СПОСОБ ДЛЯ ЗАЩИТЫ АКВАТОРИИ ВОДНОГО БАССЕЙНА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ НЕФТЕПРОДУКТАМИ, ВЫТЕКАЮЩИМИ ИЗ ТАНКОВ ЗАТОНУВШЕГО СУДНА Российский патент 2005 года по МПК E02B15/04 

Описание патента на изобретение RU2256026C2

Изобретение относится к области экологии и может быть использовано для защиты водного бассейна от загрязнения нефтепродуктами.

Известен способ защиты открытых водоемов от нефтяных загрязнений (патент РФ №2144109, Е 02 В 15/10), в котором нефть удаляется с поверхности воды с помощью вращающегося барабана, расположенного на плавающей раме, отжимного ролика и трубопровода для отвода нефти. Недостатком способа является низкая производительность удаления нефти и его практическая непригодность при больших площадях загрязнения.

Известен способ локализации пятен нефти (заявка №98115988/13 от 18.08.1998) путем нанесения на поверхность береговой линии адсорбентов с отрицательной плавучестью, который адсорбирует нефть во время прибойной волны, а затем загрязненный нефтью адсорбент удаляется с берега механизированным способом. Недостатком способа является длительный процесс удаления загрязнения, он практически не защищает фауну в прибрежной зоне.

Общеизвестен способ защиты водоема от вытекающей нефти, когда пробоины в танках затонувшего судна ликвидируют с помощью сварки. Недостатком способа является сложность производства сварочных работ на большой глубине, а также постепенное разрушение танков из-за коррозии металла.

Техническим результатом настоящего изобретения является повышение эффективности защиты водного бассейна от загрязнений нефтепродуктами, вытекающими из затонувшего судна. Сопоставление с аналогами показывает существенное отличие. Для сбора вытекающих нефтепродуктов используется полотнище купола, которое якорится на дне по контуру затонувшего судна.

Предлагаемый способ иллюстрируется чертежами, представленными на фиг.1-4.

На Фиг.1 изображен план якорей (2), размещаемых на дне по контуру затонувшего судна (1).

На Фиг.2 изображен план купола (5) с поплавками (4), подсоединенного к поплавкам - бакенам (3), а также схема расположения монтажного плота (7).

На Фиг.3 изображен разрез 1-1, где показаны положение купола (5) до погружения на дно, положение монтажного плота (7) и затонувшего судна (1).

На Фиг.4 изображен разрез 1-1, где показано положение купола (5) после погружения на дно, когда купол накрывает затонувшее судно.

Суть способа заключается в следующем: по контуру на некотором расстоянии от затонувшего судна, Фиг.1, опускаются якоря (2). Положение якорей фиксируется бакенами (3), которые крепятся к ним с помощью направляющего троса (8).

Из плотной нефтестойкой ткани изготавливается купол (5), способный накрыть затонувшее судно. Размеры купола в плане и по высоте превышают соответствующие размеры судна. В средней части купол имеет отверстия для пропуска якорных тросов (13) и крепления фланцев (6), имеющих запорные устройства для присоединения шлангов (10). По контуру основания купол имеет поплавки (4).

С аварийно-спасательного судна полотнище купола (5) опускается на воду Фиг.2, где с помощью вспомогательных плавсредств расправляется и крепится к поплавкам-бакенам (3). При этом средняя часть купола под собственным весом и весом фланцев (6) оказывается под водой, Фиг.3.

На поверхность воды над куполом заводится монтажный плот (7), имеющий лебедки и соответствующее монтажное оборудование. Положение плота фиксируется якорными тросами (13), закрепленными на корпусе затонувшего судна.

С помощью лебедок (9) из воды поднимается участок полотнища с фланцами (6), к которым подсоединяются шланги (10).

Последовательно с помощью вспомогательных плавсредств поплавки (4) в основании купола заменяются грузилами. Затем основание купола отсоединяется от поплавков-бакенов (3) и под весом грузил опускается на дно вдоль тросов (8), с которыми оно соединено кольцами (11), Фиг.4.

По мере опускания купола шланги (10) наращиваются. Наращивание прекращается, когда зазор между верхом купола и верхней точкой затонувшего судна составит 2...4 м.

На поверхности водного бассейна к шлангам подсоединяются нефтеприемники и насосное оборудование.

