Изобретение относится к подшипникам качения, преимущественно для узлов, в которых от подшипников требуется высокая радиальная несущая способность и возможность компенсации несоосности корпуса и вала.
Известен роликовый сферический подшипник, содержащий наружное кольцо со сферической дорожкой качения, внутреннее кольцо с тороидальной дорожкой качения и крайними бортами, бочкообразные ролики и стальной штампованный сепаратор.
Недостатком известного подшипника является значительный износ в процессе эксплуатации относительно тонких перемычек сепаратора, что приводит к развороту
роликов, повышению трения, и, как следствие, снижению долговечности подшипника.
Известен также сферический радиальный однорядный роликовый подшипник с пластмассовым сепаратором фирмы Штейр (Австрия). Недостатком этой конструкции является малая термическая стойкость сепаратора, ограничивающая применение подшипника температурой до 100-120°С, кроме того, высока вероятность разрушения сепаратора при неосторожном монтаже подшипника.
Наиболее близким к предлагаемому является радиальный однорядный сферический роликовый подшипник, состоящий из наружного кольца со сферической дорожкой качения, внутреннего кольца с торойvj
(Л
ел о VI
дальней дорожкой качения и крайними бортами, бочкообразных роликов и массивного сепаратора, соединенного из двух гребенчатых полусепараторов заклепками. Недостаток этого подшипника заключается в сложности его конструкции и изготовления, высокой стоимости. Кроме того, перемычки полусепараторов из-за необходимости размещения в них заклепок занимают 25-35% пространства по центроиде ролика, что уменьшает количество роликов и долговечность подшипника в целом.
Цель изобретения - расширение области применения, увеличение долговечности подшипника, упрощение его конструкции и изготовления.
Поставленная цель достигается тем, что в сферическом радиальном однорядном роликовом подшипнике бортики внутреннего кольца выполняются с различными наружными диаметрами, а сепаратор - в виде одной отдельной гребенчатой детали с фланцем, причем фланец сепаратора имеет возможность взаимодействия с внутренним кольцом по наружной поверхности бортика большего диаметра, а внутренний диаметр перемычек выполнен большим меньшего диаметра бортика внутреннего кольца и меньшим большего диаметра бортика внутреннего кольца. Такое соотношение диаметров позволяет последовательно монтировать сначала сепаратор на внутреннее кольцо со стороны борта меньшего диаметра, а затем и ролики. При этом сепаратор замыкается между бортиком внутреннего кольца большего диаметра и торцами роли- ков, предотвращая самопроизвольную разборку блока этих деталей.
Для обеспечения невыпадения роликов при монтаже в блок сепаратор - внутреннее кольцо с одной стороны и легкости их запрессовки с другой, наружный диаметр перемычек сепаратора D« над средним сечением роликов (в плоскости наибольшего их диаметра, где происходит задержка ролика), выбирается так, что в процессе сборки-разборки происходит некоторая допустимая упругая деформация сепаратора. При этом величина деформации сепаратора не приводит к чрезмерному возрастанию усилия запрессовки ролика при сборке и повреждению деталей подшипника.
На фиг. 1 изображен подшипник; на фиг. 2 - сепаратор подшипника.
Сферический радиальный однорядный роликовый подшипник (фиг. 1} содержит наружное кольцо 1 со сферической дорожкой качения, внутреннее кольцо 2 с тороидальной дорожкой качения и двумя крайними бортиками 3 и 4, в ыпол ненными с различными наружными диаметрами, бочкообразные ролики 5, гребенчатый сепаратор, фланец 6 которого внутренним диаметром dc взаимодействует с внутренним кольцом по наружному диаметру di крайнего бортика 4, а внутренняя поверхность перемычек 7 расположена на цилиндрической поверхности диаметром dc, большим диаметра d2 и меньшим большего диаметра di бортика 4,
0 Сепаратор подшипника (фиг. 2), торцами выступов перемычек, расположенных на диаметре d c, обеспечивает замыкание сепаратора на торец бортика и исключает его осевое перемещение в подшипнике, а по5 верхность фланца с внутренним диаметром dc базируется на борт большего диаметра внутреннего кольца. Наружный диаметр перемычек сепаратора Dc выбирается так, чтобы предотвратить выпадение роликов из
0 блока сепаратор - внутреннее кольцо и обеспечить допустимое усилие монтажа роликов.
