Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано, например, в двухканальной системе электроснабжения (СЭС) переменного тока самолета.
Известная двухканальная СЭС, содержащая два .основных и один резервный генераторы, разъем для подключения внешнего (аэродромного) источника, две шины и пять контакторов. Недостатком такой СЭС является то, что при переключении с резервного генератора на аэродромный источник и наоборот имеет место одновременный перерыв в электропитании обеих шин на время переключения контактора, что является недопустимым для некоторых потребителей, получающих питание от двух независимых шин с целью сохранения работоспособности при обесточивании одной из них.. /
Наиболее близкой является двухканальная СЭС, содержащая два основных и один резервный генераторы, разъем для подключения аэродромного источника, две шины и четыре контактора. СЭС содержит минимальное число контакторов и электрических связей и относится к системам с так называемым фиксированным порядком резервирования. При нарушении порядка включения основных генераторов на земле при запуске двигателей одновременный пе- .рерыв в электропитании обеих шин будет иметь место не только при переключении с резервного генератора на аэродромный источник (и наоборот), но и при переключении с резервного генератора (или аэродромного источника) на основные генераторы и наоборот.
Целью изобретения является улучшение эксплуатационных характеристик путем исключения одновременного перерыва в электропитании обеих шин при переключении их с одного источника электроэнергии на другой.: .
Поставленная цель достигается тем, что в двухканальной СЭС, содержащей два основных и один резервный генераторы, разъем для подключения внешнего источника, две шины и четыре контактора с переключающими контактами, причем первый и второй основные генераторы, резервный генератор и рз зъем соединены с выводами замыкающих контактов соответственно первого, второго, третьего и четвертого контакторов, согласно изобретению первая шина соединена с выводом размыкающего контакта второго контактора и с общими точками переключающих контактов третьего контактора непосредственно и первого контактора через размыкающий контакт третьего контактора, при этом вторая шина
соединена с выводом размыкающего контакта первого контактора и общими точками переключающих контактов четвертого контактора непосредственно и второго контактора через размыкающий контакт четвертого контактора.
На чертеже представлена принципиальная схема двухканальной СЭС.
СЭС содержит два основных генератора 1, 2, установленных на маршевых двигателях, резервный генератор 3, установленный на вспомогательной силовой установке (ВСУ), разъем 4 для подключения аэродромного источника, шины 5, 6 и
контакторы 7-10.
При нормальной работе СЭС в полете включены контакторы7, 8 и шины получают питание от основных генераторов через последовательно включенные замыкающий и размыкающий контакты соответствующих контакторов. В случае отказа одного из основных генераторов отключается соответствующий контактор и через его
размыкающий контакт шина отказавшего генератора подключается к шине исправного генератора.„
В случае отказа обоих основных генераторов на их шины может быть включен ре- збрвный генератор 3 после запуска ВСУ. При этом срабатывает контактор 9 и резервный генератор подключается к шине 5 непосредственно, а к шине 6 - через
последовательно включенные размыкающие контакты контакторов 8, 10.
При подготовке самолета к полету питание потребителей электроэнергии может осуществляться как от аэродромного источника, так и от резервного генератора. При работе от аэродромного источника включен только контактор 10. При этом аэродромный источник подключается к шине 6 непосредственно и к шине 5 - через последовательно
включенные размыкающие контакты кон- такторов 7, 9. Подключение резервного генератора на шины основных генераторов при работе на земле осуществляется по тем же цепям, что и в полете. Переключение шин
на основные генераторы рассмотрим для случая, когда подготовка самолета велась от аэродромного источника. Если первым включается генератор 1, то после срабатывания контактора 7 он сразу же подключается к шине 5. при этом шине 6 продолжает получать питание от аэродромного источника. После включения генератора 2 и срабатывания контактора 8 подключение его к шине 6 происходит после отключения контактора 10, которое может осуществляться
как вручную, так и автоматически после включения обоих основных генераторов. Если же первым включается генератор 2, то после срабатывания контактора 8 никаких переключений не происходит и обе шины продолжают получать питание от аэродромного источника. Далее, после включения генератора 1, он подключается к шине 5 и только после отключения контактора 10 шина б переключается с аэродромного источника на ранее включенный генератор 2. Таким образом, независимо от порядка включения основных генераторов, каждый из них включается только на свою шину и поэтому одновременного перерыва в электропитании обеих шин не происходит. Переключение питания шин с резервного на основные генераторы осуществляется аналогичным образом.
