Изобретение относится к области уплотнительной техники и может быть использовано преимущественно при создании уплотнений вращающихся валов различных силовых агрегатов (двигателей внутреннего сгорания, коробок перемены передач и раздаточных коробок, редукторов и т.д.), к которым предъявляются высокие требования по ресурсу работы и сохраняемости.
Известно торцовое уплотнение вала, содержащее вал, корпус, неподвижный и подвижный контактирующие элементы, причем неподвижный элемент установлен на корпусе, а подвижный элемент установлен на валу [1].
Известно также торцовое уплотнение вала, содержащее вал, корпус, неподвижный и подвижный контактирующие элементы, причем неподвижный элемент установлен на корпусе, а подвижный элемент установлен на валу с возможностью перемещения вдоль оси вала и нагружен в направлении неподвижного элемента с помощью пружины, которая опирается на вал [2].
Недостатком известных конструкций является их сравнительно низкий ресурс работы, связанный с неизбежным износом обоих контактирующих элементов в месте их сопряжения и в первую очередь - более мягкого элемента, изготовленного на основе эластомера (например - резины) или из композита на основе, например, фторопласта (политетрафторэтилена). Это особенно важно при работе в тяжелых условиях (большой перепад давления между уплотняемой и внешней средой, большая разность температуры между ними, высокая частота вращения вала и т.д.). Это наиболее существенно для периодически действующих объектов, в том числе находящихся на длительном хранении, от которых требуется высокая работоспособность в момент снятия с хранения (сельскохозяйственная сезонная техника, боевая техника, оборудование, используемое при чрезвычайных ситуациях, и т.д.).
При длительном хранении (сезон, год или несколько лет) более мягкий контактирующий элемент теряет свою эластичность и, следовательно, уплотняющую способность. Кроме того, находясь при хранении или стоянке при длительном контакте и сравнительно высоких контактных напряжениях, характерных для подобных конструкций, более мягкий материал уплотнения диффундирует в материал контртела, и в начальный момент работы в зоне контакта происходят вырывы менее прочного материала, что может сразу привести уплотнение в полную непригодность.
Задачей изобретения является повышение ресурса работы и сохраняемости торцового уплотнения.
Указанная задача решается тем, что на валу с возможностью перемещения вдоль его оси установлена втулка, на одну сторону которой опирается пружина, а в другую сторону втулки упирается, по меньшей мере, один рычаг, ось которого установлена на валу.
Сущность изобретения поясняется чертежами. На фиг.1 изображено торцовое уплотнение при нулевой частоте вращения вала (ω=0), на рис.2 показано это же уплотнение в том случае, когда вал вращается (ω≠0).
Уплотнение (фиг.1, 2) разделяет две полости (А и Б) и состоит из неподвижного элемента (корпус 1) со вставкой 2 из жесткого материала (например, сталь) и подвижным, вращающимся вместе с валом 3 элементом 4, имеющим эластичную вставку 5 (например, из наполненного полимера) и эластичное уплотнительное кольцо 6. Подвижный элемент 4 поджат одним концом цилиндрической витой пружины 7 в направлении контакта между вставками 2 и 5. Другим концом пружина 7 опирается на втулку 8, которая, в свою очередь, упирается в короткий конец рычага 9, ось 10 которого неподвижно закреплена на выступе 12 вала 3. Длинный конец рычага 9 может иметь груз 11, рычаг 9 может свободно поворачиваться вокруг оси 10. Штифт 13 служит для фиксации элемента 4 относительно вала 3 в окружном направлении.
Одна из полостей, например А, может быть частично заполнена жидкой смазкой, необходимой для смазки механизмов и деталей, установленных в этой полости и кинематически связанных с валом 3. В этом случае полость Б, например, является атмосферой. Количество рычагов 9 (соответственно и выступов 12 с осями 10) может быть больше одного.
Торцовое уплотнение работает следующим образом (фиг.1 и 2). В том случае, если вращение вала 3 отсутствует (фиг.1, режим стоянки или хранения), подвижный элемент 4 и втулка 8 также не вращаются, относительного перемещения вставок 2 и 5 не происходит. Втулка 8 упирается в короткий конец рычага 9, который, в свою очередь, опирается на тело вала 3. Через цилиндрическую витую пружину 7 втулка 8 с минимально необходимым усилием давит на элемент 4, прижимая закрепленную на нем вставку 5 к ответной вставке 2 корпуса 1, чем и создается минимальный необходимый при неподвижном валу 3 уплотнительный эффект. В этом случае даже при длительной стоянке механизма, в котором установлено уплотнение, не происходит деформация уплотнительных элементов (вставок 2 и 5) и взаимная диффузия их поверхностных слоев. Кроме того, минимальная деформация витков пружины 7 позволяет сохранять длительное время ее упругие характеристики.
При запуске механизма, в котором установлено уплотнение, и начале вращения вала 3 (фиг.2) вместе с этим валом вращается элемент 4, выступ 12 и, соответственно, рычаг 9. За счет сил трения между элементом 4 и пружиной 7, а также между коротким концом рычага и втулкой 8 последняя также вращается с частотой вала 3.
