АВИАЦИОННОЕ ПУСКОВОЕ УСТРОЙСТВО Российский патент 2005 года по МПК B64D1/00 F41F3/06 

Описание патента на изобретение RU2259306C1

Изобретение относится к авиационной технике, к области устройств, предназначенных для подвески, транспортирования и боевого применения на самолетах ракетного вооружения, в частности к авиационным пусковым устройствам (АПУ).

Применение метода пуска ракет на современных самолетах-носителях продиктовано необходимостью обеспечения безопасности пуска ракет без взаимного повреждения, как самолета так и ракеты, а также преодоления аэродинамических сил.

Известно пусковое устройство рельсового типа для подвески и обеспечения пуска ракеты (Руководство по технической эксплуатации 11П-Ю8700-ОРЭ), выбранное в качестве прототипа. Это АПУ содержит силовой корпус с узлами подвески к самолет, осуществляющий силовую связь АПУ с подвешенной, направляющую, предназначенную для подвески транспортирования и пуска ракет; передний и задний обтекатели, закрывающие корпус с двух сторон.

Внутри корпуса размещается: замково-стопорный механизм, фиксирующий и удерживающий ракету; механизм отрывного разъема, обеспечивающий захват, удержание и убирание обоймы электрожгута, после его отрыва; пневмосистема, позволяющая осуществлять постоянную подачу азота на охлаждения тепловой головки самонаведения (ТГСН) ракеты.

Однако в таком АПУ из-за малой строительной высоты силового корпуса применяются ракеты лишь малого удлинения и ограничено размещение такой АПУ на самолетах.

Кроме того, пневмосистема функционирует таким образом, что в ней происходит постоянная подача азота из баллона в ТГСН ракеты для ее охлаждения, что приводит к уменьшению времени работы данной системы.

Настоящее изобретение направлено на решение технической задачи по созданию АПУ с обеспечением надежного пуска ракет, в том числе и ракет большого удлинения, а также с улучшенными эксплуатационными характеристиками за счет управления по времени подачи азота из пневмосистемы в ракету.

Поставленная задача решена тем, что в АПУ, содержащем корпус в виде полой силовой балки с узлами подвески к самолету-носителю, направляющей для схода ракеты и передним и задним обтекателями, внутри которого размещены замково-стопорный механизм, механизм отрывного разъема, электроагрегаты, электрожгут и пневмосистема, включающая баллон с азотом для охлаждения тепловой головки самонаведения ракеты, электроклапан, трубопровод и пневморазъем стыковки АПУ с пневморазъемом ракеты, отличие заключается в том, что силовая балка выполнена в виде единой сварной конструкции, внутри нее в местах подвески АПУ к самолету-носителю установлены силовые элементы, а по остальной длине - полые несиловые кожухи, причем силовые элементы делят внутреннюю полость корпуса на отдельные, расположенные на двух уровнях полости, продольные оси которых параллельны направлению схода ракеты, на верхнем уровне выполнены узлы подвески АПУ к самолету-носителю, а на нижнем размещены направляющая, замково-стопорный механизм, механизм отрывного разъема, электроагрегаты и электрожгут и выполнены арочные кронштейны для прохождения баллона с азотом пневмосистемы.

При этом в АПУ замково-стопорный механизм выполнен в виде собственного корпуса, по обе стороны которого снаружи расположены свободно вращающиеся на вертикальных осях два удерживающих рычага, и на котором шарнирно закреплены стопор и стопорный рычаг, при этом каждый удерживающий рычаг имеет передние и задние плечи, на переднем плече выполнены вертикальные выступы, между которыми расположен с возможностью перемещения выполненные на стопорном рычаге стопорный элемент, образующий совместно с этими выступами упор для удержания переднего бугеля ракеты, а задние плечи удерживающих рычагов имеют сферические выступы, взаимодействующие с установленной на корпусе подковообразной пружиной.

Кроме того, в АПУ механизм отрывного разъема выполнен в собственном корпусе, внутри которого размещена с возможностью вертикального перемещения каретка, взаимодействующая с рычагами, связанными тягами со стопорным рычагом замково-стопорного механизма, при этом каретка, рычаги и корпус образуют параллелограмм.

Вместе с тем в АПУ замково-стопорный механизм, механизм отрывного разъема и электроклапан жестко соединены между собой и размещены на внутренней поверхности направляющей для схода ракеты с образованием единого функционального блока, при этом их корпуса дополнительно скреплены накладками для жесткости.

А также в АПУ в пневмосистему дополнительно введен переключатель цепи подачи азота, выполненный в виде электроразъема, включающего соединенную с электрожгутом розетку и ответную ей вилку с расположенными на ней электрическими перемычками и связанную электрическим сигналом на включение-выключение цепи непосредственно с пультом кабины летчика. И кроме того, переключатель дополнительно снабжен заменяющей вилку заглушкой, идентичной ей по перемычкам.

