СПОСОБ ОХРАНЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Российский патент 2006 года по МПК B60R25/00 

Описание патента на изобретение RU2270112C1

Группа изобретений относится к области охраны мобильных объектов с закрытым салоном, оборудованным дверьми, от несанкционированного проникновения и доступа к их управлению и использованию.

Известно, что наиболее уязвимым местом для механического взлома являются механические узлы управления, связанные с использованием механического ключа.

В настоящее время проблему защиты от угона производители транспортных средств решают в двух направлениях:

- установкой дополнительных сервоприводов, блокирующих механические приводы внешних механических замков дистанционно по радиоканалу;

- встраиванием в ключ для его опознавания электронного идентификатора, использующего, как правило, метод обмена с трансформаторной связью.

Известен, например, способ охраны автомобиля, реализованный системой сигнализации Alligator LX 440, предусматривающий передачу кода идентификации дистанционно по радиоканалам с помощью брелоков-передатчиков (Автосигнализация от А до Z. - СПб.: Наука и техника, 2002, с.14).

Общими признаками с заявляемым способом являются следующие - проведение идентификации носителя кода, запирание дверей и постановка на охрану путем блокирования замков дверей, обеспечение доступа в салон путем снятия с охраны и разблокирования дверей.

В известном способе реализован наиболее распространенный на сегодняшний день метод идентификации кода доступа с использованием радиоканала. Передатчик брелока формирует цифровой пакет, который модулирует радиосигнал высокой частоты, передаваемый блоку охраны.

Однако известный способ обеспечивает недостаточную устойчивость транспортного средства к несанкционированным действиям, направленным на его взлом и угон из-за следующих недостатков:

- зависимости передатчика кода от источника питания;

- низкой помехозащищенности из-за возможности использования приборов генерации электромагнитных помех угонщиками транспортных средств, что снижает уровень защищенности объекта охраны;

- пакет кода идентификации доступен для приема не только блоку охраны, но и аппаратуре наблюдения за обменом (сканнерам), а наличие сканнеров у угонщиков также снижает надежность охраны;

- наличия механической компоненты запирания и отпирания (замки дверей и замок зажигания).

За прототип принят способ охраны транспортного средства, реализуемый противоугонной системой CarMan модификации СМ 1990 (Андрианов В.И., Соколов А.В. Автомобильные охранные системы. Справочное пособие. - СПб.: БХВ-Санкт-Петербург; Арлит, 2000, с.19-23). Способ по прототипу предусматривает проведение следующих операций:

1. Доступ в салон посредством штатного ключа.

2. Снятие с охраны путем проведения в течение 8 сек контактной идентификации кода электронного ключа посредством касания электронного ключа контактной площадки считывателя кода, расположенного в салоне автомобиля.

3. Проведение запуска двигателя посредством использования штатного ключа.

4. Выключение двигателя посредством использования штатного ключа.

5. Постановка на охрану электронным ключом путем его касания контактной площадки считывателя кода, расположенного в салоне транспортного средства.

6. Запирание дверей штатным ключом в течение 8 сек с момента постановки на охрану.

Основным общим признаком способа-прототипа с заявляемым способом является использование в нем для снятия с охраны и постановки на охрану приема контактной идентификации кода, проводимого касанием электронного ключа контактной площадки считывателя кода. Другими общими признаками являются блокирование и разблокирование замков дверей, блокировка двигателя и снятие блокировки двигателя, включение и выключение двигателя.

Способ-прототип не гарантирует устойчивость транспортного средства к несанкционированным действиям, направленным на взлом и угон транспортного средства, в результате следующего:

1. Возможно проникновение в салон автомобиля из-за наличия механических компонентов запирания (дверной замок, замок багажника, тяги внутри дверей от замков к исполнительным механизмам).

2. Возможен запуск двигателя из-за наличия механической компоненты (замка зажигания), управляющей функцией "включение зажигания", "старт двигателя".

3. Невозможна оперативная смена ключа самим хозяином автомобиля, так как в случае утраты электронного ключа необходимо перепрограммирование кода в фирме-изготовителе электронного блока.

Известна противоугонная система Alligator LX 440 (Автосигнализация от А до Z. - СПб.: Наука и техника, 2002, с.16), содержащая центральный блок, передающий брелок, антенну для приема радиосигнала, датчики охранных зон, блок управления централизованного запирания и отпирания дверей, звуковой оповещатель, реле блокировки стартера двигателя.

Общими признаками устройства-аналога с заявляемым устройством являются центральный блок, блок управления централизованного запирания и отпирания дверей, датчики охранных зон и звуковой оповещатель (сирена).

