СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ БУРОВЫХ ОТХОДОВ НА ТЕРРИТОРИИ КУСТОВОЙ ПЛОЩАДКИ Российский патент 2015 года по МПК C04B40/00 C04B18/04 E21B21/00 

Описание патента на изобретение RU2551564C2

Изобретение относится к строительству и переработке (обезвреживанию) отходов бурения совместно со вторичными отходами термической утилизации нефтешламов золошлаковыми смесями, с получением дорожно-строительных композиционных материалов, которые могут быть использованы для сооружения земляного полотна и в устройстве укрепленных дорожных оснований на дорогах I-V категорий во II-V дорожно-климатических зонах, а также покрытий на дорогах IV-V категорий в качестве материала для сооружения насыпей земляного полотна и укрепления грунтовых оснований строительных и других площадок, рекультивации шламовых амбаров на территориях нефтяных и газовых месторождений.

Из патента РФ 2303011 известен строительный материал «Буролит», включающий буровой шлам, цемент и карбамидо-формальдегидный пенопласт, отличающийся тем, что он содержит буровой шлам плотностью от 1,3 до 1,8 кг/дм 3, карбамидоформальдегидный пенопласт плотностью 10-30 кг/м3 в количестве 10-25% от объема бурового шлама, цемент в количестве 10-20% от объема бурового шлама и дополнительно минеральный наполнитель с размером частиц от 2,7 до 3,1 мм, выбранный из группы, содержащей песок и дробленый гранит, в количестве 10-20% от объема бурового шлама.

Смесь получают путем внесения в буровой шлам с плотностью от 1,3 до 1,8 кг/дм 3 при постоянном перемешивании карбамидоформальдегидного пенопласта, имеющего плотность 10-30 кг/м3, в количестве 10-25% от объема бурового шлама; цемента в количестве 10-20% от объема бурового шлама; минерального наполнителя в количестве 10-20% от объема бурового шлама. Перемешивание бурового шлама и капсулизирующих компонентов до получения гомогенной, быстро густеющей массы производят с помощью экскаватора за счет движения ковша экскаватора в продольном и поперечном направлениях.

Из патента РФ №2399440 известна смесь для получения строительного материала, включающая буровой шлам, минеральную добавку, ускоритель, осушитель и отвердитель, отличающаяся тем, что она содержит в качестве минеральной добавки суглинок, песок, песчаноглинистую фракцию, в качестве ускорителя - хлористый кальций и/или натрий, в качестве осушителя - по крайней мере, один из: торф, минеральная вата, шлаковата, волокна целлюлозы, силикагель, пеноизол, в качестве отвердителя - цемент и/или битум, и дополнительно - карбоксиметилцеллюлозу - КМЦ и/или поливиниацетат - ПВА и отработанный технологический раствор плотностью 1,08-1,86 т/м3, и сточные буровые воды, образующиеся в результате производства буровых работ, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

буровой шлам 1,0-30,0 указанный технологический раствор 1,0-40,0 указанная минеральная добавка 0,9-45,0 указанный осушитель 1,0-38,0 КМЦ и/или ПВА 0,1-0,2 указанный ускоритель 1,0-2,0 цемент 1,0-22,0 битум 1,0-5,0 указанные сточные буровые воды остальное

Наиболее близким аналогом заявленного изобретения является материал строительный грунтошламовый укрепленный, раскрытый в патенте РФ 2471737, включающий буровой шлам плотностью от 1,3 до 1,8 кг/дм3, цемент в качестве основного вяжущего в количестве 4-12% от массы смеси, осушитель строительный гипс в количестве 2-4% от массы смеси, минеральный наполнитель - песок природный в количестве 40-70% от массы смеси.

Задачей, на которую направлено данное изобретение, является создание способа переработки буровых отходов на территории кустовой площадки.

Техническим результатом данного изобретения являются: сокращение затрат на транспортировку отходов до ближайшего шламового амбара, в связи с переработкой на территории кустовой площадки (дальность транспортировки в таком случае составляет до 1 км); возможность проведения переработки буровых отходов сразу после их образования, тем самым сокращая расходы на платы за негативное воздействие на окружающую среду; возможность применения получаемых в результате переработки на площадке вторичных материалов, в соответствии с областью применения указанной в документации на данный продукт (ТУ, СТП), тем самым сокращая расходы на поставку грунта (песка), применяя получаемый материал.