В связи с тем, что во время длительной стоянки или в процессе хранения контактные давления в стыке вставок 2 и 5 минимальны и диффузии их поверхностных контактирующих слоев не происходит, при страгивании с места во время запуска механизма не происходит и вырывов материала более мягкого материала одной из вставок 2 и 5.
При вращении вала 3 на рычаг 9 действуют центробежные силы, а поскольку его масса распределена неравномерно относительно оси 10, более массивный длинный конец рычага поворачивает его таким образом, что короткий конец этого рычага своим плечом нажимает на втулку 8 в направлении, показанным на фиг. 2 стрелкой. При этом пружина 7 сжимается, и происходит увеличение усилия, действующего на элемент 4 со вставкой 5 в сторону контакта последней со вставкой 2 корпуса 1, что приводит к увеличению контактного давления в стыке вставок 5 и 2 и повышению герметизирующей способности уплотнения. Это обстоятельство позволяет компенсировать снижение вязкости и увеличение проникающей способности смазки, находящейся в полости А, температура которой повышается при работе механизма, в котором установлено уплотнение.
Причем, чем выше частота вращения вала 3, т.е. чем в более нагруженном режиме работает этот механизм, тем выше температура смазки, тем выше давление ее паров, ниже ее вязкость и больше проникающая способность и тем большие центробежные силы действуют на рычаг 9 и, соответственно, тем выше контактное давление в уплотнительном стыке между вставками 2 и 5. Этим достигается положительная обратная связь между герметизирующей способностью уплотнения и проникающей способностью смазки. Зависимость между частотой вращения вала и давлением в контакте поверхностей вставок 2 и 5 может корректироваться соотношением плеч рычага 9, массой и положением груза 11.
Таким образом, предложенная конструкция торцового уплотнения позволяет за счет снижения контактного давления между уплотняющими поверхностями и исключения их диффузии в процессе длительной стоянки или хранения при обеспечении высокой герметичности во время работы повысить работоспособность уплотнения и его сохраняемость.
Источники информации:
1. Уплотнения и уплотнительная техника: Справочник /Л.А.Кондаков, А.И.Голубев, В.Б.Овандер и др.; под общ. ред. А.И.Голубева, Л.А.Кондакова. - М.: Машиностроение, 1986. - 464 с. - С.16, рис.1.6.
2. Орлов П.И. Основы конструирования: Справочно-методическое пособие. В 2-х кн. Кн. I /Под ред. П.Н.Учаева. - М.: Машиностроение, 1988. - 560 с. - С.486-487, рис.654, 655.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ТОРЦОВОЕ УПЛОТНЕНИЕ | 1998 |
|
RU2141590C1 |
Газодинамическое уплотнение опоры ротора газотурбинного двигателя | 2019 |
|
RU2720057C1 |
Устройство для отвода продуктов разрушения при бурении | 1987 |
|
SU1544968A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОМПЕНСАЦИИ ЗАЗОРОВ В КЛАПАННОМ МЕХАНИЗМЕ | 1994 |
|
RU2075601C1 |
УПЛОТНИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО С ФУНКЦИЯМИ КОМПЕНСАТОРА ТЕМПЕРАТУРНОГО РАСШИРЕНИЯ СМАЗЫВАЮЩЕЙ ЖИДКОСТИ | 2000 |
|
RU2177571C1 |
РАДИАЛЬНОЕ УПЛОТНЕНИЕ ВАЛА | 2004 |
|
RU2267678C1 |
СТОЯНОЧНОЕ УПЛОТНЕНИЕ | 1991 |
|
RU2028524C1 |
УПЛОТНЕНИЕ ВАЛА | 2004 |
|
RU2267044C1 |
Радиально-торцовое газодинамическое уплотнение масляной полости опор роторов турбомашин | 2015 |
|
RU2611706C1 |
Устройство для смазки шарниров шпинделей прокатного стана | 1983 |
|
SU1156754A1 |
Изобретение относится к уплотнительной технике. Торцовое уплотнение вала содержит вал, корпус, неподвижный и подвижный контактирующие элементы. Неподвижный элемент установлен на корпусе, а подвижный элемент установлен на валу с возможностью перемещения вдоль оси вала и нагружен в направлении неподвижного элемента с помощью пружины, которая опирается на вал. На валу с возможностью перемещения вдоль его оси установлена втулка, на одну сторону которой опирается пружина, а в другую сторону втулки упирается, по меньшей мере, один рычаг, ось которого установлена на валу. Рычаг может быть выполнен неравноплечим с коротким плечом обращенным в сторону упомянутой втулки, а на длинном плече рычага может быть установлен груз. 2 з.п.ф-лы, 2 ил.
ОРЛОВ П.И | |||
Основы конструирования, Москва, Машиностроение, Кн.1, 1988, с.486, рис.654 | |||
Торцовое уплотнение | 1975 |
|
SU653468A1 |
Авторы
Даты
2005-12-20—Публикация
2004-06-07—Подача