ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЙ ИЗЛУЧАТЕЛЬ ДЛЯ ГЛУБОКОВОДНОГО ДРЕЙФУЮЩЕГО ПРИБОРА Российский патент 2005 года по МПК G01S7/524 

Описание патента на изобретение RU2257595C2

Изобретение относится к морской технике, а более конкретно к устройствам гидроакустических излучателей, работающих в составе глубоководных дрейфующих приборов.

Известны гидроакустические излучатели, работающие на большой глубине. Известно, что для избежания механических перегрузок излучатели снабжаются устройствами для компенсации гидростатического давления, действующего на излучатель с наружной стороны. (См. Ястребов B.C. "Системы и методы глубоководной техники подводных исследований". Л., Судостроение, 1984 г.)

Известны различные способы компенсации гидростатического давления сжатым воздухом, например "подсоединением к внутренней полости излучателя баллона со сжатым газом и автоматической клапанной системой, поддерживающей давление в полости равным внешнему гидростатическому давлению" (См. Римский-Корсаков А. В. "Акустические подводные низкочастотные излучатели", Л., Судостроение, 1984 г., стр. 132 и далее). Там же указывается, что при нестабильном положении корпуса прибора по глубине расход воздуха неизбежен, что существенно ограничивает время эксплуатации излучателя.

Известна глубоководная система "APPRES", США (см. "Гидроакустика за 20 лет, по материалам 80-го съезда Акустического общества США". Л., Судостроение, 1975 г.), в которой компенсация внешнего гидростатического давления обеспечивается автоматическим регулятором давления. Эта система принята авторами за прототип изобретения. Система состоит из корпуса прибора с размещенными в нем: поршнем излучателя, штоком, соединенным с приводом, воздушной полости, соединенной через автоматический регулятор с баллоном со сжатым воздухом и предохранительным клапаном для сброса за борт лишнего воздуха.

Недостатком прототипа, кроме отмеченных выше (повышенный расход воздуха при изменении глубины), является наличие дополнительного клапана, разделяющего сжатый воздух и гидравлическую жидкость, находящуюся во внутренней полости, что усложняет конструкцию излучателя.

Все системы компенсации гидростатического давления сжатым воздухом работают по единому принципу: сжатый воздух из баллонов через клапан поступает в камеру излучателя (объем V0), где при неизменной глубине дрейфа Н0 поддерживается давление р0, равное гидростатическому Если глубина дрейфа увеличивается на величину ΔН, то при открытой крышке излучателя (или зазором между поршнем излучателя и корпусом), в соответствии с известным законом pV=const, происходит изменение объема воздуха в камере из-за заполнения ее водой, которое можно определить по формуле Н0V0=(Н0+ΔH)(V0-ΔV) или

Таким образом, при увеличении глубины дрейфа в камеру излучателя поступает забортная вода, при уменьшении глубины вода вытесняется из камеры и выходит воздух.

В существующих конструкциях регулирование количества воды в камере осуществляется по команде измерителей уровня воды, т.е. тогда, когда плавучесть прибора уже изменилась за счет набора воды в камеру. Кроме того, увеличение или уменьшение количества воды при увеличении (уменьшении) глубины дрейфа увеличивает (или уменьшает) "отрицательную" плавучесть прибора, что является положительной обратной связью в системе стабилизации глубины, а это делает процесс управления неустойчивым (см. Попов Е.П. "Автоматическое регулирование". М., 1957 г.). Таким образом, имеющиеся системы компенсации гидростатического давления для глубоководных дрейфующих приборов требуют почти непрерывного расхода воздуха высокого давления (ВВД) и применение более мощных систем стабилизации глубины, что также требует повышенного расхода ВВД и запасов электроэнергии.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение времени непрерывной работы или многократных включений гидростатического излучателя дрейфующего прибора путем рационального расходования энергоресурсов. Указанное обеспечивается тем, что в гидроакустическом излучателе поршневого типа, размещенном в газонаполненной полости, регулятор подачи воздуха в полость воздуха высокого давления выполнен в виде пневмоэлектрического клапана, сигнально соединенного с системой стабилизации глубины дрейфующего прибора, а рабочий цилиндр соединен через перепускной клапан с источником воздуха высокого давления.

Предлагаемое устройство обеспечивает постоянное противодавление, равное забортному, в воздушной полости излучателя при минимальном количестве воды, поступающей в полость через зазор вокруг поршня излучателя, что, в свою очередь, обеспечивает практическое постоянство глубины дрейфа.

Устройство схематически изображено на чертеже, где 1 - источник воздуха высокого давления, 2 - пневмоэлектрический клапан, сигнально (3) соединенный с системой стабилизации глубины (4) дрейфующего прибора и подающий воздух в полость (5) излучателя, поршень (6) которого закрыт крышкой (7). Крышка соединена с рабочим цилиндром (8), который через перепускной клапан (9) соединен с источником воздуха высокого давления.

Устройство действует следующим образом: по команде системы управления дрейфующего прибора воздух высокого давления из баллона через перепускной клапан поступает в рабочий цилиндр и открывает крышку поршня излучателя, в полость которого предварительно давлением, примерно соответствующим глубине дрейфа, был закачан воздух. Одновременно система управления выдает импульсные сигналы на регулятор подачи воздуха в полость излучателя. Эти сигналы по длительности равны сигналам управления глубиной дрейфа, и поэтому воздух в полость излучателя подается с упреждением относительно изменения глубины и, соответственно, попадания воды в полость, а кратковременность сигналов (обычно не более 0,5 с) обеспечивает минимальный расход ВВД. Выключение импульсных сигналов и подача воздуха на закрытие крышки поршня излучателя происходят одновременно.

