Изобретение относится к строительству и касается приемов и средств обучения.
Известен способ обучения строительному делу, заключающийся в использовании макетного ящика и моделей грузоподъемной техники (А.С. №200913, кл. G 09 B 19/24, 1967). Однако данный способ не может быть применен для развития навыков организации и производства работ при строительстве земляных сооружений.
Предлагаемый способ может быть использован для обучения студентов, осваивающих строительные, природоохранные, гидромелиоративные специальности.
Техническим результатом, достигаемым настоящим изобретением, является развитие навыков организации и производства работ при строительстве земляных сооружений.
Данный технический результат достигается тем, что в способе обучения, заключающемся в использовании макетного ящика и моделей грузоподъемной техники, согласно изобретению используют макетный ящик с песком и модели землеройной и землеройно-транспортной техники, формируют на песке земляные сооружения в масштабе, соответствующем масштабу моделей землеройной техники, и демонстрируют производственный процесс с местами стоянки и путями перемещения моделей техники. Кроме того, для формирования на песке макетного ящика земляных сооружений используют вспомогательные измерительные и строительные инструменты, а в качестве землеройной, землеройно-транспортной и грузоподъемной техники используют модели бульдозера, скрепера, экскаватора, подъемного крана.
Преподаватель в начале занятий излагает порядок производства работ, характеристики технических средств и выдает задание студентам на проверку возможности осуществления работ.
Студенты, пользуясь измерительными инструментами, измеряют модели и, сравнив с натуральными параметрами, определяют масштаб моделирования. Следующим этапом располагают модель в макетном ящике и, пользуясь строительными инструментами, в песке формируют в вычисленном масштабе земляные сооружения, показывают схемы производства работ, места стоянки и пути перемещения моделей техники.
В качестве землеройной техники используют модели бульдозера, скрепера, экскаватора, подъемного крана.
Целесообразно, чтобы преподаватель разбил группу студентов на звенья соответственно числу имеющихся на занятии моделей, причем состав звена с целью лучшего усвоения материала формируется из 4-6 человек. После выполнения задания и проверки преподавателем звенья обмениваются моделями машин и получают новое задание.
Многолетней практикой установлено, это занятие по предложенному способу обеспечивает возможность получения наглядного представления об организации и технологии производства работ при строительстве земляных сооружений, повышает заинтересованность студентов, носит игровой характер. Занятие по способу согласно изобретению способствует развитию навыков организации и производства работ при строительстве земляных сооружений.
На фиг.1 представлено демонстрационное средство - макетный ящик с песком с выемкой, отвалом грунта и намеченным путем движения землеройной машины.
На фиг.2 изображено демонстрационное средство - модель экскаватора, производство выемки, отвал грунта.
На фиг.3 представлено демонстрационное средство - модель скрепера и процесс производства работ по срезке грунта.
Ниже приведены примеры реализации изобретения.
Пример 1.
В начале занятий преподаватель разбивает на звенья группу обучающихся, излагает порядок производства работ и выдает задание каждому звену.
Звено обучающихся с помощью измерительных инструментов измеряет параметры модели землеройной техники, например экскаватора. По величине землеройных параметров модели и натуральных знаний этих параметров определяют масштаб модели и соответствующий ей масштаб земляного сооружения.
В макетном ящике намечается ось движения и устанавливается модель экскаватора. В вычисленном масштабе с помощью строительных инструментов обучающиеся намечают радиус резания - Rp, радиус выгрузки - Rв и отрывают макет выемки (фиг.1-2), насыпают отвал грунта высотой - H0. На макете показывают проектную глубину - Н выемки, ширину выемки по дну - b, величину заложения откосов - m, высоту отвала - H0, показывают на макете расчетную высоту выгрузки (поднятие ковша) - Hв.
Пример 2.
Преподаватель выдает задание на производство скреперных работ.
Звено обучающихся производит замеры модели скрепера и, сравнив их с натуральными размерами, определяет масштаб моделирования.
Расположив модель скрепера в макетном ящике, студенты показывают процесс скреперных работ. Показывают длину набора грунта - lн (фиг.3); ширину полосы набора грунта - bн, толщину срезаемого слоя - h, длину скрепера и трактора - lcк.+lm, радиус поворота - Rn.
Такая форма обучения обеспечивает быстрое и качественное практическое закрепление теоретического материала.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Интерактивная тактическая инсталляция | 2019 |
|
RU2711707C1 |
СТЕНД ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ | 2001 |
|
RU2217799C2 |
КЛАСС УЧЕБНЫЙ КОМПЬЮТЕРНЫЙ ДЛЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЭКИПАЖЕЙ БРОНЕТАНКОВОГО ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ | 2021 |
|
RU2770897C1 |
СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ МЕТОДОМ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО-АДАПТИВНОЙ АКТИВИЗАЦИИ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ТЕСТИРОВАНИЯ С ПОМОЩЬЮ СРЕДСТВ АВТОМАТИЗАЦИИ | 2020 |
|
RU2724411C1 |
Программно-аппаратный комплекс | 2019 |
|
RU2720342C1 |
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЙ ПОЛОСЫ | 1998 |
|
RU2148119C1 |
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА ОСНОВАНИЯ ЗЕМЛЯНОГО СООРУЖЕНИЯ В ГОРНЫХ УСЛОВИЯХ | 2008 |
|
RU2373333C1 |
СПОСОБ РЕКУЛЬТИВАЦИИ НАРУШЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА СКВАЖИНЫ | 1999 |
|
RU2158070C1 |
РАБОЧЕЕ ОБОРУДОВАНИЕ ГИДРАВЛИЧЕСКОГО БУЛЬДОЗЕРА | 2011 |
|
RU2524791C2 |
ИНТЕРАКТИВНАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ ПО ПРОФЕССИЯМ ОПЕРАТОРОВ СОРТИРОВОЧНОЙ ГОРКИ | 2021 |
|
RU2748768C1 |
Способ предназначен для использования при обучении студентов строительных, гидромелиоративных, природоохранных специальностей с применением демонстрационных средств и позволяет обеспечить возможность получения наглядного представления об организации и технологии производства работ при строительстве земляных сооружений, ускорить процесс закрепления знаний. При обучении используют макетный ящик с песком и модели землеройной, землеройно-транспортной и грузоподъемной техники. На песке формируют земляные сооружения в масштабе, соответствующем масштабу землеройной техники. Демонстрируют производственный процесс с местами стоянки и путями перемещения моделей техники. Для формирования на песке макетного ящика земляных сооружений используют вспомогательные измерительные и строительные инструменты. В качестве землеройной, землеройно-транспортной и грузоподъемной техники используют модели бульдозера, скрепера, экскаватора, подъемного крана. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
УЧЕБНОЕ И НАГЛЯДНОЕ ПОСОБИЕ В. К. КОЗЫРЕВА ПО СТРОИТЕЛЬНОМУ ДЕЛУ | 0 |
|
SU200913A1 |
DE 3924159 C1, 07.03.1991 | |||
US 4113255 A, 12.09.1978. |
Авторы
Даты
2005-06-27—Публикация
2003-03-05—Подача