Изобретение относится к области гидравлических масел типа МГ-15-В (классификация по ГОСТ 17479.3-85), используемых в гидравлических системах и гидроприводах строительных, дорожных, лесозаготовительных, подъемно-транспортных и других машин и гидрооборудования, эксплуатируемых в различных климатических условиях.
Из отечественных гидравлических масел типа МГ-15-В в гидравлических системах и гидроприводах строительных, дорожных, лесозаготовительных, подъемно-транспортных и других машин в различных климатических условиях применяются масла на основе минеральных углеводородов с загущающими полимерными добавками и комплексом функциональных присадок: ВМГЗ (ТУ 38.101479-86), Ангрол МГ-15-В (ТУ 0253-381-05742746-2002), Раунд ВМГЗ (ТУ 38.401-58-322-2003). Основные характеристики масел: диапазон рабочих температур от 80°С до минус 40 - минус 50°С; вязкость при температуре 50°С - не менее 10 мм2/с, при температуре минус 40°С - от 1500 до 4100 мм2/с, при температуре минус 50°С - от 4260 до 18930 мм2/с; температура застывания не выше минус 50 - минус 60°С; температура вспышки - не ниже 135-140°С.
Указанные гидравлические масла имеют следующие недостатки:
- уменьшение вязкости на 25-45% в условиях эксплуатации при высоких механо-динамических нагрузках вследствие механо-химической деструкции молекул загущающих полимерных добавок, что существенно сокращает ресурс работы масла и снижает надежность работы гидроагрегатов;
- высокая коррозионная агрессивность масла к конструкционным металлам в случаях его увлажнения при хранении и эксплуатации техники.
Наиболее близким по составу и назначению является гидравлическое масло (авторское свидетельство СССР 325867, 13.05.1976) на нефтяной основе, где в качестве нефтяной основы применена фракция из сернистых нефтей, выкипающих в интервале 275-350°С, с вязкостью не менее 3,6 мм2/с при 50°С и температурой застывания не выше минус 52°С, загущенная полимером (полиметилметакрилатом или полиизобутиленом) с мол.вес. 3000-13000, с композицией присадок: ионол 0,2-0,3%, октол 3-5% и полиметилсилоксан 0,003-0,005%. Характеристики масла: вязкость при 50°С - 10 мм2/c, при минус 40°С - 2300 мм2/с, температура застывания - минус 60; температура вспышки - 140°С. Это масло также имеет указанные выше недостатки.
Задача настоящего изобретения - разработка всесезонного гидравлического масла для гидравлических систем и гидроприводов строительных, дорожных, лесозаготовительных, подъемно-транспортных и других машин.
Технический результат - обеспечение работоспособности при температурах от 80 до минус 50°С, повышение стабильности вязкости в условиях эксплуатации при высоких механо-динамических нагрузках и снижение коррозионного воздействия на конструкционные металлы при возможном увлажнении масла при хранении и эксплуатации техники.
Указанный технический результат достигается тем, что гидравлическое масло, включающее углеводородную основу, 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол, полиметилсилоксановую жидкость и противоизносную присадку, согласно изобретению в качестве углеводородной основы содержит полиальфаолефины с вязкостью 1,7-2,0 мм2/с при 100°С, полиальфаолефины с вязкостью 3,7-4,3 мм2/с при 100°С, в качестве противоизносной присадки - трикрезилфосфат и дополнительно - фенил-α-нафтиламин, смесь алкенилянтарных кислот C12-С15 и присадку ВСП при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Присадка ВСП ТУ 38.101811-83 является продуктом взаимодействия алкиленсукциимида диэтилентриамина с гетероциклическим соединением, содержащим серу и азот.
Смесь алкенилянтарных кислот C12-C15 - товарный продукт - "Продукт КАП-25" ТУ 6-17-04-60-88.
Технология приготовления масла включает следующие этапы:
- дозировку полиальфаолефинов в указанных соотношениях и смешение их при 50-70°С в течение не менее 0,5 часа;
- добавление в приготовленную смесь 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенола и перемешивание при 70-80°С в течение не менее 0,5 часа;
- добавление в приготовленную смесь фенил-α-нафтиламина и перемешивание при 70-80°С в течение не менее 0,5 часа;
- добавление в приготовленную смесь продукта КАП-25 и перемешивание при 70-80°С в течение не менее 1,0 часа;
- добавление в приготовленную смесь присадки ВСП и перемешивание при 70-80°С в течение не менее 1,0 часа;
- добавление в приготовленную смесь трикрезилфосфата и перемешивание при 70-80°С в течение не менее 2,0 часов;
- добавление в приготовленную смесь полиметилсилоксановой жидкости и перемешивание при 70-80°С в течение не менее 0,5 часа;
- охлаждение и фильтрация полученного масла.
В соответствии с указанной технологией приготовлены образцы масла, рецептуры которых представлены в таблице 1 (образцы 1-4) и образец 5 по рецептуре прототипа (авторское свидетельство СССР 325867) для сравнения.
Составы образцов гидравлического масла
Для приготовления образцов использовались товарные сырьевые компоненты:
- полиальфаолефины с вязкостью 1,7-2,0 мм2/с при 100°С - масло базовое полиальфаолефиновое ПАОМ-2 ТУ 0253-004-54409843;
- полиальфаолефины с вязкостью 3,7-4,3 мм2/с при 100°С - масло базовое полиальфаолефиновое ПАОМ-4 ТУ 0253-004-54409843;
- присадка Агидол-1 (4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол) ТУ 38.5901237-90;
- присадка Неозон "А" (фенил-α-нафтиламин) ТУ 6-14-202-74;
- трикрезилфосфат технический ГОСТ 5728;
- присадка ВСП ТУ 38.101811-83;
- продукт КАП-25 ТУ 6-17-04-60-88;
- полиметилсилоксановая жидкость - присадка ПМС-200А ОСТ 6-02-20-79.
