Устройство индикации пленки в лентопротяжном тракте фотоаппарата Советский патент 1992 года по МПК G03B17/00 

Описание патента на изобретение SU1783464A1

струкцию и упрощать техническое обслуживание; повышать надежность работы, увеличивать срок службы аэрофотоаппарата и повышать автоматизацию процесса аэрофотографирования. Устройство содержит 1 фотоэлектрический датчик (1). 1 усилитель- формирователь (2), 1 делитель (3) частоты, пять электронных ключей (4-8), три схемы (9-1), задержки импульсов, две схемы (13, 14), расширения длительности импульса, переключатель (15) электронный, 1 блок (27) счетный и 1 блок (16) индикации, 1 генератор (17) импульсов, два триггера (18, 19), 1 усилитель (20) мощности, 1 реле (21) времени, 1 двигатель (22) электрический, 1 дешифратор (24), четыре схемы 25-28 совпадения, два задатчика (29, 30), кадров с шифраторами, 1 датчик (31) окончания цикла работы, 1 мультивибратор (32), 1 дискриминатор (33), 1 блок (34), управления, 1 блок (3) экспонирования, 1-2-9, 2-28-18-20-22, 2-3-18, 3-23, 3-4-16, 23-24-26-6-16. 24-25-5-16, 29-25, 30-26,17-9-28,15-13-10-21-22,34-15,15- 13-10-21-22, 34-15, 15-13-33-14-16: 31- 32-33, 32-27, 13-27-7-35, 27-11-19-8-12, 15-19. 2 ил,

Похожие патенты SU1783464A1

название год авторы номер документа
Устройство для управления аэрофотоаппаратом 1991
  • Агеев Иван Максимович
  • Астахова Елена Ивановна
SU1838757A3
Устройство для управления аэрофотоаппаратом 1990
  • Агеев Иван Максимович
  • Астахова Елена Ивановна
SU1831651A3
Устройство для управления аэрофотоаппаратом 1987
  • Агеев Иван Максимович
SU1515044A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИНДИКАЦИИ СОСТОЯНИЯ ПЛЕНКИ В ЛЕНТОПРОТЯЖНОМ ТРАКТЕ ФОТОАППАРАТА 1991
  • Агеев И.М.
  • Астахова Е.И.
RU2029330C1
УСТРОЙСТВО ИНДИКАЦИИ ПЛЕНКИ В ЛЕНТОПРОТЯЖНОМ ТРАКТЕ ФОТОАППАРАТА 1992
  • Агеев И.М.
  • Астахова Е.И.
RU2047881C1
УСТРОЙСТВО ИНДИКАЦИИ ПЛЕНКИ В ЛЕНТОПРОТЯЖНОМ ТРАКТЕ ФОТОАППАРАТА 1997
  • Агеев И.М.
  • Астахов Н.Б.
  • Прохоров В.П.
RU2158950C2
Устройство индикации пленки в лентопротяжном тракте фотоаппарата 1990
  • Агеев Иван Максимович
  • Астахова Елена Ивановна
SU1778744A1
Устройство индикации пленки в лентопротяжном тракте фотоаппарата 1991
  • Агеев Иван Максимович
  • Астахова Елена Ивановна
  • Прохоров Виктор Петрович
SU1819355A3
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ АЭРОФОТОСЪЕМКОЙ 1997
  • Агеев И.М.
  • Астахов Н.Б.
RU2138780C1
Устройство индикации пленки в лентопротяжном тракте фотоаппарата 1985
  • Агеев Иван Максимович
SU1278786A1

Иллюстрации к изобретению SU 1 783 464 A1

Реферат патента 1992 года Устройство индикации пленки в лентопротяжном тракте фотоаппарата

Изобретение относится к области фотографии, а именно к конструктивным элементам фотоаппаратов, и может быть использовано в фотоаппаратах, работа затворов которых управляется импульсами электрического тока, и преимущественно в кадровых аэрофотоаппаратах. Изобретение позволяет решать следующие задачи: повышать качество материалов аэрофотографирования за счет обеспечения аэрофотосъемки с продольным перекрытием аэрофотоснимков, минимально отличающимся от заданного, при интервалах, меньших цикла работы, исключить аэрофотосъемку с наложением кадра на кадр. Облегчать коиfe

Формула изобретения SU 1 783 464 A1

Изобретение относится к области фотографии, а именно к конструктивным элемен- там фотоаппаратов, и может быть использовано в фотоаппаратах, работа затворов которых управляется импульсами электрического тока, и преимущественно в кадровых аэрофотоаппаратах.

Известны устройства для индикации перемещения (перемотки) аэрофотопленки в лентопротяжном тракте аэрофотоаппарата. Для указания на нормальную перемотку аэрофотопленки служат механические и электрические сигнализаторы

Наиболее совершенными техническими решениями являются электрические сигнализаторы, представляющие собой различные конструкции, замыкающие и размыкающие контакты при перемотке аэрофотопленки. Через контакты подаются импульсы на электрическую лампу накали- вания, сигнализируюзую о перемотке аэрофотопленки В период останови аэро- фотомленки или при ее обрыве лампа горит непрерывно, либо гаснет в зависимости от положения контактов в кассете. Основны- ми недостатками существующих сигнализаторов перемотки аэрофотопленки являются отсутствие индикации о недостаточной перемотке аэрофотопленки, приводящей при фотографировании к наложению кадра на кадр и недостаточная информативность об обрыве или заедании аэрофотопленки.

