Способ переработки нефти Советский патент 1990 года по МПК C10G7/06 

Описание патента на изобретение SU1574627A1

(21) 31801/23-04

(22)24.05.88

(46) 30.06.90. Бюл. If 2k

(71)Уфимский нефтяной институт

(72)В.Н.Деменков, А.А.Кондратьев, К.Ф.Богатых, В.Е.Федотов, В.А.Крылов и А.Д.Макаров

(53) 665.63 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1342908, кл. С 10 G 7/06, 1985. ( СПОСОБ ПЕРЕРАБОТКИ НЕФТИ (Ь7) Изобретение относится к нефтехимии, в частности к переработке нефти. Цель изобретения - повышение выхода фракций дизельного топлива и снижение расхода водяного пара. Переработку нефти ведут путем ее нагрева и перегонки в атмосферной колонне с получением бензиновой фракции с верха колонны, фракций лигроина, керосина, дизельного топлива с Низа боковых отпарных секций и мазута с низа колонны. Процесс ведут с последующей перегонкой мазута в вакуумной колонне с подачей легкого вакуумного дистиллята с верха колонны в барометрический конденсатор и выводе в виде боковых погонов вакуумных дистиллят- ных фракций и гудрона с низа колонны. Часть бензиновой фракции после нагрева вводят в промежуточное сечение отгонной секции атмосферной колонны и часть фракции, выводимой с низа верхней отпарной секции, нагревают и разделяют на два потока, один из которых подают в низ этой же отпарной секции, Q а другой поток направляют в низ атмо- S сферной колонны. Отбор дизельного топлива возрастает до 91,8 т/ч. 1 ил., 5 табл.

Похожие патенты SU1574627A1

название год авторы номер документа
Способ переработки нефти 1989
  • Деменков Вячеслав Николаевич
  • Кондратьев Алексей Александрович
  • Федотов Виталий Егорович
  • Крылов Валерий Александрович
  • Макаров Анатолий Дмитриевич
SU1648961A1
Способ переработки нефти 1986
  • Кондратьев Алексей Александрович
  • Деменков Вячеслав Николаевич
  • Богатых Константин Федорович
  • Федотов Виталий Егорович
  • Макаров Анатолий Дмитриевич
  • Красильников Николай Павлович
SU1413116A1
Способ переработки нефти 1986
  • Кондратьев Алексей Александрович
  • Деменков Вячеслав Николаевич
  • Богатых Константин Федорович
  • Красильников Николай Павлович
  • Макаров Анатолий Дмитриевич
  • Федотов Виталий Егорович
  • Мнушкин Игорь Анатольевич
SU1397471A1
СПОСОБ РАЗДЕЛЕНИЯ НА ФРАКЦИИ НЕФТЯНЫХ МАСЕЛ, МАЗУТА ИЛИ ГУДРОНА, СПОСОБЫ СОЗДАНИЯ ВАКУУМА И КОНДЕНСАЦИИ ПАРОВ ДИСТИЛЛЯТА С ВЕРХА ВАКУУМНОЙ КОЛОННЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СПОСОБОВ 1993
  • Ахметов Виталий Галеевич
RU2086603C1
Способ перегонки нефти 1988
  • Деменков Вячеслав Николаевич
  • Кондратьев Алексей Александрович
  • Закиров Марат Магсумович
  • Крылов Валерий Александрович
  • Макаров Анатолий Дмитриевич
  • Гоффарт Павел Иосифович
  • Коваленко Николай Михайлович
SU1574625A1
Способ получения нефтяных фракций 1988
  • Деменков Вячеслав Николаевич
  • Кондратьев Алексей Александрович
  • Деменкова Галина Александровна
  • Макаров Анатолий Дмитриевич
  • Гоффарт Павел Иосифович
SU1541237A1
Способ переработки нефти 1988
  • Деменков Вячеслав Николаевич
  • Кондратьев Алексей Александрович
  • Крылов Валерий Александрович
  • Макаров Анатолий Дмитриевич
  • Гоффарт Павел Иосифович
  • Шуверов Владимир Михайлович
SU1525191A1
Способ перегонки нефти 1989
  • Кондратьев Алексей Александрович
  • Сидоров Георгий Маркелович
  • Деменков Вячеслав Николаевич
  • Сайдахмедов Шамшитдин Мухтарович
  • Иванов Владимир Иванович
  • Хайдаров Иномжон Махмудович
SU1685973A1
Способ перегонки мазута 1988
  • Деменков Вячеслав Николаевич
  • Кондратьев Алексей Александрович
  • Деменкова Галина Александровна
  • Закиров Марат Магсумович
SU1555342A1
Способ переработки нефти 1991
  • Глозман Аркадий Борисович
  • Кондратьев Алексей Александрович
  • Деменков Вячеслав Николаевич
  • Сидоров Георгий Маркелович
  • Баланич Ада Аркадьевна
  • Карякин Владимир Александрович
  • Дука Анатолий Иванович
  • Вайнбендер Владимир Райнгольдович
SU1806168A3

