Настоящее изобретение относится к машиностроению, касается усовершенствования поршневых двигателей внутреннего сгорания и может найти применение при разработке конструкций двигателей со встречно-движущимися поршнями в рабочих камерах.
Известен двухтактный двигатель (см. патент СССР №3092, МПК F 02 B 33/14, опублик. 30.06.1927), состоящий из двух цилиндров с двумя встречно-движущимися поршнями в каждом цилиндре. Цилиндры имеют рабочую часть в центре и две компрессионные части по торцам, при этом компрессионные части имеют больший диаметр. Поршни также имеют рабочую часть и компрессионную часть большего диаметра. Компрессионные части цилиндров имеют окна для всасывания и нагнетания воздуха. Рабочие части цилиндров имеют окна для нагнетания воздуха и отвода отработанных газов. Окна для нагнетания воздуха в рабочую часть цилиндров соединены коллектором с компрессионной частью. Окна для отвода газов объединены коллектором с выхлопной трубой. В двигателе установлена форсунка.
Использование комбинированных поршней с целью нагнетания воздуха в рабочую часть цилиндров усложняет конструкцию двигателя, что ведет к его удорожанию. Односторонняя продувка рабочей части цилиндров не обеспечивает дополнительной подачи воздуха в рабочую часть цилиндров, следовательно, не обеспечивается дополнительная мощность, которую мог бы дать компрессионный ход поршней. Следовательно, конструкция двигателя экономически нецелесообразна, что подтверждается отсутствием двигателя по патенту СССР №3092 в серийном производстве.
В основу настоящего изобретения положена задача разработки конструкции поршневого двигателя со встречно-движущимися поршнями в рабочих камерах прямоугольной формы, в котором при минимальной себестоимости двигателя в серийном производстве возможно значительное повышение КПД.
Согласно изобретению бесшатунный двухтактный двигатель внутреннего сгорания со встречно-движущимися поршнями в рабочих камерах прямоугольной формы имеет, по меньшей мере, две рабочие камеры, которые установлены между двумя картерами. В картерах помещены по 3 коленчатых вала, совмещенные с шестернями синхронного вращения. Причем средние коленчатые валы в каждом картере совмещены шестернями, составляющими редуктор для передачи вращения рабочему валу. Шейки кривошипов коленчатых валов попарно помещены в криволинейные пазы коромысел, на которых установлены штоки с поршнями, помещенными в рабочие камеры. По торцам рабочих камер установлены клапанные коробки, всасывающие клапаны которых соединены с турбокомпрессором, и нагнетательные клапаны с ресивером подачи воздуха в рабочие камеры. В ресивере установлены трубы выхлопного коллектора, соединенные с выхлопными окнами рабочих камер, и на выходе из ресивера соединены с турбовентилятором. В центре рабочих камер установлены дроссельные клапаны, соединенные коллектором с ресивером, которые снабжены электромагнитными регуляторами величины открытия проходного сечения клапана.
Поставленная задача решается тем, что рабочие камеры цилиндрической формы сложной конфигурации (см. патент СССР №3092) заменены рабочими камерами прямоугольной формы, по торцам которых установлены клапанные коробки, а поршни, помещенные в рабочие камеры, установлены на штоки бесшатунных механизмов, помещенных в картеры, между которыми установлены, по меньшей мере, две рабочие камеры с клапанными коробками.
В каждом из двух картеров установлено перпендикулярно к продольной оси рабочих камер по три коленчатых вала, шейки кривошипов которых помещены в криволинейные пазы коромысел. Причем средние коленчатые валы в каждом картере соединены между собой шестернями синхронного вращения, средняя из которых служит для передачи рабочего момента потребителю.
С целью активизации продувки и заполнения рабочих камер воздухом с давлением выше атмосферного всасывающие клапаны коробок подсоединены к турбокомпрессору, а нагнетательные клапаны подсоединены к ресиверу, в котором установлен выхлопной коллектор, работающий как глушитель. Коллектор с одной стороны соединен с продувочными окнами рабочих камер, а с другой стороны - с турбовентилятором, также заглушающим звук.