Устройство-аналог не обеспечивает устойчивость транспортного средства к несанкционированным действиям, направленным на его взлом и угон, благодаря следующим факторам:

- зависимости передатчика кода от источника питания;

- низкой помехозащищенности;

- доступности пакета кода идентификации аппаратуре наблюдения за обменом (сканнерам);

- наличия механических компонентов запирания и отпирания (замков дверей и замка зажигания).

За прототип принята противоугонная система CarMan модификации СМ 1990 (Андрианов В.И., Соколов А.В. Автомобильные охранные системы. Справочное пособие. - СПб.: БХВ-Санкт-Петербург; Арлит, 2000, с.19-23), имеющая общие признаки с заявляемым устройством: центральный блок, блок иммобилизации, считыватель кода, датчики охранных зон.

Устройство прототип не обеспечивает достаточную устойчивость транспортного средства к несанкционированным действиям, направленным на его взлом и угон из-за отсутствия дополнительного считывателя кода, блока управления электропитанием, блока распознавания запуска двигателя и попытки движения, а также из-за несовершенства центрального блока. Центральный блок в устройстве-прототипе не позволяет управлять электромеханическим приводом запирания/отпирания замков дверей и системой электропитания транспортного средства, а позволяет только осуществить иммобилизацию работы двигателя и просигнализировать о несанкционированном проникновении в салон и попытке подачи питающего напряжения к цепям системы зажигания.

Технический результат изобретения заключается в повышении устойчивости транспортного средства к несанкционированным действиям, направленным на его взлом и угон, путем обеспечения многоуровневой защиты.

Высокий уровень защиты и надежность заявляемого изобретения заключается:

- во-первых, в предотвращении возможности использования механического инструмента взлома (отмычек) за счет отказа от механической компоненты отпирания, находящейся снаружи объекта (замещения ее в процессе монтажа системы на считыватель кода) и отказа от внутренней механической компоненты - замка зажигания (отключение электрических цепей от контактной группы замка зажигания и подключение их к блоку управления электропитанием);

- во-вторых, за счет использования закрытого канала получения кода доступа;

- в-третьих, за счет обеспечения возможности оперативной смены кода доступа к мобильному объекту при утере носителя кода доступа посредством использования технологии привилегированного доступа.

Технический результат достигается тем, что в способе охраны транспортного средства, включающем снятие с охраны и постановку на охрану при помощи электронного ключа путем проведения контактной идентификации кода электронного ключа посредством его касания контактной площадки считывателя кода, блокирование и разблокирование замков дверей, включение и выключение двигателя, блокировку двигателя и снятие блокировки двигателя, согласно изобретению блокирование и разблокирование замков дверей, включение и выключение системы электропитания осуществляют при помощи одного из множества электронных ключей, один из которых имеет статус "Мастер", снятие с охраны проводят в две стадии, причем первую стадию снятия с охраны и постановку на охрану проводят вне салона транспортного средства путем проведения контактной идентификации кода электронного ключа посредством его касания контактной площадки считывателя кода, расположенной на внешней стороне транспортного средства, причем разблокирование замков дверей осуществляют одновременно с проведением первой стадии снятия с охраны, а снятие блокировки двигателя и включение электропитания проводят одновременно со второй стадией снятия с охраны, проводимой внутри салона, при этом блокирование замков дверей, блокировку двигателя и выключение электропитания проводят одновременно с постановкой на охрану.

В случае утери, по крайней мере, одного из множества электронных ключей проводят смену кодов множества электронных ключей с помощью электронного ключа со статусом "Мастер". При этом смену кодов и/или дополнение кодов электронных ключей осуществляют путем контактной идентификации кода электронного ключа со статусом "Мастер" посредством его удержания на одной из контактных площадок считывателей кода транспортного средства (снаружи или внутри).

Технический результат достигается тем, что устройство охраны транспортного средства, содержащее центральный блок, блок иммобилизации, считыватель кода, датчики охранных зон, блок централизованного запирания и отпирания дверей, согласно изобретению дополнительно содержит считыватель кода активации режима охраны и снятия первой ступени охраны, блок управления электропитанием, блок распознавания запуска двигателя и попытки движения, при этом входы центрального блока соединены с выходами датчиков охраняемых зон, блока распознавания запуска двигателя и попытки движения, считывателей кодов и контактной группой запуска двигателя. Выходы центрального блока соединены с входами блока централизованного запирания и отпирания дверей, блока иммобилизации, блока управления электропитанием и блока сигнализации.

Заявляемое изобретение направлено на исключение возможности открытия (разблокирования замка) дверей салона снаружи объекта. Проведение операций снятия с охраны и разблокирования замков дверей, запирания дверей и постановки на охрану с помощью электронного ключа посредством электромеханического сервопривода позволяет удалить штатные приводы и связанные с ними механические замки.