Иллюстрации к изобретению SU 1 574 627 A1

Реферат патента 1990 года Способ переработки нефти

Изобретение относится к нефтехимии, в частности к переработке нефти. Цель изобретения - повышение выхода фракций дизельного топлива и снижение расхода водяного пара. Переработку нефти ведут путем ее нагрева и перегонки в атмосферной колонне с получением бензиновой фракции с верха колонны фракций лигроина, керосина, дизельного топлива - с низа боковых отпарных секци и мазута-с низа сколонны. Процесс ведут с последующей перегонкой мазута в вакуумной колонне с подачей паров легкого вакуумного дистиллята с верха колонны в барометрический конденсатор и выводе в виде боковых погонов, вакуумных дистиллятных фракций и гудрона с низа колонны. Часть бензиновой фракции после нагрева вводят в промежуточное сечение отгонной секции атмосферной колонны и часть фракции, выводимой с низа верхней отпарной секции, нагревают и разделяют на два потока, один из которых подают в низ этой же отпарной секции, а другой поток направляют в низ атмосферной колонны. Отбор дизельного топлива возрастает до 91,8 т/ч. 1 ил. 1 табл.

Формула изобретения SU 1 574 627 A1

Изобретение относится к технике получения нефтяных фракций и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности.

Цель изобретения - повышение выхода фракций дизельного топлива и снижение расхода водяного пара.

На чертеже приведена принципиальная технологическая схема осуществления способа.

Исходное сырье нагревают в печи 1 и вводят в атмосферную ректификационную колонну 2 по линии 3. Из промежуточного сечения колонны 2 по линиям Ц и 5 выводят соответственно верхнее и нижнее циркуляционные орошения, охлаждают в теплообменниках 6 и 7 и по линиям 8 и 9 возвращают в колонну 2. Остаток колонны 2 - мазут - нагревают в печи 10 и по линии 11 вводят в вакуумную колонну 12, с низа которой по линии 13 выводят остаток (гудрон). Из промежуточного сечения колонны 12 по линиям 14 и 15 выводят соответственно верхнее и нижнее циркуляционные орошения, охлаждают в теплообменниках 16 и 17 и по линиям 18 и 19 возвращают в колонну 12. Пары дизельной фракции с верха колонны 12 по линии 20 направляют в низ барометрического конденсатора 21, в котором установлены контактные устройства 22,