Перемотка аэрофотопленки, приводящая к наложению кадра на кадр, создает иллюзию нормальной работы аэрофотоаппарата и вызывает непроизводительный расход дорогостоящей аэрофотопленки, средств, сил и времени для ее химико-фотографической обработки и к невыполнению задания, т.к. получаемые при этом материалы воздушного фотографирования не представляют практической ценности из-за их низкого качества. При этом необходимо учитывать и расходы, связанные с арендой летательного аппарата и его эксплуатацией, что особенно стало важным в современных условиях хозяйствования

В существующих конструкциях аэрофотоаппаратов фотозатворы, как правило,срабатывают от электрических импульсов, поступающих с командного прибора (пульта управления) независимо от наличия аэросоо- топленки в кассете (1, 2). При отсутствии аэрофотопленки в кассете или при ее обрыве, а также при перемотке с наложением кадра на кадр спусковой электромагнит фотозатвора все равно будет срабатывать при поступлении импул ьса с пульта управления Это приводит к преждевременному износу механизма фотозатвора и других деталей, что существенно сокращает срок службы аэрофотоаппарата.

При известных и постоянных параметрах аэрофотоаппарата и полета носителя фотоаппаратуры интервал аэрофотосъемки определяется по известной зависимости

где Т - интервал аэрофотосъемки, с;

I - длина продольной стороны аэрофотоснимка, см;

f - фокусное расстояние объектива, I,M;

Н - высота фотографирования, м;

W - путевая скорость носителя фотоаппаратуры, м/с;

Р - заданное продольное перекрытие, равное одной сотой процента.

Из формулы (1) видно, что основными переменными параметрами, влияющими на величину интервала аэрофотографирования при заданном процентном перекрытии, являются высота и путевая скорость носителя фотоаппаратуры, а точнее их соотношение

H/W. Принцип измерения этого отношения, а следовательно, определения интервала положен в основу построения различных полуавтоматических командных приборов (пультов управления) (3, 4),

Уменьшение высоты фотографирования или увеличение путевой скорости носителя фотоаппаратуры обусловливает уменьшение интервала фотографирования Т, который может стать соизмеримым с длительностью цикла работы аэрофотоаппарата Тц или даже меньше его, Если Т станет меньше Тц, то это приведет к уменьшению заданного продольного перекрытия аэрофотоснимков Р, которое является одним из показателей, определяющих точность стерефотограмметрических измерений и качество аэрофотоснимков. Для топографических целей продольное перекрытие Р задается равным 60, 80 и 90% с допустимыми отклонениями, составляющими единицы процентов. Для нетопографических целей во избежание разрыва между аэрофотоснимками, вследствие ошибок пилотирования носителей фотоаппаратуры, продольное перекрытие задается равным 20-30%. Разрыв между аэрофотоснимками может привести к тому, что малоразмерный селектируемый объект не изобразится на аэрофотоснимке, что будет равносильно невыполнению задания.

Если аэрофотографирование выполняется с интервалом аэрофотографирования Т, большим или равным длительности цикла работы аэрофотойппарата Тц, т.е. Т Тц (фиг, 1 а, б), то величина продольного перекрытия будет поддерживаться заданной (п - количество оборотов электродвигателя аэрофотокамеры). Если (фиг. 1, в), то величина продольного перекрытия станет меньше заданной.

Оценим на какую величину меняется заданное значение продольного перекрытия при . Пусть воздушное фотографирование выполняется аэрофотоаппаратом типа АФА-41 /20 с фокусным расстоянием объектива см, длиной продольной стороны аэрофотоснимка см, интервалом аэрофотосъемки с, , высота аэрофотографирования м.

При этих условиях путевая скорость носителя фотоаппаратуры с учетом формулы (1) будет равна

|Ј1

Tf

Р)Н 18(1-0,6)500 2-20

90 м/с 324 км/ч. Пусть при аэрофотографировании путевая скорость увеличилась и стала равной

341 .7 м/с. Интервал сьемки при этом уменьшился до величины Т-1,9 с. В этом случае часть импульсов будет поступать с пульта управления в камеру аэрофотоаппарата во время его цикла работы, т.е

срабатывание электромагнита фотозатвора

будет происходить через 1 импульс фиг, 1.

в). Это приведет как бы к увеличению в два

раза интервала аэрофотосъемки и уменьшению продольного перекрытия. Оценим величину продольного перекрытия Р при интервале аэрофотосъемки Т, меньшем длительности цикла работы Тц.

Счетом (1) для нашего примера можно

записать

Р 1 TW f

13,8-94,7-20

Ш 18-500 1-0,8 0,2 20%.

Значит в этом случае аэрофотографирование будет выполняться с продольным перекрытием аэрофотоснимков , т.е. в три раза меньше заданного .

Анализ результатов выполненных расчетов убеждает в том, что при интервалах аэрофотографирования, меньших длительности цикла работы аэрофотоаппарата, и заданных продольных перекрытиях

аэрофотоснимков 60; 80; 90%, действительные продольные перекрытия аэрофотоснимков будут 20; 60 и 80% соответственно.

Исследования показывают, что для

стабилизации продольного перекрытия аэрофотоснимков Р при интервалах аэрофотографирования, меньших цикла работы, необходимо увеличить искусственно интервал аэрофотографирования на величину

ДТ, такую (фиг. 1, г), чтобы Т+ . (2)

Действительно, если в нашем примере задержать импульс, идущий с пульта управления, до окончания цикла работы зэрофотоаппарата Т (1,9+0,,0 с), то тогда продольное перекрытие будет равно

Р 1 TW f

IH 1 - 0,42 0,58

12-94.7-20

18-500 58%,

т.е. составляет 97% от заданного продольного перекрытия аэрофотоснимков . В настоящее время нет устройств, обес- печивающих сохранение заданного продольного перекрытий аэрофотоснимков с такой точностью при интервалах аэрофотрг- .рафирования, меньших циклз работы аэро- } фотоаппарата.

Весьма существенной является информация о количестве кадров оставшейся неэкспонированной аэрофотопленки. Известны устройства для определения этого параметра с использованием различных счетчиков. Наибольшее применение получили устройства с использованием механических счетчиков метража (1) и электромеханические счетчики неэкспонированных кадров (2). Имеющиеся недостатки этих устройств не отвечают требованиям, предъявляемым к определению этого важного параметра в настоящее время.

