ШЕСТИФАЗНАЯ ПЕТЛЕВАЯ СТЕРЖНЕВАЯ ОБМОТКА СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (ВАРИАНТЫ) Российский патент 2005 года по МПК H02K3/02 

Описание патента на изобретение RU2257658C2

Группа изобретений относится к электротехнике, в частности к синхронным электрическим машинам, и может быть использована преимущественно при создании обмоток статоров турбогенераторов.

Известна конструкция шестифазной петлевой стержневой обмотки электрической машины с выводами образующих ее трехфазных обмоток по одну и ту же сторону электрической машины (Г.К.Жерве. Обмотки электрических машин. Л.: Энергоатомиздат, Ленинградское отделение, 1989, стр.251, рис.5.23, схема в верхней части рисунка). При этом на одной стороне машины оказываются сосредоточенными все выводные концы обеих обмоток, к которым, образуя большое количество рядов, присоединяются выводные шины, что резко увеличивает длину общего вылета обмотки с одной стороны. Таким образом, имеет место несимметричное выполнение всего статора.

Известна (прототип для первого и второго вариантов) конструкция шестифазной петлевой стержневой обмотки электрической машины с выводами образующих ее трехфазных обмоток по разные стороны электрической машины (Г.К.Жерве. Обмотки электрических машин. Л.: Энергоатомиздат, Ленинградское отделение, 1989, стр.251, рис.5.23, схема в нижней части рисунка). Такое исполнение обмотки разгружает зону лобовых частей и устраняет несимметричность статора, но при этом каждая из двух трехфазных обмоток выполнена из стержней с разной длиной вылета лобовых частей на каждой из сторон. Недостатком данной конструкции является наличие нескольких вариантов стержней и соответственно необходимость в увеличении количества единиц технологической оснастки для их изготовления.

Техническим результатом первого варианта изобретения является уменьшение габаритов статора путем укорочения лобовых частей обмотки и повышение технологичности изготовления путем применения одного типа стержней и соответственно оснастки для его изготовления по верхнему ряду обмотки и аналогично одного типа стержней для нижнего ряда обмотки.

Техническим результатом второго варианта изобретения является повышение технологичности изготовления путем применения одного типа стержней и соответственно оснастки для его изготовления по верхнему ряду обмотки и аналогично одного типа стержней для нижнего ряда обмотки.

Технический результат в первом варианте достигается тем, что в шестифазной петлевой стержневой обмотке статора электрической машины, образованной из двух трехфазных, сдвинутых друг относительно друга на 30 электрических градусов, обмоток, с расположенными у каждой обмотки выводами на противоположных сторонах статора, согласно изобретению, лобовые части каждой обмотки со стороны, противоположной выводам, имеют укороченный вылет, соответствующий укороченному шагу обмотки со стороны выводов, причем образование шага по пазам статора со стороны, противоположной выводам, обеспечивается соединением стержней обмоток косой головкой. При этом фазовые группы с обеих сторон машины имеют одинаковые вылеты лобовых частей обмотки с чередующимися прямыми и косыми головками стержней.

Технический результат во втором варианте достигается тем, что в шестифазной петлевой стержневой обмотке статора, образованной из двух трехфазных, сдвинутых друг относительно друга на 30 электрических градусов, обмоток, с расположенными у каждой обмотки выводами на противоположных сторонах статора, согласно изобретению, одна из двух трехфазных обмоток выполнена с лобовыми частями с косыми головками как со стороны выводов, так и с противоположной стороны, в то время как другая трехфазная обмотка выполнена с лобовыми частями с прямыми головками с обеих сторон статора, при этом длина лобовых частей обеих обмоток между собой с каждой стороны статора одинакова.

Сущность технического решения по первому варианту поясняется примером конкретного выполнения обмотки, проиллюстрированном фиг.1-3.

На фиг.1 показана схема шестифазной обмотки статора с укороченными лобовыми частями обмотки с обеих сторон статора.