СЛ 1

Јь О N3 vl

На верх барометрического конденсатора по линии 23 подают охлажденную в холодильнике дизельную фракцию колонны 2. С низа барометрического конденсатора 21 выводят дизельное топливо (смесь фракций дизельного топлива атмосферной колонны 2 и вакуумной колонны 12) по линии 25 из системы разделения. Часть дизельного топлива по линии 26 подают на смешение с дизельной фракцией атомосфер- ной колонны 2 перед охлаждением ее в холодильнике . С верха барометрического конденсатора 21 по линии 27 выводят неконденсируемый пар. С верха колонны 2 выводят пары бензина, конденсируют в конденсаторе 28 и по линии 29 выводят из системы разделения. Часть бензина по линии 30 подают на верх колонны 2 в качестве острого орошения. Из промежуточного сечения колонн 2 и 12 по линиям 31-36 выводят дистиллятные фракции - соответственно лигроин, керосин, дизельное топливо, атмосферный газойль, легкий вакуумный дистиллят и тяжелый вакуумный дистиллят. Боковые погоны атмосферной колонны 2 подают в отпар ные секции 37-39. Пары, выводимые с верха отпарных секций, по линиям ЙО- 2 возвращают в атмосферную колонну Промежуточную дистиллятнуга фракцию, выводимую с низа верхней отпарной секции 37 атмосферной колонны 2 (лигроин) , нагревают в нагревателе 3 и подают одновременно по линии bk в ни атмосферной колонны 2 и по линии 5 в низ верхней отпарной секции 37. Часть легкой дистиллятной фракции атмосферной колонны 2 (бензин) нагревают в нагревателе 6 и по линии Ц 7 вводят в промежуточное сечение отгонной секции атмосферной колонны 2.

П р и м е р 1. Процесс осуществляют в соответствии с технологической схемой, представленной на чертеже, в атмосферной и вакуумной колоннах.

Нефть в количестве 351,9 т/ч состава, указанного в табл. 2, нагре- вают в печи до 370°С и подают на разделение в колонну 2.

В атмосферной колонне 2 расположено 37 тарелок, из них 5 - в отгонной секции и 8 - в отпарной секции верхнего бокового погона (лигроина) Массо- и теплообменный КПД тарелок укрепляющей секции колонны и отпарной секции лигроина принят равным

0

5

0

5

0

5

Q

5

0,60, отгонной секции 0,5. Давление верха колонны 0,17 МПа, перепад давления на тарелку принят равным 0,001 МПа.

С верха колонны 2 выврдят пары бензина в количестве 15 т/ч, конденсируют в конденсаторе-холодильнике и выводят из системы разделения. Часть фракции бензина возвращают на верхнюю тарелку колонны 2 в качестве острого орошения, другую часть бензиновой фракции в количестве Ц т/ч нагревают до 300°С и направляют в промежуточное сечение (под 36-ю тарелку) отгонной секции атмосферной колонны 2, а остаток фракции бензина отводят из колонны в виде целевого продукта. С седьмой тарелки (счет с верха) колонны выводят фракцию лигроина и подают в верхнюю отпарную секцию. С двенадцатой тарелки колонны выводят первое циркуляционное орошение (80 т/ч), охлаждают в теплообменниках и с температурой 110°С возвращают на двенадцатую тарелку колонны. С 18-й тарелки выводят фракцию дизельного топлива. С 2k-и Тарелки колонны выводят второе циркуляционное орошение (85 т/ч) , охлаждают в теплообменниках и с температурой 190eC возвращают на 24-ю тарелку колонны.

Кроме того, промежуточную дистил- лятную фракцию (фракцию лигроина), выводимую с низа верхней отпарной секции атмосферной колонны, нагревают до 300°С и подают одновременно в низ атмосферной колонны (10,k т/ч) и в низ верхней отпарной секции (7,0 т/ч), а легкую дистиллятную фракцию после нагрева подают в промежуточное сечение отгонной секции атмосферной колонны.

Атмосферный газойль выводят с 26-й тарелки колонны. Мазут, выводимый с низа атмосферной колонны в количестве 202,9 т/г, нагревают в печи и подают на 16-е контактное устройство (счет с верха) вакуумной колонны 5. Всего в колонне 5 расположено 19 насадоч- ных контактных устройств. Массо- и теплообменный КПД четырех верхних контактных устройств циркуляционного орошения принят равным 0,65, остальных 0,88. Давление верха колонны 3,1 кПа, перепад давления на тарелку 0,13 кПа. С четвертого контактного устройства (счет с верха) колонны выводят пары легкого вакуумного дис

