Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к двигательным установкам ракетного разгонного блока.
Известен ракетный разгонный блок по патенту 2153447, содержащий бак окислителя, бак горючего, маршевый двигатель, который принят за прототип.
В двигательной установке ракетного разгонного блока для контроля и поддержания избыточного давления в баках окислителя и горючего используются сигнализаторы давления, отслеживающие давление в баках по верхнему и нижнему уровню. Сигнал от сигнализаторов давления поступает в систему управления двигательной установки, в результате чего подается команда на прекращение наддува или наддув соответствующего бака.
Для выполнения некоторых программ полета в обеспечение задач космического аппарата требуется запуск маршевого двигателя ракетного разгонного блока при минимальном количестве компонентов топлива в баках.
В этом случае прогрев криогенного компонента в баке окислителя достигает максимальных расчетных значений, вследствие чего необходимо обеспечить повышение давления наддува бака окислителя путем замены сигнализаторов давления, выдающих команды на включение и выключение полетного наддува бака окислителя с необходимыми расчетными параметрами.
Замена сигнализаторов давления требует дополнительного объема экспериментальной отработки двигательной установки ракетного разгонного блока.
Задачей предложенной двигательной установки ракетного разгонного блока является обеспечение в космических условиях безаварийного запуска маршевого двигателя при использовании более теплого криогенного окислителя без дополнительного объема экспериментальной отработки двигательной установки.
Задача решается за счет того, что в двигательную установку ракетного разгонного блока, содержащую бак окислителя и бак горючего, снабжающие топливом маршевый двигатель, сигнализаторы давления, соединенные трубопроводами с баком окислителя и обеспечивающие с помощью системы управления давление в баке окислителя, сигнализаторы давления бака окислителя размещены в полостях герметичных кожухов с подводом трубопроводов и кабелей к сигнализаторам давления соответственно с помощью гермовыводов и гермопроходников, вваренных в кожухи, причем давление в полостях герметичных кожухов равно атмосферному земному давлению, при этом в космических условиях сигналы сигнализаторов давления в систему управления подаются при равенстве или превышении давления в баке окислителя по отношению к давлению в кожухах.
На фиг.1 схематично изображена двигательная установка ракетного разгонного блока, на фиг.2 изображен сигнализатор давления бака окислителя в герметичном кожухе, где:
1 - бак окислителя;
2 - бак горючего;
3 - маршевый двигатель;
4 - сигнализаторы давления;
5 - кожухи;
6 - гермовывод;
7 - гермопроходник;
8 - трубопровод;
9 - кабель.
В двигательную установку ракетного разгонного блока, содержащую бак окислителя 1 и бак горючего 2, снабжающие топливом маршевый двигатель 3, сигнализаторы давления 4, соединенные трубопроводами 8 с баком окислителя 1 и обеспечивающие с помощью системы управления давление в баке окислителя 1, сигнализаторы давления 4 бака окислителя 1 размещены в полостях герметичных кожухов 5 с подводом трубопроводов 8 и кабелей 9 к сигнализаторам давления 4 соответственно с помощью гермовыводов 6 и гермопроходников 7, вваренных в кожухи 5, причем давление в полостях герметичных кожухов 5 равно атмосферному земному давлению, при этом в космических условиях сигналы сигнализаторов давления 4 в систему управления подаются при равенстве или превышении давления в баке окислителя 1 по отношению к давлению в кожухах 5.
Сигнализатор давления имеет две герметичные полости:
- полость, сообщающуюся с полостью бака;
- полость, сообщающуюся с наружной атмосферой.
Давление срабатывания сигнализатора давления 4 зависит от давления наружной атмосферы. Например, при настройке сигнализатора давления 4 на давление в 1,5 кг/см2 в наземных условиях контакты сигнализатора давления 4 замкнутся при этом давлении, а в космических условиях, где нет атмосферного давления, контакты сигнализатора давления 4 замкнутся при давлении 0,5 кг/см2, что приводит к подаче соответствующего сигнала в систему управления на обеспечение давления в баке окислителя.
Размещение сигнализатора давления 4 в герметичном кожухе 5, в котором в процессе его изготовления осталось атмосферное земное давление, в космических условиях сохраняет величину давления срабатывания сигнализатора давления 4 для наземных условий.
Кожухи 5 сигнализаторов давления 4 изготавливают из тонкостенной нержавеющей стали, при этом герметичные выводы трубопроводов 8 из полости кожуха 5 выполняют с помощью сварных соединений, а герметичные выводы кабелей 9 - с помощью гермопроходников 7, вваренных в корпуса кожухов 5.
Трубопроводы 8 сообщены с полостью бака окислителя 1.
Полости кожухов 5 заполняют гелиево-воздушной смесью, с помощью которой проверяют кожухи 5 на герметичность.
Двигательная установка ракетного разгонного блока работает следующим образом.