Купол изолирует судно от прямого контакта с водным бассейном акватории. Вытекающие из танков затонувшего судна нефтепродукты, плотность которых ниже плотности воды, поднимаются по заполненным водой шлангам в нефтеприемники, откуда выкачиваются насосами и подаются в баржу.

Последовательность выполнения работ и характеристика конструктивных элементов.

По контуру в 4...6 метрах от затонувшего судна (Фиг.1) с интервалом 20...30 метров опускаются якоря (2) (бетонные или стальные блоки). Положение якорей фиксируется поплавками-бакенами (3), которые крепятся к ним с помощью направляющего троса (8).

Из плотной нефтестойкой ткани изготавливается купол (5), способный накрыть судно. Размеры купола в плане на 8...12 метров превышают размеры судна. Высота купола на 2...4 метра превышает высоту судна с учетом палубных надстроек.

При изготовлении купола в его средней части проделываются отверстия, по контуру которых крепятся фланцы (6), имеющие запорные устройства для подсоединения нефтезаборных шлангов(10). По контуру основания купола закрепляются поплавки (4).

С аварийно-спасательного судна полотнище купола (5) опускается на воду (Фиг.2). С помощью вспомогательных плавсредств оно расправляется и крепится к поплавкам-бакенам (3). При этом средняя часть купола под собственным весом и весом фланцев (6) оказывается под водой (Фиг.3).

На воду над центром купола заводится монтажный плот (7), имеющий лебедки и соответствующее монтажное оборудование, который с помощью тросов (13) крепится за корпус затонувшего судна.

С помощью лебедок (9) из воды поднимается участок полотнища с фланцами (6), к которым подсоединяются нефтезаборные шланги (10).

Последовательно, с использованием вспомогательных плавсредств поплавки (4) в основании купола заменяются грузилами весом 3...5 кг.

Основание купола отсоединяется от поплавков-бакенов и под весом грузил опускается вдоль направляющих тросов (8), с которыми оно соединено монтажными кольцами (11) (Фиг.4).

По мере опускания купола шланги наращиваются. Наращивание прекращается, когда зазор между верхом купола и верхней точкой затонувшего судна составит 2...4 метра.

К шлангам подсоединяются нефтеприемники (12) и насосное оборудование.

Вытекающие из танков затонувшего судна нефтепродукты, плотность которых ниже плотности воды, поднимаются по заполненным водой шлангам в нефтеприемники, откуда выкачиваются насосами и подаются в баржу.

Похожие патенты RU2256026C2

название год авторы номер документа
СИСТЕМА ДЛЯ СБОРА И ЛОКАЛИЗАЦИИ НЕФТИ В ВОДНОЙ СРЕДЕ 2016
  • Гаршин Олег Николаевич
RU2634118C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СБОРА НЕФТИ ПОДО ЛЬДОМ 2013
  • Попов Савва Николаевич
  • Морова Лилия Ягъяевна
  • Герасимов Александр Иннокентьевич
  • Ефимов Сергей Егорович
RU2535394C1
СПОСОБ ДЛЯ СБОРА НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ ПОД ЛЕДЯНЫМ ПОКРОВОМ 2019
  • Голубенко Михаил Иванович
RU2710999C1
Устройство для подводного сбора нефтепродуктов из затонувшего судна 1988
  • Зарбаилов Михаил Владимирович
SU1585457A1
ПЛАВУЧАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ СБОРА НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ С ПОВЕРХНОСТИ ВОДЫ 2006
  • Петряков Владимир Владимирович
  • Корчагина Ольга Владимировна
RU2323299C1
СИСТЕМА ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШЕГО СУДНА 2011
  • Белозёров Виктор Николаевич
  • Бирюлин Игорь Борисович
  • Ветрова Анжелика Амировна
  • Школьник Борис Иосифович
RU2479461C1
СПОСОБ СБОРА НЕФТИ ИЛИ НЕФТЕПРОДУКТА ИЗ-ПОД ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА ПРОТОЧНОГО ВОДОЕМА, ПРЕИМУЩЕСТВЕННО РЕКИ, И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1996
  • Самойлов Б.В.
  • Зайцев С.П.
  • Некрасова А.П.
  • Горская В.Я.
RU2107127C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ СБОРА НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТА ИЗ-ПОД ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА ВОДОЕМА 2015
  • Мингажев Аскар Джамилевич
  • Криони Николай Константинович
  • Давлеткулов Раис Калимуллович
  • Мингажева Алиса Аскаровна
RU2604931C2
Устройство типа "Купол" для ликвидации подводных разливов нефти в комплекте с технологическим оборудованием 2019
  • Апполонов Евгений Михайлович
  • Бачурин Алексей Андреевич
  • Грызлов Василий Константинович
  • Грызлова Елена Николаевна
  • Зверева Любовь Александровна
  • Коротов Сергей Николаевич
  • Ромшин Иван Владимирович
  • Сочнев Олег Яковлевич
  • Сошитов Александр Павлович
  • Трухин Яков Олегович
  • Шуланкин Алексей Евгеньевич
RU2723799C1
Судовой нефтеналивной танк Щелкунова И.А. 1986
  • Щелкунов Иван Александрович
SU1507642A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 256 026 C2