В существующих конструкциях аэрофотоаппаратов отсутствуют устройства, информирующие операторов о том, что запланированное количество кадров экспонировано, и аэрофотографирование данным аэрофотоаппаратом необходимо прекратить.

Ближайшим по технической сущности к предлагаемому изобретению (его прототипом) является устройство по авт. ев, СССР N 1307433, 1987. Оно включает следующие элементы: датчик фотоэлектрический, усилитель-формирователь, делитель частоты, пять электронных ключей, три схемы задержки, блок управления прижимным столом, схему расширения длительности импульсов, блок индикации, переключатель, генератор импульсов, блок триггеров, компаратор, усилитель мощности, реле времени, двигатель, счетный блок, дешифратор, две схемы совпадения и два задатчика кадров с шифраторами.

Основными недостатками, присущими данному устройству, являются: отсутствие сигнализации о начале аэрофотосъемки с продольным перекрытием аэрофотоснимков, меньшим заданного; отсутствие возможности стабилизации продольного перекрытия аэрофотоснимков при интервалах аэрофотографирования, меньших.цикла работы аэрофотоэппарата; выключение аэрофотоаппарата после экспонирования определенного количества кадров, что невсегда является целесообразным.

Целью изобретения является повышение точности и надежности индикации.

Указанная цель достигается тем, что предлагаемое устройство содержит датчик фотоэлектрический, выход которого соединен с входом усилителя-формирователя, выход усилителя-формирователя соединен с первыми входами первой схемы задержки, четвертой схемы совпадения, входом делителя частоты, выход генератора импульсов соединен со вторым входом первой схемы задержки, выход которой соединен с первыми входами переключателя электронного,

блока индикации и вторым входом четвертой схемы совпадения, выход которой последовательно соединен с первым входом первого триггера, входами усилителя мощности и двигателя электрического перемотки аэрофотопленки, выход делителя частоты соединен со вторым входом первого ключа электронного, вторым входом блока индикации и последовательно соединен с входами

0 блока счетного, дешифратора, первыми входами первой и второй схем совпадения, вторые входы которых соединены с выходами первого и второго задатчиков кадров соответственно, выход первой схемы совпаде5 ния последовательно соединен с входом второго включа электронного и третьим входом блока индикации, выход второй схемы совпадения последовательно соединен с входом третьего ключа электронного и чет0 вертым входом блока индикации, выход пульта управления аэрофотоаппарата последовательно соединен со вторым входом переключателя электронного первым вхо- ,г дом второго триггера, входами пятого ключа

5 электронного и блока прижимного стола, второй выход переключателя электронного с соединен с входом первой схемы расширения длительности импульса, выход ко-, торой последовательно соединен с входами

0 второй схемы задержки, реле времени и двигателя электрического перемотки аэрофотопленки, последовательно соединен с первым входом дискриминатора, входом второй схемы расширения длительности

5 импульса, пятым входом блока индикации, соединен с первым входом третьей схемы совпадения, выход датчика окончания цикла работы соединен с входом мультивибратора, выход которого соединен со вторыми

0 входами дискриминатора и третьей схемы совпадения, выход третьей схемы совпадения последовательно соединен с входом третьей схемы задержки и вторым входом второго триггера, последовательно соеди5 нен с входами четвертого ключа электронного и блока экспонирования.

Отличие предлагаемого устройства от прототипа состоит в том, что дополнительно введены схе.ма расширения длительности

0 импульса, две схемы совпадения, датчик окончания цикла работы аэрофотоаппарата, мультивибратор и дискриминатор.

Применение новых элементов и связей придает предлагаемому устройству новые

5 свойства, приводящие к повышению качества материалов аэрофотогрэфирования, расширению эксплуатационных возможностей, упрощению конструкции лентопротяжного тракта за счет исключения фрикциона приемной катушки, сокращению времени, С1 л и

затрат на его техническое обслуживание, сигнализации о начале аэрофотосъемки с интервалаами аэрофотографирования, меньшими цикла работы, и сохранению при этом продольного перекрытия аэрофотоснимков, минимально отличающегося от заданного, увеличению срока службы аэрофотоаппарата и повышению надежности.

Повышение качества материалов аэрофотографирования обеспечивается за счет сохранения продольного перекрытия аэрофтоснимков, минимально отличающегося от заданного, при интервалах аэрофотографирования, меньших цикла работы аэрофотоаппарата, что исключает аэрофотосъемку с разрывами между аэрофотоснимками и обеспечивает проведение стереофотограмметрических измерений с высокой точностью.

Расширение эксплуатационных возможностей и увеличениесрока службыаэро- фотоаппарата обеспечивается за счет исключения срабатывание прижимного стола, фотозатвора и двигателя электрического перемотки аэрофотопленки при отсутствии или заедании аэрофотопленки в лентопротяжном тракте аэрофотоаппарата. Это обеспечивается совместной работой генератора импульсов, первой схемой задержки, электронного переключателя, размыкающих электрические цепи от пульта управления аэрофотоаппарата до спускового электромагнита фотозатвора и электромагнитного прижимного стола при отсутствии, обрыве или заедании аэрофотопленки, а четвертая схема совпадения и первый триггер отключают при этом двигатель электрический перемотки аэрофотопленки

Упрощение конструкции аэрофотоаппарата и сокращение времени, сил и затрат на его техническое обслуживание обеспечивается за счет жесткого соединения электрического двигателя перемотки аэрофотопленки с фланцем приемной катушки, что позволило исключить из конструкции фрикцион, а следовательно, его регулировку и настройку при эксплуатации

Сигнализация о начале аэрофотосъемки с интервалом аэрофотографирования, меньшим цикла работы аэрофотоаппарата, осуществляется за счет связи дискриминатора и второй схемы расширения длительности импульсов, обеспечивающих свечение светодиода красного цвета в блоке индикации, а стабилизация заданного продольного перекрытия аэрофотоснимков при тех же условиях аэрофотографирования осуществляется за счет связи датчика окончания цикла работы, мультивибратора и третьей

схемы совпадения, обеспечивающих задержание импульса, поступающего с выхода пульта управления на время, необходимое для завершения цикла работы аэроаппара- 5 та.

