ДВУХКОНТУРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ Российский патент 2005 года по МПК F01P3/22 

Описание патента на изобретение RU2253022C1

Изобретение относится к симбиозу двигателей внутреннего сгорания /ДВС/ и паровой машины.

Известен автомобильный ДВС, содержащий цилиндропоршневую группу, картер с коленчатым валом, систему подачи топливовоздушной смеси и систему охлаждения, включающий паровой котел и радиатор /патент США №4622925 Р 01 Р 3/22 1986/.

Однако КПД прототипа не превышает 30-40%.

Цель изобретения - повышение КПД работы двигателя, которая достигается тем, что рубашка охлаждения блока цилиндров выполнена в виде парового котла, выход из которого может быть подключен к дополнительной цилиндропоршневой группе силовой установки с исходным коленчатым валом. При этом конденсация пара на выходе дополнительной силовой установки осуществляется установленными с зазорами парами пластин, по периметру которых выполнены канавки с отверстиями для сбора конденсата. Вместо использования дополнительного силового блока, пар из системы охлаждения может подаваться на цилиндры основной поршневой группы на дополнительном рабочем ходе, а утилизироваться в паровой котел на дополнительном обратном ходе. Впрыск пара из рубашки охлаждения в основной силовой блок может так же осуществляться на такте рабочего хода в момент сгорания топлива.

Предложенное устройство поясняется фиг.1, на фиг.2 и 3 показаны пластины для сбора конденсата пара. Цифрами показаны: 1 - цилиндропоршневая группа ДВС, 2 - паровой котел, 3 - дополнительная цилиндропоршневая группа паровой машины, 4 - общий картер с коленчатым валом 5, 6 - две пары пластин с канавками 7 и отверстиями для сбора конденсата 8, 9 - насос. На валу двигателя установлен дополнительный силовой блок, запитанный паром от рубашки охлаждения.

Двухконтурный двигатель работает следующим образом. Цилиндропоршневая группа 1 нагревает паровой котел 2. Пар из котла поступает в дополнительную цилиндропоршневую группу паровой машины 3, где тепловая энергия перегретого пара осуществляет работу по вращению коленчатого вала 5. Остывший при расширении пар конденсируется, проходя между пластинами 6 с канавками 7, после чего конденсат насосом 9 возвращается в паровой котел.

Необходимо отметить, что из-за малости зазора /Δх/ между пластинами, скорость конденсации V велика, несмотря на то, что разность температур /ΔТ/ пара и стенок пластины несущественная Поэтому такого рода теплообменник можно использовать в качестве радиатора для обычных ДВС.

В случае если в блоке цилиндров 1 двухконтурного двигателя конструктивно не допускается предложенный режим работы, температуру кипения перегретого пара можно понизить, используя в качестве теплоносителя, например, обычный спирт.

В случае работы основного блока исходно, например, в четырехтактном режиме, после окончания четвертого такта /продувка цилиндра/ открывается дополнительный клапан и осуществляется пятый /рабочий/ ход поршня за счет подачи пара из парового котла. На следующем шестом ходе поршня вверх остывший пар через второй дополнительный клапан подается на пластины 6 системы охлаждения. Т.е. двухконтурный двигатель может работать в шеститактном режиме /четыре такта ДВС плюс два такта паровой машины/. В общем случае порядок и количество основных и дополнительных тактов работы двухконтурного двигателя не ограничивается.

Предложенный двигатель может работать как без дополнительного силового блока, так и без увеличения тактов основного блока. В связи с тем, что впрыск воды в районе верхней мертвой точки /см. патенты RU №№2002083 и 2007593/ не приносит существенного возрастания КПД /за время рабочего хода поршня вода не успевает превратиться в пар высокого давления/, впрыск воды в районе верхней мертвой точки в момент максимальной температуры горения газовоздушной смеси целесообразно осуществлять в виде пара, заранее приготовленного паровым котлом рубашки охлаждения ДВС без нарушения порядка тактов двигателя. В этом случае паровой котел подпитывается водой из дополнительного бака.

Необходимо отметить, что двухконтурный двигатель может иметь силовые блоки не поршневые, а, например, турбины и т.д.

