Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для модификации трущихся поверхностей кинематических пар.
Известен способ формирования антифрикционного покрытия трущихся поверхностей кинематических пар, заключающийся в том, что между трущимися поверхностями предварительно размещают механоактивированную смесь природного серпентинита дисперсностью 0,001-1 мкм в количестве 2-4 мас.%, RU 2006708.
Недостатком этого способа является низкое качество и недолговечность образуемого покрытия.
Известен способ формирования антифрикционного покрытия трущихся поверхностей кинематических пар, заключающийся в том, что между трущимися поверхностями размещают предварительно механоактивированную смесь размельченного формирующего антифрикционное покрытие вещества со связующим, при этом в качестве такого вещества используют природный серпентинит, содержащий, мас.%:
Предварительную механоактивацию производят пульсацией давления 0,1-1,0 МПа при 40-100°С, размещение смеси и приработку трущихся поверхностей осуществляют при температуре механоактивации, RU 2006707.
Недостатком этого способа является неравномерная толщина получаемого антифрикционного покрытия, его нестабильность и недолговечность, особенно в условиях повышенных механических и температурных воздействий, что не позвояет обеспечить высокую износостойкость трущихся поверхностей.
Известен способ формирования антифрикционного покрытия кинематических пар, заключающийся в том, что между трущимися поверхностями размещают предварительно механоактивированную смесь размельченного формирующего антифрикционное покрытие вещества со связующим, в качестве формирующего антифрикционное покрытие вещества используют композицию природных минералов, содержащую, мас.%: Mg3Si2O5(OH)4 - 10-60; MgFe2O4 - 10-60; MoS2 - 1-20, сопутствующие редкоземельные элементы - 0,1-10, H2O - не более 5; предварительную механоактивацию можно проводить с пульсацией давления 0,01-10 МПа при 100-200°С, RU 2160856.
Данное техническое решение принято за прототип настоящего изобретения.
Способ обеспечивает несколько лучшие свойства получаемого антифрикционного покрытия в сравнении с предыдущими аналогами благодаря исключению окиси кальция, которая нарушает процессы, связанные с обменом конституированной водой между гидроокислами магния и железа.
Однако способ-прототип не обеспечивает достаточно высокую стабильность и долговечность антифрикционного покрытия в широком диапазоне механических и температурных воздействий. Это не позволяет обеспечить необходимую твердость и износостойкость контактирующих трущихся поверхностей.
Это обусловлено тем, что в состав композиции, формирующей антифрикционное покрытие, входит природный серпентин, имеющий таблетчатую структуру, которая не обеспечивает в процессе модификации трущихся поверхностей достаточно низкий коэффициент трения. Как следствие, снижается износостойкость и долговечность антифрикционного покрытия.
Кроме того, в способе-прототипе в состав композиции входит магнезиоферрит MgFe2O4, который в природе в чистом виде не существует и встречается, как правило, в кристаллах в сростках с магнетитом в соотношении масс 1:1; при этом остаточная индукция магнетита превышает 1·10-3 Тл, что приводит к неравномерному распределению магнитомягкой составляющей минеральной композиции и соответственно обусловливает неравномерность антифрикционного покрытия.
Также следует указать, что дисульфид молибдена MoS2 совершенно не участвует в процессе образования антифрикционного покрытия; являясь избыточным и ненужным ингредиентом модифицирующей композиции, MoS2 ухудшает регулярность кристаллической структуры покрытия; вследствие этого способ-прототип может быть реализован только при наличии масляной смазки трущихся поверхностей кинематических пар, которая компенсирует поверхностные дефекты кристаллической структуры антифрикционного покрытия. Наличие в композиции Н2О (до 5 мас.%) существенно ухудшает качество покрытия, так как вода разрыхляет металлокерамический слой, а также обусловливает возникновение большого количества дефектных молекул функциональных групп на концах олигомеров.
В основу настоящего изобретения положено решение задачи повышения качества получаемого антифрикционного покрытия, а именно снижения коэффициента трения (до значений не выше 0,001); увеличения твердости до HRC 90-95, износоустойчивости и долговечности; обеспечения возможности реализации способа как при наличии масляной смазки, так и при отсутствии любых видов смазки.