На фиг. 2 представлена структурная схема устройства.

На нем обозначено: 1 - датчик фотоэлектрический, 2 - усилитель-формирова0 тель, 3 - делитель частоты, 4-8 - первый, второй, третий, четвертый и пятый электронные ключи соответственно, 9-11 - первая, вторая и третья задержки соответственно, 12 - б/ТЬк прижимного стола, 13-14 - первая

5 и вторая схемы расширения длительности импульсов соответственно, 15 - электронный переключатель, 16 - блок индикации, 17- генератор импульсов, 18-19 - первый и второй триггеры соответственно, 20 - усили0 тель мощности, 21 - реле времени, 22 - электрический двигатель, 23 - счетный блок, 24 - дешифратор, 25-28 - первая, вторая, третья и четвертая схемы совпадения соответственно, 29-30 - первый и вто5 рой задатчики кадров с шифраторами соответственно, 31 - датчик окончания цикла работы аэрофотоаппарата, 32 - мультивибратор, 33 - дискриминатор, 34 - пульт управления аэрофотоаппарата, 35 - блок

0 экспонирования.

Фотоэлектрический датчик 1 предназначен для выработки электрических сигналов при перемотке аэрофотопленки в лентопротяжном тракте аэрофотоаппарата.

5 Усилитель-формирователь 2 служит для формирования прямоугольных импульсов необходимой амплитуды из сигналов, поступающих с выхода фотоэлектрического датчика 1,

0 Делитель 3 частоты предназначен для формирования одного импульса из десяти импульсов, поступающих с выхода усилителя-формирователя 2.

Первый электронный ключ 4 служит для

5 обеспечения свечения светодиода зеленого цвета в блоке 16 индикации, сигнализирующего о нормальной перемотке аэрофотопленки.

Второй электронный ключ 5 предназна0 чен для обеспечения свечения светодиода оранжевого цвета в блоке 16 индикации, сигнализирующего об ограниченном остатке кадров неэкспонированной аэрофотопленки.

5 Третий электронный ключ 6 служит для обеспечения свечения светодиода красного цвета и звуковой сирены, сигнализирующих о том, что запланированное количество кадров экспонировано и аэрофотоаппаратом необходимо прекратить.

Четвертый электронный ключ 7 предназначен для согласования слаботочной цепи третьей схемы 27 совпадения с цепью спускового электромагнита фотозатвора в блоке 35 экспонирования.

Пятый электронный ключ 8 служит для включения электромагнита опускания прижимного стола в блоке 12 при поступлении импульса с выхода второго триггера 19.

Первая схема 9 задержки предназначена для обеспечения функционирования четвертой схемы 28 совпадения при нормальной перемотке аэрофотопленки, а также для отключения переключателя 15 электронного и прерывистого свечения светодиода красного цвета в блоке 16 индикации при обрыве или заедании аэрофотопленки.

Вторая схема 10 задержки служит для обеспечения задержки включения двигате- . ля 22 электрического перемотки аэрофотоп- ленки на время, необходимое для срабатывания электромагнита фотозатвора в блоке 35 экспонирования и поднятия прижимного стола в блоке 12.

Третья схема 11 задержки предназначена для обеспечения задержки действия сигнала опускания прижимного стола на время, необходимое для срабатывания спускового электромагнита в блоке 35 экспонирования.

Блок 12 прижимного стола служит для фиксации аэрофотопленки в лентопротяжном тракте аэрофотоаппарата относительно выравнивающего стекла.

Первая схема 13 расширения длительности импульсов предназначена для обеспечения срабатывания спускового электромагнита фотозатвора после истечения времени, необходимого для опускания прижимного стола.

Вторая схема 14 расширения длительности импульсов служит для увеличения длительности импульсов до величины, необходимой для нормального свечения в блоке 16 индикации светодиода красного цвета, сигнализирующего о начале аэрофотосъемки с интервалом аэрофотографирования, меньшим цикла работы аэрофотоаппарата.

Электронный переключатель 15 предназначен для обеспечения прохождения сигнала с выхода , пульта 34 управления аэрофотоаппарата до блока 35 экспонирования при нормальной перемотке аэрофотопленки и исключения его прохождения при обрыве или заедании аэрофотопленки.

Блок 16 индикации служит для размещения четырех светодиодов, звуковой сирены и мультивибратора. Мультивибратор

обеспечивает изменение длительности свечения светодиодов. Светодиод зеленого цвета сигнализирует о нормальной перемотке аэрофотопленки, а светодиод оранжевого цвета - об ограниченном остатке кадров неэкспонированной аэрофотопленки. Один из светодиодов красного цвета сигнализирует о начале аэрофотосъемки с интервалом аэрофотографирования Т,

0 меньшим длительности цикла работы аэрофотоаппарата Тц, т.е. об аэрофотографировании с продольным перекрытием Р , меньшим заданного Р. Другой светодиод красного цвета и звуковая сирена сиг5 нализируют о том, что запланированное количество кадров экспонировано, а аэрофотосъемки данным аэрофотоаппаратом необходимо прекратить.

Генератор 17 импульсов предназначен

0 для выработки импульсов определенной амплитуды и частоты.

Первый триггер 18 служит для формирования сигналов, обеспечивающих управление работой электродвигателя 22 пере5 мотки аэрофотопленки.