По предложенному изобретению проведены предварительные натурные испытания, показавшие правильность предложенной системы, выпускаются рабочие чертежи для окончательной отработки излучателя в комплексе с дрейфующим прибором.

Похожие патенты RU2257595C2

название год авторы номер документа
ГАЗОВЫЙ КОМПЕНСАТОР ДЛЯ ГЛУБОКОВОДНЫХ ПРИБОРОВ 1971
  • Водопьянов М.Э.
  • Ринкис А.Я.
  • Степанов Б.М.
  • Щеголев В.В.
SU1840758A1
УСТРОЙСТВО СТАБИЛИЗАЦИИ ГЛУБИНЫ ГЛУБОКОВОДНОГО ДРЕЙФУЮЩЕГО ПРИБОРА 2004
  • Борисов Сергей Петрович
  • Кульбицкий Валерий Константинович
  • Лихачев Владислав Петрович
  • Новиков Борис Анисимович
  • Санников Юрий Иванович
  • Чачко Валерий Семенович
  • Чечот Олег Константинович
RU2290339C2
УСТРОЙСТВО СТАБИЛИЗАЦИИ ГЛУБИНЫ ГЛУБОКОВОДНОГО ДРЕЙФУЮЩЕГО ПРИБОРА 2003
  • Гузий Ю.И.
  • Костромитинов В.Г.
  • Хижняк Б.Н.
  • Чечот О.К.
RU2247057C1
ГАЗОВЫЙ КОМПЕНСАТОР 1970
  • Алексеев Гермон Николаевич
  • Водопьянов Марк Эммануилович
  • Щеголев Виктор Васильевич
SU1840721A1
ГАЗОВЫЙ КОМПЕНСАТОР 1970
  • Алексеев Г.Н.
  • Водопьянов М.Э.
  • Щеголев В.В.
SU1840764A1
ПОДВОДНЫЙ АППАРАТ В.С.ГРИГОРЧУКА 1998
  • Григорчук В.С.
RU2131376C1
Устройство выравнивания давления в герметичном корпусе автономного устройства 2021
  • Клюнин Олег Станиславович
RU2764323C1
ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЙ ПЬЕЗОКЕРАМИЧЕСКИЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ 1965
  • Брук Абрам Мордухович
  • Любавин Лев Давыдович
SU1840213A1
Автоматическая система компенсации гидростатического давления для глубоководных погружений 1980
  • Серых Игорь Иванович
  • Гнитецкий Виталий Анатольевич
  • Заган Валерий Иванович
  • Мальцев Сергей Васильевич
SU950593A1
УСТРОЙСТВО СТАБИЛИЗАЦИИ ГЛУБИНЫ ГЛУБОКОВОДНОГО ДРЕЙФУЮЩЕГО ПРИБОРА 2005
  • Гуров Владимир Федорович
  • Илларионов Павел Николаевич
  • Кульбицкий Валерий Константинович
  • Новиков Борис Анисимович
  • Чачко Валерий Семенович
  • Чечот Олег Константинович
RU2288864C2

Реферат патента 2005 года ГИДРОАКУСТИЧЕСКИЙ ИЗЛУЧАТЕЛЬ ДЛЯ ГЛУБОКОВОДНОГО ДРЕЙФУЮЩЕГО ПРИБОРА

Изобретение относится к морской технике, конкретнее к устройствам гидроакустических излучателей, работающих в составе глубоководных дрейфующих приборов. Технический результат заключается в повышении времени непрерывной работы или многократных включений гидростатического излучателя дрейфующего прибора. Гидроакустический излучатель для глубоководного дрейфующего прибора содержит излучатель поршневого типа с приводом, размещенные в газонаполненной полости, соединенной через регулятор подачи воздуха с источником воздуха высокого давления, причем поршень в нерабочем положении герметично закрыт крышкой, управляемой рабочим цилиндром, при этом регулятор подачи воздуха выполнен в виде пневмоэлектрического клапана, сигнально соединенного с системой стабилизации глубины дрейфующего прибора, а рабочий цилиндр соединен через перепускной клапан с источником воздуха высокого давления. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 257 595 C2

Гидроакустический излучатель для глубоководного дрейфующего прибора, содержащий излучатель поршневого типа с приводом, размещенные в газонаполненной полости, соединенной через регулятор подачи воздуха с источником воздуха высокого давления, причем поршень в нерабочем положении герметично закрыт крышкой, управляемой рабочим цилиндром, отличающийся тем, что регулятор подачи воздуха выполнен в виде пневмоэлектрического клапана, сигнально соединенного с системой стабилизации глубины дрейфующего прибора, а рабочий цилиндр соединен через перепускной клапан с источником воздуха высокого давления.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2257595C2

Прибор для промывания газов 1922
  • Блаженнов И.В.
SU20A1
Под ред
Ю.Ф.Тарасюка
- Л.: Судостроение,1975,с.162, 163
Акустический преобразователь 1979
  • Кортнев Андрей Васильевич
  • Дюбченко Михаил Ефремович
SU847522A1
US 5515343 A, 07.05.1996
JP 58050893, 25.03.1983
JP 53072655, 28.06.1978.

RU 2 257 595 C2

Авторы

Баевская В.А.

Григорьев Г.И.

Гузий Ю.И.

Костромитинов В.Г.

Подшивалов Е.Н.

Фотий Т.Д.

Хижняк Б.Н.

Чечот О.К.

Даты

2005-07-27Публикация

2003-04-01Подача