На фиг.2 показан вид на лобовые части обмотки, укороченные с обеих сторон статора, со стороны выводов первой обмотки.

На фиг.3 показан вид на лобовые части обмотки, укороченные с обеих сторон статора, со стороны выводов второй обмотки.

Сущность технического решения по второму варианту поясняется примером конкретного выполнения обмотки, проиллюстрированном фиг.4-6.

На фиг.4 показана схема шестифазной обмотки статора с первой трехфазной обмоткой полного профиля и с укороченной со стороны, противоположной ее выводам, второй трехфазной обмоткой.

На фиг.5 показан вид на лобовые части обмотки со стороны выводов первой полного профиля обмотки.

На фиг.6 показан вид на лобовые части обмотки со стороны выводов второй, укороченной со стороны, противоположной ее выводам, обмотки.

На фиг.1-6 обозначены:

H1-K1 - начало и конец первой трехфазной обмотки (фиг.1 и 4);

1 - лобовая часть первой обмотки со стороны ее выводов (фиг.1, 2, 4 и 5);

2 - лобовая часть первой обмотки со стороны, противоположной ее выводам (фиг.1,3, 4 и 6);

Н11-K11 - начало и конец второй трехфазной обмотки (фиг.1 и 4);

3 - лобовая часть второй обмотки со стороны ее выводов (фиг.1, 3, 4 и 6);

4 - лобовая часть второй обмотки со стороны, противоположной ее выводам (фиг.1, 2, 4 и 5);

4-3-2-1-48-47-46-45; 24-23-22-21-20-19-18-17 - нумерация пазов статора (фиг.1 и 4);

5 - прямая головка первой обмотки со стороны ее выводов (фиг.1 и 2);

6 - косая головка второй обмотки со стороны, противоположной ее выводам (фиг.1 и 2);

7 - прямая головка второй обмотки со стороны ее выводов (фиг.1 и 3);

8 - косая головка первой обмотки со стороны, противоположной ее выводам (фиг.1 и 3);

9 - прямая головка первой обмотки со стороны ее выводов (фиг.4 и 5);

10 - косая головка второй обмотки со стороны, противоположной ее выводам (фиг.4 и 5);

11 - прямая головка первой обмотки со стороны, противоположной ее выводам (фиг.4 и 6);

12 - косая головка второй обмотки со стороны ее выводов (фиг.4 и 6).

По первому варианту исполнения (фиг.1-3) шестифазная петлевая стержневая обмотка статора электрической машины, образованная из двух трехфазных, сдвинутых друг относительно друга на 30 электрических градусов, обмоток H1-K1 и Н11-K11 с расположенными у каждой обмотки выводами H1; K1 и Н11; К11 на противоположных сторонах статора, выполнена таким образом, что лобовые части 1; 2; 3; 4 каждой обмотки из двух трехфазных обмоток H1-K1 и Н1111 со стороны, противоположной выводам, имеют укороченный вылет, соответствующий укороченному шагу обмотки со стороны выводов, причем образование шага по пазам статора со стороны, противоположной выводам, обеспечивается соединением стержней обмоток косой головкой 6; 8, в результате чего фазовые группы с обеих сторон машины имеют одинаковые вылеты лобовых частей 1 и 4; 2 и 3 обмотки с чередующимися прямыми 5; 7 и косыми 6; 8 головками стержней.

При необходимости выполнения одинаковой длины вылета лобовых частей 1 и 4, 2 и 3 обеих трехфазных обмоток H1-K1 и Н1111 с каждой стороны статора (второй вариант исполнения, фиг.4-6) одна из трехфазных обмоток H1111 выполняется с лобовыми частями 3 и 4 с косыми головками 10 и 12 как со стороны ее выводов, так и с противоположной стороны, при этом имеет место укорочение длины лобовых частей только одной с косыми головками 10 трехфазной обмотки Н1111 со стороны, противоположной ее выводам, в то же время другая трехфазная обмотка H1-K1 имеет лобовые части 1; 2; 3; 4, соединенные между собой прямыми головками 9 и 11 с обеих сторон статора.