Образцы испытаны по основным показателям, оценка которых является обязательной при квалификационных испытаниях рабочих жидкостей для гидравлических систем специальной, морской, строительно-дорожной и сельскохозяйственной техники (Комплекс методов квалификационной оценки рабочих жидкостей для гидравлических систем специальной, морской, строительно-дорожной и сельскохозяйственной техники, утвержден Межведомственной комиссией по допуску к производству и применению топлив, масел, смазок и специальных жидкостей при Госстандарте России 21 ноября 1996 г., протокол №4). Оценка устойчивости жидкости к механической деструкции при механо-динамических нагрузках проводилась квалификационным методом на ультразвуковой установке в условиях акустической кавитации.
Результаты испытаний представлены в таблице 2.
Из сравнения результатов испытаний видно, что гидравлическое масло предложенного состава (образцы №1-№4) не уступает маслу-прототипу по вязкостно-температурным характеристикам (п.1, 2, табл.2), стабильности против окисления (п.5, табл.2) и существенно превосходит по устойчивости к механической деструкции (п.8, табл.2) - вязкость масла стабильна при механо-динамических нагрузках. Заявленное масло коррозионно-неагрессивно при воздействии на металлы 5% водной эмульсии масла (п.6, табл.2) - коррозия стали не превышает 0,18 г/м2 по сравнению с 8,4 г/м2 для прототипа.
Применение изобретения позволит увеличить ресурс работы масла в гидросистемах техники не менее чем в 2 раза, повысит надежность работы гидроагрегатов за счет существенного уменьшения коррозии металлов в контакте с маслом в случае его увлажнения.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидравлическое масло арктического назначения | 2016 |
|
RU2631659C1 |
ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ МАСЛО | 2008 |
|
RU2378327C1 |
РАБОЧАЯ ЖИДКОСТЬ ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ СИСТЕМ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ | 2007 |
|
RU2347803C1 |
РАБОЧАЯ ЖИДКОСТЬ ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ СИСТЕМ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ | 2004 |
|
RU2275418C1 |
Рабочая жидкость для гидравлических систем | 2017 |
|
RU2659393C1 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ СИНТЕТИЧЕСКОГО ГИДРАВЛИЧЕСКОГО МАСЛА С ПОВЫШЕННОЙ ПОЖАРОБЕЗОПАСНОСТЬЮ ДЛЯ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ | 2010 |
|
RU2452768C1 |
КОМПРЕССОРНОЕ МАСЛО | 2005 |
|
RU2294355C1 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ СИНТЕТИЧЕСКОГО КОМПРЕССОРНОГО МАСЛА ДЛЯ ПРИМЕНЕНИЯ В КОМПРЕССОРАХ ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ | 2013 |
|
RU2548917C2 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ СИНТЕТИЧЕСКОГО ТУРБИННОГО МАСЛА ДЛЯ ПАРОТУРБИННЫХ УСТАНОВОК | 2013 |
|
RU2550137C2 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОГО МАСЛА ДЛЯ ТЕПЛОНАПРЯЖЕННЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ АВИАЦИИ | 2010 |
|
RU2476587C2 |
Изобретение относится к гидравлическим маслам типа МГ-15-В (классификация по ГОСТ 17479.3-85), используемых в качестве рабочих жидкостей в гидравлических системах и гидроприводах строительных, дорожных, лесозаготовительных, подъемно-транспортных и других машин и гидрооборудования, эксплуатируемых в различных климатических условиях. Сущность: композиция содержит в мас.%: 4-метил-2,6-ди-трет.бутилфенол 0,2-0,4, трикрезилфосфат 0,3-0,5, полиметилсилоксановая жидкость 0,003-0,005, фенил-α-нафтиламин 0,1-0,2, смесь алкенилянтарных кислот С12-С15 0,2-0,3, присадка ВСП 0,08-0,12, полиальфаолефины с вязкостью 1,7-2,0 мм2/с при 100°С 10-35, полиальфаолефины с вязкостью 1,7-2,0 мм2/c при 100°С до 100. Технический результат - обеспечение работоспособности при температурах от 80 до минус 50°С, повышение стабильности вязкости при механо-динамических нагрузках, снижение коррозионного воздействия на конструкционные металлы при возможном увлажнении масла при хранении и эксплуатации техники. 2 табл.
Всесезонное гидравлическое масло, содержащее углеводородную основу, 4-метил-2,6-ди-трет.бутилфенол, противоизносную присадку, полиметилсилоксановую жидкость, отличающееся тем, что в качестве углеводородной основы содержит полиальфаолефины с вязкостью 1,7-2,0 мм2/с при 100°С и полиальфаолефины с вязкостью 3,7-4,3 мм2/с при 100°С, в качестве противоизносной присадки - трикрезилфосфат и дополнительно содержит фенил-α-нафтиламин, смесь алкенилянтарных кислот С12-С15 и присадку ВСП при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Гидравлическое масло | 1969 |
|
SU325867A1 |
Авторы
Даты
2006-03-10—Публикация
2004-12-20—Подача