После отделения ракетного разгонного блока от ракеты-носителя производится запуск маршевого двигателя 3. В процессе полета ракетного разгонного блока маршевый двигатель 3 запускается несколько раз в зависимости от программы полета, при этом давление в баках 1 и 2 поддерживается путем включения/выключения исполнительных органов двигательной установки в зависимости от настроечных давлений (верхнего и нижнего) сигнализаторов давлений 4, связанных с полостями соответствующих баков 1 и 2.
Для космического аппарата, выведение которого необходимо с безаварийным запуском маршевого двигателя 3 ракетного разгонного блока при прогреве криогенного компонента в баке окислителе 1 до максимальных расчетных значений, вследствие чего необходимо повышение давления наддува бака окислителя 1 путем размещения сигнализаторов давления 4 бака окислителя 1 в герметичных кожухах 5 с атмосферным земным давлением, обеспечивающих выдачу команд на включение/выключение полетного наддува бака окислителя 1.
Размещение сигнализаторов давления 4 бака окислителя 1 ракетного разгонного блока в герметичных кожухах 5 обеспечивает в космических условиях безаварийный запуск маршевого двигателя 3 при использовании более теплого криогенного окислителя без дополнительного объема экспериментальной отработки двигательной установки.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ВЫКЛЮЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ ПОСЛЕДНЕЙ СТУПЕНИ РАКЕТ КОСМИЧЕСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ | 2003 |
|
RU2265561C2 |
ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА РАКЕТНОГО БЛОКА | 2009 |
|
RU2399564C1 |
РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ С УНИВЕРСАЛЬНОЙ ВЕРХНЕЙ СТУПЕНЬЮ И ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ НЕЁ | 2020 |
|
RU2750825C1 |
ЖИДКОСТНАЯ РАКЕТНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА | 2017 |
|
RU2662011C1 |
РАКЕТНЫЙ РАЗГОННЫЙ БЛОК | 2000 |
|
RU2153447C1 |
УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ВОДОРОДНО-КИСЛОРОДНЫЙ РАКЕТНЫЙ МОДУЛЬ | 2015 |
|
RU2585210C1 |
УНИФИЦИРОВАННЫЙ МАЛОРАЗМЕРНЫЙ РАЗГОННЫЙ БЛОК ПЛАТФОРМЕННОЙ КОНФИГУРАЦИИ С ШИРОКОДИАПАЗОННЫМ ОРБИТАЛЬНЫМ МАНЕВРИРОВАНИЕМ | 2023 |
|
RU2810340C1 |
ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА РАКЕТНОГО БЛОКА (ВАРИАНТЫ) | 2004 |
|
RU2286925C2 |
ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА РАКЕТНОГО БЛОКА | 2004 |
|
RU2286924C2 |
СИСТЕМА ВЫДАЧИ ИМПУЛЬСОВ ТЯГ | 2014 |
|
RU2560645C1 |
Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно к двигательным установкам ракетного разгонного блока. Двигательная установка ракетного разгонного блока содержит бак окислителя и бак горючего, снабжающие топливом маршевый двигатель, сигнализаторы давления, соединенные трубопроводами с баком окислителя и обеспечивающие с помощью системы управления давление в баке окислителя. Сигнализаторы давления бака окислителя размещены в полостях герметичных кожухов с подводом трубопроводов и кабелей к сигнализаторам давления соответственно с помощью гермовыводов и гермопроходников, вваренных в кожухи. Давление в полостях герметичных кожухов равно атмосферному земному давлению. В космических условиях сигналы сигнализаторов давления в систему управления подаются при равенстве или превышении давления в баке окислителя по отношению к давлению в кожухах. Достигается безаварийный запуск двигателей. 2 ил.
Двигательная установка ракетного разгонного блока, содержащая бак окислителя и бак горючего, снабжающие топливом маршевый двигатель, сигнализаторы давления, соединенные трубопроводами с баком окислителя и обеспечивающие с помощью системы управления давление в баке окислителя, отличающаяся тем, что сигнализаторы давления бака окислителя размещены в полостях герметичных кожухов с подводом трубопроводов и кабелей к сигнализаторам давления соответственно с помощью гермовыводов и гермопроходников, вваренных в кожухи, причем давление в полостях герметичных кожухов равно атмосферному земному давлению, при этом в космических условиях сигналы сигнализаторов давления в систему управления подаются при равенстве или превышении давления в баке окислителя по отношению к давлению в кожухах.
Устройство для автоматического управления дозированием реагентов по характеристикам ионного состава флотационной пульпы | 1972 |
|
SU443371A1 |
ВЫТЕСНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА ПЕРЕЛИВА С РАЗДЕЛЕНИЕМ ЖИДКОСТИ И ГАЗА ДЛЯ ЗАПРАВКИ НА ОРБИТЕ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ | 2003 |
|
RU2265131C2 |
JP 61096165 A, 14.05.1986 | |||
ЕМКОСТЬ ДЛЯ КРИОГЕННЫХ ТОПЛИВ | 2004 |
|
RU2270788C1 |
Авторы
Даты
2010-09-20—Публикация
2008-07-14—Подача