(21) 31801/23-04
(22)24.05.88
(46) 30.06.90. Бюл. If 2k
(71)Уфимский нефтяной институт
(72)В.Н.Деменков, А.А.Кондратьев, К.Ф.Богатых, В.Е.Федотов, В.А.Крылов и А.Д.Макаров
(53) 665.63 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1342908, кл. С 10 G 7/06, 1985. ( СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ (Ь7) Изобретение относится к нефтехимии, в частности к переработке нефти. Цель изобретения - повышение выхода фракций дизельного топлива и снижение расхода водяного пара. Переработку нефти ведут путем ее нагрева и перегонки в атмосферной колонне с получением бензиновой фракции с верха колонны, фракций лигроина, керосина, дизельного топлива с Низа боковых отпарных секций и мазута с низа колонны. Процесс ведут с последующей перегонкой мазута в вакуумной колонне с подачей легкого вакуумного дистиллята с верха колонны в барометрический конденсатор и выводе в виде боковых погонов вакуумных дистиллят- ных фракций и гудрона с низа колонны. Часть бензиновой фракции после нагрева вводят в промежуточное сечение отгонной секции атмосферной колонны и часть фракции, выводимой с низа верхней отпарной секции, нагревают и разделяют на два потока, один из которых подают в низ этой же отпарной секции, Q а другой поток направляют в низ атмо- S сферной колонны. Отбор дизельного топлива возрастает до 91,8 т/ч. 1 ил., 5 табл.
(Л
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ переработки нефти | 1989 |
|
SU1648961A1 |
Способ переработки нефти | 1986 |
|
SU1413116A1 |
Способ переработки нефти | 1986 |
|
SU1397471A1 |
СПОСОБ РАЗДЕЛЕНИЯ НА ФРАКЦИИ НЕФТЯНЫХ МАСЕЛ, МАЗУТА ИЛИ ГУДРОНА, СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ВАКУУМА И КОНДЕНСАЦИИ ПАРОВ ДИСТИЛЛЯТА С ВЕРХА ВАКУУМНОЙ КОЛОННЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБОВ | 1993 |
|
RU2086603C1 |
Способ перегонки нефти | 1988 |
|
SU1574625A1 |
Способ получения нефтяных фракций | 1988 |
|
SU1541237A1 |
Способ переработки нефти | 1988 |
|
SU1525191A1 |
Способ перегонки нефти | 1989 |
|
SU1685973A1 |
Способ перегонки мазута | 1988 |
|
SU1555342A1 |
Способ переработки нефти | 1991 |
|
SU1806168A3 |
Изобретение относится к нефтехимии, в частности к переработке нефти. Цель изобретения - повышение выхода фракций дизельного топлива и снижение расхода водяного пара. Переработку нефти ведут путем ее нагрева и перегонки в атмосферной колонне с получением бензиновой фракции с верха колонны фракций лигроина, керосина, дизельного топлива - с низа боковых отпарных секци и мазута-с низа сколонны. Процесс ведут с последующей перегонкой мазута в вакуумной колонне с подачей паров легкого вакуумного дистиллята с верха колонны в барометрический конденсатор и выводе в виде боковых погонов, вакуумных дистиллятных фракций и гудрона с низа колонны. Часть бензиновой фракции после нагрева вводят в промежуточное сечение отгонной секции атмосферной колонны и часть фракции, выводимой с низа верхней отпарной секции, нагревают и разделяют на два потока, один из которых подают в низ этой же отпарной секции, а другой поток направляют в низ атмосферной колонны. Отбор дизельного топлива возрастает до 91,8 т/ч. 1 ил. 1 табл.
Изобретение относится к технике получения нефтяных фракций и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности.
Цель изобретения - повышение выхода фракций дизельного топлива и снижение расхода водяного пара.
На чертеже приведена принципиальная технологическая схема осуществления способа.