При переключении с основных генераторов на аэродромный источник или резервный генератор, также исключается возможность одновременного перерыва в электропитании обеих шин, для чего перед отключением основных генераторов необходимо предварительно включить аэродромный источник или резервный генератор.
Формула изобретения Двухканальная система электроснабжения, содержащая два основных и один резервный генераторы, разъем для
подключения внешнего источника, две шины и четыре контактора с переключающими контактами, причем первый и второй основные генераторы, резервный генератор и разъем соединены с выводами замыкающих
0 контактов соответственно первого, второго, третьего и четвертого контакторов, отличающаяся тем, что, с целью улучшения эксплуатационных характеристик путем исключения одновременного перерыва в элек5 тропитании обеих шин при переключении их с одного источника электроэнергии на другой, первая шина соединена с выводом размыкающего контакта второго контакта и с общими точками переключающих контак0 тов третьего контактора непосредственно и первого контактора - через размыкающий контакт третьего контактора, при этом вторая шина соединена с выводом размыкающего контакта первого контактора и
5 общими точками переключающих контактов четвертого контактора непосредственно и второго контактора - через размыкающий контакт четвертого контактора.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Двухканальная система электроснабжения | 1991 |
|
SU1802898A3 |
Двухканальная система электроснабжения | 1989 |
|
SU1670742A1 |
СПОСОБ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ БОРТОВЫХ СИСТЕМ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2003 |
|
RU2232109C1 |
ПЕРВИЧНАЯ ДВУХКАНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА | 1991 |
|
RU2017306C1 |
ЧЕТЫРЕХКАНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ С РЕЗЕРВИРОВАНИЕМ | 2004 |
|
RU2271063C1 |
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 1991 |
|
SU1817623A1 |
Двухканальная система электроснабжения | 1989 |
|
SU1705956A1 |
ЛЕГКИЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ САМОЛЕТ | 2004 |
|
RU2271305C1 |
Многоканальная система электроснабжения с круговым порядком резервирования | 1979 |
|
SU1035726A1 |
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ГАРАНТИРОВАННОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ МОБИЛЬНОГО КОМПЛЕКСА | 2006 |
|
RU2318282C1 |
Назначение: изобретение относится к электротехнике и может быть использовано, например, в двухканальной системе электроснабжения переменного тока двухмоторного самолета. Сущность изобретения: система содержит два основных генератора 1, 2, установленных на маршевых двигателях, резервный генератор 3. установленный на вспомогательной силовой установке, разъем 4 для подключения аэродромного источника, а также шины 5, 6 и контакторы 7-10 с переключающими контактами. По- . ставленная цель достигается схемным путем за счет изменения электрических связей и точек подключения шин при сохранении массо-гэбаритных показателей. 1 ил.
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Системы электроснабжения самолетов и вертолетов | |||
Общие требования к структуре типовых систем, с | |||
Прибор для равномерного смешения зерна и одновременного отбирания нескольких одинаковых по объему проб | 1921 |
|
SU23A1 |
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов | 1917 |
|
SU2A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Системы электроснабжения самолетов и вертолетов | |||
Общие требования к структуре типовых систем, с | |||
Прибор для равномерного смешения зерна и одновременного отбирания нескольких одинаковых по объему проб | 1921 |
|
SU23A1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
1993-02-07—Публикация
1991-04-29—Подача