Изобретение относится к способам переработки нефти и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности.
Известен способ переработки нефти на установках AT и АВТ по схемам двух или трехступенчатой ректификации (см. "Справочник нефтепереработчика" под редакцией Г.А.Ластовкина и др. Изд. "Химия" г.Ленинград 1986 г., с.68-75), в котором в качестве отпаривающего агента в атмосферной ректификационной колонне используется водяной пар. Однако данный тип отпаривающего агента имеет следующие недостатки:
- возрастает нагрузка на конденсаторы из-за большой теплоты конденсации водяного пара;
- усиливается коррозия верха ректификационных колонн и конденсаторов, образуются кислые сточные воды, требующие специальной очистки;
- возникает необходимость обезвоживания получаемых нефтепродуктов.
Наиболее близким по технической сущности и получаемому эффекту к заявляемому способу является "Способ перегонки углеводородного сырья для получения топливных фракций" (патент России №2206596 С2, оп. 20.06.2003 г., МПК 7 С 10 G 7/00, 7/06), включающий ректификацию углеводородного сырья в атмосферной ректификационной колонне с отбором с верха колонны бензиновой фракции, выводом в виде боковых погонов керосиновой и дизельной фракций, а в виде кубового остатка - мазута, при этом в качестве отпаривающего агента в ректификационную и отпарные колонны вводят (с помощью насоса) перегретые пары бензиновой фракции с концом кипения 130°С после отделения от нее в газосепараторе воды и несконденсировавшихся углеводородных газов.
Известный способ направлен на повышение выхода и качества светлых топливных фракций. Однако используемые в качестве отпаривающего агента перегретые пары бензиновой фракции, выводимой с верха атмосферной ректификационной колонны (нестабильный бензин), содержат значительное количество легких углеводородов с температурой кипения ниже 30-50°С (рефлюксные фракции), которые при давлении на верху атмосферной колонны 0,07-0,08 МПа и при начальной температуре хладоагента (воздуха или воды) не ниже 25-30°С плохо конденсируются, в результате чего наблюдаются потери легких бензиновых фракций, уходящих с жирным газом с верха атмосферной колонны.
Задачей настоящего изобретения является уменьшение потерь бензиновой фракции, выводимой с верха атмосферной колонны.
Указанная задача решается способом переработки нефти, включающим ее нагрев в печи, ректификацию в атмосферной колонне с выделением газа, фракций бензина, керосина, дизельного топлива и кубового остатка - мазута с подачей в низ атмосферной колонны отпаривающего агента - паров бензиновой фракции, в котором согласно изобретению в качестве отпаривающего агента используют пары бензиновой фракции, полученные после нагрева и испарения флегмы, выводимой из укрепляющей секции колонны стабилизации бензина установок первичной перегонки нефти.
Целесообразно флегму, выводимую из укрепляющей секции колонны стабилизации бензина, нагревать до 350-380°С.
Количество вышеупомянутого отпаривающего агента, подаваемого в низ атмосферной колонны, может составлять 5-6 мас.% на мазут.
Использование в качестве отпаривающего агента паров бензиновой фракции, полученных после нагрева и испарения флегмы, выводимой из укрепляющей секции колонны стабилизации, приводит к утяжелению паров, выводимых с верха атмосферной колонны, что облегчает их конденсацию и уменьшает потери бензина с газом.
Кроме того, благодаря тому, что стабилизация бензина осуществляется при значительно большем давлении (0,7-0,8 МПа), чем в атмосферной колонне, подача отпаривающего агента в низ атмосферной колонны через печь может осуществляться под собственным давлением потока, т.е. без насоса, что способствует снижению энергозатрат.
Предлагаемый способ поясняется чертежом, на котором показана установка первичной перегонки нефти (AT) с блоком стабилизации бензина.
Способ осуществляют следующим образом. Поток нефти 1 нагревают в печи 2 и вводят в ректификационную колонну 3. В качестве боковых погонов через отпарные колонны 4, 5 выводят, соответственно, керосиновую 6 и дизельную 7 фракции. Для отпарки легких фракций низ отпарных колонн подогревают теплоносителем 8 с помощью кипятильников 9. С низа атмосферной колонны 3 выводят кубовый остаток - мазут 10. С верха атмосферной колонны 3 выводят газ и пары бензина 11, которые конденсируют в воздушном конденсаторе 12, охлаждают в водяном холодильнике 13 и подают в газосепаратор 14, откуда газ 15 сбрасывают в топливную сеть.
