СПОСОБ ИЗМЕНЕНИЯ СТЕПЕНИ СЖАТИЯ ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2005 года по МПК F02B75/04 F02D15/04 F02N17/08 

Описание патента на изобретение RU2250379C1

Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно к двигателям внутреннего сгорания, и может быть использовано при модернизации двигателей внутреннего сгорания с целью повышения эксплуатационной надежности пуска дизельных двигателей с пониженной степенью сжатия при низкой температуре окружающего воздуха.

Создание силовых установок для перспективных образцов бронетанкового вооружения и военной техники идет по пути разработки и оснащения их дизелями повышенной мощности, в основном за счет форсирования двигателей газотурбинным наддувом. Однако повышение мощности таким способом сопровождается одновременным уменьшением степени сжатия с целью обеспечения надежности деталей цилиндропоршневой группы, что, в свою очередь, ухудшает пусковые качества двигателя (четырехтактный дизель типа В-2 практически невозможно запустить при температуре окружающего воздуха ниже -5°С без дополнительных средств облегчения пуска).

Стремление конструктивно обеспечить кратковременное повышение степени сжатия ε привело к созданию за рубежом двигателя HS-103 (Франция) с вихревой камерой автоматического регулирования объема (ВКАРО) и AVCR-1100, AVCR-1360 (США), имеющими поршни с автоматически регулируемой степенью сжатия (ПАРСС) (см. Силовые установки вооружения и военной техники. Учебник. - Москва: ВА БТВ, 1994, с 494. Открытое издание). Использование данных систем позволило обеспечить холодный пуск при температурах -20°С и -34°С. Несмотря на это данные двигатели не нашли широкого применения из-за сложности применяемой конструкции, низкой работоспособности уплотнительных колец подвижного свода и малой эксплуатационной надежности систем.

Известен также способ изменения степени сжатия ЕЗ немецкой фирмы Mayflower (см. Анализ технического уровня двигателей внутреннего сгорания. Научно-информационный отчет, выпуск 44. - Москва, НИИД, 2002, с 91. Открытое издание), включающий подачу сигнала на точку поворота, перемещение дополнительного рычага, шатуна и поршня в вертикальной плоскости с возможностью изменения объема камеры сгорания цилиндра двигателя.

Недостатками данного способа являются:

- применение дополнительных боковых рычагов в конструкции кривошипно-шатунного механизма;

- сложность и высокая точность изготовления деталей конструкции;

- появление дополнительной боковой силы и, как следствие, применение сложных устройств для уравновешивания двигателя.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому изобретению является устройство изменения степени сжатия, выбранное в качестве прототипа (см. патентный документ Германии №19926133 А1, МПК F 02 B 75/04, опубликованный 14.12.2000 на 10 страницах), которое за счет установки коренных подшипников коленчатого вала во вращающихся эксцентриковых обоймах обеспечивает смещения коленчатого вала и, как следствие, перемещение шатуна и поршня в вертикальной плоскости цилиндра двигателя с возможностью изменения объема камеры сгорания цилиндра двигателя.

Недостаток прототипа заключается в том, что при его работе изменение степени сжатия осуществляют только в соответствии с нагрузкой на двигатель, при этом увеличение степени сжатия в условиях пуска двигателя при низкой температуре окружающего воздуха не предусмотрено.

Задачей предлагаемого изобретения является разработка простого и надежного способа повышения степени сжатия в цилиндрах для обеспечения пуска дизельных двигателей с туннельным картером в условиях низкой температуры окружающего воздуха.

Техническим решением задачи является применение способа изменения степени сжатия, включающего изменение объема камеры сгорания, которое обеспечивается посредством перемещения шатуна и поршня в сторону верхней мертвой точки при помощи смещения коленчатого вала двигателя в сторону верхней мертвой точки. Смещение коленчатого вала осуществляется за счет поворота эксцентриковой обоймы коренных подшипников коленчатого вала управляющим элементом. При этом согласно изобретению шатун и поршень перемещают в сторону верхней мертвой точки при подготовке двигателя к пуску, а после выхода двигателя на устойчивый режим холостого хода возвращают в исходное положение автоматическим устройством через управляющий элемент.

