ЗУБЧАТЫЙ РЕМЕНЬ Российский патент 2005 года по МПК F16G1/28 

Описание патента на изобретение RU2263837C2

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в агрегатах, использующих ременные передачи с зубчатым ремнем.

Известны зубчатые ремни с прямыми поперечными рабочими зубьями [РЖ, 1999, 6.48-414 П]. Недостатком этих ремней является то, что длина зуба ограничена шириной ремня и увеличение его тяговой способности при одних и тех же модуле передачи и профиле зуба может быть достигнуто увеличением ширины ремня. Также эти ремни имеют высокий износ и достаточно высокий уровень шума и вибрации работающей передачи.

Заявляемое техническое решение относится к зубчатым ремням с рабочими зубьями, расположенными под углом к оси ремня (косозубым).

Наиболее близким техническим решением являются плоские приводные зубчатые ремни с рабочими зубьями, расположенными под углом к осевой линии ремня, имеющие различия по форме зуба: шевронные [РЖ, 1998, 6.48-361; РЖ, 1999, 2.48-359] и косозубые со смещенными зубьями [РЖ, 1998, 11.48-217].

Указанные разновидности косозубых ремней наряду со значительными преимуществами по сравнению с прямозубыми ремнями, такими как: повышенная нагрузочная способность, плавность и бесшумность работы, имеют ряд недостатков, в том числе недостаточную гибкость ремня и упругую циклическую деформацию продольного сжатия зуба при огибании ремнем шкива. При этом увеличение угла наклона зубьев к оси ремня, повышая тяговую способность, плавность и бесшумность работы передачи, одновременно сопровождается увеличением продольной упругой деформации сжатия зубьев ремня, снижающей его гибкость при огибании шкивов.

Недостаточная гибкость косозубых ремней ограничивает их применение в ременных передачах со шкивами малых диаметров и создает возможность выхода зубьев ремня из зацепления (набегания зубьев) при малых модулях передачи. Именно этот недостаток косозубых ремней ограничивает их применение в автомобилестроении, где основным требованием, предъявляемым к ремням передачи, является надежная передача крутящего момента при малых диаметрах шкивов.

Упругая циклическая деформация продольного сжатия косых зубьев снижает их прочность и долговечность ремня. Кроме этого, дополнительная затрата мощности на указанную деформацию зубьев ремня снижает КПД передачи.

Задача изобретения - увеличение гибкости зубьев ремня, повышение усталостной прочности и долговечности ремня, а также КПД ременной передачи.

Поставленная задача решается тем, что косые зубья снабжены прорезями U-образной или V-образной формы, расположенными перпендикулярно к оси наклонного зуба. При этом прорези имеют скругления у своих впадин для снятия концентрации напряжений.

Косые зубья разделены прорезями на отдельные элементы, которые на прямых участках замкнутого ременного контура отстоят друг от друга на величину размера прорези. При огибании ремнем шкива изгиб его зубьев осуществляется не за счет их внутренней деформации, а за счет сближения их отдельных элементов друг с другом в результате уменьшения размеров разделяющих их прорезей.

Увеличение гибкости ремня осуществляется за счет наличия прорезей в наклонных участках зубьев, боковые поверхности которых сближаются при огибании ремнем шкива.

Повышение усталостной прочности и долговечности ремня осуществляется устранением циклически изменяющейся упругой деформации продольного сжатия в моменты входа наклонных зубьев ремня в зацепление со шкивом и их выхода из зацепления.

Повышение КПД ременной передачи обусловлено экономией дополнительных затрат мощности на вышеприведенную деформацию наклонных зубьев ремня.

Так как при огибании зубчатым ремнем шкива его косые зубья (участки зуба) изгибаются по винтовой линии, ширина U-образных и угол V-образных прорезей определяются минимальным диаметром шкива для данного ремня, углом наклона косых зубьев (участков зуба) к оси ремня, модулем и высотой зуба ремня.

В ременных передачах с заявленным ремнем прорезями снабжаются только наклонные зубья (участки зубьев) ремня, а шкивы передачи имеют гладкие наклонные впадины, соответствующие высоте и профилю зубьев ремня.

