СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТОМ СОПРОТИВЛЕНИЯ ТРЕНИЯ ПОКРЫТИЯ, ОБТЕКАЕМОГО ЖИДКОСТЬЮ Российский патент 2005 года по МПК B05D5/08 

Описание патента на изобретение RU2262395C1

Изобретение относится к получению антифрикционных покрытий с целью снижения коэффициента гидро- и аэродинамического сопротивления транспортных средств, движущихся в жидкости, а также в узлах трения машин и механизмов, работающих в водных средах.

Близких аналогов, относящихся непосредственно к способам управления коэффициентом сопротивления трения покрытия, обтекаемого жидкостью, найти не удалось.

Известны антифрикционные материалы, используемые в узлах трения машин и механизмов, работающих в водных средах (авторское свидетельство СССР №1654306 от 30.12.1987 г.). Для достижения более низкого сопротивления трения предложен новый состав материала и конкретные соотношения компонентов. Однако достигнутые при этом результаты опытов далеки от коэффициента трения самополирующихся лакокрасочных покрытий, близкого к теоретическому значению Блазиуса.

Известен составной материал, закрепляемый на корпусе кораблей, для уменьшения сопротивления движению (заявка Франции №2615788, 1988 г.). Внешний слой является гидрофильным и растворимым в воде. Растворимые частицы краски попадают в ламинарный подслой и снижают толщину пограничного слоя. Недостаток такого материала - кратковременность эффекта снижения трения, а именно до тех пор, пока растворится вся краска.

Известны различные устройства для снижения трения движущегося судна путем управления в функции времени формой поверхности демпфирующего покрытия, наклеенного на подводную часть корпуса судна, например для создания бегущей волны вдоль корпуса (авт. свидетельство СССР №1726308 от 22.06.1986 г.). Недостатки таких устройств - громоздкость конструкции, низкая ремонтопригодность.

Известно устройство для подачи раствора высокомолекулярного полимера на поверхность корпуса судна (авт. свидетельство СССР №1068325 1982 г.) для ламинаризации обтекающего судно потока. Основной недостаток - большие расходы полимера, который приходиться возить на борту.

Известен способ снижения гидродинамического сопротивления движению тел (авт. свидетельство №364493 от 22.06.1970 г.), состоящий в создании в пограничном слое электромагнитного поля (с использованием алюминиевых или других электродов) для генерации в нем комплексов молекул вместо подачи в пограничный слой полимеров. Недостатки способа - трудности замены расходуемых электродов и создания гомогенного (с комплексами молекул) пограничного слоя.

Технический результат изобретения - снижение сопротивления трения антифрикционного покрытия в жидкости за счет управления коэффициентом сопротивления трения - достигается тем, что при изготовлении антифрикционного покрытия удельную поверхностную энергию вдоль линий тока (поверхности тока) формируют с отрицательным градиентом.

Современные подходы изучения гидро- и аэродинамического сопротивления трения ограничиваются рассмотрением внутреннего трения обтекаемой среды, принимая гипотезу о прилипании частиц среды к стенке. На основе теоретических и экспериментальных исследований (Третья международная конференция «Военно-морской флот и судостроение в современных условиях». Перспективы кораблестроения и военно-морских флотов в XXI веке, 26-28 июня 2003 г. Труды, Секция А, Секция В) показано, что свойства материала стенки существенно изменяют картину поверхностного взаимодействия среды и стенки тела. Для поверхности тела, имеющей гетерогенную структуру, сочетающую гидрофильные и гидрофобные свойства, на границе соприкосновения разнородных молекул выявлен «капельный» эффект, то есть среда при сплошном потоке в этих зонах ведет себя подобно капле. На таких поверхностях наблюдаются три зоны. Первая - зона с повышенной энергией активации и нулевой касательной скоростью среды в областях поверхности тела с гидрофильными свойствами. Вторая - зона с пониженной энергией активации и нулевой касательной скоростью среды в областях поверхности тела с гидрофобными свойствами. Третья - зона с энергией активации, равной энергии активации молекул среды, и ненулевой касательной скоростью в граничащих гидрофильных и гидрофобных областях. Доказан двойной механизм снижения гидродинамического трения подобных поверхностей: за счет снижения коэффициента вязкости среды в приповерхностном слое, вызванного уменьшением энергии активации, и за счет возможного проскальзывания частиц среды, обусловленного «капельным» поведением частиц среды в потоке. Получены аналитические выражения, определяющие значения коэффициента вязкости в зависимости от типа среды и свойств материала поверхности. Сформулированы условия проскальзывания частиц среды по поверхности стенки тела. Теоретические результаты качественно согласуются с экспериментальными данными, полученными при обтекании водой пластины, покрытой полимерным красителем с фуллеренсодержащимн добавками. При (1,0-1,5)% содержании гидрофобных добавок достигнуто (15-20)% снижение значения коэффициента трения.