Исключение механических замков дверей (багажника, задней двери) повышает механическую защищенность транспортного средства от проникновения внутрь салона и его устойчивость к угону, так как исключается разблокирование замков дверей, а доступ в салон путем разрушения остекления салона является останавливающим фактором, так как это вызовет срабатывание сигнализации, а также привлечет внимание сторонних лиц, а в холодное время года затрудняет управление транспортным средством.

Блокирование замков дверей при помощи электронного ключа позволяет в заявляемом способе проведение операции постановки на охрану вынести за пределы салона автомобиля, то есть проводить ее снаружи транспортного средства, что позволяет запирать и отпирать салон только этим способом, что повышает устойчивость к угону и предотвращает доступ к имуществу внутри салона.

Технический результат достигается перехватом функции замка зажигания центральным блоком заявляемого устройства. Формируя управляющие сигналы блоку управления электропитанием, центральный блок включает и выключает бортовое электропитание транспортного средства, а также стартует силовую установку транспортного средства. Другими словами, система берет на себя функцию замка зажигания, что автоматически ведет к возникновению первой ступени иммобилизации (цепи питания системы управления двигателем и старта).

В свою очередь, сервоприводы блокируют или разблокируют работу замков дверей салона транспортного средства под управлением блока централизованного запирания и отпирания дверей по сигналам от центрального блока.

Заявляемое устройство обладает возможностью оперативной смены информации о носителях кода доступа (электронных ключах), хранящейся в памяти центрального блока посредством использования носителя кода доступа, зарегистрированного в системе как "Мастер", при помощи которого осуществляется доступ к функциям стирания и программирования таблицы ключей. Статус "Мастер" заключается в возможности приведения системы в состояние, при котором возможна запись либо стирание из энергонезависимой памяти центрального блока информации о носителях кода доступа, в том числе и "Мастера". Эта функция позволяет владельцу ключа с кодом доступа, имеющим статус "Мастер", оперативно, в течение 10-30 секунд, стереть или записать информацию об индивидуальном коде носителя в памяти центрального блока с использованием закрытого канала получения кода доступа.

Из уровня техники известно блокирование входных дверей объектов недвижимости с помощью электронных замков с использованием метода контактной идентификации с применением электронного ключа для управления дверным замком ("Телесистемы": Микроэлектронные проекты. Ридико Леонид Иванович, Лапицкий Виктор Петрович. Электронный замок с ключами iButton http://www.telesys.ru/projects/proj054/index.shtml).

В заявляемой совокупности признаков разблокирование замков дверей салона автомобиля при помощи электронного ключа позволяет не только управлять дверным замком, но одновременно с этим снять первую ступень охраны (отключить сигнализацию) владельцем транспортного средства, а при блокировании замков дверей - провести одновременно блокировку двигателя, выключение электропитания и постановку на охрану, то есть управлять бортовым электропитанием, двигателем и иммобилизатором, что приводит к устойчивости транспортного средства к несанкционированному доступу.

В заявляемой совокупности признаков уровень защиты транспортного средства от несанкционированной эксплуатации или угона повышается вследствие появления новых останавливающих факторов, которые вместе образуют совокупный эффект, выраженный в том, что система охраны автомобиля функционирует в соответствии со штатными операциями отпирания/запирания автомобиля, запуска двигателя, предоставляя высокий сервисный уровень эксплуатации транспортного средства, одновременно исключая ситуацию, когда транспортное средство может быть задействовано в эксплуатацию без санкции владельца. После монтажа заявляемого устройства в электрооборудование транспортного средства оно всегда охраняется, если оно закрыто. Для открытия автомобиля необходимо отключить сигнализацию любым из набора ключей, записанных в системе. Это свидетельствует о высоких эксплуатационных характеристиках устройства и высокой надежности защиты от угона.

В заявляемой совокупности признаков проведение контактной идентификации электронного носителя кода позволяет сделать недоступным салон транспортного средства, а также вещи, находящиеся в салоне. В случае оборудования транспортного средства остеклением, выдерживающим ударную нагрузку (бронирующие стекла), салон автоматически становится неприступным без специального оборудования для вскрытия салона.

Известно также использование технологий быстрой смены носителя кода идентификации в памяти центрального блока, например, при перепрограммировании радиобрелока в известных моделях автосигнализаций, например, Alligator LX440 (Автосигнализация от А до Z. - СПб.: Наука и техника, 2002, с.14, 16).

В известном решении возможен перехват кода идентификации сканнером и передача его блоку охраны транспортного средства, без ведома владельца. Таким образом, отключив сигнализацию, угон транспортного средства становится возможен без привлечения внимания окружающих.