Нестабильный бензин из газосепаратора 14 насосом 16 через теплообменник 17, где его нагревают за счет тепла стабильного бензина 18, подают в стабилизационную колонну 19 и на орошение в ректификационную колонну 3. С верха стабилизационной колонны 19 парогазовая смесь через воздушный конденсатор 12 и водяной холодильник 13 поступает в газосепаратор 14, откуда газ 15 сбрасывают в топливную сеть, а сжиженные газы (рефлюкс) 20 откачивают насосом 16 на орошение колонны 19 и на газофракционирование (не указано).
С низа колонны 19 под собственным давлением через кипятильник 9 выводят стабильный бензин 18 и через теплообменник 17 направляют на вторичную перегонку (не указано).
Примерно с середины укрепляющей секции колонны 19 выводят под собственным давлением фракцию бензина с пределами кипения 30-130°С, подогревают в подогревателе 21 за счет тепла теплоносителя 8, нагревают в печи 22 до 350-380°С и в паровой фазе 23 подают в низ атмосферной колонны 3 в качестве отпаривающего агента.
Пример. Подогретую в теплообменниках до 220°С обессоленную нефть 1 прокачивают через трубчатую печь 2 и с температурой 370°С подают в ректификационную колонну 3, где она разделяется на газ и бензин 11, фракции керосина 6, дизельного топлива 7 и на мазут 10. Нестабильный бензин после газосепаратора 14 подают на верх колонны 3 в качестве острого орошения. Балансовое количество нестабильного бензина прокачивают через теплообменник 17, где за счет тепла стабильного бензина он подогревается с 40 до 110°С и поступает в стабилизационную колонну 19 на стабилизацию и получение стабильного бензина 18 и рефлюкса 20. Стабилизацию проводят при давлении 0,7 МПа и при температуре верха стабилизационной колонны 100°С и температуре низа колонны - 220°С.
Флегму, используемую в качестве отпаривающего агента для атмосферной колонны, выводят из середины укрепляющей секции стабилизационной колонны. Пределы кипения выводимой флегмы - 30-130°С. Флегма под собственным давлением проходит теплообменник 21, где она подогревается за счет теплоносителя до 210°С, далее нагревается в трубчатой печи 22 и с температурой 360°С в паровой фазе подается в низ атмосферной колонны 3 в качестве отпаривающего агента 23 в количестве 5 мас.% на мазут. При таком режиме ректификации остаточное содержание в мазуте дистиллятной фракции, выкипающей до 360°С, не превышает 8 мас.%.
Предлагаемый способ по сравнению с прототипом позволяет снизить на 1,5% потери компонентов бензина, уносимых с газом, а также уменьшает объем сточных вод и энергозатраты на подачу отпаривающего агента в ректификационную колонну.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПЕРЕГОНКИ НЕФТИ | 2007 |
|
RU2326928C1 |
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ | 2007 |
|
RU2329293C1 |
СПОСОБ ПЕРЕГОНКИ НЕФТИ | 2013 |
|
RU2525910C1 |
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ | 2013 |
|
RU2525909C1 |
СПОСОБ И УСТАНОВКА ПЕРВИЧНОЙ ПЕРЕГОНКИ НЕФТИ | 2014 |
|
RU2544994C1 |
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ | 2013 |
|
RU2516464C1 |
СПОСОБ ПЕРЕГОНКИ НЕФТИ | 2012 |
|
RU2484122C1 |
СПОСОБ ПЕРЕГОНКИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ТОПЛИВНЫХ ФРАКЦИЙ | 2001 |
|
RU2206596C2 |
СПОСОБ ПЕРЕГОНКИ НЕФТИ | 2008 |
|
RU2375408C1 |
СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2281968C1 |
Изобретение относится к нефтепереработке, в частности к первичной перегонке нефти. Способ включает ректификацию нагретой нефти в атмосферной колонне с выделением газа, фракций бензина, керосина, дизельного топлива и мазута. В качестве отпаривающего агента в атмосферной колонне используют пары бензиновой фракции, полученные после нагрева и испарения флегмы, выводимой из укрепляющей секции колонны стабилизации бензина на установке первичной перегонки нефти. Флегму нагревают до 350-380°С и подают в низ атмосферной колонны в количестве 5-6 мас.% на мазут. Технический результат - сокращение потерь бензиновой фракции и улучшение энергетических показателей процесса перегонки. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
СПОСОБ ПЕРЕГОНКИ УГЛЕВОДОРОДНОГО СЫРЬЯ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ТОПЛИВНЫХ ФРАКЦИЙ | 2001 |
|
RU2206596C2 |
Способ атмосферной перегонки нефти | 1987 |
|
SU1601106A1 |
Способ переработки нефти | 1988 |
|
SU1574627A1 |
СПОСОБ ПЕРЕГОНКИ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ | 1991 |
|
RU2009161C1 |
Авторы
Даты
2005-11-20—Публикация
2004-09-27—Подача