ЧЕТЫРЕХКАНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ С РЕЗЕРВИРОВАНИЕМ Российский патент 2006 года по МПК H02J9/06 

Описание патента на изобретение RU2271063C1

Предлагаемое изобретение относится к самолетной электротехнике и может быть использовано, например, в четырехканальной системе электроснабжения (СЭС) переменного трехфазного тока, обеспечивающей электропитание всего оборудования при отказе любого одного из четырех каналов.

Известна четырехканальная специальная СЭС самолета А, обеспечивающая электропитание радиотехнического комплекса и систем его охлаждения при отказе любых двух каналов генерирования ("Инструкция по технической эксплуатации самолета А").

Наиболее близкой по назначению является аналогичная четырехканальная специальная СЭС самолета АИ ("Инструкция по технической эксплуатации самолета АИ"), обеспечивающая электропитание радиотехнического комплекса и систем его охлаждения при отказе любого одного канала генерирования. При нормальной работе два канала загружены нагрузкой, близкой к номинальной, а два других - близкой к 50% номинальной мощности, собственно, за счет чего и обеспечивается резерв мощности.

При отказе любого одного канала генерирования нагрузка генераторов, загруженных на 50%, объединяется и получает питание от одного генератора, при этом второй генератор используется в качестве резервного. Для проведения наземной отработки и предполетной подготовки требуется четыре аэродромных источника электроэнергии.

К недостаткам такой системы следует отнести усложнение эксплуатации самолетов-носителей мощных радиотехнических комплексов за счет существенного увеличения числа средств наземного обслуживания. Если учесть, что помимо этого требуется подстыковка аэродромного источника электроэнергии для обслуживания самолетного оборудования, получающего питание от основной СЭС, агрегатов для кондиционирования, а также специального оборудования, проведение предполетной подготовки таких самолетов выливается в серьезную проблему. К недостатку следует отнести также и необходимость принятия мер по обеспечению электромагнитной совместимости для двух вариантов распределения нагрузки по шинам генераторов.

С другой стороны, при отработках радиотехнических комплексов с включением на минимальную мощность такого количества аэродромных источников не требуется и желателен вариант, когда есть возможность обеспечить отработку комплекса от одного аэродромного источника. В рассмотренной СЭС для обеспечения такого варианта потребуется существенное усложнение схемы.

Задачей предлагаемого изобретения является сокращение числа аэродромных источников, используемых при отработке бортового оборудования и подготовке к полету.

Технический результат достигается тем, что четырехканальная система электроснабжения с резервированием, каждый канал которой содержит генератор и линейный контактор с переключающими контактами, выполнена в виде трех основных и одного резервного каналов, причем каждый из основных каналов снабжен шиной, подключенной к генератору через замыкающий контакт линейного контактора, разъемом для подключения внешнего источника и вторым контактором с переключающими контактами, а резервный канал снабжен вторым контактором с замыкающим контактом, включенным между размыкающим контактом линейного контактора резервного канала и одним из разъемов, при этом замыкающие контакты вторых контакторов в основных каналах соединены с разъемами, их общие выводы соединены с размыкающими контактами линейных контакторов, а размыкающие контакты вторых контакторов объединены между собой и общим выводом линейного контактора резервного канала.

Предлагаемое изобретение поясняется чертежами, где:

на фиг.1 представлена структурная схема СЭС;

на фиг.2 - копия ближайшего аналога.

СЭС содержит три основных генератора 1, 2, 3, резервный генератор 4, шины 5, 6, 7, разъемы 8, 9, 10 для подключения внешнего (аэродромного) источника, линейные контакторы 11, 12, 13, 14 и контакторы 15, 16, 17, 18 для подключения внешнего источника.

При нормальной работе СЭС включены линейные контакторы 11, 12, 13 и шины 5, 6, 7 получают питание от основных генераторов 1, 2, 3. В случае отказа любого из основных генераторов его линейный контактор отключается и шины обесточиваются. Подключение резервного генератора 4 на шины отказавшего генератора осуществляется после включения линейного контактора 14 через последовательно включенные размыкающие контакты линейного контактора отказавшего генератора и соответствующего контактора для подключения внешнего источника.

При отработке радиотехнического комплекса с включением его на полную мощность используются все три аэродромных источника. Подключение их на шины основных генераторов осуществляется через разъемы 8, 9, 10 с помощью контакторов 15, 16, 17. При отработке комплекса с включением его на минимальную мощность достаточно подключить аэродромный источник только к разъему 10 и включить контактор 18, при этом напряжение от аэродромного источника поступает одновременно на шины всех основных генераторов по линии резервного питания через размыкающий контакт линейного контактора 14 и последовательно включенные размыкающие контакты соответствующих контакторов (17-13, 16-12 и 15-11).

Перегрузка резервного генератора в случае отказа еще одного генератора может быть предотвращена либо за счет автоматического отключения резервного генератора контактором 14, либо за счет принудительного включения контактора для подключения внешнего источника во втором отказавшем канале.