Заявленный технический результат достигается за счет создания способа переработки бурового шлама на территории кустовой площадки, включающего размещение на площадке компонентов смеси и емкости для переработки, помещение в емкость бурового шлама, добавление к шламу компонентов и перемешивание смеси экскаватором с получением дорожно-строительного композиционного материала, причем емкость для переработки устанавливается в грунт таким образом, что ее верхняя кромка возвышается над рельефом на высоту не более 0,5 м. Предпочтительно, дорожно-строительный материал включает буровой шлам плотностью от 1,3 до 1,8 кг/дм3, цемент в качестве основного вяжущего материала в количестве 5-15% от массы смеси, отход термической утилизации нефтешламов (золошлак) плотностью от 1,2 до 1,6 кг/дм3 в количестве 14,5-34% от массы смеси, минеральный наполнитель и сорбент-комплексообразователь, где в качестве сорбента-комплексообразователя используется органический волокнистый (торфяной) сорбент в количестве 2-4% от массы смеси. Предпочтительно, площадка имеет размеры не менее 20×20 м. Предпочтительно, на верхней кромке емкости размещен отбойник. Предпочтительно, боковые стенки емкости снаружи усилены бревнами. Предпочтительно, компоненты смеси размещаются вблизи экскаватора на расстоянии длины выноса его стрелы.

Краткое описание чертежей

Фиг.1 Общая схема переработки бурового шлама;

Фиг.2 Схема площадки переработки бурового шлама с получением по технологии ГУДС;

Фиг.3 Схема расположения емкости для переработки бурового шлама по технологии ГУДС;

Фиг.4 Варианты применения грунта укрепленного дорожно-строительного при строительстве и ремонте кустовых площадок; где А - устройство гидроизоляции кустовых площадок, Б - ремонт кустовых площадок при проседании грунта в районе устья скважин, В - укрепление откосов обваловок, Г - отсыпка основания кустовых площадок;

Фиг.5 Использование грунта укрепленного дорожно-строительного при рекультивации шламовых амбаров с предварительной выемкой бурового шлама из амбара;

Фиг.6 Использование грунта укрепленного дорожно-строительного при рекультивации шламовых амбаров без предварительной выемки бурового шлама из амбара;

Фиг.7 Типовой вариант дорожной насыпи с применением грунта укрепленного дорожно-строительного; где А - отсыпка дорожного основания, Б - укрепление откосов дорожного полотна.

Осуществление изобретения

Обезвреживание буровых шламов совместно с отходами термической утилизации нефтешламов, при неизменной технологии и рецептуре промывочной жидкости, относящихся к IV или III классу опасности, с получением экологически безопасного материала, производится за счет связывания и нейтрализации токсикантов в структуре монолитного консолидированного материала и устранении их миграционной активности.

ДСКМ - искусственный материал, получаемый смешением в карьерных смесительных установках, либо на полигонах, или непосредственно на дороге (с использованием фрез, экскаваторов и автогрейдеров) буровых шламов совместно с золошлаковыми смесями, с цементом или другими неорганическими вяжущими и добавками активных веществ и сорбентов, с последующей укладкой и уплотнением при доведении до оптимальной влажности, и отвечающий в проектные или промежуточные сроки нормируемым показателям качества по прочности, морозостойкости и экологической безопасности. По составу, структуре, физико-механическим показателям и другим свойствам, а также области применения, способам приготовления ДСКМ является разновидностью укрепленных грунтов или обработанных материалов в соответствии с ГОСТ 23558-94.

Используемый в составе заявленной композиции буровой шлам (БШ) представляет собой текучепластичную (от полужидкой до вязкой консистенции) пастообразную массу и состоит из частиц выбуренной породы и отработанного бурового раствора (ОБР). В состав твердой фазы БШ входят разной степени дисперсности (от коллоидных до 5-10 мм) частицы выбуренной породы и вводимые в промывочную жидкость глинопорошки (бентонит, монтмориллонит), а также нерастворимые и малорастворимые добавки (карбонат кальция, барит и др.). Жидкая фаза БШ образуется за счет сброса определенного количества бурового раствора, а также сточных вод при промывке оборудования.