Второй триггер 19 предназначен для формирования сигналов, обеспечивающих управление работой прижимного стола в блоке 12 прижимного стола,

0 Усилитель 20 мощности служит для обеспечения работы электродвигателя 22 перемотки аэрофотопленки путем усиления электрических сигналов, поступающих с выхода первого триггера 18.

5 Реле 21 времени предназначено для удержания в рабочем состоянии двигателя 22 электрического перемотки аэрофотопленки до появления сигнала на выходе пер- вого триггера 18.

0 Электрический двигатель 22 служит для осуществления перемотки аэрофотопленки. Счетный блок 23 предназначен для установки общего и подсчета оставшегося количества неэкспонированных кадров. В нем

5 размещены генератор импулисов, служащий для установки общего количества кадров, подлежащих экспонированию; счетчик и индикатор счетчика, показывающий текущее значение величины оставшихся неэкс0 понированных кадров.

Дешифратор 24 служит для перевода двоично-десятичного кода счетчика в десятичный код индикатора и подачи его на входы первой и второй схем 25, 26 совпаде5 ния.

Первая и вторая схемы 25, 26 совпадения предназначены для селекции десятичных чисел в соответствии с данными, установленными на первом и втором задат- чиках 29-30 кадров соответственно.

Третья схема 27 совпадения служит для задержки импульса, приходящего с выхода пульта 34 управления аэрофотоаппарата, до окончания цикла работы аэрофотоаппарата.

Четвертая схема 28 совпадения пред назначена для обеспечения функционирования двигателя 22 электрического перемотки аэрофотопленки при ее нормальной перемотке.

Первый задатчик 29 кадров служит для установки числа, соответствующего количеству кадров, при достижении которого в блока 16 индикации начнет светиться свето- диод оранжевого цвета, сигнализирующий об остатке ограниченного количества кадров неэкспонированной аэрофотопленки.

Второй задатчик 30 кадров предназначен для установки числа, соответствующего количеству кадров, при достижении которого в блоке 1 б индикации включится звуковая сирена и начнет светиться светодиод красного цвета, сигнализирующие о том, что за- планированное количество кадров экспонировано, и аэрофотосъемку данным аэрофотоаппаратом необходимо прекратить.

Датчик 31 окончания цикла работы служит для выработки сигнала после завершения цикла работы аэрофотоаппарата.

Мультивибратор 32 предназначен для преобразования сигнала, поступающего с выхода датчика 31 окончания цикла работы, в короткий импульс прямоугольной формы.

Дискриминатор 33 служит для определения временной последовательности прихода сигналов с выходов пульта 34 управления и датчика 31 окончания цикла работы аэрофотоаппарата.

Пульт 34 управления аэрофотоаппарата предназначен для выработки сигналов управления с интервалами следования, определяемый параметрами полета и фотографирующей системы.

Блок 35 экспонирования служит для экспонирования аэрофотопленки за счет срабатывания фотозатвора, управляемого импульсами, поступающими с выхода пульта 34 управления аэрофотоаппарата через электронную схему предлагаемого устройства.

Фотоэлектрический датчик 1 состоит из оптронной пары и модулятора, представляющего собой диск с отверстиями, расположенными на его периферии. Модулятор жестко соединен с осью мерного валика. Диаметр диска и количество отверстий в нем выбраны таким образом, чтобы при перемотке аэрофотопленки на длину, равную

размеру одного кадра с межкадровым промежутком, на вход делителя 3 частоты поступало десять импульсов. Такое количество импульсов обеспечивает наиболее простое

выполнение последующей части электронной схемы.

Помимо рассмотренных выше остальные элементы предлагаемого устройства могут быть выполнены с использованием

0 стандартных микросхем, транзисторов, пе- рекючателей и микровыключателей:

усилитель-формирователь, делитель частоты, схемы задержек, генератор импульсов, сметный блок, дешифратор, схемы

5 совпадения, схемы расширения длительности импульсов и триггеры собираются с использованием микросхем соответствующих типов;

ключи и переключатель электронные,

0 блок индикации, усилитель мощности, реле времени и мультивибратор собираются на транзисторах, а задатчики кадров - на переключателях;

датчик окончания цикла работ аэрофо5 тоаппарата собирается на микровыключателе;

дискриминатор может быть выполнен с использованием логических элементов типа И-ИЛИ;

0 блоки прижимного стола и экспонирования являются узлами аэрофотокамеры

пульт управления входит в комплект аэрофотоаппарата;

в качестве двигателя перемотки аэрофо5 топленки используется электрический двигатель постоянного тока.

Рассмотренные выше узлы устройства имеют в статическом состоянии следующие связи.

0 Выход фотоэлектрического датчика 1 соединен с входом усилителя-формирователя 2, выход которого соединен с первыми входами первой схемы 9 задержки, четвертой схемы 28, входом делителя 3 частоты.

5 выход генератора 17 импульсов соединен со вторым входом первой схемы 9 задержки, выход которой соединен с первыми входами переключателя 15 электронного, блока 16 индикации и вторым входом четвертой схе 0 мы 28 совпадения, выход которой последовательно соединен с первым входом первого триггера 18, усилителем 20 мощности и двигателем 22 электрическим перемотки аэрофотопленки, выход делителя 3

