ДВУХБУЛЬБОВАЯ НОСОВАЯ ОКОНЕЧНОСТБ СУДНА Советский патент 1973 года по МПК B63B1/40 

Описание патента на изобретение SU407784A1

1

Изобретение относится к прикладной гидродинамике, а именно « корпусам надводных водоизмещающих судов, и предназначено для уменьшения сопротивления воды движению судов при эксплуатации в различных состояниях загрузки путем применения носовых бульбов. Форму и размеры бульбов выбирают так, чтобы Обеспечить уменьшение сопротивления в одном из состояний загрузки: при полной нагрузке или при наименьшей эксплуатационной осадке (в балласте).

Известна носовая бульбовая оконечность, состояш;ая из основного обычного бульба, выбранного из условия преимушественного сниженИЯ сопротивления при ходе в балласте, и дополнительного верхнего бульба, усиливаюш.его действие основного бульба в полном грузу. Однако увеличение объема нижнего бульба для повышения его эффективности в полном грузу приводит к ухудшению его действия при ходе в балласте и к потере скорости хода на режимах неполного использования мощности судового двигателя (т. е. на эксплуатационных скоростях хода). Кроме того, эффективность этой конструкции при осадке в полном грузу недостаточна, так как размеры и OipneHтация верхнего дополнительного бульба не являются оптимальными и не обеспечивают необходимой нейтрализации носовых волн.

Цель изобретения- повышение эффективности при минимальной (Гмин) и максимальной (7макс) осадках судна в широком диапазоне скоростей хода и коэффициентов общей полноты (6 0,60-0,80).

Эта цель достигается тем, что верхняя бульбовая наделка расположена между ватерлиниями при Гмакс и Гмпн и плавно лереходит в рецесс, сопрягаемый с нижней бульбовой наделкой, расположенной между основной линией и ватерлинией, соответствующей приблизительно 0,5 Гмин.

Для повышения жесткости конструкции судна в передней части рецесса в диаме-лральной

плоскости установлены нижняя и верхняя бульбовые наделки, связанные профилированной стойкой.

На фиг. 1 показано сечение нулевого шпангоута теоретического чертежа носовой оконечности судна; на фиг. 2-диаметраль теоретического чертежа носовой оконечности; на фиг. 3 - полуширота носовой оконечности.

Нулевой шпангоут верхней наделки 1 (см. фиг. 1) состоит из двух элементов клиновидной формы, имеющих общее основание 2. Вершина верхнего клина 3 располагается в интервале hi от грузовой ватерлинии (ГВЛ) до максимального подъема h носовой волны, который определяется по формуле ,4 ,