Исходное сырье нагревают в печи 1 и вводят в атмосферную ректификационную колонну 2 по линии 3. Из промежуточного сечения колонны 2 по линиям Ц и 5 выводят соответственно верхнее и нижнее циркуляционные орошения, охлаждают в теплообменниках 6 и 7 и по линиям 8 и 9 возвращают в колонну 2. Остаток колонны 2 - мазут - нагревают в печи 10 и по линии 11 вводят в вакуумную колонну 12, с низа которой по линии 13 выводят остаток (гудрон). Из промежуточного сечения колонны 12 по линиям 14 и 15 выводят соответственно верхнее и нижнее циркуляционные орошения, охлаждают в теплообменниках 16 и 17 и по линиям 18 и 19 возвращают в колонну 12. Пары дизельной фракции с верха колонны 12 по линии 20 направляют в низ барометрического конденсатора 21, в котором установлены контактные устройства 22,
СЛ 1
Јь О N3 vl
На верх барометрического конденсатора по линии 23 подают охлажденную в холодильнике дизельную фракцию колонны 2. С низа барометрического конденсатора 21 выводят дизельное топливо (смесь фракций дизельного топлива атмосферной колонны 2 и вакуумной колонны 12) по линии 25 из системы разделения. Часть дизельного топлива по линии 26 подают на смешение с дизельной фракцией атомосфер- ной колонны 2 перед охлаждением ее в холодильнике . С верха барометрического конденсатора 21 по линии 27 выводят неконденсируемый пар. С верха колонны 2 выводят пары бензина, конденсируют в конденсаторе 28 и по линии 29 выводят из системы разделения. Часть бензина по линии 30 подают на верх колонны 2 в качестве острого орошения. Из промежуточного сечения колонн 2 и 12 по линиям 31-36 выводят дистиллятные фракции - соответственно лигроин, керосин, дизельное топливо, атмосферный газойль, легкий вакуумный дистиллят и тяжелый вакуумный дистиллят. Боковые погоны атмосферной колонны 2 подают в отпар ные секции 37-39. Пары, выводимые с верха отпарных секций, по линиям ЙО- 2 возвращают в атмосферную колонну Промежуточную дистиллятнуга фракцию, выводимую с низа верхней отпарной секции 37 атмосферной колонны 2 (лигроин) , нагревают в нагревателе 3 и подают одновременно по линии bk в ни атмосферной колонны 2 и по линии 5 в низ верхней отпарной секции 37. Часть легкой дистиллятной фракции атмосферной колонны 2 (бензин) нагревают в нагревателе 6 и по линии Ц 7 вводят в промежуточное сечение отгонной секции атмосферной колонны 2.
П р и м е р 1. Процесс осуществляют в соответствии с технологической схемой, представленной на чертеже, в атмосферной и вакуумной колоннах.
Нефть в количестве 351,9 т/ч состава, указанного в табл. 2, нагре- вают в печи до 370°С и подают на разделение в колонну 2.
В атмосферной колонне 2 расположено 37 тарелок, из них 5 - в отгонной секции и 8 - в отпарной секции верхнего бокового погона (лигроина) Массо- и теплообменный КПД тарелок укрепляющей секции колонны и отпарной секции лигроина принят равным
0
5
0
5
0
5
Q
5
0,60, отгонной секции 0,5. Давление верха колонны 0,17 МПа, перепад давления на тарелку принят равным 0,001 МПа.
С верха колонны 2 выврдят пары бензина в количестве 15 т/ч, конденсируют в конденсаторе-холодильнике и выводят из системы разделения. Часть фракции бензина возвращают на верхнюю тарелку колонны 2 в качестве острого орошения, другую часть бензиновой фракции в количестве Ц т/ч нагревают до 300°С и направляют в промежуточное сечение (под 36-ю тарелку) отгонной секции атмосферной колонны 2, а остаток фракции бензина отводят из колонны в виде целевого продукта. С седьмой тарелки (счет с верха) колонны выводят фракцию лигроина и подают в верхнюю отпарную секцию. С двенадцатой тарелки колонны выводят первое циркуляционное орошение (80 т/ч), охлаждают в теплообменниках и с температурой 110°С возвращают на двенадцатую тарелку колонны. С 18-й тарелки выводят фракцию дизельного топлива. С 2k-и Тарелки колонны выводят второе циркуляционное орошение (85 т/ч) , охлаждают в теплообменниках и с температурой 190eC возвращают на 24-ю тарелку колонны.
Кроме того, промежуточную дистил- лятную фракцию (фракцию лигроина), выводимую с низа верхней отпарной секции атмосферной колонны, нагревают до 300°С и подают одновременно в низ атмосферной колонны (10,k т/ч) и в низ верхней отпарной секции (7,0 т/ч), а легкую дистиллятную фракцию после нагрева подают в промежуточное сечение отгонной секции атмосферной колонны.
