Предлагаемое изобретение относится к машиностроению и может быть использовано преимущественно при стендовой доводке новых образцов газотурбинных двигателей с реверсом тяги на стенде, снабженном имитатором условий посадки самолета.
Известен способ испытания газотурбинного двигателя, включающий определение его сил прямой и обратной тяг на стенде с силоизмерительным устройством, имеющим две динамометрические системы (см. книгу Л.С. Скубачевского "Испытания воздушно-реактивных двигателей", М., Машиностроение. 1972, с. 29. ..30).
Недостатками этого способа испытания газотурбинного двигателя являются сложность, большая металлоемкость и высокая стоимость стенда для его осуществления.
Наиболее близким к предлагаемому способу испытания газотурбинного двигателя по технической сущности является способ испытания газотурбинного двигателя, включающий определение силы прямой тяги двигателя на стенде с силоизмерительным устройством (см. авторское свидетельство СССР N 1556308, кл. G 01 M 15/00, 1988).
Недостатком данного способа испытания газотурбинного двигателя является отсутствие возможности измерения осевых сил при работе двигателя на режиме обратной тяги, что требует определения силы обратной тяги двигателя расчетом по замерам давления и температуры газа перед и за реверсивным устройством или продолжения испытания двигателя на другом стенде, вызывающих удлинение продолжительности стендовой доводки двигателя и увеличение материальных и энергетических затрат на нее.
Целью изобретения является ускорение стендовой доводки двигателя и сокращение материальных и энергетических затрат на нее.
Поставленная цель достигается тем, что в способе испытания газотурбинного двигателя, включающем определение сил прямой и обратной тяг двигателя на стенде с силоизмерительным устройством, перед запуском двигателя силоизмерительное устройство стенда нагружают осевой силой, большей силы обратной тяги двигателя, производят измерение осевых сил при работе двигателя на режимах прямой и обратной тяг и определяют силы прямой и обратной тяг двигателя из выражений Rп= Pп-Pн и Rо= Pн-Pо, где Rп и Rо - силы прямой и обратной тяг двигателя соответственно, Pп и Pо - осевые силы, действующие на силоизмерительное устройство стенда при работе двигателя на режимах прямой и обратной тяг соответственно; Pн - осевая сила, действующая на силоизмерительное устройство стенда перед запуском двигателя.
В известных технических решениях признаки, сходные с признаками, отличающими заявленное техническое решение от прототипа, не обнаружены, что позволяет сделать вывод о существенности отличий.
На чертеже представлена упрощенная принципиальная схема стенда для осуществления предлагаемого способа испытания газотурбинного двигателя.
Стенд содержит силоизмерительное устройство, имеющее динамометрическую платформу 1 с рамой 2 для установки испытуемого двигателя 3, подвешенную к стойкам основной станины 4, расположенной в центре открытой круговой площадки 5, и расположенные между ней и опорой 6 основной станины 4 соосно образцовый силоизмерительный прибор 7, силоизмеритель 8, силовой цилиндр 9 и приспособление для нагрузки силоизмерительного устройства осевой силой, имеющее угловой рычаг 10, подвеску 11 и грузы 12. Он снабжен имитатором условий посадки самолета, имеющим устройство 13 для создания потока воздуха, установленное на дополнительной станине 14, расположенной на открытой круговой площадке 5 перед основной станиной 4, и выполненное в виде турбовинтового двигателя с воздушным винтом 15, устройство 16 для измерения скорости движения потока воздуха, установленное в зоне расположения воздухо-заборника испытуемого двигателя 3, и раму 17 для установки устройства 13 для создания потока воздуха на высоте H от поверхности открытой круговой площадки 5, равной высоте H1 установки испытуемого двигателя 3 от поверхности открытой круговой площадки 5, соответствующей высоте от поверхности взлетно-посадочной полосы аэродрома до плоскости, проходящей через продольные оси двигателей самолета. Устройство 13 для создания потока воздуха может быть выполнено в виде турбовинтового двигателя, снабженного вторым воздушным винтом 18. Дополнительная станина 14 может быть снабжена приспособлением 19 для перемещения рамы 17 в осевом направлении. Диаметр D воздушных винтов 15 и 18 должен быть больше диаметра D1 воздухозаборника испытуемого двигателя 3. Расстояние L от испытуемого двигателя 3 до воздушного винта 15 может быть выбрано из выражения L = 3...4.D
Предлагаемый способ испытания газотурбинного двигателя осуществляют следующим образом.
Производят тарирование регистрирующего прибора силоизмерителя 8 силоизмерительного устройства стенда с помощью образцового силоизмерительного прибора 7 и силового цилиндра 9. Максимальную нагрузку Pm при этом определяют из выражения Pm=Pп+Pо+0,1...0,15(Pп+Pо).
