Изобретение относится к области металлургии, а именно к разработке сплавов на основе титана, работающих при повышенных температурах.
Изобретение может быть использовано в авиационной промышленности для изготовления деталей авиационных двигателей (диски, лопатки, кольца и др.), машиностроении и других отраслях промышленности. Известен сплав на основе титана, имеющий следующий химический состав, мас.%:
(Патент ЕР №0107419).
Известен сплав на основе титана, имеющий следующий химический состав, мас.%:
(Патент ЕР №0269196).
Известные сплавы имеют пониженные значения кратковременной прочности при рабочих температурах 500-600°С и термической стабильности - удар с трещиной. Детали авиационных двигателей (диски, лопатки, кольца и др.), изготовленные из известных сплавов, имеют ограниченный ресурс работы при рабочих температурах.
Наиболее близким аналогом, взятым за прототип, является сплав на основе титана, имеющий состав, мас.%:
(Патент РФ 2039112).
Сплав-прототип имеет недостаточно высокие значения удельного предела кратковременной прочности при температурах 500-600°С, удельной малоцикловой усталости при осевой нагрузке на базе 104 циклов при температурах 20 и 550°. Детали авиационных двигателей (диски, лопатки, кольца и др.), изготовленные из сплава-прототипа, имеют ограниченный ресурс при температурах выше 500°С.
Технической задачей изобретения является разработка сплава, имеющего удельную длительную прочность и удельную ползучесть на уровне прототипа и обладающего более высокими характеристиками удельной кратковременной прочности при температурах 500-600°С и удельной малоцикловой усталости на базе 104 циклов в интервале рабочих температур 20...600°С, позволяющего повысить надежность работы деталей авиационных двигателей.
Для достижения поставленной технической задачи предложен сплав, включающий алюминий, цирконий, олово, ниобий, молибден, кремний, углерод, кислород, который дополнительно содержит вольфрам и железо, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
и изделие, выполненное из него.
Из предлагаемого сплава могут изготавливаться штамповки, поковки, прутки, кольца и детали из них, работающие при температурах 500-600°С.
Авторами установлено, что дополнительное введение вольфрама и железа в сплав на основе титана с заявленными компонентами при одновременном повышении содержания кремния компенсирует потерю кратковременной прочности и малоцикловой усталости, обусловленные снижением концентрации примесей в сплаве. Введение вольфрама и железа в концентрациях, мало превышающих их растворимость в α- титане и одновременно исключающих протекание эвтектоидной реакции, замедляет процессы перераспределения легирующих элементов между α и β-фазами, что повышает термическую стабильность сплава и ресурс.
Повышение содержания кремния в сплаве приводит к частичной замене интерметаллидного упрочнения α2(Al+Sn) силицидным за счет образования сложных силицидов (TiZr)5Si3 и карбосилицидов (TiZr)3(SiC)2, которые в виде дисперсных выделений упрочняют сплав, повышая его высокотемпературную удельную кратковременную прочность и малоцикловую усталость на базе 104 циклов в диапазоне температур 20-600°С, сохраняя при этом высокую жаропрочность и сопротивление ползучести.
Примеры осуществления
Слитки предлагаемых сплавов изготавливали по технологии производства титановых сплавов, которая включала изготовление из шихтовых материалов расходуемого электрода и выплавку слитков трехкратным вакуумно-дуговым переплавом. Механически обработанные литые заготовки подвергались ковке и прокатке с целью получения полуфабрикатов - прутков диаметром 25 мм. Прутки подвергались термической обработке: двойному отжигу.
Составы предлагаемого сплава (№1-3) и сплава - прототипа №4 приведены в таблице 1. Свойства предлагаемого сплава и прототипа приведены в таблице 2.
Как видно из таблицы 2, предлагаемый сплав имеет удельную длительную прочность (σ100/ρ) и удельную ползучесть (σ0,2/100/ρ) на уровне сплава прототипа и превосходит сплав-прототип по удельной кратковременной прочности (σв/ρ) при температурах 500-600°С на 17,1-24,1%, по удельной малоцикловой усталости (σ0/ρ) при 20 и 50°С: на гладких образцах на 9,2-12%, на образцах с надрезом на 18,2-18,4%, на базе 104 циклов.