В состав БШ входят частицы выбуренной породы и буровой раствор, их соотношение может быть различным, так, например, буровой шлам месторождений ОАО «ТНК-Нижневартовск» содержит, мас.%:

- выбуренная порода - 55-75;

- буровой раствор отработанный (ОБР) - 25-45.

При этом ОБР включает следующие компоненты: песок в количестве 3-4%, воду в количестве 90-92% и коллоидную фазу низкой плотности - 5-6%, в состав которой входят следующие химреагенты: бентонитовый глинопорошок (например, марки ПМБА), препараты КМЦ (соединения полианионной целлюлозы), кальцинированная и каустическая сода, мел, барит, водорастворимые и высокомолекулярные полимерные соединения (полиакриламид, полиакрилонитрил), соли (хлорид калия, хлорид натрия) и другие вещества.

Для переработки используется БШ, имеющий плотность в пределах 1,3-1,8 кг/дм3 и влажность в пределах 30-60%.

Используемые в составе заявленной композиции смеси золошлаковые (ЗШС) образуются на установках по термической утилизации (обжига) отходов, образующихся при добыче нефти и газа (грунтов загрязненных нефтью и нефтепродуктами, шламов очистки трубопроводов и емкостей от нефти и нефтепродуктов и буровых шламов).

ЗШС состоят из зольной составляющей (частиц золы и шлака размером менее 0,315 мм) и шлаковой, включающей: шлаковый песок - зерна размером от 0,315 до 5 мм; шлаковый щебень - зерна размером свыше 5 мм. Остаточное содержание нефтепродуктов в ЗШС не превышает 0,5%. Дополнительно к указанному в смеси сорбенту-комплексообразователю, ЗШС можно рассматривать в качестве осушителя, в количестве 30-40% от массы смеси, которые являются многотоннажными требующими утилизации отходами, перспективными для применения, т.к. имеют развитую удельную поверхность и гидравлические вяжущие свойства (активность). Данные материалы в сочетании с основным вяжущим (цементом) связывают значительное количество воды и примесей, превращая БШ в инертный и прочный композиционный материал.

Используемый в качестве основного вяжущего в составе ДСКМ цемент обеспечивает набор прочности, водостойкость, в сочетании с жидкофазным связующим (жидкое стекло) устраняет текучесть БШ, придает материалу прочностные свойства, связывает токсиканты и компоненты ОБ, препятствуя миграции загрязняющих веществ в окружающую среду.

Используемый в качестве сорбента-комплексообразователя органический волокнистый сорбент (высушенный размельченный торф, выпускаемый по ТУ 1392-005-48952916-2001), плотностью не более 180 кг/м3 устраняет миграционную активность поллютантов, деструктирует остаточное содержание нефтепродуктов.

В предпочтительном варианте воплощения изобретения в качестве сорбента-комплексообразователя используется экологически чистый органический волокнистый (торфяной) сорбент.

Использование в составе заявленной смеси в качестве минерального наполнителя более распространенного и имеющего более широкий диапазон фракций природного дисперсного несвязного грунта - песка по ГОСТ 25100-95 снижает себестоимость ДСКМ. В соответствии с таблицей Б10 ГОСТ 25100-95 гранулометрический состав природного песка (размер и содержание зерен) может быть любым, т.е. могут применяться пески от гравелистых до пылеватых. Основным вариантом минерального наполнителя является выбор наиболее распространенного в нефтегазодобывающих районах Западной Сибири песка мелкого и/или пылеватого с характеристиками: размер частиц крупнее 0,10 мм - не менее 75% для мелкого или, соответственно, менее 75% для пылеватого. Причем дозировка песка (0-30% от массы смеси) подбирается с учетом гранулометрического состава его и БШ по условию получения числа пластичности смеси порядка 7-12, т.е. оптимальной гранулометрии смеси, соответствующей легкому песчанистому суглинку, что наиболее благоприятно для укрепления грунта, в т.ч. техногенного, цементом. Объем вводимого наполнителя зависит от влажности и плотности БШ, например, при минимальной плотности 1,3 кг/дм3 и максимальной влажности БШ (70%) вводится максимальный объем песка - 30% от массы смеси; при максимальной плотности 1,8 кг/дм3 и, соответственно, минимальной влажности (40%) расход песка составляет 0-10% от массы смеси. Также расход песка зависит от требуемой прочности и области применения конечного продукта в конструкциях сооружений.