Согласно изобретению эта задача решается за счет того, что в способе формирования антифрикционного покрытия трущихся поверхностей кинематических пар, заключающемся в том, что между трущимися поверхностями размещают размельченную минеральную композицию, формирующую антифрикционное покрытие, содержащую серпентин, в качестве серпентина используют его синтетическую модификацию, которую получают путем растворения в воде смеси α-кварца и гидроксида магния при температуре 120-170°С и давлении 1,2-15,0 атм с последующим образованием кристаллов, при этом в качестве затравки для образования кристаллов синтетической модификации серпентина используют хризотил, имеющий моноклинную сингонию с координационными числами 5,0<а<7,3А°, 9,0<b<9,2A°, 7,0<с<7,3А°, углами В между положительными направлениями кристаллографических осей 90° или 93°, молярные массы α-кварца и гидроксида магния соответствуют в сумме молярной массе синтетической модификации серпентина, при этом в композицию дополнительно введены гомологи фуллеренов Cm, где m≥60, при следующем содержании компонентов, мас.%:
Использование синтетической модификации серпентина, повторяющего моноклинную сингонию затравки из природного материала - хризотила с координационными числами 5,0<а<5,3А°, 9,0<b<9,2A°, 7,0<с<7,3А°, углами β между положительными направлениями кристаллографических осей 90° или 93°, обеспечивает создание антифрикционного покрытия с поверхностью, близкой ювенильной. Это объясняется чрезвычайно высокой регулярностью кристаллической структуры синтетической модификации серпентина, близкой к монокристаллической, превышающей в несколько раз регулярность кристаллической структуры природного серпентина. В случае введения масляной смазки (в частности, минеральных, полусинтетических и синтетических масел) происходит отверждение реакционноспособных многофункциональных олигомеров в виде объемной сетчатой (псевдокристаллической) структуры, удерживающей смазку. В результате коэффициент трения не превышает 0,001. Гомологи фуллеренов Cm, где m≥60, выполняют роль функциональных групп на концах реакционноспособных олигомеров, что дополнительно повышает регулярность объемно-сетчатой псевдокристаллической структуры, так как гомологи фуллеренов в силу их активности, практически, мгновенно встраиваются в эту структуру при малейшей деструкции полимеров жидких и пластических смазочных материалов.
Формируемое согласно настоящему способу антифрикционное покрытие кинематических пар трущихся поверхностей позволяет также осуществить функционирование этих пар и без какой-либо смазки в широком диапазоне температур (от -200 до +800°С). Это объясняется тем, что полученная структура антифрикционного покрытия обладает чрезвычайно высоким уровнем энтальпии, а изменение энтропии структуры в указанном температурном диапазоне не превышает 1% как функция от давления и температуры при их начальных значениях 1 атм и 25°С.
Заявителем не обнаружены какие-либо источники информации, содержащие сведения о влиянии заявленных отличий на достигаемый результат. Это, по мнению заявителя, свидетельствует о соответствии заявленного изобретения критерию «изобретательский уровень».
Способ реализуют следующим образом.
Пример 1.
Размельченную минеральную композицию весом 10 г, содержащую, мас.%:
подавали на стандартные пары трения при контактной нагрузке 20 кгс, средняя угловая скорость вращающегося образца составила 150 об/мин, в течение 5 часов.
Были приняты меры рекупирующей подачи осыпающихся частиц композиции в область пятна трения образца и контртела.
Прирост массы 10,0·10-3 г свидетельствует об образовании антифрикционного покрытия. При этом коэффициент трения составил 0,001 для образца с образовавшимся антифрикционным покрытием, 0,07 - для контрольного образца без покрытия. Относительный износ в результате формирования антифрикционного покрытия уменьшился в 70 раз.
Пример 2.
Размельченную минеральную композицию, содержащую, мас.%:
внесли в индустриальное масло А40. Полученную суспензию ввели между образцом и контртелом машины 2070 СМТ-1 для проверки коэффициента трения и износостойкости.
В процессе проверки использовались стандартные пары трения из стали твердостью HRC 60-64 по ГОСТ 2789-73.
Полусекундная девиация контактной нагрузки составляла 20-200 кгс, средняя угловая скорость вращающегося образца составляла 200 об/мин в течение 5 ч.
Прирост массы 11,2·10-3 свидетельствует об образовании антифрикционного покрытия. При этом коэффициент трения составил 0,0008 для образца с образовавшимся антифрикционным покрытием и 0,07 - для контрольного образца без покрытия. Относительный износ в результате формирования антифрикционного покрытия уменьшился в 125 раз.
Пример 3.
Размельченную минеральную композицию весом 10 г, содержащую, мас.%:
подавали на стандартные пары трения при контактной нагрузке 20 кгс, средняя угловая скорость вращающегося образца составила 150 об/мин, в течение 5 часов.
Были приняты меры рекупирующей подачи осыпающихся частиц композиции в область пятна трения образца и контртела.
Прирост массы 9,5·10-3 г свидетельствует об образовании антифрикционного покрытия. При этом коэффициент трения составил 0,0009 для образца с образовавшимся антифрикционным покрытием, 0,07 - для контрольного образца без покрытия. Относительный износ в результате формирования антифрикционного покрытия уменьшился в 78 раз.