Указанная выше совокупность существенных признаков позволяет достичь следующего технического результата:

- размещение ракет, в том числе и большого удлинения, за счет единого 2-уровневого сварного корпуса необходимой строительной высоты;

- улучшение эксплуатационных характеристик АПУ за счет управления по времени подачей азота (его расходом) из пневмосистемы на ТГСН ракеты.

Все вместе взятое позволяет повысить надежность пуска ракет и улучшить эксплуатационные характеристики АПУ в целом.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 показан общий вид авиационного пускового устройства в транспортном положении; на фиг.2 - силовая схема АПУ (силовые элементы корпуса, выделены толстой линией); на фиг.3 - сечение "А-А" фиг.2 по переднему узлу подвески к самолету; на фиг.4 - сечение "Б-Б" фиг.2 по заднему узлу подвески к самолету; на фиг.5 - общий вид замково-стопорного механизма; на фиг.6 - вид сверху замково-стопорного механизма; на фиг.7 - общий вид механизма отрывного разъема.

Авиационное пусковое устройство (фиг.1) состоит из силового сварного корпуса 1, замково-стопорного механизма 2, механизма отрывного разъема 3, пневмосистемы 4, электрожгута 5, переднего 6 и заднего 7 обтекателей. Тяги 8 и накладки 9 связывают замково-стопорный механизм (ЗСМ) и механизм отрывного разъема (MOP), образуя блок функциональный 10.

В корпусе 1 (фиг.2) имеются силовые кронштейны 11, обечайки 12 (фиг.3) и ребра жесткости 13 (фиг.4), образующие арку. На верхнем уровне корпуса 1 расположены узлы подвески 14, 15 к самолету, а на нижнем уровне - направляющая 16 для пуска ракет 17 различного удлинения.

Электроразъем с электрозаглушкой 18 (фиг.1), расположенный на электрожгуте 5 связан с электроклапаном 19 баллона с азотом 20, с помощью трубопровода 21 осуществляет подачу азота по времени через пневморазъем 22 в ракету 17.

Замково-стопорный механизм 2 (фиг.5, 6), расположенный в передней части авиационного пускового устройства, состоит из корпуса 23 с двумя рычагами 24, 25, рычагом 26 соответственно, вращающихся на осях 29, 30, 31 и упором 27 поджатым пружиной 28, осуществляющие закрытие и удержание переднего бугеля 32 ракеты 17, причем рычаги 24, 25 упираются сферическими выступами в подковообразную пружину 33, создающую необходимое усилие. Стопор 34, соединенный с якорем электромагнита 35, расположен в верхней части ЗСМ и служит для удержания рычагов 24, 25.

Механизм отрывного разъема состоит из корпуса 36 (фиг.7), каретки 37, предназначенной для стыковки и расстыковки пневмо 22 и электроразъема 38 (фиг.1), двух рычагов 39, 40, выполненных вращающими на осях 41, 42 и рычага с роликом 43, обеспечивающего связь через тягу 8 с ЗСМ (фиг.1).

Авиационное пусковое устройство работает следующим образом. В транспортном положении, при обесточенном электромагните 35, показанном на фиг.1, 2, стопор 34 удерживает рычаги 24, 25 и не позволяет им расходиться в стороны, рычаг 26 и упор 27 за счет усилия пружины 28 находятся в нижнем положении. Такое расположение рычагов 24, 25, 26, стопора 34 и упора 27 обеспечивают переднему бугелю 32 ракеты 17 (фиг.1) закрытое положение, при этом пневмо 22 и электроразъем 38 состыкованы.

При включении электромагнита 35 его якорь, втягиваясь, вращает стопор 34, который выходит из зацепления с рычагами 24, 25 (фиг.6), происходит их вращение относительно вертикальных осей 29 под действием бугеля 32 при его движении и рычаги открываются. Их вращение ограничивается выступами на корпусе 23.

В зависимости от необходимого времени охлаждения ТГС ракеты по команде из кабины летчика сигнал через электроразъем 18 (фиг.1) и соответствующие перемычки поступает на электроклапан 35, открывает его. Тем самым периодически осуществляется подача азота из баллона 20 через пневморазъем 22 в ракету 17.

Предлагаемое АПУ, по сравнению с прототипом, имеет более жесткую конструкцию, что позволяет применять ракеты большого удлинения и осуществлять периодическую подачу азота в зависимости от необходимого времени охлаждения ТГС ракеты и тем самым увеличить время полета АПУ с ракетой.