Атмосферный газойль выводят с 26-й тарелки колонны. Мазут, выводимый с низа атмосферной колонны в количестве 202,9 т/г, нагревают в печи и подают на 16-е контактное устройство (счет с верха) вакуумной колонны 5. Всего в колонне 5 расположено 19 насадоч- ных контактных устройств. Массо- и теплообменный КПД четырех верхних контактных устройств циркуляционного орошения принят равным 0,65, остальных 0,88. Давление верха колонны 3,1 кПа, перепад давления на тарелку 0,13 кПа. С четвертого контактного устройства (счет с верха) колонны выводят пары легкого вакуумного дис
тиллята и охлаждают, часть жидкости с температурой 80 С подают на верх колонны в качестве орошения, а балансовый избыток 22,8 т/ч выводят в качестве легкого ва.куумного дистиллята С восьмого контактного устройства колонны также выводят жидкость, охлаждают и с температурой 80СС возвращаю на седьмое контактное устройство колонны, а балансовый избыток 60 т/ч выводят из колонны в качестве тяжелого вакуумного дистиллята. Пары дизельной фракции (9,8 т/ч) с верха колонны 12 подают в низ барометричес кого конденсатора, на верх которого для конденсации и абсорбции паров подают охлажденные до 40°С дизельную фракцию атмосферной колонны (82 т/ч) и продукт, выводимый с низа барометрического конденсатора, представляющий собой смесь фракций дизельного топлива, получаемых в атмосферной и вакуумной колоннах (дизельное топливо) . С верха барометрического конденсатора выводят 0,5 т/ч неконденсируемого пара. С низа барометрического конденсатора выводят смесь фракций дизельного топлива атмосферной и вакуумной колонн (фракционный состав представлен в табл. 3). Часть указанной смеси возвращают в качестве орошения на верх барометрического конденсатора, а балансовый избыток (91,8 т/ч) выводят из системы в качестве дизельного топлива. Его также можно возвращать на орошение атмосферной колонны и выводить из системы вместе с потоком дизельного топлива из атмосферной колонны.
С низа вакуумной колонны 12 отводят остаток перегонки - 109,8 т/ч гудрона. Основные режимные параметры работы колонн по предлагаемому способу приведены в табл. 1, фракционный состав сырья и продуктов разделения - в табл. 2 и 3.
П р и м е р 2 (известный состав). Процесс проводят в условиях примера 1 за исключением подачи в отгонную секцию атмосферной колонны по линиям 44 и 47 нагретых дистиллятных фракций этой же колонны. В отличие от примера 1 в низ атмосферной колонны подают 0,4 т/ч водяного пара с температурой 370 С. Фракцию керосина выводят с 14-й тарелки колонны. Основные режимные параметры работы колонн по известному способу приведены в
0
0
5
g
0
5
0
5
0
5
табл. 1, фракционный состав продуктов разделения - в табл. 4 и 5.
Из представленных данных следует, что предлагаемый способ по сравнению с известным позволяет повысить отбор целевых дистиллятных фракций и снизить расход водяного пара на переработку. Так, отбор дизельного топлива возрастает с 89,5 до 91,8 т/ч, т.е. на 2,6%. При этом содержание в нем фракций ЗбО°С - к.к. снижается с 5,17 до 4,22%. Кроме того, содержание в легком вакуумном дистилляте фракций н.к. - ЗбО°С сокращается с 43,99 до 32,93%, что позволяет использовать его непосредственно в качестве сырья для получения мало- вязкого масляного дистиллята, тогда как по известному способу его вводят в вакуумный газойль и направляют на крекинг. Предлагаемый способ позволяет осуществлять процесс без подачи водяного пара в колонны. При этом расход водяного пара на переработку сокращается на 0,4 т/ч. В связи с исключением ввода водяного пара в колонны также уменьшается коррозия оборудования и снижается количество агрессивных сточных вод.