В заявляемой совокупности признаков исключается перехват кода, а проведение контактной идентификации электронного носителя кода позволяет реализовать алгоритм быстрого стирания и записи кодов электронных ключей, что делает возможным сокращение или расширение круга пользователей транспортным средством владельцем ключа, код которого имеет статус "Мастер".

Заявляемые объекты (способ и устройство) обеспечивают самозащиту транспортного средства. Причем автомобиль не только препятствует проникновению угонщиков в салон и противодействует их действиям по всем направлениям, но и выполняет новые, не свойственные ему сервисные функции - оперативную смену кодов электронных ключей без дополнительных средств.

Заявляемая группа изобретений предполагает возможность корпоративного использования мобильного средства группой пользователей с сохранением высокого уровня его защиты, что соответствует современным требованиям эксплуатации транспортных средств.

Таким образом, анализ известных решений подтверждает не известность влияния признаков, совпадающих с отличительными, на повышение устойчивости автомобиля к действиям, направленным как на взлом и угон, так и на проникновение с целью хищения находящегося внутри салона транспортного средства имущества, что доказывает соответствие заявляемой группы изобретений критерию "изобретательский уровень".

Способ осуществляют следующим образом:

1. Снаружи транспортного средства проводят первую стадию снятия с охраны одновременно с разблокированием замков дверей путем проведения контактной идентификации кода электронного ключа посредством касания электронного ключа (любым из множества электронных ключей) контактной площадки считывателя кода, расположенного на внешней стороне транспортного средства.

2. После обеспечения доступа в салон открывают дверь и заходят внутрь салона.

3. Внутри салона проводят вторую стадию снятия с охраны с одновременным включением системы электропитания и снятия блокировки двигателя посредством касания электронного ключа контактной площадки считывателя кода, расположенной в удобном для водителя транспортного средства месте.

4. Производят запуск двигателя посредством замыкания контактной группы (нажатия на кнопку или поворот ключа на старт) запуска двигателя.

5. Производят остановку двигателя и выключение электропитания посредством замыкания контактной группы запуска двигателя либо посредством касания электронного ключа контактной площадки считывателя кода второй ступени.

6. Покидают салон и закрывают дверь.

7. Ставят на охрану транспортное средство одновременно с блокированием замков дверей и блокировкой двигателя путем проведения контактной идентификации кода электронного ключа посредством его касания контактной площадки считывателя кода, расположенной на внешней стороне транспортного средства.

8. В случае утери одного из множества электронных ключей проводят контактную идентификацию кода электронного ключа со статусом "Мастер" посредством его удержания в течение 10 секунд на любой контактной площадке считывателя кода транспортного средства.

9. В случае необходимости увеличения количества лиц использования транспортного средства проводят контактную идентификацию кода электронного ключа с функцией "Мастер" посредством его касания контактной площадки считывателя кода транспортного средства, расположенной вне или внутри салона для записи новых кодов электронных ключей.

10. Используя "кнопку запуска двигателя и выключения электропитания", вводят заявляемое устройство в режим настройки сервисных функций. Переключают параметр настройки, проводя контактную идентификацию кода одного из множества ключей, а изменение настройки проводят замыканием "контактной группы запуска двигателя". При этом отображение настройки производится включением зажигания (визуально - включение панели приборов), а номер позиции - сигналами тревоги.

Изобретение поясняется чертежами:

на фиг.1 представлена функциональная схема заявляемого устройства; на фиг.2 - блок-схема процедуры "Регистрации кода "Мастер" ключа"; на фиг.3 - блок-схема алгоритма режима охраны "Сигнализация включена"; на фиг.4 - блок-схема алгоритма процедуры "Ожидания подтверждения снятия с охраны"; на фиг.5 - блок-схема режима "Сигнализация отключена"; на фиг.6 - блок-схема процедуры "Постановка на охрану". Блок-схемы на фиг.2-6 описывают алгоритм работы программы, записанной в память микроконтроллера центрального блока 1.

Устройство охраны транспортного средства содержит центральный блок 1, блок иммобилизации 2, считыватель кода второй ступени 3, датчики охраняемых зон 4 и 5 (количество датчиков определяется количеством охранных зон), блок централизованного запирания и отпирания дверей 6, считыватель кода активации режима охраны и снятия первой ступени охраны 7, блок управления электропитанием 8, блок распознавания запуска двигателя и попытки движения 9 и блок сигнализации 10, контактную группу запуска двигателя 11.

При этом входы центрального блока 1 соединены с выходами датчиков охранных зон 4 и 5 блока распознавания запуска двигателя и попытки движения 9 и считывателей кодов 3 и 7, а выходы центрального блока 1 соединены с входами блока централизованного запирания и отпирания дверей 6, блока иммобилизации 2, блока управления электропитанием 8 и блока сигнализации 10. Контактная группа кнопки старта двигателя 11 соединена с одним из входов центрального блока 1.