где L - длина корпуса между перпендикулярами. Боковые кромки верхнего клина 3 наклонены к диаметральной плоскости (ДП) под углом 15-20°. Максимальная ширина верхней части наделки у, (отрезок между точками 4 и 5) находится под ГВЛ на расстоянии hz,5 которое для предпочтительного варианта определяется по формуле ,96-0,4; где б- коэффициент общей полноты судна между перпендикулярами. Величина у, для предпочтительного варианта определяется по формулеЮ у,1, 0,6-0,9(%). Нижний клин 6 замыкается на ба51ластной вате|рлинии в точке 7. Рассмотренная скелетная форма вписывается в лекальный контур 2-5-7 с плавным завершеJlt;i CitlOn.Dljn iVWn 1 V |J Л-t-Jt IlilCl.UiJ.JJliYi OU. LViJ-lV, нием кромок в точках 2 и 8. Высота нулевого 5 шпангоута нижней наделки 9 (отрезок 10-11) составляет 0,4-0,6 величины осадки в балласте (Тб) (или наименьшей эксплуатационной осадки) Максимальная ордината нижней части наделки у, (отрезок 12-13) для предпо- 20 чтительного варианта определяется по форму„,, , -0,6-0,8%. Отстояние максимальной ординаты уп от основной плоскости (отрезок 11-12) составляет 0,2-0,4) Гг.25 Верхняя даделка 1 в продольном направлеНИИ (см. фиг. 2) ориентирована вдоль наклонной линии, составляющей с горизонтом угол V, пропорциональный коэффициенту общей полноты судна 6, согласно формуле для пред- зо почтительного варианта V 455-21. При этом наклонная линия проходит через точку 4 на уровне ватерлинии, содержащей максимальную ординату верхней части наделки. Носовая и кормовая точки 14 и 15 диаметральной про- 35 екции верхней части наделки находятся от нулевого шпангоута на расстояниях 1 и 4 соответственно. Величина /i выбирается предельно допустимой по конструктивным и эксплуатационным соображениям и для предпочтитель- 40 ного варианта не превышает 4%L. Величина /2 зависит от полноты судна и величины 1 и для предпочтительного варианта определяется по формуле /2 (13-15,56)/. На границе с областью рецесса 16 контур 45 верхней части наделки плавно пе(реходит в контур рецесса, образуя лекальную кривую 14--17, причем точка 17 лежит на ватерлинии, отстояние которой от основной плоскости составляет (0,7-0,8) Т 650 Верхняя «ромка нижней наделки плавно переходит в контур выреза рецесса 16, образуя лекальную кривую 18-17. Продольная ось нижней наделки 9 параллельна основной плоскости. Нижняя кромка нижней части наделки 55 19 может быть опущена ниже основной плоскости и для предпочтительного варианта лежит в этой плоскости. Вынос нижней части наделки за форштевень исходной формы обводов /3 (отрезок 18- 60 20) не превышает величины выноса верхней части наделки. Верхняя и нижняя часть объема наделки соединены прочными связями в виде кницы 21 или профилированной стойки 22.65 Ватерлинии предлагаемой формы обводов (см. фиг. 3) состоят из эллиптической носовой части 23 и линии 24 сопряжения, которая плавно переходит в исходный корпус в точке 25. Снижение солротивления судна при движении в полном лрузу достигается благодаря тому, что верхняя наделка нейтрализует вклад ватерлиний, расположенных выше ватерлинии в балласте, в образование носовой системы поперечных волн. При этом, учитывая экспоненциальный характер убывания волновых возмушений по осадке, вкладом нижних ватеррлиний можно практически пренебречь, , «« бенно при умеренных скоростях судна (,25). Следовательно, наделка, располо «нная вблизи свободной поверхности вдоль осадка, по эффективности практически уступает известным наделкам, объем которых рагаределен вдоль всей осадки. Наклон Р ориентирует ее под углом атаки к набегающему потоку, способствуя увеличению области разрежения. Благодаря удается уменьшить объем и продольные размеры наделки. При движении судна в балластных условиях загрузки часть эффекта снижения сопротивления обеспечивается верхней наделкой, так как волновые возмущения в пределах подъема носовой волны в балласте, распределяясь вдоль контура наделки, образуют очень незначительную равнодействующую в горизонтальном направлении. Кроме того, нижняя кромка верхней наделки, разделяя набегающий поток, устраняет причину турбулентного разрушения волн на форштевне, уменьшая вертикальную составляющую вызванных скоростей в набегающем потоке. ЭтОлМу влиянию сопутствует уменьшение сопротивления формы. Нижняя наделка оказывает дополнительное спрямляющее действие на линии тока, которое составляет до 50% общего выигрыша, обеспечиваемого при наименьшей эксплуатационной осадке. В таблице приведены величины относительного изменения скорости в полном грузу в балласте, полученные по результатам испытаний моделей судна, имеющего 6 0,74. Среднее увеличение скорости хода при плавании судна в различных состояниях загрузки (,187-0,198). Носовая оконечность судна представлена в вух вариантах исполнения: наделка в полом объеме и верхняя часть наделки. По равнению с исходным безбульбовым варианом формы обводов корпуса вариант обводов О предлагаемому изобретению имеет существенное нреимущество в рассматриваемых крайних условиях загрузки. Кроме того, к преимуществам наделки относятся: относительно небольшие размеры и вес, применимость для проектируемых и для модернизируемых судов, отсутствие помех для спуска и подъема якорей.