В заявленной композиции возможно применение цемента различных марок. Основным вариантом вяжущего является портландцемент, шлакопортландцемент и портландцемент с минеральными добавками по ГОСТ 10178, сульфатостойкий и пуццолановый цементы по ГОСТ 22266, а также цементы для строительных растворов по ГОСТ 25328 марок не ниже 400 для покрытий и 300 для оснований.

Для повышения свойств и показателей ДСКМ применяют улучшающие добавки, в том числе в качестве микродобавок используются:

- хлорид кальция технический, хлорид натрия, нитрит кальция (в количестве до 2% от массы смеси), которые ускоряют набор прочности материала, и являются противоморозными добавками, позволяющими изготавливать ДСКМ в зимний период.

Вышеперечисленные микродобавки являются порошковыми сыпучими веществами, что в северных условиях предпочтительно с точки зрения их транспортировки и введения при перемешивании композиций.

Для улучшения ДСКМ могут применяться и другие микродобавки, в том числе поставляемые в жидком виде (растворы, эмульсии):

- органогидрид-силоксаны (ГКЖ 136-41, ГКЖ 136-157М, выпускаемые по ГОСТ 10843-76, ТУ 6-02-694-76), - в количестве до 0,5% от массы строительной смеси;

- жидкое стекло (силикат натрия) - в количестве до 1% от массы строительной смеси. Данные добавки повышают водонепроницаемость и водостойкость, снижают водопоглощение и коэффициент фильтрации, что исключает суффозию и вымывание токсичных компонентов ОБ из композиции;

- известь молотая негашеная, гипс строительный (связывающие воду, обезвреживающие отходы);

ДСКМ, в зависимости от величины суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов (Аэфф), содержащихся в ДСКМ, обрабатываемых материалах, грунтах, используют при:

Аэфф до 740 Бк/кг - для строительства дорог и площадок без ограничений;

Аэфф св. 740 до 2800 Бк/кг - для дорожного нефтепромыслового строительства вне населенных пунктов и зон перспективной застройки.

Применение ДСКМ для строительства дорожных одежд и земляного полотна автомобильных дорог, площадок и других объектов способствует повышению экологической безопасности, надежности сооружений, исключает возможность попадания компонентов БШ и отходов в окружающую среду.

Таким образом, благодаря изобретению стало возможным превращение бурового шлама и отходов термической утилизации нефтешламов в инертный композиционный материал, связывающий в своей структуре загрязняющие вещества, исключающие их миграцию в окружающую природную среду.

Способ переработки бурового шлама включает следующие стадии (Фиг.1):

- Накопление бурового шлама (БШ).

- Добавление и перемешивание компонентов смеси экскаватором.

- Полученная смесь перемещается в штабель для завершения процесса затвердения.

- Изготовленный материал складируют на площадках временного хранения и транспортируют для отсыпки площадных объектов.

Для производства ДСКМ, ГУДС на территории кустовой площадки:

- Обустраивается площадка переработки:

Завозятся материалы (компоненты): песок 4, цемент 3, ГКЖ 136-41 (или др.) 2.

- В емкость 1 завозиться буровой шлам (либо вынимается из амбара).

В буровой шлам добавляются компоненты

(последним может быть любая другая добавка).

- Перемешивание компонентов экскаватором до однородной смеси.

- Выемка и штабелирование.

В одном из вариантов воплощения изобретения способ переработки буровых отходов включает переработку буровых отходов с получением дорожно-строительного композиционного материала, включающего буровой шлам плотностью от 1,3 до 1,8 кг/дм3, цемент в качестве основного вяжущего материала в количестве 5-15% от массы смеси, отход термической утилизации нефтешламов (золошлак) плотностью от 1,2 до 1,6 кг/дм3 в количестве 30-40% от массы смеси, минеральный наполнитель и сорбент-комплексообразователь, где в качестве сорбента-комплексообразователя используется органический волокнистый (торфяной) сорбент в количестве 2-4% от массы смеси.