Центральный блок 1 может быть выполнен на основе микроконтроллера (например, AT90S2313 - Евстифеев А.В. Микроконтроллеры AVR семейства Classic фирмы "ATMEL". М.: Издательский дом "Додэка-XXI", 2002; PIC16C57/58 - Тавернье К. PIC-микроконтроллеры. Практика применения: пер. с фр. - М.: ДМК Пресс, 2002) и дискретных элементов способом одностороннего печатного монтажа. Электрическая схема устройства проста в исполнении, при этом полностью соблюдены все функции защит (перенапряжение, неправильная полярность, перегрузка выходов).

Блок иммобилизации 2 может быть выполнен на основе микроконтроллера (AT90S2343 - Евстифеев А.В. Микроконтроллеры AVR семейства Classic фирмы "ATMEL" - М.: Издательский дом "Додэка-XXI", 2002) и миниатюрного реле (TQ2-5v, http://efo.ru/cgi-bin/go?84, документ получен 03.09.2004 г.) содержащей группу переключающих контактов. Блок иммобилизации 2 имеет компактные размеры для скрытного монтажа.

Считыватели кодов 3 и 7 - стандартные металлические врезные контактные узлы выполненные в стандарте MicroCAN (http://dbserv.maximic.com/quick_view2.cfm?qv_pk=2974 документ датирован 22.11.1999 г., получен 10.05.2004 г.).

Датчики 4 - как правило, любые штатные датчики транспортного средства или устанавливаемые дополнительно концевые выключатели дверей, любые датчики регистрирующие проникновение в салон объединяемые по схеме "монтажное или" и соединенные со входом центрального блока (Андрианов В.И., Соколов А.В. Автомобильные охранные системы. Справочное пособие. - СПб.: БХВ-Санкт-Петербург; Арлит, 2000, с.11).

Датчики 5 - именуемый в тексте как "внешний датчик", любой датчик, регистрирующий механическое воздействие на кузов транспортного средства. Обычно применяется "датчик удара" или первый уровень реагирования двухуровневого "микроволнового датчика" (Андрианов В.И., Соколов А.В. Автомобильные охранные системы. Справочное пособие. - СПб.: БХВ-Санкт-Петербург; Арлит, 2000, с.11-14).

Блок централизованного запирания дверей 6 - может быть выполнен на двух реле закрытого типа (SRD-S-112D, http://at.ur.ru/comp/relavs.shtml, документ датирован 09.09.2004 г., получен 17.09.2004 г.).

Блок управления электропитанием 8 - может быть выполнен на основе электромеханических реле закрытого типа (SRD-S-112D, http://at.ur.ru/comp/relays.shtml, документ датирован 09.09.2004 г., получен 17.09.2004 г.) способом печатного монтажа.

Блок распознавания запуска двигателя и попытки движения 9 - является функциональным блоком и входит в состав центрального блока 1. Для его функционирования к входу центрального блока 1 подводят любой периодический сигнал, поступающий синхронно с оборотами двигателя (сигнал управления искрообразованием, сигнал тахометра, сигнал управления электромагнитным клапаном форсунки и так далее).

Блок световой и/или звуковой сигнализации 10 - может быть выполнен соединением вывода обмотки реле штатного клаксона и/или реле световой сигнализации габаритов транспортного средства с выходом центрального блока 1.

Кнопка запуска и останова двигателя 11 - любая нормально-разомкнутая пара контактов, замыкаемая каким-либо действием человека. Можно использовать контакты включения стартера замка зажигания. Подача сигнала старта двигателя будет осуществлена привычным способом. Таким образом, поворот ключа в замке зажигания на "СТАРТ" при работающем двигателе вызовет выключение зажигания.

Центральный блок 1 содержит микроконтроллер с записанной в него программой. Программа написана на машинно-ориентированном языке Ассемблер. Ядро программы распознает все сенсорные воздействия в реальном времени, а также ведет протокол обмена 1-Wire с ключами iButton™ (http://rs232.ru/docs/1wire/doc009.html, получен 02.09.2004 г.). Наличие счетчика реального времени, работающего по прерываниям от аппаратного таймера-счетчика, позволяет четко отслеживать временные интервалы происходящих событий. Наличие энергонезависимой памяти данных позволяет сохранять рабочие установки и текущий режим работы устройства на случай непредвиденного отключения энергоснабжения центрального блока 1. Программа содержит точки входа в блоки кода, с которых возобновляется выполнение программы в зависимости от значения режима, сохраненного в энергонезависимую память. После восстановления питания устройство возобновляет работу в том же режиме, в котором произошло отключение электропитания центрального блока 1.