Похожие патенты RU2253022C1

название год авторы номер документа
ДВУХСТУПЕНЧАТЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2003
  • Сагаков С.С.
  • Артёмов В.Г.
  • Царьков А.Д.
RU2244841C2
КОМБИНИРОВАННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ГОРЯГИНА - КДВСГ 2008
  • Горягин Владимир Федорович
RU2374475C1
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕПЛОМ И ЭЛЕКТРИЧЕСТВОМ АВТОНОМНОГО ОБЪЕКТА 2016
  • Сагаков Станислав Святославович
RU2618129C1
Силовая установка 1990
  • Гулин Степан Дмитриевич
  • Сорокин Алексей Александрович
  • Кулапов Александр Николаевич
SU1772401A1
СПОСОБ РАБОТЫ ТЕПЛОВОГО ДВИГАТЕЛЯ С ВНЕШНИМ ПОДВОДОМ ТЕПЛА И ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1994
  • Болычевский Юрий Михайлович
RU2082895C1
СПОСОБ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2011
  • Задорожный Евгений Вадимович
RU2491430C2
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО ТЕПЛООБМЕНА С ПРЕОБРАЗОВАНИЕМ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ ГАЗОВ В МЕХАНИЧЕСКОЕ ДАВЛЕНИЕ ГАЗОВ 2000
  • Юркин В.И.
RU2184259C2
ДВИГАТЕЛЬ 2004
  • Стробыкин Олег Витальевич
  • Стробыкин Виталий Николаевич
RU2298677C2
СПОСОБ СЖИГАНИЯ ТОПЛИВА В ДВИГАТЕЛЕ ВНЕШНЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Сагаков С.С.
  • Яновский И.Я.
RU2132963C1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1997
  • Грабовский А.А.
RU2146010C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 253 022 C1

Реферат патента 2005 года ДВУХКОНТУРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Изобретение относится к симбиозу двигателей внутреннего сгорания и паровой машины. Двухконтурный двигатель внутреннего сгорания содержит силовой блок, рубашка охлаждения которого выполнена в виде парового котла, при этом конденсация пара осуществляется радиатором, причем радиатор выполнен в виде установленных с зазором пар пластин, по периметру которых выполнены канавки с отверстиями для сбора конденсата. На валу двигателя установлен дополнительный силовой блок, запитанный паром от рубашки охлаждения. Пар впрыскивается в цилиндры основного блока на дополнительном такте или на такте рабочего хода в момент сгорания топлива. Изобретение обеспечивает повышение КПД двигателя. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 253 022 C1

1. Двухконтурный двигатель внутреннего сгорания, содержащий силовой блок, рубашка охлаждения которого выполнена в виде парового котла, при этом конденсация пара осуществляется радиатором, отличающийся тем, что радиатор выполнен в виде установленных с зазором пар пластин, по периметру которых выполнены канавки с отверстиями для сбора конденсата.2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что на валу двигателя установлен дополнительный силовой блок, запитанный паром от рубашки охлаждения.3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что пар от рубашки охлаждения впрыскивается в цилиндры основного силового блока на дополнительном такте.4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что пар от рубашки охлаждения впрыскивается в цилиндры основного силового блока на такте рабочего хода в момент сгорания топлива.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2253022C1

US 4669426 А, 02.06.1987
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПАРИТЕЛЬНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО ГОРЕНИЯ 1930
  • Вольский М.И.
SU23032A1
Система охлаждения для двигателя внутреннего сгорания 1977
  • Минеев Валерий Михайлович
SU649870A1
СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1990
  • Дебердеев Фарид Фуатович
RU2015370C1
DE 3726854 A1, 18.02.1988
КОМПОЗИЦИИ МОЧЕВИНЫ И СТАБИЛИЗАТОРА АЗОТА И СПОСОБЫ И СИСТЕМЫ ИХ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 2017
  • Габриелсон Курт Дэвид
  • Саттон Аллен
RU2652385C1
ПРИЕМНОЕ УСТРОЙСТВО РАДИОЛОКАТОРА С СИНТЕЗИРОВАННОЙ АНТЕННОЙ И ОПТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКОЙ СИГНАЛОВ 1976
  • Куликовский М.Г.
RU2034409C1

RU 2 253 022 C1

Авторы

Сагаков С.С.

Царьков А.Д.

Локтев В.В.

Артемов В.Г.

Даты

2005-05-27Публикация

2003-10-24Подача