В предпочтительном варианте воплощения изобретения компоненты смеси размещаются вблизи экскаватора на расстоянии длины выноса его стрелы.

Для переработки отходов бурения обустраивается, выравнивается площадка, размерами не менее 20 Х 20 м. площадка подразделяется на участки накопления и складирования материалов, участок переработки, подъездные пути, участок складирования материалов. Допускается расширение площадки за счет использования полученного вторичного материала. Емкость 1 для переработки устанавливается в грунт 7. Предпочтительно емкость имеет объем 40 м3 и габаритные размеры 6,4×2,5×2,5 м. ГКЖ 2 складируется в бочках металлических по 0,2 м3. Цемент складируется в мешках МКР, песок - навалом высотой не более 2 м, ЗШС - навалом высотой не более 2 м. ДСКМ 6 складывается навалом высотой не более 4 м (Фиг.2).

Верхняя кромка емкости должна возвышаться над рельефом на высоту не более 0,5 м во избежание смятия емкости под давлением грунта - боковые стенки снаружи усиливаются бревнами. Верхняя кромка емкости усиливается железобетонной балкой или трубой, служащих в качестве отбойника 8 при сливе буровых отходов (Фиг.3).

Размещаемые на болотах кустовые основания со временем «проседают» в торф, устья скважин обнажаются.

Для восстановления проектных отметок можно в согласованных с нефтяниками местах кустовой площадки вынуть экскаватором грунт и заполнить образовавшуюся выемку ГУДС.

После его схватывания вынутый грунт разравнивается бульдозером, площадка 8 планируется (Фиг.4).

При строительстве кустовых площадок на участках с близким залеганием грунтовых вод, в водоохранных зонах производится гидроизоляция оснований.

В качестве гидроизолирующего материала обычно используется полимерная пленка, что не всегда обеспечивает необходимую степень гидроизоляции ввиду ее низкой механической прочности.

Более надежная гидроизоляция может быть выполнена при использовании ГУДС 9 с добавкой жидкого стекла для повышения гидроизолирующих свойств композиционного материала.

В водоохранных зонах целесообразно проводить изоляцию ГУДС 9 снизу и с боков слоя композиционного материала полимерной пленкой (Фиг.4).

При строительстве кустовой площадки разрешается применение ГУДС 9 для отсыпки основания и укрепления обваловок - с целью экономии привозного строительного грунта (Фиг.4).

Использование ГУДС при рекультивации буровых шламовых амбаров производится по двум основным схемам - с выемкой бурового шлама из тела амбара и переработка бурового шлама в теле амбара.

При выемке бурового шлама 13 из амбара, его переработка осуществляется на площадке переработки и полученный ГУДС укладывается в амбар методом надвига. Такой способ применим для больших амбаров, при лимите грунта, большого уровня залегания шлама. При этом производится легкое армирование шлама хворостяной выстилкой 10, затем ГУДС 9 наносится бульдозером методом надвига. Работа производится последовательно по периметру амбара. Формирование следующей полосы грунта 11 производится после схватывания ГУДС, подготовленная полоса служит площадкой для работы и заезда бульдозера. На грунт 11 наносится слой торфа 12 (Фиг.5).

При переработке бурового шлама 16 в теле амбара (Фиг.6) производится обустройство разделительной полосы 14 для проезда экскаватора; расстояние между разделительными полосами и обваловкой должно быть не более двух длин стрелы экскаватора - для охватывания всего объема БШ при переработке. Переработка бурового шлама производится вдоль разделительной полосы 14 и обваловки на длину вылета стрелы экскаватора. Засыпка грунтом 11 производится после схватывания ГУДС. На грунт наносится рекультивационный слой 16.

Строительство конструктивных слоев автомобильных дорог с применением ГУДС осуществляется следующими основными способами: смешением на специально подготовленных гидроизолированных площадках в полосе отвода автодороги с использованием многопроходных фрез (ДС-74); приготовлением смеси в грунтосмесительных установках (ДС-50А, Б и др.).