Для продувки и заполнения воздухом рабочих камер в ресивере установлены дроссельные клапаны с соленоидными регуляторами, что сделано с целью дозированной подачи воздуха в рабочие камеры в соответствии с задаваемой мощностью двигателя. Топливная форсунка также должна быть оборудована сигнальным устройством, дозирующим подачу топлива по норме поданного в рабочую камеру воздуха.
Кинематическая схема двигателя предопределяет позднее зажигание топливной смеси, что может быть обеспечено форсункой, описанной в патенте СССР №3092.
Использование в двигателе бесшатунных механизмов сократит габарит двигателя. Прямоугольная форма рабочих камер определяет механический способ их изготовления, что намного снизит себестоимость двигателя. Прямоугольная форма рабочих камер принята с целью применения пружинного поджатия уплотнительных пластин, что исключит потерю мощности двигателя в процессе эксплуатации, а значит, перерасход топлива, также исключит выброс СО (экономика с экологией).
Применение турбокомпрессора для подачи воздуха под поршни создает избыточный объем воздуха в ресивере, что обеспечивает полную продувку рабочих камер и достаточное количество воздуха для наполнения рабочей камеры при резком увеличении мощности двигателя.
Выхлопной коллектор, помещенный в ресивер, повышает температуру воздуха, дросселируемого в рабочую камеру, и работает как глушитель, не уменьшая мощности двигателя. Турбовентилятор, подключенный к выхлопному коллектору, также заглушает звук. В центре рабочих камер устанавливаются форсунки прерывистой подачи топлива в момент сжатия воздуха, описанные патентом СССР №3092, что позволяет увеличить время реакции топливной смеси, что увеличивает время активизации механической энергии, воздействующей на поршни.
Отработавшие газы, проходя через коллектор, установленный в ресивере, передают тепловую энергию нагнетаемому в ресивер воздуху, тем самым активизируя процесс воспламенения топливной смеси, что способствует увеличению мощности двигателя.
Перечисленные преимущества обеспечивают конкурентоспособность заявляемого к экспертизе двигателя.
Изобретение поясняется чертежами, на которых изображено:
фиг.1 - сечение двигателя по поперечной оси картеров;
фиг.2 - сечение двигателя по продольным осям коленчатых валов;
фиг.3 - кинематическая схема двигателя;
фиг.4, 5, 6, 7 - полезный момент работы шеек кривошипов коленчатых валов;
фиг.8 - сечение двигателя по клапанным коробкам;
фиг.9 - сечение двигателя по выхлопным окнам;
фиг.10 - сечение двигателя по дроссельным клапанам.
На чертежах применены следующие обозначения: 11 и 12 - рабочие камеры; 21, 22 и 23, 24 - клапанные коробки; 31, 32 и 33, 34 - поршни; 41, 42 и 43, 44- штоки; 51, 52 и 53, 54 - коромысла; 61, 62, 63 и 64, 65, 66 - коленчатые валы; 71 и 72 - картеры; 81, 82 и 83, 84 - всасывающие клапаны; 9 - коллектор; 101, 102 и 103, 104 - нагнетательные клапаны; 11 - ресивер, 12 - выхлопной коллектор; 13 - продувочные окна; 141, 142 - дроссельный клапан; 151, 152 - соленоид; 161 и 162 - форсунки; 171, 172, 173 и 174, 175, 176 - шестерни синхронного вращения валов; 181, 182 - промежуточные шестерни; 19 - шестерня рабочего вала; 20 - рабочий вал; 21 - редуктор; 22 - турбокомпрессор; 23 - турбовентилятор.
Предлагаемый к экспертизе двигатель работает следующим образом. Для двигателя применены форсунки 161 и 162 (фиг.10), состоящие из калоризатора и диффузора с целью двукратной дозировки топлива, подающегося в рабочие камеры. При нахождении поршней 31 и 32 в верхних мертвых точках в рабочую камеру 11 впрыскивается топливо, что задает движение рабочего хода поршням 31 и 32, а через штоки 41 и 42 задает движение коромыслам 51 и 52. Коромысла приводят в движение шейки кривошипов коленчатых валов 61, 62 и 64, 65. Вращение коленчатых валов 61 и 62 через шейку второго кривошипа передается коромыслам 52 и 54, движение которых задает вращение коленчатым валам 63 и 66 и через штоки 42 и 44 движение компрессионного хода поршням 32 и 34 рабочей камеры 12 (фиг.2). Работа поршней потребителю передается через систему шестерней.
