СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ НЕГЕРМЕТИЧНОСТИ КЕССОН-БАКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ АНАЭРОБНОГО ГЕРМЕТИКА И ВАКУУМИРОВАНИЯ БАКОВ Российский патент 2005 года по МПК G01M3/00 

Описание патента на изобретение RU2256893C2

На современных пассажирских самолетах свободное пространство конструкции крыльев используется в качестве кессон-баков, заполняемых топливом.

Герметичность кессон-баков обеспечивается двумя линиями герметизации: внутришовной и поверхностной. В качестве герметика используют полисульфидные и тиоколовые герметики. Внутришовная герметизация осуществляется путем нанесения герметика между элементами конструкции, например, между деталями каркаса и обшивкой при сборке конструкции во время изготовления самолета. При поверхностной герметизации герметик наносится на всю внутреннюю поверхность конструкции бака (самолет ТУ-154) либо в зонах проходных швов (самолет ИЛ-86).

В процессе эксплуатации самолета происходит по тем или другим причинам разрушение герметика, образуются каналы, по которым происходит утечка керосина. Таких мест утечки бывает много, на самолетах ТУ-154 при ремонте их иногда выявляют до 100 и более.

В практике известны два способа устранения, негерметичности кессон-баков самолетов:

1) Восстановление поверхностной герметизации внутри кессон-бака в зоне входа канала полисульфидным герметиком УЗОМЭС-5, ТУ 38-605-1436-91 (состав пасты УЗОМЭС-5 - 100 в.ч. (весовых частей), паста № 9 - 7 в.ч., ДФГ (дефенилгуанид) - 10 в.ч., продукт АГМ-9 (ускоритель вулканизации) - 0,5-1 в.ч.) и тиоколовым герметиком УТ-32НТ, ТУ 38-605-462-91 (состав: паста У-32 - 100 в.ч., паста №9 - 9-12 в.ч., продукт ДФГ - 0,03 в.ч.). Разработчиком и изготовителем этих герметиков является ВИАМ, Москва.

2) Заполнение герметиком УЗОМЭС-5 или УТ-32НТ канала в зоне выхода течи путем шприцевания канала шприц-болтом через отверстия близлежащих крепежных деталей под большим давлением.

Оба способа связаны с большими трудозатратами.

Первый способ - по поиску входа в канал течи. У одного выхода может быть несколько входов, расположенных иногда на значительном расстоянии друг от друга.

Второй способ - необходимостью демонтажа крепежных деталей, изготовлением новых болтов для сохранения посадки. Сам процесс шприцевания является достаточно трудоемким и “грязным” процессом. Иногда одно отверстие приходится зашприцовывать до 8-10 раз.

Оба способа требуют предварительного демонтажа крышек люков-лазов, съемных панелей.

Ранее мной был предложен способ устранения негерметичности заполнением канала течи в зоне ее выхода анаэробным герметиком Анатерм-1у (сокращено Ан-1у, ТУ-2257-21-00208947-00, изготовитель “НИИ Полимеров”) путем его нанесения с помощью кисти на внешнюю поверхность бака и подачи давления в этой зоне порядка 2 кг/см2 (см. заявку № 2002101302/04).

С целью дальнейшего уменьшения трудоемкости работ предложено устранение негерметичности кессон-баков выполнять с помощью анаэробного герметика Ан-1у путем его нанесения на внешнюю поверхность бака, при этом увеличение глубины проникновения герметика в канал течи производить его подсосом путем вакуумирования баков.

Герметик Ан-1у относится к анаэробным композициям (АК), представляющим собой жидкие многокомпонентные композиции, способные длительное время сохраняться висходном состояниибез изменения свойств и отверждаться в узких зазорах при нарушении контакта с кислородом воздуха с образованием прочного полимера.

Основой АК являются эфиры акриловой кислоты. В их состав также входят инициирующие и ингибирующие составы, загустители, пластификаторы, ангезионные добавки, красители и т.д.

Благодаря высокой проникающей способности АК плотно заполняют микроканалы, микротрещины сварных швов, литья и т.д., проникают в зазоры любой конфигурации, трещины и др. дефекты.

АК обладают хорошей адгезией, стойкостью к действию воды, масел, смазок, кислот, щелочей.

Проведено исследование стойкости герметика Ан-1у к действию авиационного топлива (керосин ТС-1). Результаты положительные.

С помощью полисульфидных и тиоколовых герметиков такую герметизацию выполнить невозможно ввиду его малой вязкости и практически полным отсутствием его проникновения в канал течи.

Вакуумирование баков выполняют с помощью бытового (достаточно большой мощности) или промышленного пылесоса (далее - насос).

