Изобретение относится к авиации, в частности к устройствам для наземного обслуживания самолета, и может быть использовано для защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов во время стоянки.
Самым близким аналогом является заглушка сопла двигателя летательного аппарата, содержащая обечайку и днище, снабженная фиксаторами, каждый из которых выполнен в виде резьбовой тяги с гайкой и поворотного упора, шарнирно соединенного с тягой и днищем, при этом по периметру обечайки образован жесткий фланец швеллерного сечения (Патент № 2063368, МКИ В 65 F 5/00).
Недостатками прототипа является сложность конструкции и неудобство эксплуатации заглушки. Процесс установки занимает довольно много времени, т.к. гайки сначала выворачивают, затем вдвигают заглушку в сопло на достаточно большую глубину, заворачивают гайки и стопорят их контргайкой с проволокой.
Технический результат, достигаемый при использовании изобретения заключается в упрощении конструкции и упрощении и удобстве эксплуатации.
Указанный технический результат достигается тем, что заглушка на сопло двигателя летательного аппарата содержит диск с фланцем по периметру и, по крайней мере, два поворотных упора, каждый из которых установлен на диске, причем каждый упор выполнен в виде эксцентрического ролика, жестко закрепленного на оси рукоятки, установленной с возможностью поворота и фиксации ролика в прижатом к поверхности сопла положении.
Каждая ось установлена во втулке, закрепленной на диске, и снабжена рукояткой с фиксатором, расположенным в ответном пазу на втулке. Заглушка снабжена стопором, выполненным в виде винта, пропущенного через втулку с возможностью взаимодействия с осью. Эксцентрические ролики выполнены с наружной поверхностью, эквидистантной внутренней поверхности сопла двигателя. Предлагаемая заглушка имеет простую конструкцию, удобна в эксплуатации, обеспечивает герметичность крепления, что предохраняет сопло от попадания посторонних предметов.
При исследовании изобретательского уровня не обнаружены технические решения с совокупностью признаков, обеспечивающих достижение указанного технического результата.
Сущность изобретения поясняется чертежом.
На фиг.1 изображен общий вид заглушки, на фиг.2 - вид слева.
Заглушка представляет собой диск 1 с фланцем 2 по периметру, выполненным из эластичного материала. На диске установлены два поворотных упора, каждый из которых выполнен в виде эксцентрического ролика 3, жестко закрепленного на оси 4, установленной с возможностью поворота и фиксации ролика 3 в прижатом к поверхности сопла положении. Каждая ось размещена во втулке 5, закрепленной на диске, и снабжена рукояткой 6 с фиксатором 7 и ответным пазом на втулке 5. В центре заглушки закреплена ручка 8. Для исключения самопроизвольного выпадения заглушка снабжена стопором, выполненным в виде винта 9, пропущенного через втулку 5 с возможностью взаимодействия с осью 4. Эксцентрические ролики 3 выполнены с наружной поверхностью, эквидистантной внутренней поверхности сопла двигателя.
Заглушка работает следующим образом.
Для установки заглушки в сопло ее берут за ручку 8, поворачивают рукоятки 6 в положении “открыто”, затем закрывают сопло диском и поворачивают рукоятки в положение “закрыто”. При повороте рукояток вместе с ними поворачиваются оси 4 с закрепленными на них эксцентрическими роликами 3. При этом ролики плотно прилегают поверхностью с большим радиусом эксцентрика к внутренней поверхности сопла, а фиксаторы 7 препятствуют прокручиванию осей 4. Положение “закрыто” фиксируется винтом 9, снятие заглушки происходит в обратной последовательности.
Изобретение относится к авиации и может быть использовано для защиты двигателей летательных аппаратов от попадания посторонних предметов во время стоянки. Заглушка на сопло двигателя летательного аппарата содержит диск с фланцем по периметру. Два поворотных упора, каждый из которых установлен на диске. Причем упор выполнен в виде эксцентрического ролика, жестко закрепленного на оси рукоятки, установленной с возможностью поворота и фиксации ролика в прижатом к поверхности сопла положении. Каждая ось заглушки размещена во втулке, закрепленной на диске. Снабжена рукояткой с фиксатором и ответным пазом на втулке. Заглушка снабжена стопором, выполненным в виде винта, пропущенного через втулку с возможностью взаимодействия с осью. Наружная поверхность эксцентрических роликов эквидистантна внутренней поверхности сопла двигателя. Технический результат заключается в удобстве эксплуатации и упрощении конструкции. 3 з.п. ф-лы, 2 ил.
ЗАГЛУШКА СОПЛА ДВИГАТЕЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1993 |
|
RU2063368C1 |
Заглушка | 1973 |
|
SU455043A1 |
RU 93034468 A, 20.10.1996 | |||
US 3754726 A, 28.08.1973. |
Авторы
Даты
2005-03-20—Публикация
2003-04-09—Подача