СПОСОБ ВЫКЛЮЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ ПОСЛЕДНЕЙ СТУПЕНИ РАКЕТ КОСМИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ Российский патент 2005 года по МПК B64G1/40 B64G1/16 B64G1/00 

Описание патента на изобретение RU2265561C2

Изобретение относится к ракетно-космической технике.

Известен способ выключения двигательной установки отделяющихся ступеней ракет космического назначения, формирующих команду на выключение двигательной установки по полному выгоранию топлива по сигналу от датчиков остатков топлива или от датчиков системы одновременного опорожнения баков (см. А.А.Лебедев, Н.Ф.Гарасюта. Баллистика ракет. Некоторые задачи баллистики ракет дальнего действия.- М.:Машиностроение, 1970, стр.232).

Выключение двигательной установки таким способом не дает возможности максимально снизить гарантийные запасы топлива на последней ступени ракеты космического назначения.

За прототип выбран способ выключения двигательной установки по полному выгоранию топлива, т.е. способ, формирующий команду на выключение двигательной установки по первому выгоревшему компоненту за счет регистрации гарантийных остатков топлива или за счет получения сигнала от датчиков системы одновременного опорожнения баков.

Задачей предложенного способа является снижение гарантийных запасов топлива последней ступени за счет контроля давления за бустерным насосом окислителя последней ступени и/или по линии горючего за счет контроля давления в камере сгорания маршевого двигателя последней ступени.

Задача решается за счет того, что для выключения двигательной установки последней ступени ракет космического назначения фиксируют факт падения давления окислителя за бустерным насосом и/или факт падения давления газа в камере сгорания маршевого двигателя последней ступени и команду на выключение двигательной установки последней ступени формируют по любому из этих фактов.

Способ реализуется следующим образом, например, применительно к двигательной установке ракетного разгонного блока.

Окончание окислителя приводит к кавитационному срыву напора, создаваемого бустерным насосом турбонасосного агрегата окислителя, установленного непосредственно на выходе из бака окислителя. Срыв бустерного насоса происходит из-за прорыва газов наддува из бака на вход в насос. Это приводит к снижению абсолютного давления за бустерным насосом и срабатыванию сигнализатора давления, и по этому факту формируется команда на выключение двигателя, после чего двигатель выключается по заданной программе. Выключение двигателя, как показали испытания, происходит безаварийно при давлении окислителя на входе в бустерный насос окислителя от 1,00 до 1,88 кгс/см2 при эксплуатационном диапазоне давления от 1,3 до 1,5 кгс/см2 и номинальном давлении ˜1,4 кгс/см2. Рост температуры газа после турбины основного ТНА в этом случае не превышает 30-60°С и не является критичным.

По окончании горючего на входе в маршевый двигатель происходит снижение температуры газа в газогенераторе, поступающего на турбину основного ТНА, и, как следствие, из-за снижения мощности турбины двигатель дросселируется, что в итоге приводит к уменьшению давления в камере сгорания, при этом срабатывает сигнализатор давления, и по этому факту формируется команда на выключение двигателя по заданной программе. Выключение двигателя, как показали испытания, происходит безаварийно при давлении горючего на входе в бустерный насос горючего от 0,3 до 2,0 кгс/см2 при эксплуатационном диапазоне давления от 1,3 до 1,5 кгс/см2 и номинальном давлении ˜1,4 кгс/см2. Применение способа выключения двигательной установки на последней ступени ракеты космического назначения по контролю снижения давления окислителя за бустерным насосом и/или по контролю снижения давления в камере сгорания маршевого двигателя позволяет максимально снизить гарантийные запасы топлива.

Например, на ракетном разгонном блоке программы "Морской старт" за счет применения способа выключения двигательной установки по контролю давления окислителя за бустерным насосом и/или по контролю давления в камере сгорания маршевого двигателя гарантийный запас топлива блока может быть уменьшен ˜ на 18%. Это, в свою очередь, приводит к увеличению массы полезного груза (или запасов его топлива), которая может быть использована с большей эффективностью, чем на разгонном блоке.