Использование в предлагаемой конструкции подшипника цельного сепаратора
5 вместе склепанного из двух полусепараторов упрощает конструкцию и соответственно снижает стоимость изготовления на 10-15%. Расход цветных металлов при этом снижается на 30-40 %. Число роликов воз0 растает на 10-15 %. При этом грузоподъемность увеличивается на 7-10 %, а долговечность - на 25°-40 %. Предлагаемая конструкция расширяет также область применения подшипника, так как сепаратор мо5 жет быть изготовлен из любого конструкционного материала.
Таким образом, предлагаемая конструкция расширяет область применения подшипников, обеспечивает надежное ведение
0 роликов одним гребенчатым массивным сепаратором вместо двух полусепараторов, соединенных заклепками, что упрощает конструкцию и производство подшипников в целом. Такое упрощение позволяет на 105 15 % снизить стоимость изготовления подшипника.
Из-за отсутствия заклепок перемычки выполняются более тонкими, сохраняя необходимую конструктивную прочность се0 паратора, При этом число роликов увеличивается на 10-15 %, соответственно на 7-10 % растет динамическая грузоподъемность и на 25-40 % долговечность подшипника.
5 Формула изобретения
Сферический радиальный однорядный роликовый подшипник, содержащий наружное кольцо со сферической дорожкой качения, внутреннее кольцо со сферической дорожкой качения и двумя бортиками, бочкообразные ролики и массивный сепаратор, отличающийся тем; что, с целью расширения области применения, бортики внутреннего кольца выполнены с различными диаметрами, сепаратор - гребенчатым с фланцем, установленным с возможностью взаимодействия с бортиком внутреннего
кольца большего диаметра и перемычками между гнездами, внутренний диаметр которых выполнен большим меньшего диаметра бортика внутреннего кольца и меньшим большего диаметра бортика внутреннего кольца.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Радиальный однорядный роликовый подшипник | 1990 |
|
SU1784776A1 |
РОЛИКОВЫЙ СФЕРИЧЕСКИЙ ДВУХРЯДНЫЙ ПОДШИПНИК | 2004 |
|
RU2271483C1 |
СФЕРИЧЕСКИЙ РАДИАЛЬНЫЙ РОЛИКОВЫЙ ДВУХРЯДНЫЙ ПОДШИПНИК | 2001 |
|
RU2231696C2 |
СФЕРИЧЕСКИЙ РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК | 1998 |
|
RU2145007C1 |
РОЛИКОВЫЙ СФЕРИЧЕСКИЙ ОДНОРЯДНЫЙ ПОДШИПНИК | 2001 |
|
RU2215205C2 |
РОЛИКОВЫЙ СФЕРИЧЕСКИЙ ОДНОРЯДНЫЙ ПОДШИПНИК | 2000 |
|
RU2199039C2 |
КОНИЧЕСКИЙ РОЛИКОПОДШИПНИК | 1998 |
|
RU2143617C1 |
СФЕРИЧЕСКИЙ РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК | 2002 |
|
RU2235227C2 |
РОЛИКОВЫЙ СФЕРИЧЕСКИЙ ПОДШИПНИК | 2003 |
|
RU2259503C2 |
ШАРИКОПОДШИПНИК И СЕПАРАТОРЫ ДЛЯ НЕГО | 1998 |
|
RU2157928C2 |
Использование: в машиностроении для узлов, в которых от подшипника требуется высокая несущая способность и возможность компенсации несоосности корпуса и вала. Сущность изобретения: подшипник содержит наружное кольцо со сферической дорожкой качения, внутреннее кольцо с тороидальной дорожкой качения и двумя крайними бортами разного диаметра, бочкообразные ролики и гребенчатый цельный массивный сепаратор. Фланец сепаратора базируется по наружной поверхности бортика большого диаметра внутреннего кольца, а внутренние поверхности перемычек расположены на цилиндрической поверхности диаметром, равным диаметру меньшего бортика. Такое соотношение диаметров позволяет последовательно монтировать сначала сепаратор на внутреннее кольцо со стороны борта меньшего диаметра, а затем и ролики. При этом сепаратор замыкается между бортиком внутреннего кольца большого диаметра и торцами роликов, предотвращая самопроизвольную разборку блока этих деталей. 2 ил. (Л С
/
4
т8
А/
Фиг. 4
ч
Фиг. 2
Редактор Э.Слигаи
Техред М.Моргентал
Заказ 2680ТиражПодписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР 113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„ 4/5
Производственно-издательский комбинат Патент, г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Корректор Э.Лончакова
Каталог фирмы FAG, Германия, №41500 НиА, 1982, с | |||
ТКАЦКИЙ СТАНОК | 1920 |
|
SU300A1 |
Авторы
Даты
1992-07-30—Публикация
1990-03-29—Подача