5 частоты соединен со вторым входом первого триггера 18, последовательно соединен с входом первого ключа 4 электронного, вторым входом блока 16 индикации, последовательно соединен с входами блока 23 счетного, дешифратора 24, первыми входами первой и второй схем 25-26 совпадения, вторые входы которых соединены с выходами первого и второго задатчиков 29-30 кадров соответственно, выход первой схемы 25 совпадения последовательно соединен с входом второго электронного ключа 5 и третьим входом блока 16 индикации, выход второй схемы 26 совпадения гШс ледова- тельно соединен с входом третьего ключа 6 электронного и четвертым входом блока 16 индикации, выход пульта 34 управления аэроф бтоагшарата последовательно соединен со вторым входом электронного переключателя 15, первым входом второго триггера 19, входами пятого электронного . ключа 8 и блока 12 прижимного стола, второй выход переключателя 15 электронного соединен с входом первой схемы 13 расширения длительности импульса, выход которой последовательно соединен с входа- ми второй схемы 10 задержки, реле 21 времени и двигателем 22 электрическим перемотки аэрофотопленки, последовательно соединен с первым входом дискриминатора 33, входом второй схемы 14 расширения длительности импульса, пятым входом блока 16 индикации, соединен с первым входом третьей схемы 27 совпадения, выход датчика 31 окончания цикла работы соединен с входом мультивибрато- ра 32, выход которого соединен со вторыми входами дискриминатора 33 и третьей схемы 27 совпадения, выход третьей схемы 27 совпадения посЛедовательЖс 6ёДйнен с входом третьей схемы 11 задержки и вто- рым входом второго триггера 19, последовательно соединен с входами четвертого ключа 7 электронного и блока 35 экспонирования.

Работа предлагаемого устройства осу- ществляется следующим образом.

При проведении предполетной подготовки аэрофотооборудования или в полете перед началом аэрофотографирования на счетчике кадров, находящемся в блоке 23 счетном, устанавливается число, соответствующее количеству кадров, которое может быть экспонировано во время аэрофотосъемки.

На втором задатчике 30 кадров уста- навливается число, соответствующее количеству неэкспонированных кадров, при достижении которого включится в блоке 16 индикации звуковая сирена и начнет светиться светодиод красного цвета, сигна- лизирующие о заданном остатке неэкспонированных кадров. Этот остаток представляет собой сумму из числа неэкспонированных кадров необходимых для: оп- робывания работы аэрофотоаппарата при

проведении послеполетной подготовки, впечатывания сенситометрических клиньев после разрядки кассеты; пробного проявления перед химико-фотографической обработкой экспонированной аэрофотопленки.

На первом задатчике 29 кадров устанавливается число, соответствующее количеству кадров, при достижении которого начнет светиться в блоке 16 индикации светодиод оранжевого цвета, сигнализирующий об ограниченном остатке аэрофотопленки, который еще может быть экспонирован данным аэрофотоаппаратом

При выполнении аэрофотографирования возможны два режима работы:

интервал аэрофотографирования больше или равен циклу работы аэрофотоаппарата, т е. Т Тц;

интервал аэрофотографирования меньше цикла работы аэрофотоаппарата, т.е.

Рассмотрим работу устройства в каждом из этих режимов

Если интервал аэрофотографирования больше или равен циклу работы аэрофотоаппарата, то при включении аэрофотоаппарата сигнал с выхода эгчика 31 окончания цикла работы через мультивибратор 32 первым поступит на один из входов третьей схемы 27 совпадения и дискриминатора 33. Импульс с выхода пульта 34 управления аэрофотоаппаратом через открытый электронный переключетель 15 поступит на один из входов второго триггера 19 и на вход первой схемы 13 расширения длительности импульса На выходе второго триггера 19 появится сигнал, который через открытый ключ 8 электронный обеспечит срабатывание электромагнита в блоке 12 прижимного стола. Т.к. в исходном состоянии прижимной стол находился в поднятом состоянии, то при срабатывании электромагнита прижимной стол опустится и плотно прижмет к выравнивающему стеклу аэрофотопленку, обеспечивая тем самым ее выравнивание. На другой вход третьей схемы 27 совпадения поступит импульс с выхода первой схемы 13 расширения длительности импульса на время, необходимое для опускания прижимного стола, что исключает срабатывание спускового электромагнита фотозатвора при поднятом прижимном столе На выходе третьей схемы 27 совпадения появится сигнал логической единицы, поступающей на спусковой электромагнит фотозатвора в блоке 35 экспонирования через четвертый ключ 7 электронный, чем обеспечивается экспонирование аэрофотопленки. Одновременно с выхода третьей

схемы 27 совпадения этот сигнал через третью схему 11 задержки поступает на другой вход второго триггера 19 и переводит его в первоначальное (исходное) положение. При этом обесточивается электромаг- нит в блоке 12 и прижимной стол под действием пружины возвращается в (поднято) состояние.

Импульс с выхода первой схемы 13 расширения длительности импульса поступает на другой вход дискриминатора 33 и на вход второй схемы 10 задержки. Этот импульс на дискриминатор 33 поступает после прихода импульса с датчика 31 окончания цикла работы аэрофотоаппарата. Такая последова- тельностъ прихода импульсов исключает свечение светодиода в блоке 16 индикации, сигнализирующего об уменьшении продольного перекрытия аэрофотоснимков. Импульс с выхода второй схемы 10 задерж- ки через реле 21 времени поступает на элек- трический двигатель 22 перемотки аэрофотопленки. Время срабатывания реле

21времени установлено на промежуток времени, равный длительности прохождения непрозрачного участка между двумя соседними отверстиями в диске датчика 1 фотоэлектрического. При поступлении сигнала электрический двигатель 22 начнет осуществлять перемотку аэрофотопленки через мерный валик, вращение которого передается жестко связанному с ним диску с отвер- стиями (модулятору), модулирующему световой поток в оптронной паре фотоэлектрического датчика 1. Вырабатываемые при этом в датчике 1 сигналы, количество которых пропорционально длине перематываемой аэрофотопленки, поступает на вход усилителя-формирователя 2. Импульсы с выхода усилителя-формирователя 2 посту- лают на один из входов первой схемы 9 задержки, на вход делителя 3 частоты и на один из входов четвертой схемы 28 совпадения, на другой вход которой поступает сигнал с выхода первой схемы 9 задержки. На выходе четвертой схемы 28 совпадения появится сигнал, поступающий на один из входов первого триггера 18, который обеспечивает через усилитель 20 мощности работу электрического двигателя 22 перемотки аэрофо- топленки. Работа электрического двигателя

22перемотки аэрофотопленки будет продолжаться до тех пор, пока не перемотаете аэрофотопленка длиной, равной размеру одного кадра с межкадровым промежутком. За это время с выхода усилителя-формирователя 2 на вход делителя 3 частоты поступят десять импульсов.