Для обмена между носителем кода и считывателем кода использована однопроводная шина, работающая по протоколу "1-Wire". Электронным ключом (носителем кода идентификации) является устройство iButton™ (http://rs232.ru/docs/1wire/doc009. html получен 02.09.2004 г.).

Усовершенствованный алгоритм опроса ключей носителей кода делает непригодным для доступа в систему метод подбора кода.

Аппаратная часть блока управления электропитанием 8 функционирующего под управлением центрального блока 1 полностью подменяет собой замок зажигания автомобиля как функциональный узел. При установке системы извлекаются личинки замков дверей (багажника) и отключается контактная группа замка зажигания от цепей коммутации электропитания. Цепи коммутации электропитания соединяются с выводами блока управления электропитанием. Данное обстоятельство обеспечивает повышение защиты от механического взлома салона современных автомобилей в совокупности с охранными функциями (блокировки двигателя, коммутация электропитания и стартера, сигнализация), а также отсутствием открытого канала обмена кодом центральный блок 1 обеспечивает надежную защиту автомобиля от несанкционированного проникновения и движения своим ходом.

Функциональной особенностью центрального блока 1 является возможность запуска двигателя однократным замыканием контактной группы запуска двигателя или автоматический режим перезапуска двигателя после снятия с охраны. Центральный блок 1 сам контролирует запуск двигателя используя сигналы с блока распознавания запуска двигателя и попытки движения 9, отключая стартер после запуска двигателя.

Другой важной особенностью заявляемого устройства является возможность оперативного уничтожения таблицы ключей (в случае утери рабочего электронного ключа) и быстрого программирования нового набора ключей. Данный алгоритм поддерживается с использованием основного ключа имеющего статус "Мастер". Другие ключи не поддерживают процедуру программирования/стирания ключей. В процессе стирания таблицы кодов ключей уничтожается и код ключа со статусом "Мастер", что позволяет сменить и его. Данное обстоятельство исключает возможность угона автомобиля даже самим установщиком системы.

В режиме "сигнализация включена" центральный блок 1 отслеживает состояние следующих охраняемых зон:

- Появление электропитания в бортовой сети

- Датчики закрытого состояния дверей (капота, багажника)

- Внешний датчик (датчик удара, датчик движения, объемный датчик)

- Попытка подбора кода.

При активированной функции прогрева двигателя в режиме охраны при запущенном двигателе исключается из охраны внешний датчик. При этом в охраняемые зоны включаются:

- Обороты двигателя, при остановке двигателя отменяется функция прогрева двигателя

- Обороты двигателя - при повышении свыше установленных пределов включается тревога и блокируется запуск двигателя

- Попытка движения, регистрируется блоком распознавания запуска двигателя и попытки движения 9.

Устройство работает в следующих режимах:

1. Регистрация "Мастер" ключа. В данном режиме центральный блок находится, если в его энергонезависимой памяти отсутствуют коды идентификации ключей. В данный режим блок входит сразу после процедуры стирания ключей. Прикосновением ключа к считывателю 2 регистрируется первый ключ. Считанный код ключа записывается в энергонезависимую память, данному ключу присваивается статус "Мастер". Сразу после регистрации первого ключа центральный блок переходит в режим охраны 2.

2. Поставлено на охрану. Включение этого режима охраны производят проведением контактной идентификации кода одного из множества ключей прикосновением к контактной площадке считывателя 7, находящегося снаружи транспортного средства. При возникновении возмущающего фактора центральный блок 1 включает звуковую и/или световую сигнализацию или включает передатчик пейджера на время 20-30 секунд. Если нарушение зоны продолжается - сигнал тревоги повторяется. В случае длительного отсутствия реакции на сигнал тревоги автомобиля нарушаемая охраняемая зона выключается из сигнализации. Исключением является зона внешнего датчика 4 и подбор кода. Сигнал с "внешнего" датчика 4 (обычно датчик удара) и попытка подбора кода всегда вызывает непродолжительное (5-7 секунд) включение сигнала тревоги центральным блоком 1.

3. Режим охраны с работающим двигателем. В режиме охраны, если запрограммирован и разрешен владельцем транспортного средства при помощи "процедуры настройки сервисных функций", включается прогрев двигателя. При возникновении условий, описанных в п.8, центральный блок отключает блокировку двигателя, запускает двигатель и переходит в режим охраны с работающим двигателем. В этом режиме сигналы внешнего датчика 4 (датчика удара) игнорируются, однако центральный блок 1 распознает сигналы блока распознавания запуска двигателя и попытки движения 9. Обнаружив сигнал остановки двигателя, центральный блок 1 отключает функцию прогрева двигателя, выключает электропитание, включает блокировку двигателя и переходит в режим охраны 2.

