СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2001 года по МПК G01M15/00 G01L5/13 

Описание патента на изобретение RU2162593C2

Предлагаемое изобретение относится к машиностроению и может быть использовано преимущественно при стендовой доводке новых образцов газотурбинных двигателей с реверсом тяги на стенде, снабженном имитатором условий посадки самолета.

Известен способ испытания газотурбинного двигателя, включающий определение его сил прямой и обратной тяг на стенде с силоизмерительным устройством, имеющим две динамометрические системы (см. книгу Л.С. Скубачевского "Испытания воздушно-реактивных двигателей", М., Машиностроение. 1972, с. 29. ..30).

Недостатками этого способа испытания газотурбинного двигателя являются сложность, большая металлоемкость и высокая стоимость стенда для его осуществления.

Наиболее близким к предлагаемому способу испытания газотурбинного двигателя по технической сущности является способ испытания газотурбинного двигателя, включающий определение силы прямой тяги двигателя на стенде с силоизмерительным устройством (см. авторское свидетельство СССР N 1556308, кл. G 01 M 15/00, 1988).

Недостатком данного способа испытания газотурбинного двигателя является отсутствие возможности измерения осевых сил при работе двигателя на режиме обратной тяги, что требует определения силы обратной тяги двигателя расчетом по замерам давления и температуры газа перед и за реверсивным устройством или продолжения испытания двигателя на другом стенде, вызывающих удлинение продолжительности стендовой доводки двигателя и увеличение материальных и энергетических затрат на нее.

Целью изобретения является ускорение стендовой доводки двигателя и сокращение материальных и энергетических затрат на нее.

Поставленная цель достигается тем, что в способе испытания газотурбинного двигателя, включающем определение сил прямой и обратной тяг двигателя на стенде с силоизмерительным устройством, перед запуском двигателя силоизмерительное устройство стенда нагружают осевой силой, большей силы обратной тяги двигателя, производят измерение осевых сил при работе двигателя на режимах прямой и обратной тяг и определяют силы прямой и обратной тяг двигателя из выражений Rп= Pп-Pн и Rо= Pн-Pо, где Rп и Rо - силы прямой и обратной тяг двигателя соответственно, Pп и Pо - осевые силы, действующие на силоизмерительное устройство стенда при работе двигателя на режимах прямой и обратной тяг соответственно; Pн - осевая сила, действующая на силоизмерительное устройство стенда перед запуском двигателя.

В известных технических решениях признаки, сходные с признаками, отличающими заявленное техническое решение от прототипа, не обнаружены, что позволяет сделать вывод о существенности отличий.

На чертеже представлена упрощенная принципиальная схема стенда для осуществления предлагаемого способа испытания газотурбинного двигателя.

Стенд содержит силоизмерительное устройство, имеющее динамометрическую платформу 1 с рамой 2 для установки испытуемого двигателя 3, подвешенную к стойкам основной станины 4, расположенной в центре открытой круговой площадки 5, и расположенные между ней и опорой 6 основной станины 4 соосно образцовый силоизмерительный прибор 7, силоизмеритель 8, силовой цилиндр 9 и приспособление для нагрузки силоизмерительного устройства осевой силой, имеющее угловой рычаг 10, подвеску 11 и грузы 12. Он снабжен имитатором условий посадки самолета, имеющим устройство 13 для создания потока воздуха, установленное на дополнительной станине 14, расположенной на открытой круговой площадке 5 перед основной станиной 4, и выполненное в виде турбовинтового двигателя с воздушным винтом 15, устройство 16 для измерения скорости движения потока воздуха, установленное в зоне расположения воздухо-заборника испытуемого двигателя 3, и раму 17 для установки устройства 13 для создания потока воздуха на высоте H от поверхности открытой круговой площадки 5, равной высоте H1 установки испытуемого двигателя 3 от поверхности открытой круговой площадки 5, соответствующей высоте от поверхности взлетно-посадочной полосы аэродрома до плоскости, проходящей через продольные оси двигателей самолета. Устройство 13 для создания потока воздуха может быть выполнено в виде турбовинтового двигателя, снабженного вторым воздушным винтом 18. Дополнительная станина 14 может быть снабжена приспособлением 19 для перемещения рамы 17 в осевом направлении. Диаметр D воздушных винтов 15 и 18 должен быть больше диаметра D1 воздухозаборника испытуемого двигателя 3. Расстояние L от испытуемого двигателя 3 до воздушного винта 15 может быть выбрано из выражения L = 3...4.D
Предлагаемый способ испытания газотурбинного двигателя осуществляют следующим образом.

Производят тарирование регистрирующего прибора силоизмерителя 8 силоизмерительного устройства стенда с помощью образцового силоизмерительного прибора 7 и силового цилиндра 9. Максимальную нагрузку Pm при этом определяют из выражения Pm=Pп+Pо+0,1...0,15(Pп+Pо).

Перед запуском испытуемого двигателя 3 силоизмерительное устройство стенда нагружают осевой силой Pн, большей силы Rо обратной тяги испытуемого двигателя 3, запускают испытуемый двигатель 3, производят изменение осевых сил Pп и Pо при работе испытуемого двигателя 3 на режимах прямой и обратной тяг соответсвенно и определяют силы Rп и Rо и обратной тяг испытуемого двигателя 3 из выражений
Rп=Pп-Pн и Rо=Pн-Pо...

