Предлагаемое изобретение относится к самолетной электротехнике и может быть использовано, например, в четырехканальной системе электроснабжения (СЭС) переменного трехфазного тока, обеспечивающей электропитание всего оборудования при отказе любого одного из четырех каналов.
Известна четырехканальная специальная СЭС самолета А, обеспечивающая электропитание радиотехнического комплекса и систем его охлаждения при отказе любых двух каналов генерирования ("Инструкция по технической эксплуатации самолета А").
Наиболее близкой по назначению является аналогичная четырехканальная специальная СЭС самолета АИ ("Инструкция по технической эксплуатации самолета АИ"), обеспечивающая электропитание радиотехнического комплекса и систем его охлаждения при отказе любого одного канала генерирования. При нормальной работе два канала загружены нагрузкой, близкой к номинальной, а два других - близкой к 50% номинальной мощности, собственно, за счет чего и обеспечивается резерв мощности.
При отказе любого одного канала генерирования нагрузка генераторов, загруженных на 50%, объединяется и получает питание от одного генератора, при этом второй генератор используется в качестве резервного. Для проведения наземной отработки и предполетной подготовки требуется четыре аэродромных источника электроэнергии.
К недостаткам такой системы следует отнести усложнение эксплуатации самолетов-носителей мощных радиотехнических комплексов за счет существенного увеличения числа средств наземного обслуживания. Если учесть, что помимо этого требуется подстыковка аэродромного источника электроэнергии для обслуживания самолетного оборудования, получающего питание от основной СЭС, агрегатов для кондиционирования, а также специального оборудования, проведение предполетной подготовки таких самолетов выливается в серьезную проблему. К недостатку следует отнести также и необходимость принятия мер по обеспечению электромагнитной совместимости для двух вариантов распределения нагрузки по шинам генераторов.
С другой стороны, при отработках радиотехнических комплексов с включением на минимальную мощность такого количества аэродромных источников не требуется и желателен вариант, когда есть возможность обеспечить отработку комплекса от одного аэродромного источника. В рассмотренной СЭС для обеспечения такого варианта потребуется существенное усложнение схемы.
Задачей предлагаемого изобретения является сокращение числа аэродромных источников, используемых при отработке бортового оборудования и подготовке к полету.
Технический результат достигается тем, что четырехканальная система электроснабжения с резервированием, каждый канал которой содержит генератор и линейный контактор с переключающими контактами, выполнена в виде трех основных и одного резервного каналов, причем каждый из основных каналов снабжен шиной, подключенной к генератору через замыкающий контакт линейного контактора, разъемом для подключения внешнего источника и вторым контактором с переключающими контактами, а резервный канал снабжен вторым контактором с замыкающим контактом, включенным между размыкающим контактом линейного контактора резервного канала и одним из разъемов, при этом замыкающие контакты вторых контакторов в основных каналах соединены с разъемами, их общие выводы соединены с размыкающими контактами линейных контакторов, а размыкающие контакты вторых контакторов объединены между собой и общим выводом линейного контактора резервного канала.
Предлагаемое изобретение поясняется чертежами, где:
на фиг.1 представлена структурная схема СЭС;
на фиг.2 - копия ближайшего аналога.
СЭС содержит три основных генератора 1, 2, 3, резервный генератор 4, шины 5, 6, 7, разъемы 8, 9, 10 для подключения внешнего (аэродромного) источника, линейные контакторы 11, 12, 13, 14 и контакторы 15, 16, 17, 18 для подключения внешнего источника.
При нормальной работе СЭС включены линейные контакторы 11, 12, 13 и шины 5, 6, 7 получают питание от основных генераторов 1, 2, 3. В случае отказа любого из основных генераторов его линейный контактор отключается и шины обесточиваются. Подключение резервного генератора 4 на шины отказавшего генератора осуществляется после включения линейного контактора 14 через последовательно включенные размыкающие контакты линейного контактора отказавшего генератора и соответствующего контактора для подключения внешнего источника.