Заборный шланг насоса подсоединяют к одному из двух выходов дренажа топливной системы самолета. Второй выход дренажной системы используют для подсоединения шланга контроля давления с помощью мановакууметра, расположенного в лицевой части стенда вакуумирования (далее стенда).

Электропитание насоса подсоединяют через стенд. В стенде также монтируют три соединенных в электросхеме последовательно пневмоэлектроклапана. Один клапан основной, рассчитанный на рабочее давление (вакуум) и два других - предохранительных, рассчитанных на вакуум в несколько больший рабочего и меньший предельно допустимого по конструктивным соображениям.

Первый клапан обеспечивает работу системы в автоматическом режиме. При достижении максимального вакуума, клапан отключает работу, при уменьшении вакуума - включает в работу систему. Предохранительные клапаны при достижении предельно рассчитанного давления отключают систему.

Подвод воздуха к предохранительным клапанам лучше производить через шланги, устанавливаемые с помощью штуцеров взамен пробок заливных горловин с двух сторон баков.

Технологический процесс устранения негерметичности баков будет следующим:

1) Установка стенда и подключение электропитания к стенду.

2) Создание рабочего давления вакуума в баках и поддержание этого давления в течение всего процесса.

3) Обезжиривание поверхности бака в зонах выявленных течей с помощью ацетона или бензина. Просушивание зон.

4) Последовательное нанесение на поверхность бака в зонах выявленных течей с помощью кисти или пульверизатора анаэробного герметика.

5) Выдержка в течение 20 мин и затем повторение операции п.4.

6) Удаление оставшейся части герметика с поверхности баков с помощью салфеток.

Применение этого технологического процесса обеспечивает надежное восстановление герметичности кессон-баков.

Использование данного способа особенно целесообразно, когда при ремонте самолета выявляется большое количество течей. Исключается необходимость переноса шлангов от одного к другому месту течи и удержание их под давлением.

При данном способе устранения негерметичностей необходимо изменить последовательность выполнения операций в технологии ремонта кессон-баков.

По действующей технологии после выявления негерметичностей производят демонтаж съемных панелей и затем выполняют дефектацию и ремонт конструкции кессон-баков с одновременным устранением негерметичностей.

В данном случае устранение негерметичностей следует производить сразу после их выявления до вскрытия съемных панелей.

Полная вулканизация герметика происходит через 3-5 часов после заполнения канала течи.

Похожие патенты RU2256893C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ НЕГЕРМЕТИЧНОСТИ КЕССОН-БАКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ АНАЭРОБНОГО ГЕРМЕТИКА ПРИ ОДНОСТОРОННЕМ ПОДХОДЕ 2002
  • Полянский В.В.
RU2203918C1
СПОСОБ ПРОВЕРКИ КЕССОНОВ-БАКОВ САМОЛЕТОВ НА ГЕРМЕТИЧНОСТЬ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕГАЗА 2002
  • Полянский В.В.
RU2204816C1
СПОСОБ ЗАПОЛНЕНИЯ ГЕРМЕТИКОМ ПРОХОДНЫХ ЗАЗОРОВ МЕЖДУ ПОВЕРХНОСТЯМИ СОПРЯГАЕМЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2023
  • Данилина Любовь Александровна
RU2814532C1
СПОСОБ ГЕРМЕТИЗАЦИИ ЗАПРАВЛЕННОЙ МАГИСТРАЛИ СИСТЕМЫ ТЕРМОРЕГУЛИРОВАНИЯ ОТСЕКОВ КОСМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ 1999
  • Коптелов К.А.
  • Цихоцкий В.М.
RU2168105C2
СПОСОБ ГЕРМЕТИЗАЦИИ НЕРАЗЪЕМНЫХ И РАЗЪЕМНЫХ СОЕДИНЕНИЙ ВОЗДУШНЫХ И ТОПЛИВНЫХ ОТСЕКОВ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ КОЛПАЧКОВ ГЕРМЕТИЗАЦИИ 2007
  • Куцын Александр Андреевич
  • Погорелов Филипп Иванович
  • Удовиченко Иван Владимирович
  • Старостин Михаил Михайлович
  • Гирш Роберт Иосифович
  • Дронов Михаил Юрьевич
RU2354858C2
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ЗАЩИТНОГО ПОКРЫТИЯ 2000
  • Каблов Е.Н.
  • Минаков В.Т.
  • Донской А.А.
  • Шашкина М.А.
RU2190485C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ОТЛИВОК 2009
  • Мухина Инна Юрьевна
  • Уридия Зинаида Петровна
  • Моисеев Сергей Тарасович
  • Коваленко Виктор Яковлевич
RU2393053C1
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ГЕРМЕТИЧНОСТИ ТОПЛИВНОГО БАКА САМОЛЕТА 2016
  • Тимиркеев Ренад Гарифович
  • Миненков Анатолий Александрович
  • Павлов Анатолий Васильевич
  • Трушин Олег Игоревич
  • Франков Станислав Владимирович
RU2626976C1
Способ герметизации течей 1977
  • Абрамов Евгений Михайлович
  • Громов Виктор Георгиевич
  • Маньков Борис Петрович
  • Брук Олег Александрович
SU639756A1
СПОСОБ ГЕРМЕТИЗАЦИИ СОТОВОГО АГРЕГАТА 1999
  • Ефимов Е.А.
  • Чернов Ю.Г.
RU2159724C1