Предмет изобретения

I. Двухбульбовая носовая оконечность судна, содержащая нижнюю бульбовую наделку, уменьшающую волнообразование лри балластном режиме плавания и верхнюю бульбовую наделку, которая в сочетании с нижней бульбовой наделкой уменьщает волнообразование при плавании судна в груженом состоянии.

отличающаяся тем, что, с целью повыщения эффективности при минимальной (Гмип) и максимальной (Гмако) осадках судна в широком диапазоне скоростей хода и коэффициентов общей .полноты 6 0,60-0,80), верхняя бульбовая наделка расположена между ватерлиниями при Гмакс и Гмпн И плавно переходит в рецесс, сопрягаемый с нижней бульбовой наделкой, расположенной между основной линией и ватерлинией, соответствующей .приблизительно 0,5 Гмип.

2. Оконечность судна по п. 1, отличаю щая с я тем, что, с целью повыщения ее жесткости, нижняя и верхняя бульбовые наделки связаны профилированной стойкой, расположенной в передней части рецесса в диаметральной плоскости судна.

Похожие патенты SU407784A1

название год авторы номер документа
ВУЛЬВОВАЯ НОСОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДНА 1973
  • В. Н. Бегизов, В. К. Климов, М. Н. Никитин, И. М. Родина, Л. А. Сиротникова В. Я. Ткачев
SU404687A1
НОСОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДОВ 1970
  • Е. А. Виноградова, Г. Соколов, В. С. Шпаков В. М. Штумпф
SU284636A1
НАДВОДНОЕ ОДНОКОРПУСНОЕ ВОДОИЗМЕЩАЮЩЕЕ БЫСТРОХОДНОЕ СУДНО 1999
  • Белоненко В.Ф.
  • Каневский Г.И.
  • Кильдеев Р.И.
  • Орлов О.П.
  • Пашин В.М.
  • Платонов В.Г.
  • Поляков В.Н.
  • Пустошный А.В.
RU2155693C1
Носовая оконечность судна 1983
  • Каменецкий Юрий Теодорович
  • Кныш Николай Тимофеевич
  • Мизин Игорь Оскарович
  • Пашин Валентин Михайлович
  • Поварь Владимир Михайлович
  • Шпаков Владимир Степанович
  • Штумпф Валентин Михайлович
  • Щередин Владимир Николаевич
SU1235788A1
Бульбовая носовая оконечность корпуса судна 1977
  • Байбаков Александр Борисович
  • Губиш Анатолий Григорьевич
  • Краснопольский Сергей Николаевич
  • Шайбо Николай Владимирович
SU701859A1
НОСОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ СУДНА 1993
  • Кокурин Виктор Александрович
RU2067942C1
ТРАНСПОРТНОЕ ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО 2002
  • Алексеев Ю.Н.
  • Каневский Г.И.
  • Капранцев С.В.
  • Кильдеев Р.И.
  • Пашин В.М.
  • Пустошный А.В.
  • Завьялов С.Н.
RU2217348C1
НОСОВАЯ ОКОНЕЧНОСТЬ КОРПУСА СУДНА ПОВЫШЕННОЙ ЛЕДОПРОХОДИМОСТИ 2013
  • Савельев Андрей Викторович
  • Петров Анатолий Сергеевич
  • Станков Борис Николаевич
  • Соколов Виктор Петрович
RU2536568C1
Бульбовая носовая оконечность корпуса судна 1976
  • Софман Лев Борисович
SU605742A1
Носовая оконечность корпуса судна 1980
  • Новожилов Владислав Сергеевич
  • Платонов Виктор Георгиевич
SU910486A1

Иллюстрации к изобретению SU 407 784 A1

Реферат патента 1973 года ДВУХБУЛЬБОВАЯ НОСОВАЯ ОКОНЕЧНОСТБ СУДНА

Формула изобретения SU 407 784 A1

ЛЛ

Фи.

ГВЦ

шп

Фиг.З

SU 407 784 A1

Авторы

Л. А. Сиротникова В. Я. Ткачев

Даты

1973-01-01Публикация