Изобретение относится к области машиностроения, в частности к подшипникам качения.
Известен роликовый сферический подшипник по авторскому свидетельству СССР №1109545, F 16 C 33/46, опубл. 1984 г. /1/.
Подшипник содержит наружное кольцо со сферической дорожкой качения, внутреннее кольцо с тороидальной дорожкой качения, бочкообразные ролики и сепаратор с окнами для их размещения, имеющими размер по их середине меньше диаметра ролика в среднем сечении, что служит своеобразным "замком" и удерживает ролики в радиальном направлении. Однако удержание ролика осуществляется четырьмя точками и при монтаже и сборке подшипника позволяет ролику перекашиваться в радиальном направлении. При работе подшипника с данным сепаратором ведение роликов осуществляется по четырем точкам, что приводит к неравномерному износу и смятию поверхности перемычки, и как следствие ухудшению характеристик подшипника - надежности и долговечности.
Известен сепаратор для роликового подшипника по патенту США US 2805108, 308-217, опубл 1957 г. /2/.
Сепаратор содержит ряд окон, разделенных перемычками, имеющими выступы и плоские рабочие поверхности, образующие стенки окна. Между плоскими поверхностями перемычек и роликами существует небольшой зазор, позволяющий роликам свободно вращаться. Выступы расположены в центре каждой перемычки и состоят из двух поверхностей, одна из которых параллельна плоскости оси перемычки, а вторая отходит от первой внутрь сепаратора. Выступы служат удерживающим участком и предотвращают движение ролика радиально наружу без приложения силы. Удерживающий участок перемычки сепаратора имеет незначительную длину, что может приводить к перекосу роликов в радиальном направлении при монтаже и сборке подшипника. Контакт перемычки и ролика происходит по линии, а значит, имеет небольшую площадь, что в свою очередь приводит к росту контактных напряжений и повышению износа сепаратора, что приводит к ухудшению характеристик подшипника - надежности и долговечности.
Технической задачей, на решение которой направлено предлагаемое изобретение, является повышение надежности и долговечности подшипника за счет увеличения длины охвата ролика перемычкой и площади их контакта
Поставленная задача решается тем, что в роликовом сферическом подшипнике, содержащем наружное кольцо со сферической или тороидальной дорожкой качения, внутреннее кольцо с одной или несколькими тороидальными дорожками качения, один или несколько рядов бочкообразных роликов, расположенных между дорожками качения колец, по меньшей мере один сепаратор с перемычками, образующими окна для размещения роликов, согласно изобретению, стенка окна, образованная перемычкой, состоит из двух поверхностей, одна из которых цилиндрическая, а вторая - вогнутая тороидальная, линия пересечения которых расположена выше оси ролика. Ось тороидальной поверхности совпадает с осью ролика, а радиус образующей вогнутой тороидальной поверхности выходит из центра образующей ролика и превышает его на величину, определяемую зависимостью;
где Δ - величина, на которую радиус образующей тороидальной поверхности перемычки сепаратора больше радиуса образующей ролика;
В - расстояние между линиями пересечения цилиндрической и тороидальной поверхностей перемычек в плоскости наибольшего диаметра ролика,
Dw - наибольший диаметр ролика,
Gr - радиальный зазор в подшипнике.
Изобретение поясняется чертежами.
На фиг.1 изображено осевое сечение сферического роликового подшипника;
на фиг.2 изображена изометрическая проекция перемычеки сепаратора;
на фиг.3 изображено сечение подшипника по плоскости наибольшего диаметра ролика;
на фиг.4 изображено сечение сепаратора Б-Б на фиг.3;
на фиг.5 изображен фрагмент сепаратора с роликом.
Роликовый сферический подшипник с радиальным зазором Gr содержит наружное кольцо 1 со сферической дорожкой качения 2, внутреннее кольцо 3 с двумя тороидальными дорожками качения 4, два ряда бочкообразных роликов 5 с наибольшим диаметром Dw, два сепаратора 6 с окнами 7 и перемычками 8 между ними. Стенка окна 7, образованная перемычкой 8, состоит из двух поверхностей: цилиндрической 9 и вогнутой тороидальной 10. Вогнутая тороидальная поверхность 10 является рабочим участком перемычки 8. Ось O1O1 тороидальной поверхности 10 совпадает с осью О2О2 ролика 5, а радиус Rt образующей вогнутой тороидальной поверхности 10 выходит из центра O3 образующей 12 ролика 5. Линия 13 пересечения цилиндрической поверхности 9 с тороидальной поверхностью 10 расположена выше оси О2О2 ролика 5 и являетcя удерживающим участком перемычки 8. Расстояние между линиями пересечения 13 поверхностей 9 и 10 соседних перемычек 8 в плоскости наибольшего диаметра Dw ролика 5 равно В. Радиус Rt образующей 11 тороидальной поверхности 10 рабочего участка 10 больше радиуса R образующей 12 ролика 5 на величину Δ. Величина Δ определяется следующим образом (см. фиг.3).