После прихода десятого импульса на выходе делителя 3 частоты формируется импульс, который поступит на другой вход первого триггера 18 и на входы первого ключа 4 электронного и блока 23 счетного. Первый триггер 18 этим импульсом переводится в исходное состояние, что приводит к размыканию цепи управления электрическим двигателем 22 перемотки аэрофотопленки. Электрический двигатель 22 остановится, перемотка аэрофотопленки прекратится. Импульс с выхода делителя 3 частоты обеспечит срабатывание первого ключа 4 электронного, и в блоке 16 индикации начнет светиться светоДиод зеленог о цвета, сигнэ- лизируЧощий о нормальной перемотке аэрофотопленки в лентопротяжном тракте аэрофотоаппарата. Импульс, поступающий с выхода делителя 3 частоты на вход блока 23 счетного, уменьшает показания счетчика на единицу, что соответствует экспонированию очередного кадра, о чем информирует индикатор счетчика. С выхода блока 23 счетного информация в двоичном коде поступает на вход дешифратора 24, а с выхода последнего - на входы первой и второй схем 25, 26 совпадения.

Импульсы с выхода делителя 3 частоты осуществляется также и перевод (обнуление) всей электронной схемы в исходное состояние, т.е. обеспечивается готовность ее к новому циклу работы.

При остатке количества неэкспонированных кадров, равном величине, установленной на задатчике 29 кадров, сработает первая схема 25 совпадения, откроется второй ключ 5 электронный, и в блоке 16 индикации начнет светиться светодиод оранжевого цвета, сйТнализйрующий об ограниченном остатке неэкспонированных кадров.

При остатке количества неэкспонированных кадров, равном величине, установленной на задатчике 30 кадров, сработает вторая схема 26 совпадения, откроется третий ключ 6 электронный, и в блоке 16 индикации включится звуковая сирена и начнет светиться светодиод красного цвета, сигнализирующие о том, что запланированное ко- личество кадров экспонировано, и аэрофотосъемку данным аэрофотоаппаратом необходимо прекратить.

При обрыве или заедании аэрофотопленки в лентопротяжном тракте аэрофотоаппарата с выхода усилителя-формирователя 2 прекратится поступление импульсов. Поэтому после прихода третьего импульса с выхода генератора 17 импульсов на вход синхронизации первой схемы 9 задержки на ее выходе появится сигнал логического нуля. Этот сигнал отключит электронный лереключатель 15 разомкнет

электрическую цепь от пульта 34 управления аэрофотоаппарата до спускового элект- ромагнита фотозатвора и обеспечит прерывистое свечение светодиода красного цвета в блоке 16 индикации, сигнализируемого об обрыве или заедании аэрофотопленки. На выходе четвертой схемы 28 совпадения также появится сигнал логического нуля, первый триггер 18 останется в исходном состоянии, и не включится электрический двигатель 22 перемотки аэрофотопленки.

Если интервал аэрофотогрьфирования станет меньше цикла работы аэрофотоаппарата, то при включении аэрофотоаппарата импульс с выхода пульта 34 управления через открытый переключатель 15 поступит на один из входов второго триггера 19 и на вход первой схемы 13 расширения длительности импульса. На выходе второго триггера 19 появится сигнал, который через открытый пятый электронный ключ 8 обеспечит срабатывание электромагнита в блоке 12 прижимного стола. Прижимной стол опустится и плотно прижмет аэрофотопленку к выравнивающему стеклу. На один из входов третьей схемы 27 совпадения и дискриминатора 33 поступит импульс с выхода первой схемы 13 расширения длительности импульса. Этот импульс будет записан в третьей схеме 27 совпадения. После окончания цикла работы аэрофотоаппарата сигнал с выхода датчика 31 окончания цикла через мультивибратор 32 поступит на другие входы третьей схемы 27 совпадения и дискриминатора 32. При такой последовательности прихода импульсов на входы дискриминатора 32 на его выходе появится сигнал, замыкающий цепь питания светодиодз красного цвета, находящегося в блоке 16 индикации. Светоди- од начнет светиться, сигнализируя о том, что аэрофотографирование выполняется с продольным перекрытием аэрофотоснимков, меньшим заданного. На выходе третьей схемы 27 совпадения появится сигнал логической единицы. Этот сигнал через четвертый ключ 7 электронный поступит на спусковой электромагнит фотозатвора, срабатывание которого обеспечит экспонирование очередного кадра.

Следовательно, при интервалах аэрофотографирования, меньших цикла работы аэрофотоаппарата, предлагаемое устройство искусственно увеличивает интервал аэрофотографирования на величину такую, чтобы их сумма стала равной циклу работу аэрофотоаппарата, т.е.

Т+ .

Как уже отмечалось выше, этим обеспечивается минимальное отклонение значений получаемого продольного перекрытия аэрофотоснимков от заданного.

После экспонирования очередного кадра аэрофотопленки дальнейшая работа устройства аналогична работе при первом режиме, т.е. когда Т Тц.

0 Такой режим и свечение светодиода в блоке 16 индикации, сигнализирующего об аэрофотосъемке с продольным перекрытием аэрофотоснимков, меньшим заданного, будет продолжаться до тех пор, пока интер5 вал аэрофотографирования не станет равным или большим цикла работы аэрофотоаппарата. Это может произойти при уменьшении скорости полета носителя фотоаппаратуры или увеличении высоты

0 аэрофотографирования. Тогда работа предлагаемого устройства будет соответствовать работе при первом режиме.