Похожие патенты RU2259306C1

название год авторы номер документа
АВИАЦИОННОЕ ПУСКОВОЕ УСТРОЙСТВО 2005
  • Байков Андрей Викторович
  • Бурак Борис Корнеевич
  • Ватолин Валентин Владимирович
  • Дзасохов Семен Харитонович
  • Кегелес Авангард Леонидович
  • Макаров Валерий Викторович
  • Сметанина Татьяна Константиновна
  • Смольский Геннадий Николаевич
  • Соколовский Геннадий Александрович
  • Субботин Алексей Владимирович
  • Сучкова Наталья Николаевна
  • Тулапин Андрей Павлович
  • Ямницкий Борис Маерович
RU2272981C1
АВИАЦИОННОЕ КАТАПУЛЬТНОЕ УСТРОЙСТВО 1999
  • Соколовский Г.А.
  • Сухов Л.В.
  • Ищенко В.В.
  • Ватолин В.В.
  • Рейдель А.Л.
RU2145566C1
АВИАЦИОННОЕ КАТАПУЛЬТНОЕ УСТРОЙСТВО 2004
  • Актов В.В.
  • Бурак Б.К.
  • Ватолин В.В.
  • Гусев А.Н.
  • Ищенко В.В.
  • Крысанов И.Н.
  • Машков В.А.
  • Правидло М.Н.
  • Соколовский Г.А.
  • Сухов Л.В.
RU2259933C1
АВИАЦИОННОЕ КАТАПУЛЬТНОЕ УСТРОЙСТВО 1999
  • Соколовский Г.А.
  • Богацкий В.Г.
  • Ищенко В.В.
  • Ватолин В.В.
  • Рейдель А.Л.
RU2145565C1
АВИАЦИОННОЕ КАТАПУЛЬТНОЕ УСТРОЙСТВО 2005
  • Бурак Борис Корнеевич
  • Ватолин Валентин Владимирович
  • Захаров Юрий Константинович
  • Лишутина Ирина Юрьевна
  • Машков Владимир Анатольевич
  • Правидло Михаил Натанович
  • Соколовский Геннадий Александрович
  • Сухов Лев Васильевич
RU2271312C1
УНИФИЦИРОВАННОЕ ВНУТРИФЮЗЕЛЯЖНОЕ КАТАПУЛЬТНОЕ УСТРОЙСТВО И ЕГО СИЛОВОЙ ПРИВОД 2008
  • Рац Виктор Антонович
  • Богацкий Владимир Григорьевич
  • Ватолин Валентин Владимирович
  • Свищев Владимир Иосифович
  • Машков Владимир Анатольевич
  • Косарев Алексей Вячеславович
  • Васильев Петр Петрович
  • Правидло Михаил Натанович
  • Ищенко Владимир Владимирович
  • Волков Владимир Николаевич
  • Гусев Александр Николаевич
  • Филатов Сергей Викторович
  • Разуваев Вячеслав Михайлович
  • Галушко Виктор Георгиевич
  • Поляков Юрий Георгиевич
  • Алферов Кирилл Евгеньевич
  • Репрев Юрий Андреевич
  • Кольнер Андрей Игоревич
  • Вдовин Денис Сергеевич
  • Копнов Виктор Лаврентьевич
  • Агеев Михаил Васильевич
RU2381146C2
Балочный держатель вертолетный многофункциональный 2021
  • Зубарев Владимир Иванович
RU2773780C1
Стенд для имитации пуска авиационной ракеты 2021
  • Соколов Сергей Михайлович
  • Филатов Сергей Викторович
  • Власов Александр Юрьевич
  • Ермолаев Андрей Юрьевич
RU2775956C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДАЧИ ОХЛАЖДАЮЩЕГО ГАЗА 2016
  • Хорошев Павел Вячеславович
  • Демьянюк Сергей Александрович
  • Максимов Евгений Аркадьевич
RU2634497C1
Стенд для имитации пуска авиационной ракеты 2021
  • Соколов Сергей Михайлович
  • Власов Александр Юрьевич
  • Ермолаев Андрей Юрьевич
RU2767553C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 259 306 C1

Реферат патента 2005 года АВИАЦИОННОЕ ПУСКОВОЕ УСТРОЙСТВО

Изобретение относится к авиационной технике и предназначено для использования в системах подвески ракет и их пуска с самолета-носителя. Предлагаемое устройство содержит двухуровневый корпус в виде полой силовой балки с узлами подвески к самолету, направляющей для пуска ракеты, передним и задним обтекателями. Внутри корпуса размещены замково-стопорный механизм, механизм отрывного разъема, электроагрегаты, электрожгут и пневмосистема, включающая в себя баллон с азотом, электроклапан, трубопровод и пневморазъем. Внутри балки, в местах подвески пускового устройства к самолету, установлены силовые элементы, а по остальной длине -полые несиловые кожухи. Указанные механизмы и электроклапан жестко соединены между собой и размещены на внутренней поверхности направляющей. В пневмосистему введен переключатель цепи подачи азота, связанный по линии передачи электрических сигналов на включение и выключение цепи непосредственно с пультом кабины летчика. Технический результат изобретения состоит в создании устройства с высокой надежностью пуска и улучшенными эксплуатационными характеристиками. 5 з.п. ф-лы, 7 ил.