Проведение предполетной подготовки от трех аэродромных источников электроэнергии (вместо четырех в известных схемах) и возможность отработки комплексов от одного источника обеспечивается при минимальном числе контакторов.

Похожие патенты RU2271063C1

название год авторы номер документа
Двухканальная система электроснабжения 1991
  • Муравьев Геннадий Иванович
SU1802898A3
Двухканальная система электроснабжения 1991
  • Муравьев Геннадий Иванович
SU1793515A1
Двухканальная система электроснабжения 1989
  • Муравьев Геннадий Иванович
SU1670742A1
ПЕРВИЧНАЯ ДВУХКАНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 1991
  • Белов П.В.
  • Попов А.П.
  • Скибин В.Н.
  • Кондаков Л.И.
RU2017306C1
Многоканальная система электроснабжения с круговым порядком резервирования 1979
  • Мартыненко Владимир Николаевич
  • Муравьев Геннадий Иванович
  • Попов Александр Петрович
SU1035726A1
СПОСОБ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ БОРТОВЫХ СИСТЕМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2003
  • Демченко О.Ф.
  • Попович К.Ф.
  • Гуртовой А.И.
  • Школин В.П.
  • Кошелев С.А.
  • Кодола В.Г.
RU2232109C1
ЛЕГКИЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ 2004
  • Демченко Олег Федорович
  • Долженков Николай Николаевич
  • Матвеев Андрей Иванович
  • Попович Константин Федорович
  • Гуртовой Аркадий Иосифович
  • Школин Владимир Петрович
  • Кодола Валерий Григорьевич
RU2271305C1
Двухканальная система электроснабжения 1989
  • Муравьев Геннадий Иванович
SU1686611A1
Двухканальная система электроснабжения 1989
  • Муравьев Геннадий Иванович
SU1705956A1
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 1991
  • Мейлах Г.И.
  • Гониодский В.И.
  • Черенко В.И.
  • Орлова Н.Е.
  • Перельман Д.В.
  • Рапопорт И.А.
SU1817623A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 271 063 C1

Реферат патента 2006 года ЧЕТЫРЕХКАНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ С РЕЗЕРВИРОВАНИЕМ

Предлагаемое изобретение относится к самолетной электротехнике и может быть использовано, например, в четырехканальной системе электроснабжения (СЭС) переменного трехфазного тока, обеспечивающей электропитание всего оборудования при отказе любого одного из четырех каналов. Техническим результатом предполагаемого изобретения является сокращение числа аэродромных источников, используемых при отработке бортового оборудования и подготовке к полету. Технический результат достигается тем, что четырехканальная система электроснабжения с резервированием, каждый канал которой содержит генератор и линейный контактор с переключающими контактами, выполнена в виде трех основных и одного резервного каналов, причем каждый из основных каналов снабжен шиной, подключенной к генератору через замыкающий контакт линейного контактора, разъемом для подключения внешнего источника и вторым контактором с переключающими контактами, а резервный канал снабжен вторым контактором с замыкающим контактом, включенным между размыкающим контактом линейного контактора резервного канала и одним из разъемов, при этом замыкающие контакты вторых контакторов в основных каналах соединены с разъемами, их общие выводы соединены с размыкающими контактами линейных контакторов, а размыкающие контакты вторых контакторов объединены между собой и общим выводом линейного контактора резервного канала. Таким образом проведение предполетной подготовки от трех аэродромных источников электроэнергии (вместо четырех в известных схемах) и возможность отработки комплексов от одного источника обеспечивается при минимальном числе контакторов. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 271 063 C1

Четырехканальная система электроснабжения с резервированием, каждый канал которой содержит генератор и линейный контактор с переключающими контактами, отличающаяся тем, что система выполнена в виде трех основных и одного резервного каналов, причем каждый из основных каналов снабжен шиной, подключенной к генератору через замыкающий контакт линейного контактора, разъемом для подключения внешнего источника и вторым контактором с переключающими контактами, а резервный канал снабжен вторым контактором с замыкающим контактом, включенным между размыкающим контактом линейного контактора резервного канала и одним из разъемов, при этом замыкающие контакты вторых контакторов в основных каналах соединены с разъемами, их общие выводы соединены с размыкающими контактами линейных контакторов, а размыкающие контакты вторых контакторов объединены между собой и общим выводом линейного контактора резервного канала.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2271063C1

Система резервированного электропитания 1980
  • Игнатьев Юрий Алексеевич
SU942202A1
Устройство гарантированного электропитания 1990
  • Лазутин Павел Павлович
  • Самойлов Владимир Константинович
  • Балабанов Владимир Венедиктович
SU1757022A1
КЕРАМИЧЕСКАЯ МАССА 2006
  • Щепочкина Юлия Алексеевна
RU2317276C1

RU 2 271 063 C1

Авторы

Белов Петр Васильевич

Муравьев Геннадий Иванович

Стадник Александр Федорович

Даты

2006-02-27Публикация

2004-07-13Подача