тиллята и охлаждают, часть жидкости с температурой 80 С подают на верх колонны в качестве орошения, а балансовый избыток 22,8 т/ч выводят в качестве легкого ва.куумного дистиллята С восьмого контактного устройства колонны также выводят жидкость, охлаждают и с температурой 80СС возвращаю на седьмое контактное устройство колонны, а балансовый избыток 60 т/ч выводят из колонны в качестве тяжелого вакуумного дистиллята. Пары дизельной фракции (9,8 т/ч) с верха колонны 12 подают в низ барометричес кого конденсатора, на верх которого для конденсации и абсорбции паров подают охлажденные до 40°С дизельную фракцию атмосферной колонны (82 т/ч) и продукт, выводимый с низа барометрического конденсатора, представляющий собой смесь фракций дизельного топлива, получаемых в атмосферной и вакуумной колоннах (дизельное топливо) . С верха барометрического конденсатора выводят 0,5 т/ч неконденсируемого пара. С низа барометрического конденсатора выводят смесь фракций дизельного топлива атмосферной и вакуумной колонн (фракционный состав представлен в табл. 3). Часть указанной смеси возвращают в качестве орошения на верх барометрического конденсатора, а балансовый избыток (91,8 т/ч) выводят из системы в качестве дизельного топлива. Его также можно возвращать на орошение атмосферной колонны и выводить из системы вместе с потоком дизельного топлива из атмосферной колонны.

С низа вакуумной колонны 12 отводят остаток перегонки - 109,8 т/ч гудрона. Основные режимные параметры работы колонн по предлагаемому способу приведены в табл. 1, фракционный состав сырья и продуктов разделения - в табл. 2 и 3.

П р и м е р 2 (известный состав). Процесс проводят в условиях примера 1 за исключением подачи в отгонную секцию атмосферной колонны по линиям 44 и 47 нагретых дистиллятных фракций этой же колонны. В отличие от примера 1 в низ атмосферной колонны подают 0,4 т/ч водяного пара с температурой 370 С. Фракцию керосина выводят с 14-й тарелки колонны. Основные режимные параметры работы колонн по известному способу приведены в

0

0

5

g

0

5

0

5

0

5

табл. 1, фракционный состав продуктов разделения - в табл. 4 и 5.

Из представленных данных следует, что предлагаемый способ по сравнению с известным позволяет повысить отбор целевых дистиллятных фракций и снизить расход водяного пара на переработку. Так, отбор дизельного топлива возрастает с 89,5 до 91,8 т/ч, т.е. на 2,6%. При этом содержание в нем фракций ЗбО°С - к.к. снижается с 5,17 до 4,22%. Кроме того, содержание в легком вакуумном дистилляте фракций н.к. - ЗбО°С сокращается с 43,99 до 32,93%, что позволяет использовать его непосредственно в качестве сырья для получения мало- вязкого масляного дистиллята, тогда как по известному способу его вводят в вакуумный газойль и направляют на крекинг. Предлагаемый способ позволяет осуществлять процесс без подачи водяного пара в колонны. При этом расход водяного пара на переработку сокращается на 0,4 т/ч. В связи с исключением ввода водяного пара в колонны также уменьшается коррозия оборудования и снижается количество агрессивных сточных вод.

Формула изобретения

Способ переработки нефти путем ее нагрева и перегонки в атмосферной колонне с получением бензиновой фракции с верха колонны, фракций лигроина, керосина, дизельного топлива с низа боковых отпарных секций и мазута с низа колонны, последующей перегонки мазута в вакуумной колонне с подачей паров легкого вакуумного дистиллята с верха колонны в барометрический конденсатор и вывода в виде боковых погонов вакуумных дистиллятных фракций и гудрона с низа колонны, отличающийся тем, что, с целью повышения выхода фракций дизельного топлива и снижения расхода водяного пара, часть бензиновой фракции после нагрева вводят в промежуточное сечение отгонной секции атмосферной колонны и часть фракции, выводимой с низа верхней отпарной секции, нагревают и разделяют на два потока, один из которых подают в низ этой же отпарной секции, а другой поток направляют в низ атмосферной колонны.