Также производится укрепление откосов дорожного полотна (Фиг.7) с использованием щебня 16 и песка 17.

Пример 1

Строительный материал ДСКМ марки М40, показателем морозостойкости F25, включает, масс.%:

БШ, проба №1 38 Портландцемент М-400 15 ЗШС 14,5 Минеральный наполнитель 30 Высушенный размельченный торф 2 Органогидрид-силоксаны 0,5

При реализации данного состава получаем материал с прочностью на сжатие 0,4МПа, пригодный для строительства несущих оснований дорожных одежд, например, на промысловых автодорогах.

Пример 2

Строительный материал ДСКМ марки М20, показателем морозостойкости F15, включает, масс.%:

БШ, проба №1 43 Портландцемент М-400 10 ЗШС 34 Минеральный наполнитель 10 Высушенный размельченный торф 2 Жидкое стекло 1

При реализации данного состава получаем материал с прочностью на сжатие 0,2 МПа, пригодный для строительства дополнительных слоев (морозозащитных и т.п.) оснований дорожных одежд, например, на промысловых автодорогах; а также для устройства прочных обваловок.

Пример 3

Строительный материал ДСКМ марки М10, показателем морозостойкости F5, включает, масс.%:

БШ, проба №1 58 Портландцемент М-400 6 ЗШС 29 Минеральный наполнитель 5 Высушенный размельченный торф 2

При реализации данного состава получаем материал с прочностью на сжатие 0,05 МПа, пригодный для строительства земляных сооружений, засыпки и рекультивации шламовых амбаров.

Пример 4

На площадку переработки завозятся материалы, в емкость помещается буровой шлам, в который добавляются компоненты при следующем соотношении, % масс:

БШ, проба №1 38 Портландцемент М-400 15 ЗШС 14,5 Минеральный наполнитель 30 Высушенный размельченный торф 2 Органогидрид-силоксаны 0,5

Смесь перемешивают экскаватором «Hitachi» до однородной смеси, после чего производят выемку и штабелирование.

Похожие патенты RU2551564C2

название год авторы номер документа
ГРУНТ УКРЕПЛЕННЫЙ ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ 2013
  • Заболоцкий Станислав Сергеевич
RU2541009C2
ДОРОЖНО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ 2013
  • Заболоцкий Станислав Сергеевич
RU2551560C2
ГРУНТОШЛАМОВАЯ СМЕСЬ 2013
  • Гурьевский Юрий Евтефеевич
  • Бухтоярова Яна Юрьевна
RU2522317C1
СМЕСИ ГРУНТОШЛАМОВЫЕ ДЛЯ РЕКУЛЬТИВАЦИИ НАРУШЕННЫХ ЗЕМЕЛЬ И СПОСОБ РЕКУЛЬТИВАЦИИ ЗЕМЕЛЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СМЕСЕЙ ГРУНТОШЛАМОВЫХ 2015
  • Лопатин Константин Иванович
  • Заболоцкий Станислав Сергеевич
RU2631391C2
Способ изготовления литифицированного искусственного грунта 2016
  • Туктаров Дамир Хатипович
  • Круглей Евгений Валерьевич
RU2625494C1
Способ утилизации отходов бурения с получением экологически безопасного монолитно-окатного строительного материала 2019
  • Зарипова Фирдаус Мидхатовна
  • Ахметзянов Тагир Рафаэлевич
  • Бакиева Эльвира Василевна
  • Зарипова Мария Александровна
  • Зарипов Рафаэль Маратович
RU2717147C1
Универсальный способ комплексного обезвреживания отходов бурения скважин с получением строительного композита ГУТ 2015
  • Кнатько Михаил Васильевич
  • Жабриков Станислав Юрьевич
RU2616304C1
КОМПОЗИЦИОННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ 2011
  • Митрофанов Николай Георгиевич
  • Зенкин Игорь Николаевич
RU2471737C1
Способ изготовления искусственного грунта Литогрунт 2018
  • Круглей Евгений Валерьевич
  • Волченко Дмитрий Игоревич
RU2682920C1
Дорожно-строительный композиционный материал на основе бурового шлама 2016
  • Ломакина Лилия Наилевна
  • Федоров Павел Анатольевич
  • Хабабутдинова Наркас Булатовна
  • Шагигалин Газинур Юлдашевич
  • Гатауллин Артур Венерович
RU2629634C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 551 564 C2

