ФРИКЦИОННОЕ ИЗДЕЛИЕ Российский патент 2005 года по МПК F16D69/02 

Описание патента на изобретение RU2251035C1

Изобретение относится к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в тормозных узлах различных машин и оборудования, например к колодкам дисковых тормозов легковых и грузовых автомобилей, содержащим специальные устройства для снижения шума (визга) при торможении.

Аналогом заявляемого изобретения является фрикционное изделие, включающее металлический каркас, фрикционный элемент (накладку) и прокладку с металлическим зажимом, которая расположена на стороне металлического каркаса, противоположной фрикционному элементу (см. патент GB №2 127 918, МПК F 16 D 65/02, 1984). Существенные признаки аналога “металлический каркас, фрикционный элемент” совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком аналога является сложность конструкции изделия, сложность его изготовления, необходимость изготовления специальной прокладки и зажима, их фиксации и т.д. для обеспечения необходимого шумоподавления.

Другим аналогом заявляемого изобретения является фрикционное изделие, включающее металлический каркас, фрикционный элемент и прокладку из слоистого материала, расположенную на поверхности металлического каркаса, противоположной поверхности, на которой размещен фрикционный элемент (см. патент РФ №2 171 926, МПК7 F 16 D 65/02, 2001). Существенные признаки аналога “металлический каркас, фрикционный элемент” совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком аналога также является сложность конструкции и изготовления изделия, необходимость специальной прокладки, ее монтажа, фиксации и т.д. для обеспечения необходимого шумоподавления.

Прототипом заявляемого изобретения является фрикционное изделие, включающее фрикционный элемент и металлический каркас (опорную пластину), поверхность которого покрыта структурированной порошковой краской (см. рекламный лист ОАО “Дафми” 2003 года, открыто демонстрировавшийся и раздававшийся на 6-м Российском междунардном автосалоне 25-31 августа 2003 г., ЗАО “Экспоцентр” на Красной Пресне, Москва). Существенные признаки прототипа “фрикционный элемент и металлический каркас, поверхность которого покрыта краской” совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.

Недостатком прототипа являются недостаточные шумопоглощающие свойства красящего покрытия, не обеспечивающего необходимого шумоподавления.

Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является улучшение работы тормозного узла путем обеспечения необходимого шумоподавления за счет красящего покрытия без усложнения конструкции изделия и его изготовления в результате применения специальных прокладок и средств их фиксации на каркасе.

Для достижения указанного технического результата во фрикционном изделии, включающем фрикционный элемент и металлический каркас, поверхность которого покрыта краской, красящее покрытие выполнено твердым с рельефной поверхностью, образованной чередующимися выступами и впадинами, при этом в выступах размещены частицы металла, имеющего меньшую твердость, чем металл каркаса. Существенные признаки заявляемого изобретения “красящее покрытие выполнено твердым с рельефной поверхностью, образованной чередующимися выступами и впадинами, при этом в выступах размещены частицы металла, имеющего меньшую твердость, чем металл каркаса” являются отличительными от признаков прототипа.

На фиг. 1 представлено сечение фрикционного изделия. На фиг. 2 - сечение красящего покрытия.

Фрикционное изделие содержит фрикционный элемент 1, выполненный, например, из полимерного фрикционного композита, включающего полимерную матрицу (вулканизат каучука, резит смолы и т.д.) и дисперсные, в том числе волокнистые, наполнители (минеральные наполнители - барит, сурик и др., волокнистые наполнители - асбест, полиарамидные волокна, стеклянные волокна и др.). Фрикционный элемент зафиксирован на поверхности металлического каркаса 2, который выполнен, например, из стали в виде плоского листа определенной формы. Поверхность металлического каркаса 3, противоположная поверхности 4, на которой зафиксирован фрикционный элемент, покрыта твердым слоем 5 термоструктурированной краски. Также слой краски может покрывать и другие свободные от фрикционного элемента поверхности каркаса. Поверхность красящего слоя представляет собой чередование выступов 6 и впадин 7, при этом в основе выступов лежат частицы 8 металла, например меди, олова и т.д., твердость которого меньше твердости металла каркаса (стали).

Заявляемое изделие может быть изготовлено известными методами, например формованием в пресс-форме фрикционного элемента с металлическим каркасом, механической обработкой изделия, нанесением на каркас красящего покрытия и его отверждением.

Конкретным примером заявляемого изобретения является колодка дискового тормоза автомобиля ВАЗ 2110, каркас которой окрашен порошковой краской ОХТЭК-2Т3 (бронза-антик). В состав краски входят полиэфирная смола, эпоксидная смола, технический углерод, мел, барит, воск и дополнительно бронзовая пудра с размером частиц 0,05-0,12 мм. Красящее покрытие текстурированное, т.е. имеет рельеф бугорков и впадин.

При изготовлении фрикционного изделия поверхность металлического каркаса, контактирующую с поршнем тормозного цилиндра, покрывают слоем краски, в результате термической обработки (термоструктурирования) которой образуется твердый слой, твердость которого, однако, значительно меньше твердости как металлического каркаса и металлических частиц, так и твердости воздействующего на каркас тормозного механизма. Выполнение этого слоя рельефным предотвращает распространение возникших в результате фрикционного контакта колебаний, не возникают зоны резонанса, выступы выступают как отдельные вибрирующие элементы. При этом наличие в выступах частиц металла сохраняет рельефную поверхность покрытия даже после многократных торможений, обеспечивает контакт каркаса и поршня в отдельных точках. В отсутствие этих частиц под воздействием тормозного механизма поверхность красящего покрытия быстро теряет рельефность. Поскольку твердость частиц металла в покрытии меньше твердости металла каркаса и тормозного поршня, отсутствуют как абразивное воздействие частиц на тормозной поршень, так и внедрение частиц в металлический каркас изделия. Если бы такое внедрение имело место, то рельефная структура поверхности была бы утрачена. Благодаря же указанной структуре красящего покрытия обеспечивается точечный контакт сопряженных поверхностей фрикционного изделия и тормозного поршня, способствующий снижению звукорезонансных явлений.

