Сферический радиальный однорядный роликовый подшипник Советский патент 1992 года по МПК F16C33/46 

Описание патента на изобретение SU1751507A1

Изобретение относится к подшипникам качения, преимущественно для узлов, в которых от подшипников требуется высокая радиальная несущая способность и возможность компенсации несоосности корпуса и вала.

Известен роликовый сферический подшипник, содержащий наружное кольцо со сферической дорожкой качения, внутреннее кольцо с тороидальной дорожкой качения и крайними бортами, бочкообразные ролики и стальной штампованный сепаратор.

Недостатком известного подшипника является значительный износ в процессе эксплуатации относительно тонких перемычек сепаратора, что приводит к развороту

роликов, повышению трения, и, как следствие, снижению долговечности подшипника.

Известен также сферический радиальный однорядный роликовый подшипник с пластмассовым сепаратором фирмы Штейр (Австрия). Недостатком этой конструкции является малая термическая стойкость сепаратора, ограничивающая применение подшипника температурой до 100-120°С, кроме того, высока вероятность разрушения сепаратора при неосторожном монтаже подшипника.

Наиболее близким к предлагаемому является радиальный однорядный сферический роликовый подшипник, состоящий из наружного кольца со сферической дорожкой качения, внутреннего кольца с торойvj

ел о VI

дальней дорожкой качения и крайними бортами, бочкообразных роликов и массивного сепаратора, соединенного из двух гребенчатых полусепараторов заклепками. Недостаток этого подшипника заключается в сложности его конструкции и изготовления, высокой стоимости. Кроме того, перемычки полусепараторов из-за необходимости размещения в них заклепок занимают 25-35% пространства по центроиде ролика, что уменьшает количество роликов и долговечность подшипника в целом.

Цель изобретения - расширение области применения, увеличение долговечности подшипника, упрощение его конструкции и изготовления.

Поставленная цель достигается тем, что в сферическом радиальном однорядном роликовом подшипнике бортики внутреннего кольца выполняются с различными наружными диаметрами, а сепаратор - в виде одной отдельной гребенчатой детали с фланцем, причем фланец сепаратора имеет возможность взаимодействия с внутренним кольцом по наружной поверхности бортика большего диаметра, а внутренний диаметр перемычек выполнен большим меньшего диаметра бортика внутреннего кольца и меньшим большего диаметра бортика внутреннего кольца. Такое соотношение диаметров позволяет последовательно монтировать сначала сепаратор на внутреннее кольцо со стороны борта меньшего диаметра, а затем и ролики. При этом сепаратор замыкается между бортиком внутреннего кольца большего диаметра и торцами роли- ков, предотвращая самопроизвольную разборку блока этих деталей.

Для обеспечения невыпадения роликов при монтаже в блок сепаратор - внутреннее кольцо с одной стороны и легкости их запрессовки с другой, наружный диаметр перемычек сепаратора D« над средним сечением роликов (в плоскости наибольшего их диаметра, где происходит задержка ролика), выбирается так, что в процессе сборки-разборки происходит некоторая допустимая упругая деформация сепаратора. При этом величина деформации сепаратора не приводит к чрезмерному возрастанию усилия запрессовки ролика при сборке и повреждению деталей подшипника.

На фиг. 1 изображен подшипник; на фиг. 2 - сепаратор подшипника.

Сферический радиальный однорядный роликовый подшипник (фиг. 1} содержит наружное кольцо 1 со сферической дорожкой качения, внутреннее кольцо 2 с тороидальной дорожкой качения и двумя крайними бортиками 3 и 4, в ыпол ненными с различными наружными диаметрами, бочкообразные ролики 5, гребенчатый сепаратор, фланец 6 которого внутренним диаметром dc взаимодействует с внутренним кольцом по наружному диаметру di крайнего бортика 4, а внутренняя поверхность перемычек 7 расположена на цилиндрической поверхности диаметром dc, большим диаметра d2 и меньшим большего диаметра di бортика 4,

0 Сепаратор подшипника (фиг. 2), торцами выступов перемычек, расположенных на диаметре d c, обеспечивает замыкание сепаратора на торец бортика и исключает его осевое перемещение в подшипнике, а по5 верхность фланца с внутренним диаметром dc базируется на борт большего диаметра внутреннего кольца. Наружный диаметр перемычек сепаратора Dc выбирается так, чтобы предотвратить выпадение роликов из

0 блока сепаратор - внутреннее кольцо и обеспечить допустимое усилие монтажа роликов.

Использование в предлагаемой конструкции подшипника цельного сепаратора

5 вместе склепанного из двух полусепараторов упрощает конструкцию и соответственно снижает стоимость изготовления на 10-15%. Расход цветных металлов при этом снижается на 30-40 %. Число роликов воз0 растает на 10-15 %. При этом грузоподъемность увеличивается на 7-10 %, а долговечность - на 25°-40 %. Предлагаемая конструкция расширяет также область применения подшипника, так как сепаратор мо5 жет быть изготовлен из любого конструкционного материала.

Таким образом, предлагаемая конструкция расширяет область применения подшипников, обеспечивает надежное ведение

0 роликов одним гребенчатым массивным сепаратором вместо двух полусепараторов, соединенных заклепками, что упрощает конструкцию и производство подшипников в целом. Такое упрощение позволяет на 105 15 % снизить стоимость изготовления подшипника.

Из-за отсутствия заклепок перемычки выполняются более тонкими, сохраняя необходимую конструктивную прочность се0 паратора, При этом число роликов увеличивается на 10-15 %, соответственно на 7-10 % растет динамическая грузоподъемность и на 25-40 % долговечность подшипника.

