На современных пассажирских самолетах свободное пространство конструкции крыльев используется в качестве кессон-баков, заполняемых топливом.
Герметичность кессон-баков обеспечивается двумя линиями герметизации: внутришовной и поверхностной. В качестве герметика используют полисульфидные и тиоколовые герметики. Внутришовная герметизация осуществляется путем нанесения герметика между элементами конструкции, например, между деталями каркаса и обшивкой при сборке конструкции во время изготовления самолета. При поверхностной герметизации герметик наносится на всю внутреннюю поверхность конструкции бака (самолет ТУ-154) либо в зонах проходных швов (самолет ИЛ-86).
В процессе эксплуатации самолета происходит по тем или другим причинам разрушение герметика, образуются каналы, по которым происходит утечка керосина. Таких мест утечки бывает много, на самолетах ТУ-154 при ремонте их иногда выявляют до 100 и более.
В практике известны два способа устранения, негерметичности кессон-баков самолетов:
1) Восстановление поверхностной герметизации внутри кессон-бака в зоне входа канала полисульфидным герметиком УЗОМЭС-5, ТУ 38-605-1436-91 (состав пасты УЗОМЭС-5 - 100 в.ч. (весовых частей), паста № 9 - 7 в.ч., ДФГ (дефенилгуанид) - 10 в.ч., продукт АГМ-9 (ускоритель вулканизации) - 0,5-1 в.ч.) и тиоколовым герметиком УТ-32НТ, ТУ 38-605-462-91 (состав: паста У-32 - 100 в.ч., паста №9 - 9-12 в.ч., продукт ДФГ - 0,03 в.ч.). Разработчиком и изготовителем этих герметиков является ВИАМ, Москва.
2) Заполнение герметиком УЗОМЭС-5 или УТ-32НТ канала в зоне выхода течи путем шприцевания канала шприц-болтом через отверстия близлежащих крепежных деталей под большим давлением.
Оба способа связаны с большими трудозатратами.
Первый способ - по поиску входа в канал течи. У одного выхода может быть несколько входов, расположенных иногда на значительном расстоянии друг от друга.
Второй способ - необходимостью демонтажа крепежных деталей, изготовлением новых болтов для сохранения посадки. Сам процесс шприцевания является достаточно трудоемким и “грязным” процессом. Иногда одно отверстие приходится зашприцовывать до 8-10 раз.
Оба способа требуют предварительного демонтажа крышек люков-лазов, съемных панелей.
Ранее мной был предложен способ устранения негерметичности заполнением канала течи в зоне ее выхода анаэробным герметиком Анатерм-1у (сокращено Ан-1у, ТУ-2257-21-00208947-00, изготовитель “НИИ Полимеров”) путем его нанесения с помощью кисти на внешнюю поверхность бака и подачи давления в этой зоне порядка 2 кг/см2 (см. заявку № 2002101302/04).
С целью дальнейшего уменьшения трудоемкости работ предложено устранение негерметичности кессон-баков выполнять с помощью анаэробного герметика Ан-1у путем его нанесения на внешнюю поверхность бака, при этом увеличение глубины проникновения герметика в канал течи производить его подсосом путем вакуумирования баков.
Герметик Ан-1у относится к анаэробным композициям (АК), представляющим собой жидкие многокомпонентные композиции, способные длительное время сохраняться висходном состояниибез изменения свойств и отверждаться в узких зазорах при нарушении контакта с кислородом воздуха с образованием прочного полимера.
Основой АК являются эфиры акриловой кислоты. В их состав также входят инициирующие и ингибирующие составы, загустители, пластификаторы, ангезионные добавки, красители и т.д.
Благодаря высокой проникающей способности АК плотно заполняют микроканалы, микротрещины сварных швов, литья и т.д., проникают в зазоры любой конфигурации, трещины и др. дефекты.
АК обладают хорошей адгезией, стойкостью к действию воды, масел, смазок, кислот, щелочей.
Проведено исследование стойкости герметика Ан-1у к действию авиационного топлива (керосин ТС-1). Результаты положительные.
С помощью полисульфидных и тиоколовых герметиков такую герметизацию выполнить невозможно ввиду его малой вязкости и практически полным отсутствием его проникновения в канал течи.
Вакуумирование баков выполняют с помощью бытового (достаточно большой мощности) или промышленного пылесоса (далее - насос).
Заборный шланг насоса подсоединяют к одному из двух выходов дренажа топливной системы самолета. Второй выход дренажной системы используют для подсоединения шланга контроля давления с помощью мановакууметра, расположенного в лицевой части стенда вакуумирования (далее стенда).
Электропитание насоса подсоединяют через стенд. В стенде также монтируют три соединенных в электросхеме последовательно пневмоэлектроклапана. Один клапан основной, рассчитанный на рабочее давление (вакуум) и два других - предохранительных, рассчитанных на вакуум в несколько больший рабочего и меньший предельно допустимого по конструктивным соображениям.
Первый клапан обеспечивает работу системы в автоматическом режиме. При достижении максимального вакуума, клапан отключает работу, при уменьшении вакуума - включает в работу систему. Предохранительные клапаны при достижении предельно рассчитанного давления отключают систему.
Подвод воздуха к предохранительным клапанам лучше производить через шланги, устанавливаемые с помощью штуцеров взамен пробок заливных горловин с двух сторон баков.
