Изобретение относится к устройствам в машиностроении, автотранспорту с двигателями внутреннего сгорания для использования в выпускной системе отработавших газов с элементами нейтрализации токсичных веществ и шумоглушения, а именно обеспечения большей эффективности и удобства эксплуатации.
Известен нейтрализатор-глушитель ("каталитическая выпускная система" - Великобритания, заявка № 1419136, публ. 24.12.75), содержащий газоприемные, промежуточную и выпускную трубы с прямолинейными участками и коленями между ними, монолитными (Великобритания, заявка № 1418912, публ. 24.12.75) каталитическими элементами: сотовым катализатором в прямолинейных участках трубопровода, отверстиями для поступления вторичного воздуха, шумоглушителем в конце выпускной трубы в самостоятельном корпусе.
Недостатком нейтрализатора-глушителя является неразборность конструкции, поскольку каталитические элементы в начале размещаются в прямолинейных участках труб, а затем трубы сгибаются в необходимых местах и таким образом элементы остаются между коленами или между кернениями в трубах, препятствующими их перемещению по трубе; при забивании каналов или разрушении хрупкого сотового катализатора необходимо заменять всю выпускную систему. Размещение каталитических элементов в конце выпускной системы не целесообразно из-за значительного снижения температуры, при которой катализатор перестает "работать". Кроме того, глушитель с корпусом большего диаметра, чем трубы выпускной системы, снижает клиренс (просвет) между днищем автомобиля и дорогой.
Известен нейтрализатор-глушитель отработавших газов двигателя внутреннего сгорания, содержащий газоприемную, промежуточную и выпускную трубы, объединенные в общую выпускную систему отработавших газов, элементы с катализаторным покрытием и элементы без катализаторного покрытия для шумоглушения (заявка WO 87/05357, кл. F 01 N 1/12, опубл.1987).
Недостатком данного нейтрализатора-глушителя является сокращение длины прямолинейных участков труб выпускной системы двигателя внутреннего сгорания из-за большего радиуса колен и трудности в размещении каталитических элементов в изгибах газоприемной и некаталитических высокопорозностных элементов в изгибах выпускной труб, а также затрудненность монтажа и демонтажа каталитических и некаталитических элементов и выпускной системы в целом.
Задачей изобретения является обеспечение удобного монтажа, демонтажа и эксплуатации выпускной системы в целом и каталитических элементов, в частности, их более надежной "работы" как нейтрализатора токсичных примесей в отработавших газах.
Поставленная задача решается тем, что в нейтрализаторе-глушителе отработавших газов двигателя внутреннего сгорания, содержащем газоприемную, промежуточную в выпускную трубы, объединенные в общую выпускную систему отработавших газов, элементы с катализаторным покрытием и элементы без катализаторного покрытия для шумоглушения, газоприемная труба содержит единый фланец с двумя коленами, самостоятельные пары прямолинейных труб с коленом между ними в виде гофра, трубы с помощью колен и тройника соединены в единую трубу, внутренняя поверхность всех составных частей газоприемной трубы имеет катализаторное покрытие, а элементы с катализаторным покрытием размещены в прямолинейных участках пар труб и в единой трубе, промежуточная труба включает гофрированный участок, трубу, выполненную заодно с коленом, и самостоятельную прямолинейную трубу с элементами без катализаторного покрытия для шумоглушения, выпускная труба имеет огибающую трубу и самостоятельную прямолинейную трубу с элементами без катализаторного покрытия для шумоглушения.
При этом газоприемная труба за фланцем и единая труба перед последним элементом с катализаторным покрытием имеют отверстия для устройства подачи вторичного воздуха.
Кроме того, огибающая и самостоятельные прямолинейные трубы соединены с помощью охватов и "хомутов. Подобное устройство позволяет:
1. Увеличить длину прямолинейных участков труб в газоприемной трубе и тем самым число каталитических элементов - повысить эффективность работы нейтрализатора.
2. Облегчить монтаж-демонтаж каталитических элементов и выпускной системы в целом.
На фиг.1 изображен общий вид нейтрализатора-глушителя с обозначением мест установки колен в виде гофр.
На фиг.2 изображена пара прямолинейных труб с коленом в виде гофра между ними.
На фиг.3 изображено самостоятельное колено с гофром и охватом.
Нейтрализатор-глушитель включает газоприемные 1-7, промежуточную 12-15 и выпускную 16-17 трубы, объединенные с составными частями в общую выпускную систему отработавших газов с помощью охватывающих концов труб - охватов 10 (см. фиг.1) и хомутов (не показаны).
Газоприемные трубы 1-7 вначале имеют единый фланец 1 с двумя коленами с патрубком 2 и содержат самостоятельные пары прямолинейных труб 3 с коленом между ними в виде гофра 4 (см. фиг.2). Трубы 3 с помощью колен 5 и тройника 6 с трубой 7 соединены в единую газоприемную трубу (1-7). Высокопорозностные элементы 8 с катализаторным покрытием размещены в прямолинейных участках пар труб 3 и трубе 7. Катализаторное покрытие имеет и внутренняя поверхность всех составных частей газоприемных труб. За фланцем 1 газоприемные трубы имеют отверстия 11 для устройства подачи вторичного воздуха. Отверстие 11 выполняется и в трубе 7 перед последними высокопорозностными каталитическими элементами.
Промежуточная труба 12-15 включает гофрированный участок 12, трубу 13 с коленами, выполненными заодно, самостоятельную прямолинейную трубу 14 с высокопорозностными элементами 8 без катализаторного покрытия для шумоглушения вместо штатного резонатора, соединяющуюся с трубой 13 посредством самостоятельного колена 15 с гофром 18, охватом 10 (см. фиг.3) и хомутами (не показаны). Выпускная труба 16-17 имеет огибающую трубу 16 и самостоятельную прямолинейную трубу 17 с высокопорозностными элементами 8 без катализаторного покрытия для шумоглушения вместо штатного глушителя. Трубы 14, 16 и 17 соединены с помощью охватов 10 и хомутов.