Формула изобретения RU 2 259 306 C1

1. Авиационное пусковое устройство, содержащее корпус в виде полой силовой балки с узлами подвески к самолету-носителю, направляющей для схода ракеты и передним и задним обтекателями, причем внутри корпуса размещены замково-стопорный механизм, механизм отрывного разъема, электроагрегаты, электрожгут и пневмосистема, включающая в себя баллон с азотом для охлаждения тепловой головки самонаведения ракеты, электроклапан, трубопровод и пневморазъем стыковки пускового устройства с пневморазъемом ракеты, отличающееся тем, что силовая балка выполнена в виде единой сварной конструкции, причем внутри нее в местах подвески пускового устройства к самолету-носителю установлены силовые элементы, а по остальной длине - полые несиловые кожухи, при этом силовые элементы делят внутреннюю полость балки на отдельные, расположенные на двух уровнях полости, продольные оси которых параллельны направлению схода ракеты, узлы подвески пускового устройства к самолету-носителю выполнены на верхнем уровне, а направляющая, замково-стопорный механизм, механизм отрывного разъема, электроагрегаты и электрожгут размещены на нижнем уровне, где выполнены арочные кронштейны для прохождения баллона с азотом пневмосистемы.2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что замково-стопорный механизм выполнен с собственным корпусом, по обе стороны которого снаружи расположены свободно вращающиеся на вертикальных осях два удерживающих рычага и на котором шарнирно закреплены стопор и стопорный рычаг, при этом каждый удерживающий рычаг имеет переднее и заднее плечи, причем на переднем плече выполнены вертикальные выступы, взаимодействующие с ответными зубьями стопора, и горизонтальные выступы, между которыми расположен с возможностью перемещения выполненный на стопорном рычаге упорный элемент, образующий совместно с этими выступами упор для удержания переднего бугеля ракеты, а задние плечи удерживающих рычагов имеют сферические выступы, взаимодействующие с установленной на корпусе подковообразной пружиной.3. Устройство по п.2, отличающееся тем, что механизм отрывного разъема выполнен с собственным корпусом, внутри которого размещена с возможностью вертикального перемещения каретка, взаимодействующая с рычагами, связанными тягами со стопорным рычагом замково-стопорного механизма, при этом каретка, рычаги и корпус образуют параллелограмм перемещения каретки.4. Устройство по п.3, отличающееся тем, что замково-стопорный механизм, механизм отрывного разъема и электроклапан жестко соединены между собой и размещены на внутренней поверхности направляющей для схода ракеты, образуя единый функциональный блок, при этом их корпуса дополнительно скреплены накладками для жесткости.5. Устройство по п.4, отличающееся тем, что в пневмосистему дополнительно введен переключатель цепи подачи азота, выполненный в виде электроразъема, включающего соединенную с электрожгутом розетку и ответную ей вилку с расположенными на ней электрическими перемычками, и связанную по линии передачи электрических сигналов на включение и выключение цепи непосредственно с пультом кабины летчика.6. Устройство по п.5, отличающееся тем, что переключатель дополнительно снабжен заменяющей вилку заглушкой, идентичной ей по перемычкам.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2259306C1

Походная разборная печь для варки пищи и печения хлеба 1920
  • Богач Б.И.
SU11A1
Прибор с двумя призмами 1917
  • Кауфман А.К.
SU27A1
АВИАЦИОННОЕ КАТАПУЛЬТНОЕ УСТРОЙСТВО 1999
  • Соколовский Г.А.
  • Сухов Л.В.
  • Ищенко В.В.
  • Ватолин В.В.
  • Рейдель А.Л.
RU2145566C1
АВИАЦИОННОЕ КАТАПУЛЬТНОЕ УСТРОЙСТВО 1998
  • Соколовский Г.А.
  • Ищенко В.В.
  • Сухов Л.В.
  • Ильин А.М.
  • Ватолин В.В.
  • Ольшевский М.Г.
RU2130867C1
DE 3537608 А1, 07.05.1987
Способ получения смолообразных продуктов 1933
  • Купчин В.М.
SU39391A1

RU 2 259 306 C1

Авторы

Актов В.В.

Бурак Б.К.

Ватолин В.В.

Гусев А.Н.

Ищенко В.В.

Клишин Д.И.

Крысанов И.Н.

Соколовский Г.А.

Даты

2005-08-27Публикация

2004-09-02Подача