Формула изобретения
Способ переработки нефти путем ее нагрева и перегонки в атмосферной колонне с получением бензиновой фракции с верха колонны, фракций лигроина, керосина, дизельного топлива с низа боковых отпарных секций и мазута с низа колонны, последующей перегонки мазута в вакуумной колонне с подачей паров легкого вакуумного дистиллята с верха колонны в барометрический конденсатор и вывода в виде боковых погонов вакуумных дистиллятных фракций и гудрона с низа колонны, отличающийся тем, что, с целью повышения выхода фракций дизельного топлива и снижения расхода водяного пара, часть бензиновой фракции после нагрева вводят в промежуточное сечение отгонной секции атмосферной колонны и часть фракции, выводимой с низа верхней отпарной секции, нагревают и разделяют на два потока, один из которых подают в низ этой же отпарной секции, а другой поток направляют в низ атмосферной колонны.
1574627
Таблица 1 Основные режимные параметры работы атмосферной и вакуумной колонн
Расход, т/ч
исходной смеси бензина
керосина
в том числе
фракции лигроина фракции керосина дизельного топлива в том числе
атмосферной колонны
вакуумной колонныатмосферного газойля мазута неконденсируемого пара из барометрического конденсатора
легкого вакуумного дистиллята тяжелого вакуумного дистиллята гудрона водяного пара нагретой фракции лигроина
в том числе
в низ отпарной секции
в низ атмосферной колонны нагретого бензина в промежуточное сечение отгонной секции атмосферной колонны верхнего циркуляционного орошения атмосферной
колонны вакуумной колонны
8 Продолжение табл. 1
2 I 3
III
5
0
5
0
5
0
5
нижнего циркуляционного орошения
атмосферной
колонны 85
вакуумной
колонны 50 острого орошения атмосферной колонны163орошения на верх барометрического конденсатора Доля отгона мазута
Температура,°С ввода исходной смеси 370 верха атмосферной колонны119
низа атмосферной колонны360
5 ввода нагретой
фракции лигроина 300 ввода нагретого бензина300
ввода мазута Q верха вакуумной колонны
низа вакуумной колонны низа отпарной секции лигроина
Тепловая нагрузка, ГДж/ч печи для нагрева исходной смеси печи для нагрева мазута
нагревателя лигроина
теплообменников для нагрева бензина3,5 конденсаторов- холодильников 82,6 теплообменников циркуляционных орошений
атмосферной
колонны 55,3
вакуумной
колонны 34,4
Содержание
фракций, мас.% 140°С - к.к. в бензине
85 50
134,4
296,2 215,8 0,58 0,58
370 120 367
154,9 154,9 42,3 38,3 10,1
69,6
56,6 32,6
2,80 3,42
Продолжение тлбл. 1
1
н.к. - в керосине10,94 в том числе
во фракции лигроина31,72 во фракции керосина 6,57 2ЬО°С - к.к. в керосине11,0 в том числе
во фракции лигроина0,21 во фракции керосина13,76
н.к. - в дизельном топливе в том числе
атмосферной колонны20,2 вакуумной колонны 25,54
20,81
Таблица
Фракционный состав продуктов разделения в атмосферной колонне по предлагаемому способу (мас.%)
1
10 Продолжение табл. 1
O
5
5 - к.к. в дизельном топливе в том числе
атмосферной колонны
вакуумной колонны
41 0°С - к.к. в атмосферном газойле н.к. - 360°С в мазуте
н.к. - ЗбО°С в легком вакуумном дистилляте н.к. - 420°С в тяжелом вакуумном дистилляте 520°С - к.к. в тяжелом вакуумном дистилляте н.к, - 520 С в остатке
4,225,16
0
5
32,93 20,98
496 10,60
43,39 21,20
4,96 10,64
Таблица 3
Фракционный состав продуктов разделения в вакуумной колонне по предлагаемому .способу (масД)
С, + H,S
С
С5-190
190-230
230-270
270-310
310-3 0
2 40-350
350-360
360-370
370-380
380-390
1 00-А20
k2Q-bkQ
80-500
500-520
520-530
530-5 0
5 0-550
550-560
560-570
Продолжение тобл. 2
Таблица
Фракционный состав исходной смеси и продуктов разделения в атмосферной колонне по известному способу (масД)
15157 627 б
Таблица 5
Фракционный состав продуктов разделения вакуумной колонны по известному способу (масД)
Авторы
Даты
1990-06-30—Публикация
1988-05-24—Подача