1574627

Таблица 1 Основные режимные параметры работы атмосферной и вакуумной колонн

Расход, т/ч

исходной смеси бензина

керосина

в том числе

фракции лигроина фракции керосина дизельного топлива в том числе

атмосферной колонны

вакуумной колонныатмосферного газойля мазута неконденсируемого пара из барометрического конденсатора

легкого вакуумного дистиллята тяжелого вакуумного дистиллята гудрона водяного пара нагретой фракции лигроина

в том числе

в низ отпарной секции

в низ атмосферной колонны нагретого бензина в промежуточное сечение отгонной секции атмосферной колонны верхнего циркуляционного орошения атмосферной

колонны вакуумной колонны

8 Продолжение табл. 1

2 I 3

III

5

0

5

0

5

0

5

нижнего циркуляционного орошения

атмосферной

колонны 85

вакуумной

колонны 50 острого орошения атмосферной колонны163орошения на верх барометрического конденсатора Доля отгона мазута

Температура,°С ввода исходной смеси 370 верха атмосферной колонны119

низа атмосферной колонны360

5 ввода нагретой

фракции лигроина 300 ввода нагретого бензина300

ввода мазута Q верха вакуумной колонны

низа вакуумной колонны низа отпарной секции лигроина

Тепловая нагрузка, ГДж/ч печи для нагрева исходной смеси печи для нагрева мазута

нагревателя лигроина

теплообменников для нагрева бензина3,5 конденсаторов- холодильников 82,6 теплообменников циркуляционных орошений

атмосферной

колонны 55,3

вакуумной

колонны 34,4

Содержание

фракций, мас.% 140°С - к.к. в бензине

85 50

134,4

296,2 215,8 0,58 0,58

370 120 367

154,9 154,9 42,3 38,3 10,1

69,6

56,6 32,6

2,80 3,42

Продолжение тлбл. 1

1

н.к. - в керосине10,94 в том числе

во фракции лигроина31,72 во фракции керосина 6,57 2ЬО°С - к.к. в керосине11,0 в том числе

во фракции лигроина0,21 во фракции керосина13,76

н.к. - в дизельном топливе в том числе

атмосферной колонны20,2 вакуумной колонны 25,54

20,81

Таблица

Фракционный состав продуктов разделения в атмосферной колонне по предлагаемому способу (мас.%)

1

10 Продолжение табл. 1

O

5

5 - к.к. в дизельном топливе в том числе

атмосферной колонны

вакуумной колонны

41 0°С - к.к. в атмосферном газойле н.к. - 360°С в мазуте

н.к. - ЗбО°С в легком вакуумном дистилляте н.к. - 420°С в тяжелом вакуумном дистилляте 520°С - к.к. в тяжелом вакуумном дистилляте н.к, - 520 С в остатке

4,225,16

0

5

32,93 20,98

496 10,60

43,39 21,20

4,96 10,64

Таблица 3

Фракционный состав продуктов разделения в вакуумной колонне по предлагаемому .способу (масД)

С, + H,S

С

С5-190

190-230

230-270

270-310

310-3 0

2 40-350

350-360

360-370

370-380

380-390

1 00-А20

k2Q-bkQ

80-500

500-520

520-530

530-5 0

5 0-550

550-560

560-570

Продолжение тобл. 2

Таблица

Фракционный состав исходной смеси и продуктов разделения в атмосферной колонне по известному способу (масД)

15157 627 б

Таблица 5

Фракционный состав продуктов разделения вакуумной колонны по известному способу (масД)

SU 1 574 627 A1

Авторы

Деменков Вячеслав Николаевич

Кондратьев Алексей Александрович

Богатых Константин Федорович

Федотов Виталий Егорович

Крылов Валерий Александрович

Макаров Анатолий Дмитриевич

Даты

1990-06-30Публикация

1988-05-24Подача