Возвращение устройства в исходное состояние осуществляется с помощью кнопки

5 в счетном блоке 23, заземляющей цепь счетчика кадров. В устройстве предусмотрена проверка исправности светодиодов и сирены в цепях звуковой и световой сигнализации. Такая проверка осуществляется при

0 подготовке фотооборудования к полету и, при необходимости, в полете.

Предлагаемое техническое устройство выгодно отличается от прототипа (авт. свид. № 1307433, СССР) новыми элементами и

5 связями, реализация которых позволяет осуществлять сигнализацию о наступлении цикла работы аэрофотоаппарата, обеспечивая при этом минимальное отклонение продольного перекрытия аэрофотоснимков от

0 заданного; расширить эксплуатационные возможности аэрофотоаппарата за счет исключения срабатывания прижимного стола, фотозатвора и двигателя электрического при отсутствии или заедании аэрофотоп5 ленки в лентопротяжном тракте аэрофотоаппарата; упростить конструкцию аэрофотоаппарата за счет исключения фрикциона приемной катушки, а следовательно, и сократить время, силы и затраты,

0 необходимые на его регулировку, настройку и обслуживание при эксплуатации.

Достигаемые технические эффекты позволяют существенно повысить качество материалов аэрофотографирования за счет

5 своевременного информирования о начале аэрофотосъемки с продольным перекрытием аэрофотоснимков, меньшим заданного, и обеспечения аэрофотосъемки с минима ть- ным отклонением продольного перекрьпия аэрофотоснимков от заданного при интервалах аэрофотографирования, меньших цикла работы; упростить конструкцию аэрофотоаппарата и облегчить условия его обслуживания и эксплуатации; повысить надежность работы и увеличить срок служ- бы аэрофотоаппарата; осуществить дальнейшее повышение автоматизации процесса аэрофтографирования.

Об ожидаемом технико-экономическом эффекте от применения предлагаемого уст- ройства можно судить хотя бы на основании рассмотренного ниже примера, базирующегося на реальных данных.

Пусть аэрофотосъемка осуществляется аэрофотоаппаратом АФА-41/20. заряжен- ным аэрофотопленкой тип 22 размером 19 6000 см. Продолжительность полета равна двум часам. При наземной подготовке интервал аэрофотографирования был определен равным 2,0 с. и эта величина была установлена на командном приборе. Действительный же интервал аэрофотографирования был равен 1,9 с. Значит на основании ранее приведенных расчетов действительное продольное перекрытие аэрофотоснимков равно не заданному (60%). а только (20%) Такой материал не будет принят заказчиком из-за его низкого качества.

Устройство рассчитано на работу в уело- виях низких температур, обеспечивает дистанционную индикацию и может устанавливаться на существующих фотоаппаратах, предназначенных для космо- и аэрофотографирования, без существенных изменений их конструкции

Формула изобретения

Устройство индикации пленки в лентопротяжном тракте фотоаппарата, содержащее последовательно соединенные фотоэлектрический датчик, усилитель-формирователь, первый элемент задержки, переключатель, первый блок разрешения импульса и второй элемент задержки, генератор импульсов, выходом подключенный к другому входу первого элемента задержки, блок управления, выход которого подключен к второму входу переклк: 1ателя, первый вход которого соединен с третьим входом блока индикации, реле времени, включенное между выходом второго элемента задержки и одним входом двигателя перемотки, другой вход которого соединен с выходом усилителя мощности, блок прижимного стола, входом подключенный к выходу первого ключа, делитель частоты, выходом соединенный с входом второго ключа, первым входом первого триггера и через счетный блок и дешифратор - с первыми входами пер вого и второго элементов И, выходы которых подключены к соответствующим двум входам блока индикации, а вторые входы - к выходам соответственно первого и второго задатчиков кадров, второй триггер, третий ключ и третий элемент задержки, отличающееся тем, что, с целью повышения точности и надежности индикации, в него введены третий и четвертый элементы И, последовательно соединенные датчик окончания цикла работы фотоаппарата, мультивибратор, дискриминатор и второй блок расширения импульса, выход которого подключен к четвертому входу блока индикации, блок экспонирования, вход которого соединен через третий ключ с выходом третьего элемента И и через третий элемент задержки - с одним входом второго триггера, другой вход которого подключен к второму выходу переключателя, а выход - к выходу первого ключа, при этом один вход третьего элемента И соединен с выходом мультивибратора, другой вход - с выходом первого блока расширения импульса, с другим входом дискриминатора и с входом второго элемента задержки, выход первого элемента задержки соединен через четвертый элемент И с вторым входом первого триггера, выход которого подключен к входу усилителя мощности, выход усилителя-формирователя соединен с другим входом четвертого элемента И и с входом делителя частоты, а выход второго ключа соединен с пятым входом блока индикации.

мЖ

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1783464A1

Печь для непрерывного получения сернистого натрия 1921
  • Настюков А.М.
  • Настюков К.И.
SU1A1
Техническое описание и инструкция по эксплуатации, 1975
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Техническое описание и инструкция по эксплуатации, 1977
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Справочник аэрофотосъемщика
М.: Транспорт, 1984
Очаг для массовой варки пищи, выпечки хлеба и кипячения воды 1921
  • Богач Б.И.
SU4A1
П
Лаврова и др
Аэрофотосъемка
Автоматизация аэрофотосъемочных процессов
Приспособление для установки двигателя в топках с получающими возвратно-поступательное перемещение колосниками 1917
  • Р.К. Каблиц
SU1985A1
Кипятильник для воды 1921
  • Богач Б.И.
SU5A1
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1

SU 1 783 464 A1

Авторы

Агеев Иван Максимович

Астахова Елена Ивановна

Даты

1992-12-23Публикация

1990-11-16Подача