Использование предлагаемого сплава за счет повышения удельной кратковременной прочности и удельной малоцикловой усталости позволит снизить вес, повысить ресурс и надежность деталей горячего тракта авиационных двигателей.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПЛАВ НА ОСНОВЕ ТИТАНА | 1996 |
|
RU2090642C1 |
ГРАНУЛИРУЕМЫЙ ВЫСОКОЖАРОПРОЧНЫЙ НИКЕЛЕВЫЙ СПЛАВ И ИЗДЕЛИЕ, ИЗГОТОВЛЕННОЕ ИЗ НЕГО | 2016 |
|
RU2623540C1 |
ЖАРОПРОЧНЫЙ ДЕФОРМИРУЕМЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ НИКЕЛЯ И ИЗДЕЛИЕ, ВЫПОЛНЕННОЕ ИЗ ЭТОГО СПЛАВА | 2014 |
|
RU2571674C1 |
ЛИТЕЙНЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ ИНТЕРМЕТАЛЛИДА NiAl И ИЗДЕЛИЕ, ВЫПОЛНЕННОЕ ИЗ НЕГО | 2010 |
|
RU2433196C1 |
ЖАРОПРОЧНЫЙ ДЕФОРМИРУЕМЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ НИКЕЛЯ И ИЗДЕЛИЕ, ВЫПОЛНЕННОЕ ИЗ ЭТОГО СПЛАВА | 2008 |
|
RU2365657C1 |
СПЛАВ НА ОСНОВЕ ТИТАНА | 1991 |
|
RU2030474C1 |
СПЛАВ НА ОСНОВЕ ТИТАНА И ИЗДЕЛИЕ, ВЫПОЛНЕННОЕ ИЗ НЕГО | 2016 |
|
RU2614355C1 |
ЛИТЕЙНЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ ИНТЕРМЕТАЛЛИДА NiAl И ИЗДЕЛИЕ, ВЫПОЛНЕННОЕ ИЗ НЕГО | 2007 |
|
RU2351673C1 |
ЖАРОПРОЧНЫЙ НИКЕЛЕВЫЙ СПЛАВ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ МЕТОДОМ МЕТАЛЛУРГИИ ГРАНУЛ | 2010 |
|
RU2428497C1 |
ЛИТЕЙНЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ ИНТЕРМЕТАЛЛИДА Ni3Al И ИЗДЕЛИЕ, ВЫПОЛНЕННОЕ ИЗ НЕГО | 2015 |
|
RU2610577C1 |
Изобретение относится к области металлургии, а именно к разработке сплавов на основе титана, работающих при повышенных температурах, и может быть использовано в авиационной промышленности для изготовления деталей, например дисков, лопаток, колец, а также в машиностроении. Предложен сплав на основе титана и изделие, выполненное из него. Сплав включает алюминий, цирконий, олово, ниобий, молибден, кремний, углерод и кислород, при этом он дополнительно содержит вольфрам и железо при следующем соотношении компонентов, мас.%: алюминий 5,8 - 6,6, цирконий 2,0 - 4,0, олово 2,5 - 4,5, ниобий 0,8 - 2,5, молибден 0,8 - 1,5, кремний 0,25 - 0,45, углерод 0,05 - 0,1, кислород 0,05 - 0,12, вольфрам 0,35 - 0,8, железо 0,06 - 0,13, титан - остальное. Технический результат - разработка сплава, имеющего меньший вес при заданной кратковременной прочности и удельной малоцикловой усталости, что повысит ресурс и надежность деталей горячего тракта авиационных двигателей. 2 н.п. ф-лы, 2 табл.
ЖАРОПРОЧНЫЙ СПЛАВ НА ОСНОВЕ ТИТАНА | 1992 |
|
RU2039112C1 |
Сплав на основе титана | 1972 |
|
SU443090A1 |
СПЛАВ НА ОСНОВЕ ТИТАНА | 1991 |
|
RU2030474C1 |
US 4087292 А, 02.05.1978 | |||
US 4229216 А, 21.10.1980 | |||
Система высоковольтного электропитания с резервированием | 1984 |
|
SU1231560A1 |
ИСТОЧНИК ИМПУЛЬСНОГО ПИТАНИЯ | 0 |
|
SU269196A1 |
Авторы
Даты
2005-08-27—Публикация
2003-09-18—Подача