При работе испытуемого двигателя 3 на режиме обратной тяги включают в работу имитатор условий посадки самолета. Повторно производят измерение осевой силы и определяют силу обратной тяги двигателя.

По результатам испытаний производят доработку реверсивного устройства испытуемого двигателя 3.

Так, например, при испытании газотурбинного двигателя с реверсом тяги, имеющего воздухозаборник, диаметр D1 которого равен 3150 мм, на стенде с силоизмерительным устройством, имеющим в качестве образцового силоизмерительного прибора динамометр образцовый сжатия ДОС-50, а в качестве силоизмерителя датчик тензорезисторный силоизмерительный 32 ТВС, снабженном имитатором условий посадки самолета, имеющим устройство для создания потока воздуха, выполненное в виде турбовинтового двигателя с двумя воздушными винтами, диаметр D которых равен 6000 мм, и расположенное от испытуемого двигателя на расстоянии L=12000 мм на высоте H1=4500 мм, получена наиболее высокая эффективность.

Использование предлагаемого способа испытания газотурбинного двигателя при доводке новых образцов газотурбинных двигателей позволяет ускорить развитие авиационных двигателей.

Похожие патенты RU2162593C2

название год авторы номер документа
УСТАНОВКА ДЛЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО ОБДУВА АВИАДВИГАТЕЛЯ 1996
  • Резник В.Е.
  • Горелов Г.М.
  • Михайлов С.В.
  • Покровский Н.В.
  • Скобелкин В.И.
  • Бажмин Ю.А.
RU2133456C1
КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ С РЕГУЛИРУЕМЫМ РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ВОЗДУХА 1995
  • Постников А.М.
  • Епейкин Л.Ф.
  • Ушканов А.Ф.
  • Денисов И.С.
RU2163991C2
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КОКСОВАНИЯ МАСЛА В ОПОРЕ ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, РАБОТАЮЩЕГО В СОСТАВЕ ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩЕГО АГРЕГАТА, ЛИБО ЭНЕРГОУСТАНОВКИ ДЛЯ ПРИВОДА ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОРА 1994
  • Копылов И.С.
  • Вертьянов В.М.
  • Горелов Ю.Г.
  • Трянов А.Е.
RU2105177C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ЖАРОВОЙ ТРУБЫ В КОРПУСЕ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ 1993
  • Епейкин Л.Ф.
  • Желюнов С.И.
  • Маркушин А.Н.
RU2100705C1
СПОСОБ ЦИКЛИЧЕСКОЙ ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ 1992
  • Филимонов В.Г.
  • Демин М.В.
RU2071883C1
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ 1995
  • Соколов А.А.
  • Молчанов Н.М.
  • Чулошников А.А.
RU2134366C1
ВЕНТИЛЯТОР 1995
  • Горелов Г.М.
  • Резник В.Е.
  • Михайлов С.В.
RU2133382C1
КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГТД 1993
  • Желюнов С.И.
  • Постников А.М.
RU2099640C1
УСТАНОВКА ДЛЯ СЖИЖЕНИЯ ГАЗА 1995
  • Покровский Н.В.
  • Золотенков А.Н.
  • Козвонин Л.А.
RU2119134C1
ИНЖЕКЦИОННАЯ ГОРЕЛКА 1994
  • Покровский Н.В.
RU2118753C1

Реферат патента 2001 года СПОСОБ ИСПЫТАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение предназначено для использования при стендовой доводке новых образцов авиационных двигателей с реверсом тяги. При реализации способа нагружают силоизмерительное устройство стенда перед запуском двигателя осевой силой, большей силы обратной тяги двигателя. Измеряют осевые силы Pп и Pо, действующие на силоизмерительное устройство стенда при работе двигателя на режимах прямой и обратной тяг. Силы Rп и Rо прямой и обратной тяг двигателя определяют из выражений Rп = Pп - Pн и Rо = Pн - Pо. Технический результат - ускорение стендовой доводки двигателя и сокращение материальных и энергетических затрат. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 162 593 C2

Способ испытания газотурбинного двигателя, включающий определение сил прямой и обратной тяг двигателя на стенде с силоизмерительным устройством, отличающийся тем, что, с целью ускорения стендовой доводки и сокращения материальных и энергетических затрат, перед запуском двигателя силоизмерительное устройство стенда нагружают осевой силой, большей силы обратной тяги двигателя, производят измерение осевых сил при работе двигателя на режимах прямой и обратной тяг и определяют силы прямой и обратной тяг двигателя из выражений
Rп=Pп-Pн
и
Ro=Pн-Po,
где Rп и Ro-силы прямой и обратной тяг двигателя соответственно;
Pп и Po-осевые силы, действующие на силоизмерительное устройство стенда при работе двигателя на режимах прямой и обратной тяг соответственно;
Pн-осевая сила, действующая на силоизмерительное устройство стенда перед запуском двигателя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2001 года RU2162593C2

Способ испытания газотурбинного двигателя 1988
  • Андреев А.В.
  • Марчуков Е.Ю.
  • Тарасенко В.Г.
SU1556308A1
Устройство для измерения силы 1976
  • Емельянов Василий Иванович
SU767572A1
EP 0458453 A2, 26.11.1991.

RU 2 162 593 C2

Авторы

Покровский Н.В.

Даты

2001-01-27Публикация

1995-12-19Подача