Перед запуском испытуемого двигателя 3 силоизмерительное устройство стенда нагружают осевой силой Pн, большей силы Rо обратной тяги испытуемого двигателя 3, запускают испытуемый двигатель 3, производят изменение осевых сил Pп и Pо при работе испытуемого двигателя 3 на режимах прямой и обратной тяг соответсвенно и определяют силы Rп и Rо и обратной тяг испытуемого двигателя 3 из выражений
Rп=Pп-Pн и Rо=Pн-Pо...
При работе испытуемого двигателя 3 на режиме обратной тяги включают в работу имитатор условий посадки самолета. Повторно производят измерение осевой силы и определяют силу обратной тяги двигателя.
По результатам испытаний производят доработку реверсивного устройства испытуемого двигателя 3.
Так, например, при испытании газотурбинного двигателя с реверсом тяги, имеющего воздухозаборник, диаметр D1 которого равен 3150 мм, на стенде с силоизмерительным устройством, имеющим в качестве образцового силоизмерительного прибора динамометр образцовый сжатия ДОС-50, а в качестве силоизмерителя датчик тензорезисторный силоизмерительный 32 ТВС, снабженном имитатором условий посадки самолета, имеющим устройство для создания потока воздуха, выполненное в виде турбовинтового двигателя с двумя воздушными винтами, диаметр D которых равен 6000 мм, и расположенное от испытуемого двигателя на расстоянии L=12000 мм на высоте H1=4500 мм, получена наиболее высокая эффективность.
Использование предлагаемого способа испытания газотурбинного двигателя при доводке новых образцов газотурбинных двигателей позволяет ускорить развитие авиационных двигателей.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТАНОВКА ДЛЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО ОБДУВА АВИАДВИГАТЕЛЯ | 1996 |
|
RU2133456C1 |
КАМЕРА СГОРАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ С РЕГУЛИРУЕМЫМ РАСПРЕДЕЛЕНИЕМ ВОЗДУХА | 1995 |
|
RU2163991C2 |
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КОКСОВАНИЯ МАСЛА В ОПОРЕ ТУРБИНЫ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ, РАБОТАЮЩЕГО В СОСТАВЕ ГАЗОПЕРЕКАЧИВАЮЩЕГО АГРЕГАТА, ЛИБО ЭНЕРГОУСТАНОВКИ ДЛЯ ПРИВОДА ЭЛЕКТРОГЕНЕРАТОРА | 1994 |
|
RU2105177C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КРЕПЛЕНИЯ ЖАРОВОЙ ТРУБЫ В КОРПУСЕ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ | 1993 |
|
RU2100705C1 |
СПОСОБ ЦИКЛИЧЕСКОЙ ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ | 1992 |
|
RU2071883C1 |
ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ | 1995 |
|
RU2134366C1 |
ВЕНТИЛЯТОР | 1995 |
|
RU2133382C1 |
КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ ГТД | 1993 |
|
RU2099640C1 |
УСТАНОВКА ДЛЯ СЖИЖЕНИЯ ГАЗА | 1995 |
|
RU2119134C1 |
ИНЖЕКЦИОННАЯ ГОРЕЛКА | 1994 |
|
RU2118753C1 |
Изобретение предназначено для использования при стендовой доводке новых образцов авиационных двигателей с реверсом тяги. При реализации способа нагружают силоизмерительное устройство стенда перед запуском двигателя осевой силой, большей силы обратной тяги двигателя. Измеряют осевые силы Pп и Pо, действующие на силоизмерительное устройство стенда при работе двигателя на режимах прямой и обратной тяг. Силы Rп и Rо прямой и обратной тяг двигателя определяют из выражений Rп = Pп - Pн и Rо = Pн - Pо. Технический результат - ускорение стендовой доводки двигателя и сокращение материальных и энергетических затрат. 1 ил.
Способ испытания газотурбинного двигателя, включающий определение сил прямой и обратной тяг двигателя на стенде с силоизмерительным устройством, отличающийся тем, что, с целью ускорения стендовой доводки и сокращения материальных и энергетических затрат, перед запуском двигателя силоизмерительное устройство стенда нагружают осевой силой, большей силы обратной тяги двигателя, производят измерение осевых сил при работе двигателя на режимах прямой и обратной тяг и определяют силы прямой и обратной тяг двигателя из выражений
Rп=Pп-Pн
и
Ro=Pн-Po,
где Rп и Ro-силы прямой и обратной тяг двигателя соответственно;
Pп и Po-осевые силы, действующие на силоизмерительное устройство стенда при работе двигателя на режимах прямой и обратной тяг соответственно;
Pн-осевая сила, действующая на силоизмерительное устройство стенда перед запуском двигателя.
Способ испытания газотурбинного двигателя | 1988 |
|
SU1556308A1 |
Устройство для измерения силы | 1976 |
|
SU767572A1 |
EP 0458453 A2, 26.11.1991. |
Авторы
Даты
2001-01-27—Публикация
1995-12-19—Подача