5 Формула изобретения

Сферический радиальный однорядный роликовый подшипник, содержащий наружное кольцо со сферической дорожкой качения, внутреннее кольцо со сферической дорожкой качения и двумя бортиками, бочкообразные ролики и массивный сепаратор, отличающийся тем; что, с целью расширения области применения, бортики внутреннего кольца выполнены с различными диаметрами, сепаратор - гребенчатым с фланцем, установленным с возможностью взаимодействия с бортиком внутреннего

кольца большего диаметра и перемычками между гнездами, внутренний диаметр которых выполнен большим меньшего диаметра бортика внутреннего кольца и меньшим большего диаметра бортика внутреннего кольца.

Похожие патенты SU1751507A1

название год авторы номер документа
Радиальный однорядный роликовый подшипник 1990
  • Нехвядович Василий Иванович
  • Вайткус Юлиус Мартинович
  • Кошель Владимир Митрофанович
  • Авсянкин Олег Григорьевич
SU1784776A1
РОЛИКОВЫЙ СФЕРИЧЕСКИЙ ДВУХРЯДНЫЙ ПОДШИПНИК 2004
  • Гагасов Александр Матвеевич
  • Павлович Анатолий Владимирович
  • Козлов Анатолий Борисович
  • Достанко Геннадий Александрович
RU2271483C1
СФЕРИЧЕСКИЙ РАДИАЛЬНЫЙ РОЛИКОВЫЙ ДВУХРЯДНЫЙ ПОДШИПНИК 2001
  • Вайткус Юлиус Мартинович
  • Пенза Валерий Николаевич
  • Савастенко Максим Евсеевич
  • Достанко Геннадий Александрович
RU2231696C2
СФЕРИЧЕСКИЙ РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК 1998
  • Вайткус Юлиус Мартынович
  • Пенза Валерий Николаевич
  • Козлов Анатолий Борисович
  • Кошель Владимир Митрофанович
RU2145007C1
РОЛИКОВЫЙ СФЕРИЧЕСКИЙ ОДНОРЯДНЫЙ ПОДШИПНИК 2001
  • Вайткус Юлиус Мартинович
  • Пенза Валерий Николаевич
  • Козлов Анатолий Борисович
  • Савастенко Максим Евсеевич
RU2215205C2
РОЛИКОВЫЙ СФЕРИЧЕСКИЙ ОДНОРЯДНЫЙ ПОДШИПНИК 2000
  • Вайткус Юлиус Мартинович
  • Пенза Валерий Николаевич
  • Козлов Анатолий Борисович
  • Савастенко Максим Евсеевич
RU2199039C2
КОНИЧЕСКИЙ РОЛИКОПОДШИПНИК 1998
  • Вайткус Юлиус Мартынович
  • Пенза Валерий Николаевич
  • Савастенко Максим Евсеевич
RU2143617C1
СФЕРИЧЕСКИЙ РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК 2002
  • Пенза Валерий Николаевич
  • Вайткус Юлиус Мартинович
  • Кошель Владимир Митрофанович
  • Савастенко Максим Евсеевич
  • Достанко Геннадий Александрович
RU2235227C2
РОЛИКОВЫЙ СФЕРИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК 2003
  • Пенза Валерий Николаевич
  • Гагасов Александр Матвеевич
  • Павлович Анатолий Владимирович
  • Козлов Анатолий Борисович
  • Достанко Геннадий Александрович
  • Слензак Александр Иванович
  • Сидоров Михаил Михайлович
RU2259503C2
ШАРИКОПОДШИПНИК И СЕПАРАТОРЫ ДЛЯ НЕГО 1998
  • Становской В.В.
RU2157928C2

Иллюстрации к изобретению SU 1 751 507 A1

Реферат патента 1992 года Сферический радиальный однорядный роликовый подшипник

Использование: в машиностроении для узлов, в которых от подшипника требуется высокая несущая способность и возможность компенсации несоосности корпуса и вала. Сущность изобретения: подшипник содержит наружное кольцо со сферической дорожкой качения, внутреннее кольцо с тороидальной дорожкой качения и двумя крайними бортами разного диаметра, бочкообразные ролики и гребенчатый цельный массивный сепаратор. Фланец сепаратора базируется по наружной поверхности бортика большого диаметра внутреннего кольца, а внутренние поверхности перемычек расположены на цилиндрической поверхности диаметром, равным диаметру меньшего бортика. Такое соотношение диаметров позволяет последовательно монтировать сначала сепаратор на внутреннее кольцо со стороны борта меньшего диаметра, а затем и ролики. При этом сепаратор замыкается между бортиком внутреннего кольца большого диаметра и торцами роликов, предотвращая самопроизвольную разборку блока этих деталей. 2 ил. (Л С

Формула изобретения SU 1 751 507 A1

/

4

т8

А/

Фиг. 4

ч

Фиг. 2

Редактор Э.Слигаи

Техред М.Моргентал

Заказ 2680ТиражПодписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„ 4/5

Производственно-издательский комбинат Патент, г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Корректор Э.Лончакова

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1992 года SU1751507A1

Каталог фирмы FAG, Германия, №41500 НиА, 1982, с
ТКАЦКИЙ СТАНОК 1920
  • Шеварев В.В.
SU300A1

SU 1 751 507 A1

Авторы

Вайткус Юлиус Мартинович

Дзанашвили Гурами Форевич

Кошель Владимир Митрофанович

Нехвядович Василий Иванович

Даты

1992-07-30Публикация

1990-03-29Подача