В первом варианте технического решения благодаря выполнению каждой обмотки укороченной со стороны, противоположной ее выводам, за счет соединения лобовых частей косыми головками, получена возможность уменьшения габаритов статора, обеспечена симметричность выполнения обмотки по длине статора, а также получена возможность изготовления одного варианта стержня и оснастки для этого по верхнему ряду обмотки и аналогично одного варианта для нижнего ряда.

Во втором варианте благодаря новому конструктивному решению, заключающемся в выполнении лобовых частей одной из трехфазных обмоток с прямыми головками без укорочения длины ее лобовых частей с одновременным применением в другой трехфазной обмотке с обеих сторон статора косых головок обеспечена возможность изготовления стержней обмотки как верхнего ряда одним вариантом технологической оснастки, так и изготовления стержней нижнего ряда также одним вариантом технологической оснастки.

Похожие патенты RU2257658C2

название год авторы номер документа
ОБМОТКА СТАТОРА ВЫСОКОВОЛЬТНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2002
  • Хуторецкий Г.М.
  • Игнатьев А.Д.
  • Крупенин Н.В.
RU2226026C2
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОДНОВИТКОВОЙ ЖЕСТКОЙ ШАБЛОННОЙ ПЕТЛЕВОЙ КАТУШКИ ДВУХСЛОЙНОЙ ОБМОТКИ СТАТОРА 2012
  • Черевацкий Леонид Матвеевич
  • Пономарев Александр Викторович
  • Вахрушева Марина Михайловна
RU2529012C2
Стержневая обмотка статораэлЕКТРичЕСКОй МАшиНы 1976
  • Белова Тамара Николаевна
  • Дроздова Лариса Александровна
  • Зверев Анатолий Тимофеевич
  • Тюрин Юрий Григорьевич
  • Хуторецкий Гарри Михайлович
SU809447A1
Стержневая трехфазная петлевая двух-СлОйНАя СиММЕТРичНАя ОбМОТКА СТАТОРАСиНХРОННОй элЕКТРичЕСКОй МАшиНы 1979
  • Дукштау Александр Антонович
  • Пинский Григорий Борисович
  • Скорятин Вячеслав Львович
  • Черныш Борис Николаевич
SU851649A1
Петлевая двухслойная обмотка с числом пазов на полюс и фазу @ =8 1988
  • Левченко Георгий Григорьевич
  • Черемисов Иван Яковлевич
  • Зозулин Юрий Васильевич
  • Ракогон Владимир Григорьевич
  • Каплунов Вадим Борисович
SU1603483A1
Статор электрической машины 1983
  • Шамин Владимир Георгиевич
  • Адаменко Виктор Васильевич
  • Постников Александр Степанович
  • Сухар Василий Михайлович
  • Грюнвальд Гарий Кодратьевич
SU1234918A1
ОБМОТКА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 2012
  • Грачев Павел Юрьевич
  • Горбачев Евгений Евгеньевич
RU2509402C1
Петлевая двухслойная обмотка с двумя параллельными ветвями в каждой полюсно-фазной зоне 1977
  • Левченко Георгий Григорьевич
  • Зозулин Юрий Васильевич
  • Кильдишев Василий Семенович
  • Черемисов Иван Яковлевич
SU663026A1
Шестифазная обмотка статора 1971
  • Хуторецкий Гарри Михайлович
  • Воронцов Александр Иванович
  • Яник Борис Стефанович
  • Дроздова Лариса Александровна
SU552662A1
ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 2012
  • Грачев Павел Юрьевич
  • Горбачев Евгений Евгеньевич
RU2526835C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 257 658 C2

Реферат патента 2005 года ШЕСТИФАЗНАЯ ПЕТЛЕВАЯ СТЕРЖНЕВАЯ ОБМОТКА СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (ВАРИАНТЫ)