При подходе поршней 31 и 32 к нижним кромкам продувочных окон 13 открывается клапан 141 и в рабочую камеру поступает воздух. Отработанный газ через окна 13 поступает в коллектор 12 (фиг.1 и фиг.9) и, проходя по трубам, установленным в ресивере 11, нагревая воздух, находящийся в ресивере 11, выводится турбовентилятором 23 в атмосферу.
Термодинамический цикл двигателя определяется возможностями форсунки, описанной в патенте СССР №3092, в которой дозируется подача топлива в рабочую камеру.
В верхнем положении поршней 31 и 32 турбокомпрессором 22 (фиг.8) через коллектор 9, клапаны 81 и 82 в объем рабочей камеры под поршнем нагнетается воздух. При рабочем ходе поршней 31 и 32 клапаны 81 и 82 закрываются, и при сжатии воздуха до давления выше давления в ресивере 11 открываются клапаны 101 и 102 и воздух нагнетается в ресивер 11. При достижении верхней частью поршней 31 и 32 верхней кромки продувочных окон 13 начинается активный отсос газов турбовентилятором 23 через коллектор 12. При достижении верхней частью поршней 31 и 32 нижней кромки продувочных окон 13 открывается клапан 141 и в рабочую камеру подается воздух. При прикрытии продувочных окон 13 поршнями 31 и 32 клапаны 141 закрывается и начинается процесс сжатия воздуха. При ходе поршней 31 и 32 к верхним мертвым точкам открываются клапаны 81 и 82 и в рабочую камеру 11 под поршни нагнетается воздух. Газ, проходящий по трубам коллектора 12, расположенного в объеме ресивера 11, отдает тепловую энергию воздуху. Описанная схема отвода газа не снижает мощности двигателя.
Изобретение относится к машиностроению, касается усовершенствования поршневых двигателей внутреннего сгорания и может найти применение при разработке конструкций двигателей со встречно-движущимися поршнями. Технический результат заключается в возможности значительного повышения КПД двигателя при его минимальной себестоимости в серийном производстве. Согласно изобретению бесшатунный двухтактный двигатель внутреннего сгорания имеет встречно-движущиеся поршни, помещенные в, по меньшей мере, две рабочие камеры прямоугольной формы, которые установлены между двумя картерами. В каждом картере помещены три коленчатых вала, совмещенные с шестернями синхронного вращения. Причем средние коленчатые валы в каждом картере совмещены шестернями, составляющими редуктор для передачи вращения рабочему валу. Шейки кривошипов коленчатых валов попарно помещены в криволинейные пазы коромысел, на которых установлены штоки с поршнями, помещенными в рабочие камеры. По торцам рабочих камер установлены клапанные коробки, всасывающие клапаны которых соединены с турбокомпрессором, и нагнетательные клапаны с ресивером подачи воздуха в рабочие камеры. В ресивере установлены трубы выхлопного коллектора, соединенные с выхлопными окнами рабочих камер, и на выходе из ресивера соединены с турбовентилятором. В центре рабочих камер установлены дроссельные клапаны, соединенные коллектором с ресивером, которые снабжены электромагнитными регуляторами величины открытия проходного сечения клапана. 2 з.п. ф-лы, 10 ил.
ПОРШНЕВАЯ МАШИНА С БЕСШАТУННЫМ МЕХАНИЗМОМ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ВО ВРАЩАТЕЛЬНОЕ И ОБРАТНО | 1992 |
|
RU2105883C1 |
Двигатель внутреннего сгорания | 1982 |
|
SU1116198A1 |
Двигатель внутреннего сгорания | 1983 |
|
SU1151703A1 |
Стабилизатор постоянного напряжения | 1976 |
|
SU630622A1 |
Язычковая игла | 1957 |
|
SU112767A1 |
Регулируемый направляющий аппарат турбомашины | 1975 |
|
SU584082A1 |
ДВУХТАКТНЬ!Й ПЕРЕКЛЮЧАТЕЛЬ | 1972 |
|
SU424317A1 |
Авторы
Даты
2005-04-27—Публикация
2003-07-22—Подача