, включающую приемный и подающий пеналы с приводами, механизм компенсации сдвига изображения, содержащий привод, мерный валик, выравнивающий стол с кулачком, подпружиненным упругим элементом, в отличие от известного мерный валик и выравнивающий стол кинематически соединены каждый с приводом механизма компенсации сдвига изображения посредством муфт переключения. Мерный валик, взаимодействующий с прижимным валиком, дополнительно снабжен муфтой необратимого вращения, обеспечивающей свободный поворот последнего в направлении движения аэрофотопленки. Выравнивающий стол снабжен тормозным устройством, состоящим из двигателя и зубчатых колес, кинематически соединяющих двигатель с кулачком, обеспечивающим поступательное перпендикулярно оптической оси аэрофотоаппарата перемещение выравнивающего стола, и устройством, содержащим регулировочный винт и фиксирующую гайку, регулирующим ход выравнивающего стола и контактирующим с кулачком.
На фиг.1 изображена схема аэрофотоаппарата, на фиг.2 - кинематическая схема привода механизма компенсации сдвига изображения, на фиг.3 - устройство, регулирующее ход выравнивающего стола.
Аэрофотоаппарат состоит из последовательно установленных на его корпусе объектива 1 (фиг.1), фотозатвора 2, кассеты, включающей приемный 3 и подающий 4 аэрофотопленку 5 пеналы, соответствующие им приемные приводы 6 и 7, накопитель 8 приемного и накопитель 9 подающего пеналов. Механизм компенсации сдвига изображения включает в себя привод 10, мерный валик 11, взаимодействующий с прижимным валиком 12, выравнивающий стол 13. Мерный валик 11 и выравнивающий стол 13 кинематически соединены каждый с приводом 10 посредством муфт переключения 14 и 15 (фиг.2) соответственно посредством зубчатых колес 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25 и 26, входящих в кинематическую цепь от привода 10 (фиг.1) к мерному валику 11, и 27, 28, 29, 30 и 31 (фиг.2), входящих в кинематическую цепь от привода 10 к выравнивающему столу 13 (фиг.1). Мерный валик 11 снабжен муфтой необратимого вращения 32, обеспечивающей свободный поворот последнего в направлении движения аэрофотопленки. Выравнивающий стол 13 снабжен тормозным устройством, состоящим из двигателя 33 (фиг.2), зубчатых колес 29 и 34, кинематически соединяющих двигатель 33 с кулачком 35 (фиг.2 и 3), подпружиненным пружиной 36 и обеспечивающим поступательное перпендикулярно оптической оси аэрофотоаппарата перемещение выравнивающего стола 13. Выравнивающий стол 13 снабжен также устройством, содержащим регулировочный винт 37 (фиг.3) и фиксирующую гайку 38, регулирующим ход выравнивающего стола 13. Кулачок 35 контактирует с регулировочным винтом 37.
Аэрофотоаппарат работает следующим образом. При его включении питание подается на приводы 6, 7 и 10, причем скорость вращения привода механизма компенсации сдвига изображения регулируется в зависимости от скорости и высоты полета носителя и управляется от бортового навигационного комплекса, а скорость приводов 6 и 7 подающего 43 аэрофотопленку 5 и приемного 3 пеналов регулируется соответствующими им накопителями 9 и 8, перемещение направляющих валиков которых изменяет величину электрического сопротивления связанных с ними потенциометров (не показаны). Привод механизма компенсации сдвига изображения 10, вращая кулачок 35, перемещает выравнивающий стол 13. В это время мерный валик 11, отключенный от привода механизма компенсации сдвига изображения 10 посредством муфты переключения 14 преодолевает сопротивление муфты необратимого вращения 32 и, проворачиваясь под воздействием накопителя 8, выбирает избыток аэрофотопленки, поступающей от перемещения выравнивающего стола 13, движущегося со скоростью компенсации сдвига изображения. В момент окончания рабочего хода выравнивающего стола 13 (фиг.1), т.е. в сторону компенсации сдвига изображения, к нему подключается электродвигатель 33 (фиг.2) тормозного устройства, который через зубчатые колеса 29 и 34 воздействует на кулачок 35 и притормаживает выравнивающий стол 13 во время движения его в направлении движения, противоположном компенсационному, т.е. возврата его в исходное положение. Величина перемещения стола регулируется устройством, содержащим регулировочный винт 37 (фиг.3) и фиксирующую гайку 38. Регулировочный винт 37 контактирует с кулачком 35, подпружиненным пружиной 36. Во время компенсации сдвига изображения происходит экспонирование аэрофотопленки 5 посредством фотозатвора 2. По окончании движения выравнивающего стола 13 в направлении компенсации сдвига изображения, т.е. процесса компенсации сдвига изображения, движение от привода 10, через муфту переключения 14, через зубчатые колеса 16-26 передается на мерный валик 11, который посредством прижимного валика 12 подхватывает свободную аэрофотопленку 5 и перематывает ее в накопитель 9. Одновременно с этим привод приемного пенала 3 получает вращение, и аэрофотопленка 5 из накопителя 9 наматывается в приемный пенал 3. Перед включением перемотки экспонированного кадра включается электромагнитная муфта 15, которая отключает движение ветви привода выравнивающего стола 13. Отключение же ветви привода мерного валика 11 происходит во время включения ветви привода выравнивающего стола 13 посредством муфты переключения 15 через зубчатые колеса 27-31. Таким образом происходит выравнивание нагрузки на привод компенсации сдвига изображения 10 во время его работы, что увеличивает точность его работы и, соответственно, улучшает качество изображения снимка. Далее подающий пенал 4 под воздействием привода 7 наполняет накопитель 9, т.е. готовит аэрофотоаппарат к следующему циклу.
