Изобретение относится к области гидравлических масел, применяемых в качестве рабочих (амортизаторных) жидкостей в телескопических и рычажно-кулачковых амортизаторах автомобилей и других видов техники, эксплуатируемой в различных климатических условиях.
Из отечественных гидравлических масел в качестве амортизаторных жидкостей применяются масла на основе минеральных углеводородов с пакетами функциональных присадок МГП-12 (ТУ 0253-052-00148843-98), Славол-АЖ (ТУ 38.301-29-40-92), Атмол-АЖ-12 (ТУ 0253-025-39247202-2003), Лукойл АЖ (ТУ 0253-025-00148599-2001).
Из патентной литературы известно масло гидравлическое для средненагруженных гидравлических систем (заявка на изобретение №99109834, С10М 101/02), содержащее минеральное масло фракции 300-400°С в качестве базового компонента, многофункциональную присадку, антиокислительную, антипенную присадки. В качестве базового компонента оно содержит дистиллятное минеральное масло фракции 300-400°С с температурой застывания минус 25 - минус 30°С и дополнительно депрессорную присадку при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Минеральное масло фракции 300-400°С 97,846-98,649
Многофункциональная присадка 0,9-1,1
Антиокислительная присадка 0,15-0,25
Антипенная присадка 0,001-0,004
Депрессорная присадка 0,3-0,8.
Масло гидравлическое для высоконапряженных гидравлических систем (патент РФ №2196806, 7 С10М 101/02, С10М 169/04, C10N 40:08), включающее базовое масло, загущающую, депрессорную, антиокислительную, многофункциональную и противопенную присадки. В качестве базового масла оно содержит фракцию 270-340°С, полученную при вакуумной разгонке масляной фракции 270-420°С после селективной очистки фенолом или N-метилпирролидоном и депарафинизации с температурой застывания не выше минус 55°C, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Загущающая присадка 0,8-12,0
Депрессорная присадка 0,3-1,0
Антиокислительная присадка 0,15-0,25
Многофункциональная присадка 0,9-1,1
Противопенная присадка 0,002-0,004
Базовое масло до 100.
Всесезонное гидравлическое масло "Мобойл-15" типа МГ-15-В (патент РФ №2214451, 7 С10М 169/04, 145/14, 145/22, 101/02, C10N 40/08), содержащее базовое масло, многофункциональную присадку и депрессорную присадку. В качестве многофункциональной присадки оно содержит присадку Лубризол 5199А, являющуюся антипенной, противоизносной, антиокислительной и антикоррозионной одновременно, в количестве 0,9-1,1 мас.% и в качестве депрессорной присадки оно содержит присадку Лубризол 7749 В, являющуюся полиметакрилатным соединением, в количестве 0,4-0,6 мас.% и присадку Лубризол 6662, являющуюся алкилсложноэфирным сополимером, в количестве 0,5-1,0 мас.%, и в качестве базового масла оно содержит индустриальное минеральное масло И-12А селективной очистки без присадок в количестве до 100 мас.%.
Указанные масла имеют недостатки, ограничивающие их применение в качестве амортизаторных жидкостей при высоких ударно-механических нагрузках и для всех климатических условий:
- кинематическая вязкость при температуре минут 40°С выше 8000 мм2/с (требования для амортизаторных жидкостей не более 6500 мм2/с), что ограничивает их применение температурой минут 30°С;
- вязкость при механодинамических нагрузках нестабильна - уменьшается на 20-30% от исходной, температура вспышки 140-147°С при требовании для амортизаторных жидкостей не ниже 165°С, что ограничивает их применение в амортизаторах при высоких ударно-динамических нагрузках.
Наиболее близким по составу является гидравлическое масло (патент РФ №2271383, С10М 169/04, 171/02, 105/04, 133/12, 129/10, 137/04, 133/16, 129/42, C10N 40/08), содержащее следующие компоненты: 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол 0,2-0,4%, трикрезилфосфат 0,-0,5%, полиметилсилоксановую жидкость 0,003-0,005%, фенил-α-нафтиламин 0,1-0,2%, смесь алкенилянтарных кислот C12-C15 0,2-0,3%, присадка ВСП 0,08-0,12%, полиальфаолефины с вязкостью 1,7-2,0 мм2/с при 100°С 10-35% и полиальфаолефины с вязкостью 3,7-4,3 мм2/с при 100°С до 100%.
Недостатком указанного масла являются низкие значения кинематической вязкости в интервале температур 50-100°С (при 50°С 3,0-3,4 мм2/с, при 100°С 8,0-10,7 при требовании для амортизаторных жидкостей не ниже 3,9 мм2/с при 50°С и не ниже
12 мм2/с при 100°С), что ограничивает применение указанного масла в качестве амортизаторной жидкости.