4. Сигнализация выключена. В этот режим переключают систему (центральный блок 1) путем контактной идентификации кода одного из множества ключей, зарегистрированного в системе, путем касания контактной площадки считывателя кода, находящегося на внешней обшивке транспортного средства, из режимов 2 и 3 в пассивном состоянии или состоянии тревоги. Переход в этот режим прерывает сигнал тревоги, а после открытия любой из дверей (по сигналу датчика двери) подтверждение снятия с охраны подтверждается пользователем транспортного средства. Сразу после подтверждения центральный блок 1 сигнализирует о причинах тревоги, если последние имели место. В этом режиме включаются аксессуары, однако запуск двигателя остается заблокированным.

5. Зажигание включено. Включают этот режим, проводя контактную идентификацию кода одного из множества ключей прикосновением к контактной площадке считывателя кода второй ступени 3. При этом отключается блокировка двигателя и запуск двигателя становится возможным.

6. Двигатель запущен. Запуск двигателя проводят путем замыкания контактной группы запуска двигателя 11 (поворотом ключа зажигания в позицию "СТАРТ").

7. Прогрев двигателя. По прошествии времени, запрограммированного в "процедуре настройки сервисных функций" или охлаждении двигателя ниже пороговой температуры, "центральный блок" 1 перестает воспринимать сигналы с датчика 4 (датчик удара), далее включается зажигание и отключается блокировка двигателя. Следующим шагом "центральный блок" 1 предпринимает попытку старта двигателя, включая стартер на время не более 8 секунд. Контролируя появление сигнала от "блока распознавания запуска двигателя и попытки движения" 9, центральный блок выключает стартер двигателя. После удачного старта центральный блок вместо датчика 4 отслеживает сигналы, поступающие из блока 9. В случае исчезновения сигнала от "блока распознавания запуска двигателя и попытки движения" 9 режим прогрева снимается и центральный блок 1 выключает зажигание, блокирует двигатель и переходит в режим "Поставлено на охрану". В память блока записывается сообщение о неудачном прогреве.

Похожие патенты RU2270112C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ЗАЩИТЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ОТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 2002
  • Герасимчук А.Н.
  • Сигаев А.М.
  • Шептовецкий А.Ю.
RU2204497C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РЕЖИМАМИ РАБОТЫ ОХРАННО-ПРОТИВОУГОННОЙ СИСТЕМЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2008
  • Бондарик Александр Николаевич
  • Герасимчук Александр Николаевич
RU2368519C1
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2008
  • Медведев Борис Михайлович
  • Шептовецкий Александр Юрьевич
RU2364533C1
ОХРАННО-ПРОТИВОУГОННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2003
  • Бондарик А.Н.
  • Герасимчук А.Н.
  • Сигаев А.М.
RU2220060C1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ОТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 2007
  • Бондарик Александр Николаевич
  • Герасимчук Александр Николаевич
RU2326776C1
ОХРАННО-ПРОТИВОУГОННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА С АВТОЗАПУСКОМ ДВИГАТЕЛЯ 2003
  • Бондарик А.Н.
  • Герасимчук А.Н.
  • Ивлев С.В.
RU2219081C1
ПРОТИВОУГОННЫЙ КОМПЛЕКС 2007
  • Масляков Сергей Павлович
RU2349471C2
СПОСОБ ПРОГРАММИРОВАНИЯ РЕЖИМОВ РАБОТЫ ОХРАННОЙ И ПРОТИВОУГОННОЙ СИСТЕМЫ АВТОМОБИЛЯ 2000
  • Бондарик А.Н.
  • Герасимчук А.Н.
  • Давыдов Д.В.
  • Шептовецкий А.Ю.
  • Яцык М.В.
RU2172263C1
СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ОТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 2003
  • Бондарик А.Н.
  • Герасимчук А.Н.
RU2237585C1
РУЧКА ДВЕРИ АВТОМОБИЛЯ СО ВСТРОЕННЫМ ДАТЧИКОМ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ И СНЯТИЯ С ОХРАНЫ И СИСТЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ОХРАНЫ 2021
  • Семенов Дмитрий Андреевич
RU2782043C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 270 112 C1