Реферат патента 2005 года СПОСОБ УСТРАНЕНИЯ НЕГЕРМЕТИЧНОСТИ КЕССОН-БАКОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ АНАЭРОБНОГО ГЕРМЕТИКА И ВАКУУМИРОВАНИЯ БАКОВ

Изобретение относится к средствам контроля и устранения негерметичности и предназначено для использования в авиаремонтном производстве. Изобретение направлено на улучшение качества восстановления герметичности, уменьшение трудоемкости работы и улучшение условий труда при работе кессон-баков самолетов. Этот результат обеспечивается за счет того, что способ устранения негерметичности кессон-баков самолетов включает заполнение канала течи со стороны выхода течи анаэробным герметиком путем его нанесения кистью на внешнюю поверхность конструкции, при этом увеличение глубины проникновения герметика в канал течи достигается подсосом при вакуумировании кессон-баков. Кроме того, вакуумирование кессон-баков самолетов осуществляется при помощи бытового или промышленного пылесоса, заборный шланг которого подсоединяется к одному из двух выходов дренажа топливной системы самолета, а второй выход используют для подсоединения к мановакууметру, причем устранение негерметичностей производят сразу после их появления, до дефектации и ремонта конструкции. Для увеличения надежности герметизации нанесение герметика производится дважды с интервалом выдержки 20 мин. Удаление оставшейся части герметика после проведения устранения негерметичности кессон-баков самолетов с поверхности кессон-баков осуществляют с помощью салфеток. 2. з.п. ф-лы.

Формула изобретения RU 2 256 893 C2

1. Способ устранения негерметичности кессон-баков самолетов, включающий заполнение канала течи со стороны выхода течи анаэробным герметиком путем его нанесения кистью на внешнюю поверхность конструкции, при этом увеличение глубины проникновения герметика в канал течи достигается подсосом при вакуумировании кессон-баков, отличающийся тем, что вакуумирование кессон-баков самолетов осуществляется при помощи бытового или промышленного пылесоса, заборный шланг которого подсоединяется к одному из двух выходов дренажа топливной системы самолета, а второй выход используют для подсоединения к мановакуумметру, причем устранение негерметичностей производят сразу после их выявления до дефектации и ремонта конструкции.2. Способ по п.1, отличающийся тем, что для увеличения надежности герметизации нанесение герметика производится дважды с интервалом выдержки 20 мин.3. Способ по п.1, отличающийся тем, что удаление оставшейся части герметика после проведения устранения негерметичности кессон-баков самолетов с поверхности кессон-баков осуществляют с помощью салфеток.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2256893C2

Л.И.БУДАРИН И ДР., ХИМИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ИСПЫТАНИЯ ИЗДЕЛИЙ НА ГЕРМЕТИЧНОСТЬ, КИЕВ, НАУКОВА ДУМКА, 1991, СТР.164-169
СПОСОБ ГЕРМЕТИЗАЦИИ СОТОВОГО АГРЕГАТА 1999
  • Ефимов Е.А.
  • Чернов Ю.Г.
RU2159724C1
Способ ремонта судовой корпусной конструкции 1989
  • Буйлов Сергей Владимирович
  • Корягин Сергей Иванович
  • Расторгуев Борис Иванович
SU1742122A1
СПОСОБ НАНЕСЕНИЯ ЗАЩИТНОГО ПОКРЫТИЯ 2000
  • Каблов Е.Н.
  • Минаков В.Т.
  • Донской А.А.
  • Шашкина М.А.
RU2190485C2
Состав для силицирования изделий из металлов и сплавов 1982
  • Дзядыкевич Юрий Владимирович
  • Лучка Мирон Васильевич
  • Горбатюк Олег Григорьевич
  • Шевченко Виталий Алексеевич
  • Купневич Анатолий Петрович
SU1138431A1

RU 2 256 893 C2

Авторы

Полянский В.В.

Даты

2005-07-20Публикация

2003-04-03Подача