Технологический процесс устранения негерметичности баков будет следующим:
1) Установка стенда и подключение электропитания к стенду.
2) Создание рабочего давления вакуума в баках и поддержание этого давления в течение всего процесса.
3) Обезжиривание поверхности бака в зонах выявленных течей с помощью ацетона или бензина. Просушивание зон.
4) Последовательное нанесение на поверхность бака в зонах выявленных течей с помощью кисти или пульверизатора анаэробного герметика.
5) Выдержка в течение 20 мин и затем повторение операции п.4.
6) Удаление оставшейся части герметика с поверхности баков с помощью салфеток.
Применение этого технологического процесса обеспечивает надежное восстановление герметичности кессон-баков.
Использование данного способа особенно целесообразно, когда при ремонте самолета выявляется большое количество течей. Исключается необходимость переноса шлангов от одного к другому месту течи и удержание их под давлением.
При данном способе устранения негерметичностей необходимо изменить последовательность выполнения операций в технологии ремонта кессон-баков.
По действующей технологии после выявления негерметичностей производят демонтаж съемных панелей и затем выполняют дефектацию и ремонт конструкции кессон-баков с одновременным устранением негерметичностей.
В данном случае устранение негерметичностей следует производить сразу после их выявления до вскрытия съемных панелей.
Полная вулканизация герметика происходит через 3-5 часов после заполнения канала течи.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ НЕГЕРМЕТИЧНОСТИ КЕССОН-БАКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ АНАЭРОБНОГО ГЕРМЕТИКА ПРИ ОДНОСТОРОННЕМ ПОДХОДЕ | 2002 |
|
RU2203918C1 |
СПОСОБ ПРОВЕРКИ КЕССОНОВ-БАКОВ САМОЛЕТОВ НА ГЕРМЕТИЧНОСТЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕГАЗА | 2002 |
|
RU2204816C1 |
СПОСОБ ЗАПОЛНЕНИЯ ГЕРМЕТИКОМ ПРОХОДНЫХ ЗАЗОРОВ МЕЖДУ ПОВЕРХНОСТЯМИ СОПРЯГАЕМЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2023 |
|
RU2814532C1 |
СПОСОБ ГЕРМЕТИЗАЦИИ ЗАПРАВЛЕННОЙ МАГИСТРАЛИ СИСТЕМЫ ТЕРМОРЕГУЛИРОВАНИЯ ОТСЕКОВ КОСМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ | 1999 |
|
RU2168105C2 |
СПОСОБ ГЕРМЕТИЗАЦИИ НЕРАЗЪЕМНЫХ И РАЗЪЕМНЫХ СОЕДИНЕНИЙ ВОЗДУШНЫХ И ТОПЛИВНЫХ ОТСЕКОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОЛПАЧКОВ ГЕРМЕТИЗАЦИИ | 2007 |
|
RU2354858C2 |
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ЗАЩИТНОГО ПОКРЫТИЯ | 2000 |
|
RU2190485C2 |
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ОТЛИВОК | 2009 |
|
RU2393053C1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ГЕРМЕТИЧНОСТИ ТОПЛИВНОГО БАКА САМОЛЕТА | 2016 |
|
RU2626976C1 |
Способ герметизации течей | 1977 |
|
SU639756A1 |
СПОСОБ ГЕРМЕТИЗАЦИИ СОТОВОГО АГРЕГАТА | 1999 |
|
RU2159724C1 |
Изобретение относится к средствам контроля и устранения негерметичности и предназначено для использования в авиаремонтном производстве. Изобретение направлено на улучшение качества восстановления герметичности, уменьшение трудоемкости работы и улучшение условий труда при работе кессон-баков самолетов. Этот результат обеспечивается за счет того, что способ устранения негерметичности кессон-баков самолетов включает заполнение канала течи со стороны выхода течи анаэробным герметиком путем его нанесения кистью на внешнюю поверхность конструкции, при этом увеличение глубины проникновения герметика в канал течи достигается подсосом при вакуумировании кессон-баков. Кроме того, вакуумирование кессон-баков самолетов осуществляется при помощи бытового или промышленного пылесоса, заборный шланг которого подсоединяется к одному из двух выходов дренажа топливной системы самолета, а второй выход используют для подсоединения к мановакууметру, причем устранение негерметичностей производят сразу после их появления, до дефектации и ремонта конструкции. Для увеличения надежности герметизации нанесение герметика производится дважды с интервалом выдержки 20 мин. Удаление оставшейся части герметика после проведения устранения негерметичности кессон-баков самолетов с поверхности кессон-баков осуществляют с помощью салфеток. 2. з.п. ф-лы.
Л.И.БУДАРИН И ДР., ХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЯ ИЗДЕЛИЙ НА ГЕРМЕТИЧНОСТЬ, КИЕВ, НАУКОВА ДУМКА, 1991, СТР.164-169 | |||
СПОСОБ ГЕРМЕТИЗАЦИИ СОТОВОГО АГРЕГАТА | 1999 |
|
RU2159724C1 |
Способ ремонта судовой корпусной конструкции | 1989 |
|
SU1742122A1 |
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ЗАЩИТНОГО ПОКРЫТИЯ | 2000 |
|
RU2190485C2 |
Состав для силицирования изделий из металлов и сплавов | 1982 |
|
SU1138431A1 |
Авторы
Даты
2005-07-20—Публикация
2003-04-03—Подача