Глушитель-нейтрализатор работает следующим образом.
Горячие отработавшие газы из двигателя внутреннего сгорания поступают через отверстия фланца 1 в газоприемные трубы и проходят высокопорозностные каталитические элементы 8, в первых из которых происходит глубокое окисление части углеводородов (СхНх) и оксида углерода (СО) до диоксида углерода (СО2) и воды (Н2О). Недостаток кислорода компенсируется инжектированием вторичного воздуха через отверстие 11 и устройства подачи вторичного воздуха (не показано). Далее отработавшие газы проходят каталитические элементы 8, "работающие" на восстановление оксидов азота (NOx) до азота (N2) с помощью восстанавливающего газа СО. Последние каталитические элементы доокисляют оставшееся количество СхНх и СО в отработавших газах, необходимый кислород инжектируется через соответствующее отверстие 11 и устройство подачи вторичного воздуха (не показано). После газоприемных труб газы поступают в гофрированный участок промежуточной трубы, в котором также могут быть установлены высокопорозностные окислительные каталитические элементы 8. Гофрированный участок облегчает монтажные работы при установке выпускной системы в автомобиле. Далее отработавшие газы проходят высокопорозностные элементы 8 в самостоятельном прямолинейном участке 14 в конце промежуточной трубы, "работающие" как шумоглушитель-резонатор. Перед сбросом в атмосферу отработавшие газы проходят высокопорозностные элементы 8, установленные в прямолинейном участке 17 выпускной трубы, которые в данном случае выполняют роль основного глушителя шума.
Размещение высокопорозностных элементов в самостоятельных прямолинейных участках трубы выпускной системы дает большие преимущества при их установке, их замене или замене всего участка. Надежное крепление труб между собой обеспечивает и длительную эксплуатацию всей выпускной системы. Этому способствует и применение гофр в качестве колен.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
НЕЙТРАЛИЗАТОР-ГЛУШИТЕЛЬ | 2002 |
|
RU2227831C1 |
НЕЙТРАЛИЗАТОР-ГЛУШИТЕЛЬ | 2003 |
|
RU2249707C1 |
ФИЛЬТР-НЕЙТРАЛИЗАТОР | 1998 |
|
RU2205966C2 |
ГЛУШИТЕЛЬ-НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1998 |
|
RU2205964C2 |
ГЛУШИТЕЛЬ ШУМА ВЫХЛОПА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1993 |
|
RU2061883C1 |
СИСТЕМА ВЫХЛОПА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ УСТАНОВКИ | 1997 |
|
RU2131519C1 |
ГЛУШИТЕЛЬ-НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 1998 |
|
RU2187661C2 |
ТРУБА ПРИЕМНАЯ ГЛУШИТЕЛЯ С НЕЙТРАЛИЗАТОРОМ | 2010 |
|
RU2449899C1 |
НОСИТЕЛЬ ДЛЯ КАТАЛИЗАТОРА ОЧИСТКИ ВЫХЛОПНЫХ ГАЗОВ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И СПОСОБ ЕГО ПРИГОТОВЛЕНИЯ | 1992 |
|
RU2032463C1 |
КОРПУС ГЛУШИТЕЛЯ И РАЗМЕЩАЕМЫЙ В НЕМ КОРПУС-НОСИТЕЛЬ КАТАЛИТИЧЕСКОГО НЕЙТРАЛИЗАТОРА С ДЕРЖАТЕЛЕМ, А ТАКЖЕ СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ТАКОГО КОРПУСА-НОСИТЕЛЯ | 1998 |
|
RU2191271C2 |
Изобретение относится к двигателестроению и м.б. использовано в выпускных системах ДВС, снабженных элементами нейтрализации токсичных веществ и шумоглушения. Изобретение решает техническую задачу - повышения эффективности и надежности работы, упрощения эксплуатации нейтрализатора-глушителя. Нейтрализатор-глушитель содержит прямолинейные участки труб и колена с катализаторным покрытием внутренней поверхности и высокопорозностных элементов, газоприемные трубы с гофрированным участком в начале и с высокопорозностными элементами шумоглушения в конце, промежуточную трубу и с высокопорозностными элементами шумоглушения выпускную трубу и имеет отверстия для устройства подачи вторичного воздуха. Высокопорозностные элементы размещены в прямолинейных участках труб выпускной системы, выполненных в виде самостоятельных прямолинейных труб и пар труб с коленом между ними в виде гофра. Между собой трубы и пары труб сопрягаются в местах поворотов осевой линии труб выпускной системы с помощью самостоятельных колен с гофром и охватом. Размещение высокопорозностных элементов в самостоятельных прямолинейных участках трубы выпускной системы дает большие преимущества при их установке, их замене или замене всего участка. Надежное крепление труб между собой обеспечивает и длительную эксплуатацию всей выпускной системы. Этому способствует и применение гофр в качестве колен. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.
Торфодобывающая машина с вращающимся измельчающим орудием | 1922 |
|
SU87A1 |
US 4530418 A, 23.07.1985 | |||
GB 1419136 A, 24.12.1975 | |||
US 3746126 A, 17.07.1973 | |||
ГЛУШИТЕЛЬ ШУМА ВЫХЛОПА ДЛЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1993 |
|
RU2061883C1 |
Авторы
Даты
2005-10-20—Публикация
2003-08-18—Подача