Похожие патенты RU2251035C1

название год авторы номер документа
ФРИКЦИОННОЕ ИЗДЕЛИЕ 2004
  • Левит Михаил Захарович
  • Крайнова Наталья Александровна
  • Изюмова Вера Ивановна
  • Пивень Евгений Григорьевич
RU2270383C1
КОЛОДКА ДИСКОВОГО ТОРМОЗА 2017
  • Левит Михаил Захарович
  • Изюмова Вера Ивановна
  • Пивень Евгений Григорьевич
  • Начарова Вероника Юрьевна
  • Комарова Ирина Анатольевна
RU2669766C1
ФРИКЦИОННОЕ ИЗДЕЛИЕ 2012
  • Левит Михаил Захарович
  • Пивень Евгений Григорьевич
RU2513882C1
КОЛОДКА ДИСКОВОГО ТОРМОЗА 2018
  • Левит Михаил Захарович
  • Левит Кирилл Михайлович
  • Пивень Евгений Григорьевич
RU2695231C1
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2006
  • Левит Михаил Захарович
  • Котляр Семен Менашевич
  • Крайнова Наталия Александровна
  • Сафонов Валерий Григорьевич
  • Изюмова Вера Ивановна
  • Франтова Елена Юрьевна
  • Мишура Галина Михайловна
  • Пивень Евгений Григорьевич
RU2317905C1
ФРИКЦИОННОЕ ИЗДЕЛИЕ 2011
  • Левит Михаил Захарович
  • Изюмова Вера Ивановна
  • Фурсов Николай Петрович
  • Пивень Евгений Григорьевич
RU2483232C1
ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2006
  • Сафонов Валерий Григорьевич
  • Котляр Семен Михайлович
  • Шраер Иосиф Израильевич
  • Седов Михаил Петрович
  • Котляр Дмитрий Семенович
  • Сафонов Евгений Валерьевич
  • Вуколов Леонид Александрович
  • Бринев Алексей Валерьевич
  • Симонова Татьяна Сергеевна
RU2329909C2
КОЛОДКА ДИСКОВОГО ТОРМОЗА 2018
  • Левит Михаил Захарович
  • Левит Кирилл Михайлович
  • Пивень Евгений Григорьевич
RU2695038C1
КОМПОЗИЦИОННАЯ ТОРМОЗНАЯ КОЛОДКА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, ОБРАЗУЮЩАЯ ПРИ ТРИБОСОПРЯЖЕНИИ НАНОЧАСТИЦЫ 2016
  • Левит Михаил Захарович
  • Пивень Евгений Григорьевич
RU2653222C2
КОМПЛЕКТ НАКЛАДОК ДЛЯ ТОРМОЗНЫХ КОЛОДОК БАРАБАННЫХ ТОРМОЗОВ АВТОМОБИЛЕЙ 2021
  • Васильев Сергей Евгеньевич
RU2761975C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 251 035 C1

Реферат патента 2005 года ФРИКЦИОННОЕ ИЗДЕЛИЕ

Изобретение относится к области машиностроения, а именно к фрикционным изделиям, предназначенным для эксплуатации в тормозных узлах различных машин и оборудования. Фрикционное изделие включает фрикционный элемент и металлический каркас, поверхность которого покрыта краской. При этом красящее покрытие выполнено твердым с рельефной поверхностью, образованной чередующимися выступами и впадинами. В выступах размещены частицы металла, имеющего меньшую твердость, чем металл каркаса. Техническим результатом является обеспечение необходимого шумоподавления без усложнения конструкции изделия и его изготовления. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 251 035 C1

Фрикционное изделие, включающее фрикционный элемент и металлический каркас, поверхность которого покрыта краской, отличающееся тем, что красящее покрытие выполнено твердым с рельефной поверхностью, образованной чередующимися выступами и впадинами, при этом в выступах размещены частицы металла, имеющего меньшую твердость, чем металл каркаса.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2251035C1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОТРЕЗКИ КОНЦЕВЫХ ДЕТАЛЕЙ ОТРАБОТАВШИХ ТЕПЛОВЫДЕЛЯЮЩИХ СБОРОК АТОМНЫХ РЕАКТОРОВ 1995
  • Истомин В.Л.
  • Рыжаков В.А.
  • Рыжаков В.В.
  • Федосов Ю.Г.
  • Шелест Н.М.
RU2127918C1
RU 96122718 А, 20.01.1999
ВИЗГОПОДАВЛЯЮЩИЙ МАТЕРИАЛ 1999
  • Касаткин Г.П.
  • Левит М.З.
  • Изюмова В.И.
  • Пивень Е.Г.
RU2171926C2
СПОСОБ ПАЙКИ УЛЬТРАЗВУКОВЫХ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕЙ ИЗ МАГНИТОСТРИКЦИОННЫХ ФЕРРИТОВ 1991
  • Ланин Владимир Леонидович[By]
  • Бондарик Василий Михайлович[By]
RU2022733C1

RU 2 251 035 C1

Авторы

Левит М.З.

Крайнова Н.А.

Изюмова В.И.

Фурсов Н.П.

Пивень Е.Г.

Даты

2005-04-27Публикация

2003-11-11Подача