Изобретение поясняется чертежом, на котором изображена схема способа изменения степени сжатия двигателя, где: 1 - цилиндр двигателя; 2 - поршень; 3 - шатун; 4 - кривошип; 5 - коленчатый вал; 6 - коренная шейка коленчатого вала; 7 - эксцентриковая обойма коренных подшипников коленчатого вала; 8 - управляющий элемент (шестерня).

В соответствии с предлагаемым способом при модернизации двигателей внутреннего сгорания с пониженной степенью сжатия с целью повышения эксплуатационной надежности их пуска при низкой температуре окружающего воздуха в двигатель с туннельным картером (типа УТД-20) на места опор коренных подшипников коленчатого вала устанавливаются эксцентриковые обоймы 7 коренных подшипников коленчатого вала. При этом эксцентриковые обоймы 7 имеют возможность поворота на незначительный угол при помощи управляющего элемента 8 (шестерни). Все остальные элементы двигателя, а именно: цилиндр 1, поршень 2, шатун 3, коленчатый вал 5, коренная шейка 6 коленчатого вала, подшипник коренной шейки коленчатого вала, в соответствии с предложенным способом остаются штатными.

Способ изменения степени сжатия двигателя осуществляется следующим образом. При подготовке двигателя к пуску в условиях низкой температуры окружающего воздуха воздействуют на управляющий элемент 8 (шестерню), осуществляют поворот эксцентриковых обойм 7 коренных подшипников коленчатого вала 5 двигателя. После поворота эксцентриковых обойм 7 коренных подшипников коленчатого вала 5 двигателя коренные шейки 6 коленчатого вала 5 вместе с подшипниками коренных шеек коленчатого вала 5, коленчатым валом 5 двигателя, шатуном 3 и поршнем 2 перемещаются в вертикальном направлении в сторону верхней мертвой точки цилиндров двигателя. В результате этого увеличивается степень сжатия в цилиндрах двигателя, обеспечивая тем самым эксплуатационную надежность его пуска при низкой температуре окружающего воздуха. После успешного пуска двигателя механик-водитель (или автоматическое устройство, на схеме не показано) через управляющий элемент 8 (шестерню) возвращает эксцентриковую обойму 7 коренных подшипников коленчатого вала 5 в первоначальное положение, соблюдая тем самым нормальные условия работы двигателя.

Предлагаемый способ изменения степени сжатия двигателя позволит значительно повысить эксплуатационную надежность и работоспособность системы пуска дизельных двигателей с пониженной степенью сжатия в условиях низкой температуры окружающего воздуха, а также снизить время подготовки двигателя к принятию нагрузки. Все это повышает боеготовность частей и подразделений как в мирное, так и в военное время по основному свойству образцов вооружения и военной техники - подвижности.

Список использованных источников:

1. Силовые установки вооружения и военной техники. Учебник. - Москва: ВА БТВ, 1994, с 494. Открытое издание.

2. Анализ технического уровня двигателей внутреннего сгорания. Научно-информационный отчет, выпуск 44. - Москва, НИИД, 2002, с 91. Открытое издание.

3. Патентный документ Германии №19926133 А1, МПК F 02 B 75/04, опубл. 14.12.2000 на 10 стр. (прототип).

Похожие патенты RU2250379C1

название год авторы номер документа
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ИЗМЕНЯЕМОЙ СТЕПЕНЬЮ СЖАТИЯ 2015
  • Долгих Игорь Владимирович
RU2626613C2
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ПЕРЕМЕННЫМ ОБЪЕМОМ КАМЕР СГОРАНИЯ 1997
  • Ибадуллаев Г.А.
RU2144991C1
МНОГОТОПЛИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ПЕРЕМЕННЫМ ОБЪЕМОМ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ 1997
  • Ибадуллаев Г.А.
RU2144992C1
Двигатель внутреннего сгорания с изменяемой степенью сжатия эксцентриковым механизмом 2015
  • Семенов Александр Алексеевич
RU2607436C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1999
RU2167320C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Пушкарев В.Б.
  • Андреев Ю.В.
  • Бояркин М.В.
  • Червяков Ю.С.
RU2166653C2
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ С ПЕРЕМЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ СЖАТИЯ 2021
  • Рудник Александр Михайлович
  • Рудник Светлана Васильевна
RU2762475C1
Способ эксплуатационного контроля зазора в шатунных подшипниках коленчатого вала при диагностике двигателя внутреннего сгорания автомобилей, транспортных и транспортно-технологических машин 2020
  • Макушин Александр Александрович
  • Кулаков Александр Тихонович
  • Нуретдинов Дамир Имамутдинович
  • Кулаков Олег Александрович
  • Мухаметдинов Эдуард Мухаматзакиевич
  • Гафиятуллин Асхат Асадуллович
  • Казанцев Роман Алексеевич
RU2739657C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ПОРШНЕВОГО ТИПА С ПЕРЕМЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ СЖАТИЯ 1996
  • Летхингер Зигфрид Франц
RU2159858C2
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПОДШИПНИКОВ СКОЛЬЖЕНИЯ ПОРШНЕВОЙ МАШИНЫ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2000
  • Стедхэм Дейвид
RU2230975C2