При отработке радиотехнического комплекса с включением его на полную мощность используются все три аэродромных источника. Подключение их на шины основных генераторов осуществляется через разъемы 8, 9, 10 с помощью контакторов 15, 16, 17. При отработке комплекса с включением его на минимальную мощность достаточно подключить аэродромный источник только к разъему 10 и включить контактор 18, при этом напряжение от аэродромного источника поступает одновременно на шины всех основных генераторов по линии резервного питания через размыкающий контакт линейного контактора 14 и последовательно включенные размыкающие контакты соответствующих контакторов (17-13, 16-12 и 15-11).
Перегрузка резервного генератора в случае отказа еще одного генератора может быть предотвращена либо за счет автоматического отключения резервного генератора контактором 14, либо за счет принудительного включения контактора для подключения внешнего источника во втором отказавшем канале.
Проведение предполетной подготовки от трех аэродромных источников электроэнергии (вместо четырех в известных схемах) и возможность отработки комплексов от одного источника обеспечивается при минимальном числе контакторов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Двухканальная система электроснабжения | 1991 |
|
SU1802898A3 |
Двухканальная система электроснабжения | 1991 |
|
SU1793515A1 |
Двухканальная система электроснабжения | 1989 |
|
SU1670742A1 |
ПЕРВИЧНАЯ ДВУХКАНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА | 1991 |
|
RU2017306C1 |
Многоканальная система электроснабжения с круговым порядком резервирования | 1979 |
|
SU1035726A1 |
СПОСОБ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ БОРТОВЫХ СИСТЕМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2003 |
|
RU2232109C1 |
ЛЕГКИЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ | 2004 |
|
RU2271305C1 |
Двухканальная система электроснабжения | 1989 |
|
SU1686611A1 |
Двухканальная система электроснабжения | 1989 |
|
SU1705956A1 |
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1991 |
|
SU1817623A1 |
Предлагаемое изобретение относится к самолетной электротехнике и может быть использовано, например, в четырехканальной системе электроснабжения (СЭС) переменного трехфазного тока, обеспечивающей электропитание всего оборудования при отказе любого одного из четырех каналов. Техническим результатом предполагаемого изобретения является сокращение числа аэродромных источников, используемых при отработке бортового оборудования и подготовке к полету. Технический результат достигается тем, что четырехканальная система электроснабжения с резервированием, каждый канал которой содержит генератор и линейный контактор с переключающими контактами, выполнена в виде трех основных и одного резервного каналов, причем каждый из основных каналов снабжен шиной, подключенной к генератору через замыкающий контакт линейного контактора, разъемом для подключения внешнего источника и вторым контактором с переключающими контактами, а резервный канал снабжен вторым контактором с замыкающим контактом, включенным между размыкающим контактом линейного контактора резервного канала и одним из разъемов, при этом замыкающие контакты вторых контакторов в основных каналах соединены с разъемами, их общие выводы соединены с размыкающими контактами линейных контакторов, а размыкающие контакты вторых контакторов объединены между собой и общим выводом линейного контактора резервного канала. Таким образом проведение предполетной подготовки от трех аэродромных источников электроэнергии (вместо четырех в известных схемах) и возможность отработки комплексов от одного источника обеспечивается при минимальном числе контакторов. 2 ил.
Четырехканальная система электроснабжения с резервированием, каждый канал которой содержит генератор и линейный контактор с переключающими контактами, отличающаяся тем, что система выполнена в виде трех основных и одного резервного каналов, причем каждый из основных каналов снабжен шиной, подключенной к генератору через замыкающий контакт линейного контактора, разъемом для подключения внешнего источника и вторым контактором с переключающими контактами, а резервный канал снабжен вторым контактором с замыкающим контактом, включенным между размыкающим контактом линейного контактора резервного канала и одним из разъемов, при этом замыкающие контакты вторых контакторов в основных каналах соединены с разъемами, их общие выводы соединены с размыкающими контактами линейных контакторов, а размыкающие контакты вторых контакторов объединены между собой и общим выводом линейного контактора резервного канала.
Система резервированного электропитания | 1980 |
|
SU942202A1 |
Устройство гарантированного электропитания | 1990 |
|
SU1757022A1 |
КЕРАМИЧЕСКАЯ МАССА | 2006 |
|
RU2317276C1 |
Авторы
Даты
2006-02-27—Публикация
2004-07-13—Подача