Реферат патента 2015 года СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ БУРОВЫХ ОТХОДОВ НА ТЕРРИТОРИИ КУСТОВОЙ ПЛОЩАДКИ

Изобретение относится к строительству и переработке (обезвреживанию) отходов бурения совместно со вторичными отходами термической утилизации нефтешламов золошлаковыми смесями, с получением дорожно-строительных композиционных материалов. Технический результат заключается в сокращении затрат на транспортировку отходов до ближайшего шламового амбара, возможность проведения переработки буровых отходов сразу после их образования, возможность применения получаемых в результате переработки на площадке вторичных материалов. Задачей, на которую направлено данное изобретение, является создание способа переработки буровых отходов на территории кустовой площадки. Способ переработки бурового шлама на территории кустовой площадки включает размещение на площадке компонентов смеси и емкости для переработки, помещение в емкость бурового шлама, добавление к шламу компонентов и перемешивание смеси экскаватором с получением дорожно-строительного композиционного материала, причем емкость для переработки устанавливается в грунт таким образом, что ее верхняя кромка возвышается над рельефом на высоту не более 0,5 м. 5 з.п. ф-лы, 7 ил.

Формула изобретения RU 2 551 564 C2

1. Способ переработки бурового шлама на территории кустовой площадки, включающий размещение на площадке компонентов смеси и емкости для переработки, помещение в емкость бурового шлама, добавление к шламу компонентов и перемешивание смеси экскаватором с получением дорожно-строительного композиционного материала, причем емкость для переработки устанавливается в грунт таким образом, что ее верхняя кромка возвышается над рельефом на высоту не более 0,5 м, используют минеральный наполнитель (песок) в пределах от 5 до 30 мас.% и буровой шлам влажности 30-60% в пределах от 38 до 58 мас.%

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что дорожно-строительный материал включает буровой шлам плотностью от 1,3 до 1,8 кг/дм3, цемент в качестве основного вяжущего материала в количестве 5-15% от массы смеси, отход термической утилизации нефтешламов (золошлак) плотностью от 1,2 до 1,6 кг/дм3 в количестве 14,5-34% от массы смеси, минеральный наполнитель и сорбент-комплексообразователь, где в качестве сорбента-комплексообразователя используется органический волокнистый (торфяной) сорбент в количестве 2-4% от массы смеси.

3. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что площадка имеет размеры не менее 20×20 м.

4. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что на верхней кромке емкости размещен отбойник.

5. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что боковые стенки емкости снаружи усилены бревнами.

6. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что компоненты смеси размещаются вблизи экскаватора на расстоянии длины выноса его стрелы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2015 года RU2551564C2

КОМПОЗИЦИОННЫЙ СТРОИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ 2011
  • Митрофанов Николай Георгиевич
  • Зенкин Игорь Николаевич
RU2471737C1
СПОСОБ УТИЛИЗАЦИИ БУРОВОГО ШЛАМА 2010
  • Пашкевич Мария Анатольевна
  • Малышкин Михаил Михайлович
  • Малышкина Любовь Альфредовна
RU2439098C2
КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ (ВАРИАНТЫ) 2008
  • Рядинский Виктор Юрьевич
  • Денеко Юлия Викторовна
RU2408626C2
СМЕСЬ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА 2009
  • Аксютин Олег Евгеньевич
  • Гафаров Наиль Анатольевич
  • Меньшиков Сергей Николаевич
  • Облеков Геннадий Иванович
  • Уткина Наталья Николаевна
RU2399440C1
СМЕСЬ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНОГО МАТЕРИАЛА 2009
  • Дашков Роман Юрьевич
  • Аксютин Олег Евгеньевич
  • Гафаров Наиль Анатольевич
  • Меньшиков Сергей Николаевич
  • Облеков Геннадий Иванович
  • Уткина Наталья Николаевна
RU2439018C2
US 7717173 B2, 18.05.2010

RU 2 551 564 C2

Авторы

Заболоцкий Станислав Сергеевич

Даты

2015-05-27Публикация

2013-06-24Подача