Способ управления коэффициентом сопротивления трения антифрикционного покрытия, обтекаемого жидкостью (в данном случае водой), проверен на специализированном гидродинамическом стенде НС-83 ЦНИИ имени А.Н.Крылова.

Стенд (см. фиг.1) имеет измерительный канал 1 с прямоугольным поперечным сечением. В верхней части стенда находится смотровое стекло 2. Внутри канала устанавливается съемная пластина 3 (длина 1800 мм, ширина 30 мм, толщина 10 мм) с нанесенным на верхнюю часть пластины антифрикционным покрытием 4. Измерительный канал имеет расходомер 6 (ИР-61, погрешность 1%) и дифференциальные манометры 7 (марка ДС-ЭЧ, погрешность измерения давления 0,5%).

Поступающая в канал вода обтекает покрытие 4 пластины 3 с заданной скоростью (до 12 м/с). По показаниям расходомера (заданной скорости потока) и дифференциальных манометров рассчитываются потери энергии потока вследствие трения воды на поверхности покрытия и соответствующий коэффициент сопротивления трения.

Для создания антифрикционного покрытия с отрицательным градиентом выбран полистирол, в котором растворялся фуллерен С60. Далее была получена экспериментальная кривая зависимости коэффициента трения покрытия от концентрации фуллеренов. Наибольший коэффициент соответствует нулевой концентрации и наименьший - величине концентрации фуллеренов 1%. Полоса по длине пластины была разбита на 20 частей. На каждую часть наносилось покрытие одинаковой толщины (150 мкм) с заданной концентрацией фуллерена. На первой части пластины концентрация составляла 0%, на двадцатой - 1%. На промежуточных частях - по линейному закону от 0 до 1%.

Результаты измерений и расчетов коэффициента трения покрытия в зависимости от числа Рейнольдса представлены на фиг.2.

Вначале измерялась пластина №22 с добавками фуллеренов постоянной концентрации по длине полосы. Затем вторая пластина (№6-1-2), обтекание которой водой начиналось со стороны части с нулевой концентрацией фуллерена (обратный ход), затем, наоборот, с концентрацией 1% (прямой ход). Отчетливо видна заметная разница в коэффициентах трения для прямого и обратного хода, т.е. влияние градиента удельной поверхностной энергии антифрикционного покрытия.