Реферат патента 2005 года СПОСОБ ИЗМЕНЕНИЯ СТЕПЕНИ СЖАТИЯ ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к области машиностроения, преимущественно к двигателям внутреннего сгорания, и может быть использовано при их модернизации. Технический результат заключается в возможности значительного повышения эксплуатационной надежности и работоспособности системы пуска дизельных двигателей с пониженной степенью сжатия в условиях низкой температуры окружающего воздуха, а также в снижении времени подготовки двигателя к принятию нагрузки. Способ изменения степени сжатия двигателя включает изменение объема камеры сгорания, которое обеспечивается посредством смещения коленчатого вала двигателя, а вместе с ним шатуна и поршня в сторону верхней мертвой точки. Смещение коленчатого вала осуществляется за счет поворота эксцентриковой обоймы коренных подшипников коленчатого вала управляющим элементом. При этом согласно изобретению шатун и поршень перемещают в сторону верхней мертвой точки при подготовке двигателя к пуску, а после выхода двигателя на устойчивый режим холостого хода возвращают в исходное положение автоматическим устройством через управляющий элемент. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 250 379 C1

Способ изменения степени сжатия двигателя, включающий изменение объема камеры сгорания, обеспечиваемое посредством перемещения шатуна и поршня в сторону верхней мертвой точки смещением коленчатого вала двигателя в сторону верхней мертвой точки за счет поворота эксцентриковой обоймы коренных подшипников коленчатого вала управляющим элементом, отличающийся тем, что шатун и поршень перемещают в сторону верхней мертвой точки при подготовке двигателя к пуску, а после выхода двигателя на устойчивый режим холостого хода возвращают в исходное положение автоматическим устройством через управляющий элемент.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2250379C1

DE 19926133 A1, 14.12.2000
DE 3004402 A1, 13.08.1981
US 6247430 B1, 19.06.2001
DE 3644721 A1, 14.07.1988
US 6443107 B1, 03.09.2002
US 6443106 B1, 03.09.2002
МЕХАНИЗМ ДЛЯ ИЗМЕНЕНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЖАТИЯ ЗАРЯДА В ДВИГАТЕЛЯХ ВНУТРЕННЕГО ГОРЕНИЯ 1923
  • Елфимов К.И.
SU3084A1
Двухтактный одноцилиндровый двигатель внутреннего сгорания 1957
  • Блинов Б.С.
SU121623A1
RU 21449991 C1, 27.01.2000
US 4738230 А, 19.04.1988
US 6588384 В2, 08.07.2003
US 5605120 A, 25.02.1997
DE 3601528 A1, 23.07.1987
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ НАНОПОРОШКА КАРБИДА ВОЛЬФРАМА 2016
  • Дроздов Евгений Александрович
  • Кузьмичев Евгений Николаевич
  • Балахонов Денис Игоревич
RU2669676C2
СРЕДСТВО И СПОСОБ УМЕНЬШЕНИЯ БОЛЕВОГО СИНДРОМА У ДЕВОЧЕК ПУБЕРТАТНОГО ВОЗРАСТА С АЛЬГОДИСМЕНОРЕЕЙ 2023
  • Буркова Валентина Николаевна
  • Сергун Валерий Петрович
  • Позняковский Валерий Михайлович
  • Береславец Евгения Анатольевна
RU2825756C1

RU 2 250 379 C1

Авторы

Степанов Г.Ю.

Костецкий В.В.

Руднев В.Г.

Старостин М.М.

Кесов Ю.В.

Даты

2005-04-20Публикация

2003-08-27Подача