Реферат патента 2005 года СПОСОБ ДЛЯ ЗАЩИТЫ АКВАТОРИИ ВОДНОГО БАССЕЙНА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ НЕФТЕПРОДУКТАМИ, ВЫТЕКАЮЩИМИ ИЗ ТАНКОВ ЗАТОНУВШЕГО СУДНА

Изобретение относится к области экологии и может быть использовано для защиты акватории водного бассейна от загрязнения нефтепродуктами, вытекающими из танков затонувшего судна. Изготавливают полотнище купола из плотной нефтестойкой ткани с поплавками по контуру, кольцами для скольжения по направляющим тросам и фланцами в средней части для подсоединения нефтезаборных шлангов. Опускают с аварийно-спасательного судна полотнище купола на воду и закрепляют на поплавках – бакенах. Заводят на воду над центром купола монтажный плот, имеющий лебедки, и соответствующее монтажное оборудование. Закрепляют его с помощью тросов за корпус затонувшего судна. Подсоединяют к фланцам нефтезаборные шланги и заменяют поплавки по контуру купола на грузила. Отсоединяют полотнище купола от поплавков – бакенов и затапливают под весом грузил купол на дно, накрывая затонувшее судно, одновременно наращивая нефтезаборные шланги. Присоединяют к шлангам нефтеприемники и насосное оборудование и откачивают нефтепродукты в баржу. Повышается надежность изоляции водного бассейна от нефтепродуктов, вытекающих из танков затонувшего судна, и снижается трудоемкость. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 256 026 C2

Способ для защиты акватории водного бассейна от загрязнения нефтепродуктами, вытекающими из танков затонувшего судна, включающий монтаж купола, якорных приспособлений и нефтезаборного оборудования, отличающийся тем, что изготавливают полотнище купола из плотной нефтестойкой ткани с поплавками по контуру, кольцами для скольжения по направляющим тросам и фланцами в средней части для подсоединения нефтезаборных шлангов, опускают с аварийно-спасательного судна полотнище купола на воду и закрепляют на поплавках-бакенах; заводят на воду над центром купола монтажный плот, имеющий лебедки и соответствующее монтажное оборудование, и закрепляют его с помощью тросов за корпус затонувшего судна; подсоединяют к фланцам нефтезаборные шланги, заменяют поплавки по контуру купола на грузила; отсоединяют полотнище купола от поплавков-бакенов, затапливают под весом грузил купол на дно, накрывая затонувшее судно, наращивая одновременно нефтезаборные шланги, присоединяют к шлангам нефтеприемники и насосное оборудование и откачивают нефтепродукты в баржу.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2256026C2

СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОНСЕРВОВ "СЕЛЬДЬ ОБЖАРЕННАЯ С МОРКОВЬЮ И КАПУСТОЙ В ТОМАТНОМ СОУСЕ" 2011
  • Квасенков Олег Иванович
RU2463835C1
US 4358219 A, 09.11.1982
Домовый номерной фонарь, служащий одновременно для указания названия улицы и номера дома и для освещения прилежащего участка улицы 1917
  • Шикульский П.Л.
SU93A1
US 3984987 A, 12.10.1976
Подводный нефтесборщик для локализации утечек из нефтепроводов 1989
  • Русанов Игорь Викторович
  • Ковалев Федор Михайлович
SU1731902A1

RU 2 256 026 C2

Авторы

Гучкин И.С.

Еремкин А.И.

Баранова Т.И.

Козлов А.А.

Даты

2005-07-10Публикация

2003-06-16Подача