Похожие патенты RU2265561C2

название год авторы номер документа
ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА РАКЕТНОГО РАЗГОННОГО БЛОКА 2008
  • Ерпылев Владимир Владимирович
  • Рожков Михаил Викторович
  • Негодяев Виктор Иванович
  • Удоденко Николай Владимирович
  • Галяс Наталия Валентиновна
  • Клюева Людмила Николаевна
RU2399562C2
СПОСОБ ВЫКЛЮЧЕНИЯ ЖИДКОСТНЫХ РАКЕТНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ СОСТАВНОЙ РАКЕТЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1994
  • Ноянов В.М.
  • Давыдов И.Б.
  • Семенов В.И.
RU2079690C1
РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ С УНИВЕРСАЛЬНОЙ ВЕРХНЕЙ СТУПЕНЬЮ И ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ НЕЁ 2020
  • Иванов Андрей Владимирович
RU2750825C1
СПОСОБ УВОДА ОТДЕЛИВШЕЙСЯ ЧАСТИ СТУПЕНИ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ С ОРБИТЫ ПОЛЕЗНОЙ НАГРУЗКИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2012
  • Трушляков Валерий Иванович
  • Лемперт Давид Борисович
  • Лесняк Иван Юрьевич
RU2518918C2
РАКЕТНЫЙ РАЗГОННЫЙ БЛОК 2000
  • Семенов Ю.П.
  • Филин В.М.
  • Клиппа В.П.
  • Попов К.К.
  • Веселов В.Н.
  • Сотсков Б.П.
  • Журавлев В.И.
  • Катаев В.И.
  • Кочетов В.В.
  • Рожков М.В.
  • Кашеваров А.В.
  • Курносов В.А.
  • Мащенко В.В.
  • Романов А.А.
  • Голландцев А.В.
  • Негодяев В.И.
RU2153447C1
СПОСОБ УНИЧТОЖЕНИЯ НЕВЫРАБОТАННЫХ ОСТАТКОВ ЖИДКИХ КОМПОНЕНТОВ РАКЕТНЫХ ТОПЛИВ В ОТРАБОТАННЫХ СТУПЕНЯХ ЖИДКОСТНЫХ РАКЕТ 2000
  • Ведерников М.В.
  • Романовский М.А.
  • Жиганов Е.Б.
  • Зубарьков В.А.
RU2196081C2
СПОСОБ УВОДА ОТДЕЛЯЮЩЕЙСЯ ЧАСТИ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ С ОРБИТЫ ПОЛЕЗНОЙ НАГРУЗКИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2011
  • Трушляков Валерий Иванович
  • Куденцев Владимир Юрьевич
  • Казаков Александр Юрьевич
  • Курочкин Андрей Сергеевич
  • Лесняк Иван Юрьевич
RU2482034C1
ЖИДКОСТНАЯ РАКЕТНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА 2017
  • Дерягин Юрий Александрович
  • Заславский Евгений Львович
  • Панченко Владимир Александрович
  • Смирнов Игорь Александрович
  • Яковлев Алексей Геннадиевич
RU2662011C1
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАКЕТЫ КОСМИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ С МАРШЕВЫМ ЖРД 2014
  • Трушляков Валерий Иванович
  • Лемперт Давид Борисович
RU2562826C1
РАКЕТНЫЙ РАЗГОННЫЙ БЛОК (ВАРИАНТЫ) 2003
  • Семенов Ю.П.
  • Филин В.М.
  • Ерпылев В.В.
  • Алексеенко В.Д.
  • Пахомов В.И.
  • Мащенко В.В.
  • Клиппа В.П.
  • Веселов В.Н.
  • Журавлев В.И.
  • Катаев В.И.
  • Рожков М.В.
RU2240264C2

Реферат патента 2005 года СПОСОБ ВЫКЛЮЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ ПОСЛЕДНЕЙ СТУПЕНИ РАКЕТ КОСМИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Изобретение относится к ракетно-космической технике и может быть использовано при выведении полезной нагрузки на орбиту. Предлагаемый способ заключается в формировании команды на выключение двигательной установки по факту падения давления окислителя за его бустерным насосом. Данный факт соответствует окончанию окислителя в его баке и кавитационному срыву напора, создаваемого бустерным насосом (из-за прорыва газа наддува из бака окислителя на вход в данный насос). Испытания показали, что выключение двигателя происходит безаварийно для эксплуатационного диапазона давлений на входе в насос. Технический результат изобретения состоит в снижении гарантийных запасов топлива последней ступени ракеты и соответственном увеличении массы полезной нагрузки.

Формула изобретения RU 2 265 561 C2

Способ выключения двигательной установки последней ступени ракет космического назначения, включающий формирование команды на выключение двигательной установки, отличающийся тем, что фиксируют факт падения давления окислителя за его бустерным насосом и команду на выключение двигательной установки формируют по этому факту.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2265561C2

А.А.ЛЕБЕДЕВ, Н.Ф.ГАРАСЮТА
Баллистика ракет
Некоторые задачи баллистики ракет дальнего действия
Машиностроение
М
Кинематографический аппарат 1923
  • О. Лише
SU1970A1
Крутильно-намоточный аппарат 1922
  • Лебедев Н.Н.
SU232A1
Космонавтика
Энциклопедия
Под ред
В.П.ГЛУШКО
Изд
"СЭ"
Приспособление для установки двигателя в топках с получающими возвратно-поступательное перемещение колосниками 1917
  • Р.К. Каблиц
SU1985A1
Судно 1918
  • Жуковский Н.Н.
SU352A1
RU 94015547 A1, 20.12.1995
US 4470562 А, 11.09.1984.

RU 2 265 561 C2

Авторы

Семенов Ю.П.

Филин В.М.

Клиппа В.П.

Веселов В.Н.

Журавлев В.И.

Рожков М.В.

Панчуков А.А.

Рожков М.В.

Даты

2005-12-10Публикация

2003-07-22Подача