Похожие патенты RU2262395C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ПОВЕРХНОСТНОЙ ГИДРОФОБИЗАЦИИ ОСАДОЧНЫХ И МЕТАМОРФИЧЕСКИХ КАРБОНАТНЫХ ПОРОД 2001
  • Шадрин С.А.
  • Пономарев А.Н.
  • Фомин В.В.
  • Никитин В.А.
  • Бондаренко С.М.
  • Соболь В.Н.
RU2211206C2
СПОСОБ ОБРАБОТКИ УЗЛОВ ТРЕНИЯ 2008
  • Шарафутдинов Ринат Наильевич
  • Зыков Андрей Юрьевич
  • Красильников Александр Михайлович
RU2413036C2
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ СНИЖЕНИЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ С ПОМОЩЬЮ ПОЛИМЕРА ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ НА МОРСКИХ И ПРОМЫШЛЕННЫХ ОБЪЕКТАХ 2008
  • Мур Кеннет Дж.
  • Райен Томас Д.
  • Мур Кристофер М.
  • Бойс Тимоти А.
RU2501823C2
СПОСОБ МОДИФИКАЦИИ ЖЕЛЕЗОСОДЕРЖАЩИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ УЗЛОВ ТРЕНИЯ 2014
  • Куличенко Сергей Николаевич
  • Нежданов Владимир Иванович
  • Розов Алексей Борисович
RU2559385C1
АНТИФРИКЦИОННЫЕ ПОКРЫТИЯ С УЛУЧШЕННЫМИ СВОЙСТВАМИ АБРАЗИВНОГО ИЗНОСА И ИСТИРАНИЯ, И СПОСОБЫ ИХ ПОЛУЧЕНИЯ 2013
  • Раджагопалан, Сринивасан
  • Хак, Табассумул
  • Эртас, Мехмет Дениз
  • Озекцин, Аднан
  • Джин, Хьюнву
  • Чжао, Бо
RU2653379C2
СМАЗОЧНОЕ МАСЛО 1996
  • Булатов В.П.
  • Гинзбург Б.М.
  • Точильников Д.Г.
  • Киреенко О.Ф.
  • Будтов В.П.
RU2146277C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИФРИКЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ ТРУЩИХСЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ КИНЕМАТИЧЕСКИХ ПАР 2004
  • Цейко Александр Павлович
  • Белик Борис Михайлович
RU2275417C1
ПОЛИАМИДНЫЙ КОМПОЗИЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ (ВАРИАНТЫ) 2009
  • Алехин Олег Серафимович
  • Бабенко Анатолий Александрович
  • Зуев Вячеслав Викторович
  • Иванов Валерий Вениаминович
  • Коршунова Татьяна Владимировна
  • Намазбаев Валерий Ислямович
  • Поталицын Максим Георгиевич
  • Проскурина Ольга Венедиктовна
  • Чарыков Николай Александрович
RU2416623C2
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ЭКОНОМИЧНОСТИ КОМБИНИРОВАННЫХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ ПОГРАНИЧНЫМ СЛОЕМ 2001
  • Мур Кеннет Дж.
  • Райен Томас Д.
  • Горбан Владимир А.
  • Бабенко Виктор В.
RU2271960C2
СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ 2004
  • Александров Владимир Алексеевич
RU2276035C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 262 395 C1

Реферат патента 2005 года СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТОМ СОПРОТИВЛЕНИЯ ТРЕНИЯ ПОКРЫТИЯ, ОБТЕКАЕМОГО ЖИДКОСТЬЮ

Изобретение относится к получению антифрикционных покрытий с целью снижения коэффициента гидро- и аэродинамического сопротивления транспортных средств, движущихся в жидкости, а также в узлах трения машин и механизмов, работающих в водных средах. При изготовлении и нанесении антифрикционного покрытия на корпус транспортного средства для снижения коэффициента сопротивления трения при движении в жидкости удельную поверхностную энергию покрытия вдоль линий тока (поверхности тока) жидкости создают с отрицательным градиентом. Техническим результатом изобретения является снижение сопротивления трения антифрикционного покрытия в жидкости за счет управления коэффициентом сопротивления трения. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 262 395 C1

Способ управления коэффициентом сопротивления трения антифрикционного покрытия, обтекаемого жидкостью, отличающийся тем, что вдоль линий тока или поверхностей тока жидкости удельную поверхностную энергию покрытия создают с отрицательным градиентом.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2262395C1

СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ГИДРОДИНАМИЧЕСКОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЮ ТЕЛ 0
  • И. Л. Повх, А. Б. Ступин, Н. И. Волонов, В. Б. Совпел Всесоюзная
SU364493A1

RU 2 262 395 C1

Авторы

Яковлев В.С.

Соловьев А.П.

Калиничев А.Е.

Даты

2005-10-20Публикация

2003-12-29Подача