Изобретения относятся к электротехнике, в частности к синхронным электрическим машинам, и могут быть использованы преимущественно при создании обмоток статоров турбогенераторов. Шестифазная петлевая стержневая обмотка статора электрической машины образована из двух трехфазных, сдвинутых друг относительно друга на 30 электрических градусов, обмоток, с расположенными у каждой обмотки выводами на противоположных сторонах статора. Лобовые части каждой обмотки со стороны, противоположной выводам, имеют укороченный вылет, соответствующий второму, укороченному шагу обмотки со стороны выводов, причем образование первого шага по пазам статора со стороны, противоположной выводам, обеспечивается соединением стержней обмоток косой головкой. При этом фазовые группы с обеих сторон машины имеют одинаковые вылеты лобовых частей обмотки с чередующимися прямыми и косыми головками стержней. Во втором варианте шестифазная петлевая стержневая обмотка статора образована из двух трехфазных, сдвинутых друг относительно друга на 30 электрических градусов, обмоток, с расположенными у каждой обмотки выводами на противоположных сторонах статора. Одна из двух трехфазных обмоток выполнена с лобовыми частями с косыми головками как со стороны выводов, так и с противоположной стороны, а другая трехфазная обмотка выполнена с лобовыми частями с прямыми головками с обеих сторон статора, при этом длина лобовых частей обеих обмоток между собой с каждой стороны статора одинакова. Техническим результатом изобретения является уменьшение габаритов статора путем укорочения лобовых частей обмотки и повышение технологичности изготовления путем применения одного типа стержней и соответственно оснастки для его изготовления по верхнему ряду обмотки и аналогично одного типа стержней для нижнего ряда обмотки. 2 н.п. ф-лы, 6 ил.

Формула изобретения RU 2 257 658 C2

1. Шестифазная петлевая стержневая обмотка статора электрической машины, образованная из двух трехфазных, сдвинутых друг относительно друга на 30 электрических градусов обмоток с расположенными у каждой обмотки выводами на противоположных сторонах статора, отличающаяся тем, что лобовые части каждой обмотки со стороны, противоположной выводам, имеют укороченный вылет, соответствующий укороченному шагу обмотки со стороны выводов, причем образование шага по пазам статора со стороны, противоположной выводам, обеспечивается соединением стержней обмоток косой головкой.2. Шестифазная петлевая стержневая обмотка статора электрической машины, образованная из двух трехфазных, сдвинутых друг относительно друга на 30 электрических градусов обмоток с расположенными у каждой обмотки выводами на противоположных сторонах статора, отличающаяся тем, что одна из двух трехфазных обмоток выполнена с лобовыми частями с косыми головками как со стороны выводов, так и с противоположной стороны, а другая трехфазная обмотка выполнена с лобовыми частями с прямыми головками с обеих сторон статора, при этом длина лобовых частей обеих обмоток между собой с каждой стороны статора одинакова.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2257658C2

Электрическая машина переменного тока 1990
  • Шаталов Александр Владимирович
SU1757036A1
ЛОКОМОТИВ-ЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ 2001
  • Андрияка В.Н.
  • Курбасов А.С.
  • Киржнер Д.Л.
  • Нестрахов А.С.
RU2205762C2
ВЕТРОЛЕКТРОСТАНЦИЯ ВЫСОКОЙ МОЩНОСТИ 2012
  • Копков Геннадий Александрович
  • Шостак Александр Викторович
RU2518786C2
Устройство для перемещения деталей и заготовок 1988
  • Шихман Марк Аронович
  • Гендель Леонид Давыдович
  • Горштейн Давид Гершович
  • Бабин Артур Васильевич
SU1538969A1
Жерве Г.К
Обмотки электрических машин
- Л.: Энергоатомиздат, 1989, с
Способ модулирования для радиотелефона 1921
  • Коваленков В.И.
SU251A1

RU 2 257 658 C2

Авторы

Журавский Д.В.

Игнатьев А.Д.

Хуторецкий Г.М.

Даты

2005-07-27Публикация

2003-10-07Подача