Изобретение относится к симбиозу двигателей внутреннего сгорания /ДВС/ и паровой машины.
Известен автомобильный ДВС, содержащий цилиндропоршневую группу, картер с коленчатым валом, систему подачи топливовоздушной смеси и систему охлаждения, включающий паровой котел и радиатор /патент США №4622925 Р 01 Р 3/22 1986/.
Однако КПД прототипа не превышает 30-40%.
Цель изобретения - повышение КПД работы двигателя, которая достигается тем, что рубашка охлаждения блока цилиндров выполнена в виде парового котла, выход из которого может быть подключен к дополнительной цилиндропоршневой группе силовой установки с исходным коленчатым валом. При этом конденсация пара на выходе дополнительной силовой установки осуществляется установленными с зазорами парами пластин, по периметру которых выполнены канавки с отверстиями для сбора конденсата. Вместо использования дополнительного силового блока, пар из системы охлаждения может подаваться на цилиндры основной поршневой группы на дополнительном рабочем ходе, а утилизироваться в паровой котел на дополнительном обратном ходе. Впрыск пара из рубашки охлаждения в основной силовой блок может так же осуществляться на такте рабочего хода в момент сгорания топлива.
Предложенное устройство поясняется фиг.1, на фиг.2 и 3 показаны пластины для сбора конденсата пара. Цифрами показаны: 1 - цилиндропоршневая группа ДВС, 2 - паровой котел, 3 - дополнительная цилиндропоршневая группа паровой машины, 4 - общий картер с коленчатым валом 5, 6 - две пары пластин с канавками 7 и отверстиями для сбора конденсата 8, 9 - насос. На валу двигателя установлен дополнительный силовой блок, запитанный паром от рубашки охлаждения.
Двухконтурный двигатель работает следующим образом. Цилиндропоршневая группа 1 нагревает паровой котел 2. Пар из котла поступает в дополнительную цилиндропоршневую группу паровой машины 3, где тепловая энергия перегретого пара осуществляет работу по вращению коленчатого вала 5. Остывший при расширении пар конденсируется, проходя между пластинами 6 с канавками 7, после чего конденсат насосом 9 возвращается в паровой котел.
Необходимо отметить, что из-за малости зазора /Δх/ между пластинами, скорость конденсации V велика, несмотря на то, что разность температур /ΔТ/ пара и стенок пластины несущественная Поэтому такого рода теплообменник можно использовать в качестве радиатора для обычных ДВС.
В случае если в блоке цилиндров 1 двухконтурного двигателя конструктивно не допускается предложенный режим работы, температуру кипения перегретого пара можно понизить, используя в качестве теплоносителя, например, обычный спирт.
В случае работы основного блока исходно, например, в четырехтактном режиме, после окончания четвертого такта /продувка цилиндра/ открывается дополнительный клапан и осуществляется пятый /рабочий/ ход поршня за счет подачи пара из парового котла. На следующем шестом ходе поршня вверх остывший пар через второй дополнительный клапан подается на пластины 6 системы охлаждения. Т.е. двухконтурный двигатель может работать в шеститактном режиме /четыре такта ДВС плюс два такта паровой машины/. В общем случае порядок и количество основных и дополнительных тактов работы двухконтурного двигателя не ограничивается.
Предложенный двигатель может работать как без дополнительного силового блока, так и без увеличения тактов основного блока. В связи с тем, что впрыск воды в районе верхней мертвой точки /см. патенты RU №№2002083 и 2007593/ не приносит существенного возрастания КПД /за время рабочего хода поршня вода не успевает превратиться в пар высокого давления/, впрыск воды в районе верхней мертвой точки в момент максимальной температуры горения газовоздушной смеси целесообразно осуществлять в виде пара, заранее приготовленного паровым котлом рубашки охлаждения ДВС без нарушения порядка тактов двигателя. В этом случае паровой котел подпитывается водой из дополнительного бака.
Необходимо отметить, что двухконтурный двигатель может иметь силовые блоки не поршневые, а, например, турбины и т.д.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДВУХСТУПЕНЧАТЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2003 |
|
RU2244841C2 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ГОРЯГИНА - КДВСГ | 2008 |
|
RU2374475C1 |
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТЕПЛОМ И ЭЛЕКТРИЧЕСТВОМ АВТОНОМНОГО ОБЪЕКТА | 2016 |
|
RU2618129C1 |
Силовая установка | 1990 |
|
SU1772401A1 |
СПОСОБ РАБОТЫ ТЕПЛОВОГО ДВИГАТЕЛЯ С ВНЕШНИМ ПОДВОДОМ ТЕПЛА И ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1994 |
|
RU2082895C1 |
СПОСОБ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 2011 |
|
RU2491430C2 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО ТЕПЛООБМЕНА С ПРЕОБРАЗОВАНИЕМ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ ГАЗОВ В МЕХАНИЧЕСКОЕ ДАВЛЕНИЕ ГАЗОВ | 2000 |
|
RU2184259C2 |
ДВИГАТЕЛЬ | 2004 |
|
RU2298677C2 |
СПОСОБ СЖИГАНИЯ ТОПЛИВА В ДВИГАТЕЛЕ ВНЕШНЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2132963C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2146010C1 |
Изобретение относится к симбиозу двигателей внутреннего сгорания и паровой машины. Двухконтурный двигатель внутреннего сгорания содержит силовой блок, рубашка охлаждения которого выполнена в виде парового котла, при этом конденсация пара осуществляется радиатором, причем радиатор выполнен в виде установленных с зазором пар пластин, по периметру которых выполнены канавки с отверстиями для сбора конденсата. На валу двигателя установлен дополнительный силовой блок, запитанный паром от рубашки охлаждения. Пар впрыскивается в цилиндры основного блока на дополнительном такте или на такте рабочего хода в момент сгорания топлива. Изобретение обеспечивает повышение КПД двигателя. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.
US 4669426 А, 02.06.1987 | |||
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИСПАРИТЕЛЬНОГО ОХЛАЖДЕНИЯ ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО ГОРЕНИЯ | 1930 |
|
SU23032A1 |
Система охлаждения для двигателя внутреннего сгорания | 1977 |
|
SU649870A1 |
СПОСОБ РАБОТЫ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1990 |
|
RU2015370C1 |
DE 3726854 A1, 18.02.1988 | |||
КОМПОЗИЦИИ МОЧЕВИНЫ И СТАБИЛИЗАТОРА АЗОТА И СПОСОБЫ И СИСТЕМЫ ИХ СОЗДАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ | 2017 |
|
RU2652385C1 |
ПРИЕМНОЕ УСТРОЙСТВО РАДИОЛОКАТОРА С СИНТЕЗИРОВАННОЙ АНТЕННОЙ И ОПТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКОЙ СИГНАЛОВ | 1976 |
|
RU2034409C1 |
Авторы
Даты
2005-05-27—Публикация
2003-10-24—Подача