При работе подшипника ролик 5 под действием центробежных сил F перемещается из положения с центром О4 в положение с центром O5. При этом образующая 12 ролика 5 контактирует с линией 13 пересечения поверхностей 9 и 10. Расстояние O4O5 равно половине радиального зазора Gr/2. Из точки O5 проведем линию в точку С, которая лежит на линии 13 пересечения поверхностей 9 и 10. Из точки С опустим перпендикуляр в точку Е на продолжение оси О4О5. Из центра O4 проведем линию в точку С. Искомая величина Δ равна разности между радиусом Rt образующей 11 поверхности 10 и радиусом R образующей 13 ролика 5, то есть, как видно из фиг.3 - разности между отрезками О4С и О5С:
Δ=O4C-O5C, (1)
Из треугольника О4СЕ находим О4С:
где
О4Е=О4О5+О5Е (3)
Из треугольника О5СЕ находим О5Е:
тогда формула (3) примет вид:
Подставляя (5) в (2), получим:
Определим величину Δ по формуле (1):
Подставляя значения СЕ=В/2, О4О5=Gr/2, О5C=Dw/2 в формулу (7), получим:
При сборке и монтаже подшипника внутренний блок (внутреннее кольцо 3, собранное с роликами 5 и сепараторами 6) выворачивается относительно наружного кольца 1. Ролик 5, охваченный сферической дорожкой качения 2 наружного кольца 1, под действием собственного веса опускается до линии 13 пересечения поверхностей 9 и 10 и контактирует с ней. За счет того, что линия 13 пересечения поверхностей расположена выше оси О2О2 ролика 5, она является удерживающим участком перемычки 8 и служит своеобразным «замком», препятствуя выпадению ролика 5 из блока. Охват ролика 5 «замком» происходит по всей длине перемычки 8 сепаратора 6 и не позволяет ролику 5 перекашиваться при монтаже.
При работе подшипника ведение ролика 5 осуществляется всей тороидальной поверхностью 10 перемычки 8 сепаратора 6.
За счет выполнения рабочего участка перемычки 8 сепаратора 6 с тороидальной поверхностью 10, форма перемычки 8 приближена к форме ролика 5. При этом их контакт происходит по поверхности, что позволяет значительно увеличить площадь контакта и, как следствие, снизить контактные напряжения и износ.
Все вышеперечисленные факторы позволяют улучшить характеристики подшипника - надежность и долговечность.
Источники информации
1. Авторское свидетельство СССР № 1109545, F 16 C 33/46, опубл. 1984 г.
2. Патент США US 2805108, 308-217, опубл. 1957 г.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Роликовый сферический подшипник | 1982 |
|
SU1109545A1 |
СФЕРИЧЕСКИЙ РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК | 1998 |
|
RU2145007C1 |
РАДИАЛЬНЫЙ РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК | 1998 |
|
RU2133893C1 |
СФЕРИЧЕСКИЙ РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК | 2002 |
|
RU2235227C2 |
РОЛИКОВЫЙ СФЕРИЧЕСКИЙ ОДНОРЯДНЫЙ ПОДШИПНИК | 2001 |
|
RU2215205C2 |
РОЛИКОВЫЙ СФЕРИЧЕСКИЙ ОДНОРЯДНЫЙ ПОДШИПНИК | 2000 |
|
RU2199039C2 |
РОЛИКОВЫЙ СФЕРИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК | 2006 |
|
RU2324848C2 |
Сферический радиальный однорядный роликовый подшипник | 1990 |
|
SU1751507A1 |
РОЛИКОВЫЙ СФЕРИЧЕСКИЙ ДВУХРЯДНЫЙ ПОДШИПНИК | 2004 |
|
RU2271483C1 |
ОДНОРЯДНЫЙ СФЕРИЧЕСКИЙ РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ | 2021 |
|
RU2769229C1 |
Изобретение относится к машиностроению, в частности к подшипникам качения. Роликовый сферический подшипник содержит наружное кольцо со сферической или тороидальной дорожкой качения, внутреннее кольцо с одной или несколькими тороидальными дорожками качения, один или несколько рядов бочкообразных роликов, по меньшей мере, один сепаратор с перемычками, образующими окна для размещения роликов. Стенка окна, образованная перемычкой, состоит из двух поверхностей, одна из которых цилиндрическая, а вторая вогнутая тороидальная, линия пересечения которых расположена выше оси ролика, радиус образующей вогнутой тороидальной поверхности выходит из центра образующей ролика и превышает его. Технический результат - улучшение надежности и долговечности подшипника за счет увеличения площади контакта между роликом и перемычкой сепаратора. 5 ил.
Роликовый сферический подшипник, содержащий наружное кольцо со сферической или тороидальной дорожкой качения, внутреннее кольцо с одной или несколькими тороидальными дорожками качения, один или несколько рядов бочкообразных роликов, расположенных между дорожками качения колец, по меньшей мере, один сепаратор с перемычками, образующими окна для размещения роликов, отличающийся тем, что стенка окна, образованная перемычкой, состоит из двух поверхностей, одна из которых цилиндрическая, а вторая вогнутая тороидальная, линия пересечения которых расположена выше оси ролика, радиус образующей вогнутой тороидальной поверхности выходит из центра образующей ролика и превышает его на величину, определяемую зависимостью
где Δ - величина, на которую радиус образующей тороидальной поверхности перемычки сепаратора больше радиуса образующей ролика;
В - расстояние между линиями пересечения цилиндрической и тороидальной поверхностей перемычек в плоскости наибольшего диаметра ролика;
Dw - наибольший диаметр ролика;
Gr - радиальный зазор в подшипнике.
Роликовый сферический подшипник | 1982 |
|
SU1109545A1 |
ПОДЛОЖКА КАТАЛИЗАТОРА | 2019 |
|
RU2805108C2 |
US 4345800 А, 24.08.1982 | |||
US 5062719 А, 05.11.1991. |
Авторы
Даты
2005-08-27—Публикация
2003-11-25—Подача