Заявленное техническое решение применимо к наклонным зубьям (участкам зубьев) любого профиля: трапецеидального, трапецеидального со скругленной головкой (вершиной), криволинейного и им подобным.

На чертежах изображен ремень с шевронным зубом, наклонные участки которого разделены на отдельные элементы U-образными прорезями (фиг.1) и V-образными прорезями (фиг.2). На фиг.3 и 4 изображены изменения формы и геометрических размеров соответственно U-образных и V-образных прорезей, компенсирующие продольную деформацию сжатия наклонного участка зуба, находящегося в изогнутом состоянии при огибании зубчатым ремнем шкива.

На всех фигурах обозначено: 1 - ремень, 2 - прорезь, 3 - отдельные элементы наклонного участка зуба, отделенные друг от друга прорезями.

Похожие патенты RU2263837C2

название год авторы номер документа
ПРИВОДНОЙ РЕМЕНЬ 2003
  • Азимов Ю.И.
  • Лазарчик И.Н.
RU2248480C2
ПЕРЕДАЧА С СИНХРОННЫМ ПЛОСКИМ РЕМНЕМ 2008
  • Дирл Людвиг
RU2461754C2
ТРАНСМИССИЯ СИСТЕМЫ РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ 2012
  • Шнайдер,Дин
  • Серх,Александр
  • Лавин,Томас,А.
RU2566095C1
КОСОЗУБАЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКАЯ ЗУБЧАТАЯ ПЕРЕДАЧА ВНЕШНЕГО ЗАЦЕПЛЕНИЯ 2002
  • Попов В.А.
  • Долбенко Е.Т.
  • Ламухин А.М.
  • Скорохватов Н.Б.
  • Синев О.В.
  • Сычев С.Ю.
RU2224154C1
ЗУБЧАТО-РЕМЕННАЯ ПЕРЕДАЧА 1991
  • Турменко Анатолий Иванович
RU2016290C1
ЗУБЧАТЫЙ РЕМЕНЬ 2000
  • Юдин В.В.
  • Сабанчиев Х.Х.
RU2200261C2
РЕМЕННАЯ ПЕРЕДАЧА 1994
  • Шмаков Юрий Михайлович
RU2093738C1
ИНВАЛИДНАЯ КОЛЯСКА С ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИМ ПРИВОДОМ 1991
  • Чикин Г.А.
RU2085166C1
РЕМЕНЬ ВАРИАТОРА 2016
  • Саут Бобби Э.
  • Отремба Ежи
  • Дэйберри Джон Франсиско
RU2670505C1
ЗУБЧАТОРЕМЕННАЯ ПЕРЕДАЧА 1991
  • Турменко Анатолий Иванович[Ua]
RU2051301C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 263 837 C2

Реферат патента 2005 года ЗУБЧАТЫЙ РЕМЕНЬ

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к зубчатым ремням. Зубчатый ремень состоит из плоской эластичной ленты, армированной внутри несущим нагрузку каркасом и имеющей на рабочей поверхности зубья, расположенные под углом к оси ремня. В зубьях выполнены перпендикулярные к оси зуба прорези, разделяющие их на отдельные элементы. Технический результат заключается в повышении гибкости, усталостной прочности и долговечности ремня, а также в повышении КПД зубчато-ременной передачи. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.

Формула изобретения RU 2 263 837 C2

1. Зубчатый ремень, состоящий из плоской эластичной ленты, армированной внутри несущим нагрузку каркасом и имеющей на рабочей поверхности зубья, расположенные под углом к оси ремня, отличающийся тем, что в зубьях выполнены перпендикулярные оси зуба прорези, разделяющие их на отдельные элементы.2. Зубчатый ремень по п.1, отличающийся тем, что прорези наклонных зубьев ремня имеют U-образную или V-образную форму.3. Зубчатый ремень по п.2, отличающийся тем, что прорези имеют скругления у своих впадин.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2263837C2

US 5209705 А, 11.05.1993
DE 3140157 A1, 28.04.1983
JP 8247221, 24.09.1996
US 5382198 A, 17.01.1995.

RU 2 263 837 C2

Авторы

Петрик А.А.

Сутокский В.Г.

Сутокский Г.Б.

Даты

2005-11-10Публикация

2003-12-22Подача