Благодаря реализации заявленного способа создается эффект «безызносного трения», при этом срок безаварийной эксплуатации машин и механизмов становится сравнимым со временем наступления усталостных разрушений.
Для реализации способа использованы распространенные породообразующие минералы и стандартное промышленное оборудование, что обусловливает соответствие изобретения критерию «промышленная применимость».
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИФРИКЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ КИНЕМАТИЧЕСКИХ ПАР ТРУЩИХСЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ | 2003 |
|
RU2243427C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ИЗНОСОСТОЙКОГО АНТИФРИКЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ УЗЛОВ ТРЕНИЯ | 2006 |
|
RU2293892C1 |
АНТИФРИКЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ | 2011 |
|
RU2470082C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИФРИКЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ | 2009 |
|
RU2414545C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПОКРЫТИЯ НА ТРУЩИХСЯ ПОВЕРХНОСТЯХ | 2007 |
|
RU2357123C2 |
СПОСОБ МОДИФИКАЦИИ ЖЕЛЕЗОСОДЕРЖАЩИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ УЗЛОВ ТРЕНИЯ | 2001 |
|
RU2201999C2 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИФРИКЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ НА КОНТАКТИРУЮЩИХ ТРУЩИХСЯ ПОВЕРХНОСТЯХ ИЗ УЛЬТРАДИСПЕРСНОЙ КОМПОЗИЦИИ И СОСТАВ УЛЬТРАДИСПЕРСНОЙ КОМПОЗИЦИИ | 2009 |
|
RU2421547C1 |
СПОСОБ МОДИФИКАЦИИ ЖЕЛЕЗОСОДЕРЖАЩИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ УЗЛОВ ТРЕНИЯ | 2016 |
|
RU2623538C1 |
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИФРИКЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ ТРУЩИХСЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ КИНЕМАТИЧЕСКИХ ПАР | 2004 |
|
RU2271485C1 |
ТРИБОТЕХНИЧЕСКАЯ ДОБАВКА К СМАЗОЧНЫМ МАСЛАМ И ПЛАСТИЧНЫМ СМАЗКАМ | 2004 |
|
RU2277577C1 |
Использование: в машиностроении для модификации трущихся поверхностей кинематических пар. Сущность: между трущимися поверхностями размещают размельченную минеральную композицию, содержащую синтетическую модификацию серпентина, получаемую путем растворения в воде смеси α-кварца и гидроксида магния при температуре 120-170°С и давлении 1,2-15,0 атм с последующим образованием кристаллов. В качестве затравки для образования кристаллов синтетической модификации серпентина используют хризотил, имеющий моноклинную сингонию с координационными числами 5,0<a<7,3А°, 9,0<b<9,2A°, 7,0<с<7,3А°, углами β между положительными направлениями кристаллографических осей 90° или 93°. Молярные массы α-кварца и гидроксида магния соответствуют в сумме молярной массе синтетической модификации серпентина. В композицию дополнительно введены гомологи фуллеренов Cm, где m≥60, при следующем соотношении компонентов, мас.%: синтетическая модификация серпентина 70-90, гомологи фуллеренов Сm 10-30. Технический результат - снижение коэффициента трения до значений не выше 0,001, увеличение твердости до HRC 90-95, износоустойчивости и долговечности, обеспечение возможности реализации способа как при наличии масляной смазки, так и при отсутствии любых видов смазки.
Способ формирования антифрикционного покрытия трущихся поверхностей кинематических пар, заключающийся в том, что между трущимися поверхностями размещают размельченную минеральную композицию, формирующую антифрикционное покрытие, содержащую серпентин, отличающийся тем, что в качестве серпентина используют его синтетическую модификацию, которую получают путем растворения в воде смеси α-кварца и гидроксида магния при температуре 120-170°С и давлении 1,2-15,0 атм с последующим образованием кристаллов, при этом в качестве затравки для образования кристаллов синтетической модификации серпентина используют хризотил, имеющий моноклинную сингонию с координационными числами 5,0<a<7,3А°, 9,0<b<9,2A° 7,0<с<7,3А°, углами β между положительными направлениями кристаллографических осей 90° или 93°, молярные массы α-кварца и гидроксида магния соответствуют в сумме молярной массе синтетической модификации серпентина, при этом в композицию дополнительно введены гомологи фуллеренов Cm, где m≥60, при следующем соотношении компонентов, мас. %:
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ АНТИФРИКЦИОННОГО ПОКРЫТИЯ КОНТАКТИРУЮЩИХ ТРУЩИХСЯ ПОВЕРХНОСТЕЙ | 2000 |
|
RU2160856C1 |
Авторы
Даты
2006-04-27—Публикация
2004-08-17—Подача