Преимущества предложенного технического решения по сравнению с ближайшим аналогом состоят в следующем:
- обеспечена возможность применения аэрофотоаппарата в режиме длительных циклов его работы, т.е в более широком диапазоне скорости и высоты полета носителя W/H, при достижении необходимого качества снимков;
- увеличена точность работы приводов и механизмов пленкопротяжного тракта аэрофотоаппарата при уменьшении потребляемой мощности;
- увеличена надежность работы аэрофотоаппарата.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
АЭРОФОТОАППАРАТ | 2004 |
|
RU2275665C1 |
АЭРОФОТОАППАРАТ (ВАРИАНТЫ) | 2004 |
|
RU2263940C1 |
МЕХАНИЗМ КОМПЕНСАЦИИ СДВИГА ИЗОБРАЖЕНИЯ В АЭРОФОТОАППАРАТЕ | 2006 |
|
RU2336547C1 |
МНОГОТРАКТОВЫЙ ЩЕЛЕВОЙ АЭРОФОТОАППАРАТ | 1992 |
|
RU2036499C1 |
ШИРОКОУГОЛЬНЫЙ ЩЕЛЕВОЙ АЭРОФОТОАППАРАТ | 1992 |
|
RU2036500C1 |
Устройство для управления аэрофотоаппаратом | 1990 |
|
SU1831651A3 |
Устройство для управления аэрофотоаппаратом | 1991 |
|
SU1838757A3 |
УСТРОЙСТВО ИНДИКАЦИИ ПЛЕНКИ В ЛЕНТОПРОТЯЖНОМ ТРАКТЕ ФОТОАППАРАТА | 1992 |
|
RU2047881C1 |
Устройство индикации пленки в лентопротяжном тракте фотоаппарата | 1990 |
|
SU1783464A1 |
Устройство индикации пленки в лентопротяжном тракте фотоаппарата | 1990 |
|
SU1778744A1 |
Изобретение относится к оптическому приборостроению, а именнно к кадровым аэрофотоаппаратам. Аэрофотоаппарат содержит объектив, фотозатвор, кассету, включающую приемный и подающий пеналы с приводами, механизм компенсации сдвига изображения, содержащий привод, мерный валик и выравнивающий стол с подпружиненным кулачком. Мерный валик и выравнивающий стол кинематически соединены каждый с приводом механизма компенсации сдвига изображения посредством муфт переключения. Мерный валик, взаимодействующий с прижимным валиком, снабжен муфтой необратимого вращения, обеспечивающей свободный поворот последнего в направлении движения фотопленки. Выравнивающий стол снабжен тормозным устройством, состоящим из двигателя и зубчатых колес, кинематически соединяющих двигатель с кулачком, обеспечивающим поступательное перпендикулярно оптической оси аэрофотоаппарата перемещение выравнивающего стола, и устройством, содержащим регулировочный винт и фиксирующую гайку, регулирующим ход выравнивающего стола и контактирующим с кулачком. Технический результат - увеличение точности работы приводов и механизмов пленкопротяжного тракта аэрофотоаппарата при уменьшении потребляемой мощности, увеличение надежности работы аэрофотоаппарата. 3 ил.
Аэрофотоаппарат, содержащий последовательно установленные на корпусе объектив, фотозатвор, кассету, включающую приемный и подающий пеналы с приводами, механизм компенсации сдвига изображения, содержащий привод, мерный валик, выравнивающий стол с подпружиненным кулачком, отличающийся тем, что в нем мерный валик и выравнивающий стол кинематически соединены каждый с приводом механизма компенсации сдвига изображения посредством муфт переключения, при этом мерный валик, взаимодействующий с прижимным валиком, дополнительно снабжен муфтой необратимого вращения, обеспечивающей свободный поворот последнего в направлении движения аэрофотопленки, выравнивающий стол снабжен тормозным устройством, состоящим из двигателя и зубчатых колес, кинематически соединяющих двигатель с кулачком, обеспечивающим поступательное, перпендикулярно оптической оси аэрофотоаппарата перемещение выравнивающего стола, и устройством, содержащим регулировочный винт и фиксирующую гайку, регулирующим ход выравнивающего стола и контактирующим с кулачком.
ФРИКЦИОННОЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ СЦЕПЛЕНИЯ КОРПУСА СЪЕМНОГО КОЛЕСА СО СТУПИЦЕЙ РАБОЧЕЙ ОСИ | 1925 |
|
SU707A1 |
Устройство для перемотки пленки аэрофотоаппарата | 1978 |
|
SU777631A1 |
US 4505559 A, 19.03.1985 | |||
УСТРОЙСТВО для ВЫРАВНИВАНИЯ ФОТОПЛЕНКИ | 0 |
|
SU277541A1 |
ФОТОАППАРАТВ П ТБ..«S^-'Ji^^ Г5 Г'П-''*^''"V^'J^S»!Фи[Ш ^:i^t\'l{ | 1972 |
|
SU434362A1 |
Фотоаппарат с кассетной зарядкой | 1974 |
|
SU498596A1 |
Авторы
Даты
2005-03-10—Публикация
2003-06-26—Подача