Реферат патента 2006 года СПОСОБ ОХРАНЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Группа изобретений относится к области охраны мобильных объектов от несанкционированного использования. Способ включает постановку на охрану транспортного средства (ТС) и стадию снятия с охраны при помощи одного из множества электронных ключей путем проведения контактной идентификации кода ключа при его касании контактной площадки считывателя кода в салоне ТС. Предусмотрены блокирование и разблокирование замков дверей, включение и выключение электропитания, блокировка двигателя и ее снятие. Блокирование и разблокирование замков дверей, включение и выключение электропитания осуществляют также при помощи электронного ключа. Для снятия с охраны вводят еще одну стадию, которую осуществляют первой вне салона ТС путем проведения контактной идентификации кода электронного ключа при его касании контактной площадки считывателя кода на внешней стороне ТС. Разблокирование замков дверей осуществляют одновременно с проведением первой стадии снятия с охраны, а включение электропитания и снятие блокировки двигателя - одновременно со второй стадией, проводимой внутри салона ТС. Блокирование замков дверей, блокировку двигателя и выключение электропитания проводят одновременно с постановкой на охрану. Устройство охраны ТС содержит центральный блок, блок иммобилизации, считыватель кода, контактную группу запуска двигателя, датчики охраняемых зон, блок централизованного запирания и отпирания дверей, блок сигнализации. В него введены дополнительный считыватель кода для активации режима охраны и снятия первой ступени охраны, блок управления электропитанием, блок распознавания запуска двигателя и попытки движения. Технический результат заключается в повышении устойчивости ТС к несанкционированным действиям за счет обеспечения многоуровневой защиты. 2 н. и 2 з.п. ф-лы, 6 ил.

Формула изобретения RU 2 270 112 C1

1. Способ охраны транспортного средства, включающий постановку на охрану и стадию снятия с охраны при помощи электронного ключа путем проведения контактной идентификации кода электронного ключа посредством его касания контактной площадки считывателя кода, расположенного в салоне транспортного средства, а также блокирование и разблокирование замков дверей, включение и выключение электропитания, блокировку двигателя и снятие блокировки двигателя, отличающийся тем, что блокирование и разблокирование замков дверей, включение и выключение электропитания осуществляют при помощи одного из множества электронных ключей, в число которых входит ключ со статусом "Мастер", для снятия с охраны вводят еще одну стадию, которую осуществляют первой вне салона транспортного средства путем проведения контактной идентификации кода электронного ключа посредством его касания контактной площадки считывателя кода, расположенной на внешней стороне транспортного средства, при этом разблокирование замков дверей осуществляют одновременно с проведением первой стадии снятия с охраны, а включение электропитания и снятие блокировки двигателя проводят одновременно со второй стадией снятия с охраны, проводимой внутри салона транспортного средства, блокирование замков дверей, блокировку двигателя и выключение электропитания проводят одновременно с постановкой на охрану.2. Способ по п.1, отличающийся тем, что в случае утери по крайней мере одного из множества электронных ключей проводят смену кодов множества электронных ключей с помощью электронного ключа со статусом «Мастер».3. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что смену и/или дополнение кодов электронных ключей осуществляют путем контактной идентификации кода электронного ключа со статусом «Мастер» посредством его удержания в течение заданного времени на одной из контактных площадок считывателей кода транспортного средства.4. Устройство охраны транспортного средства, содержащее центральный блок, блок иммобилизации, считыватель кода, контактную группу запуска двигателя, датчики охраняемых зон, блок централизованного запирания и отпирания дверей, блок сигнализации, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит дополнительный считыватель кода для активации режима охраны и снятия первой ступени охраны, блок управления электропитанием, блок распознавания запуска двигателя и попытки движения, при этом входы центрального блока соединены с выходами датчиков охранных зон, блока распознавания запуска двигателя и попытки движения, считывателей кодов и с контактной группой запуска двигателя, а выходы центрального блока соединены с входами блока централизованного запирания и отпирания дверей, блока иммобилизации, блока управления электропитанием и блока сигнализации.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2270112C1

АНДРИАНОВ В.И
и др
Автомобильные охранные системы
Справочное пособие
СПб., БХВ-Санкт-Петербург, Арлит, 2000, с.19-23
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ЗАЩИТЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ОТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ 2001
  • Герасимчук А.Н.
  • Шептовецкий А.Ю.
  • Яцык М.В.
RU2185297C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ЗАЩИТЫ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА ОТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 2002
  • Герасимчук А.Н.
  • Сигаев А.М.
  • Шептовецкий А.Ю.
RU2204497C1
СИСТЕМА ЗАЩИТЫ ОТ НЕСАНКЦИОНИРОВАННОГО ДОСТУПА ДЛЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ 1997
  • Герасимчук А.Н.
  • Давыдов Д.В.
  • Шептовецкий А.Ю.
RU2123441C1

RU 2 270 112 C1

Авторы

Журавлев Александр Владимирович

Лисовский Евгений Владимирович

Даты

2006-02-20Публикация

2004-10-04Подача