Задача настоящего изобретения - разработка гидравлического масла для применения в качестве рабочей жидкости для телескопических и рычажно-кулачковых амортизаторов автомобилей и других видов техники, эксплуатируемой при высоких ударно-динамических нагрузках и во всех климатических условиях.
Технический результат - обеспечение работоспособности амортизаторов и демпфирующих устройств при температурах от 100 до минус 50°С при сохранении стабильности вязкости при высоких ударно-динамических нагрузках, сохранении низких значений вязкости при минусовых температурах (не более 5000 мм2/с при минус 40°С), сохранении температуры застывания не выше 60°С и повышение температуры вспышки до значений не ниже 190°С.
Указанный технический результат достигается тем, что гидравлическое масло, содержащее полиальфаолефиновую основу с вязкостью 3,7-4,3 мм2/с при 100°С, 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол, полиметилсилоксановую жидкость, трикрезилфосфат и фенил-α-нафтиламин, дополнительно содержит диоктилсебацинат при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Технология приготовления масла включает следующие этапы:
- дозировку полиальфаолефинов и диоктилсебацината в указанных соотношениях и смешение их при 50-70°С в течение не менее 0,5 часа;
- добавление в приготовленную смесь 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенола и перемешивание при 70-80°С в течение не менее 0,5 часа;
- добавление в приготовленную смесь фенил-α-нафтиламина и перемешивание при 70-80°С в течение не менее 0,5 часа;
- добавление в приготовленную смесь трикрезилфосфата и перемешивание при 70-80°С в течение не менее 2,0 часов;
- добавление в приготовленную смесь полиметилсилоксановой жидкости и перемешивание при 70-80°С в течение не менее 0,5 часа;
- охлаждение и фильтрация полученного масла.
В соответствии с указанной технологией приготовлены образцы масла, рецептуры которых представлены в таблице 1 (образцы 1-4). Для сравнения взят образец 5, изготовленный по прототипу - образец 4 патента РФ №2271383.
Составы образцов гидравлического масла
1,7-2,0 мм2/с при 100°С
3,7-4,3 мм2/с при 100°С
Для приготовления образцов использовались товарные сырьевые компоненты:
- полиальфаолефины с вязкостью 3,7-4,3 мм2/с при 100°С - масло базовое полиальфаолефиновое ПАОМ-4 ТУ 0253-004-54409843;
- диоктилсебацинат (ДОС) ТУ 6-06-11-88;
- присадка Агидол-1 (4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол) ТУ 38.5901237-90;
- присадка Неозон «А» (фенил-α-нафтиламин) ТУ 6-14-202-74;
- трикрезилфосфат технический ГОСТ 5728;
- полиметилсилоксановая жидкость - присадка ПМС-200А ОСТ 6-02-20-79.
Образцы испытаны по основным показателям, оценка которых является обязательной для гидравлических масел, используемых в качестве рабочих жидкостей для амортизаторов и демпфирующих устройств. Оценка устойчивости жидкости к механической деструкции при механодинамических нагрузках проводилась квалификационным методом на ультразвуковой установке в условиях акустической кавитации.
Результаты испытаний представлены в таблице 2.
пятна износа при нагрузке 196 Н, мм
Из сравнения результатов испытаний видно, что гидравлическое масло предложенного состава (образцы 2-4) по кинематической вязкости при температурах 50 и 100°С (п.1 табл.2) превосходит прототип на 20-30% и удовлетворяет заданным требования по вязкости: не ниже 3,9 мм2/с при 50°С и не ниже 12 мм2/с при 100°С. Вязкость образцов 2-4 при минус 40°С (п.1 табл.2) удовлетворяет заданным требованиям - не выше 5000 мм2/с, при механо-динамических нагрузках вязкость стабильна (п.6 табл.2), температура застывания указанных образцов ниже 60°С, а температура вспышки выше, чем у прототипа, на 23-35°С.
Применение изобретения позволит увеличить ресурс работы амортизаторов и повысить их надежность при высоких ударно-динамических нагрузках и обеспечить эксплуатацию во всех климатических условиях.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Гидравлическое масло арктического назначения | 2016 |
|
RU2631659C1 |
ВСЕСЕЗОННОЕ ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ МАСЛО | 2004 |
|
RU2271383C1 |
Рабочая жидкость для гидравлических систем | 2017 |
|
RU2659393C1 |
РАБОЧАЯ ЖИДКОСТЬ ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ СИСТЕМ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ | 2004 |
|
RU2275418C1 |
РАБОЧАЯ ЖИДКОСТЬ ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ СИСТЕМ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ | 2007 |
|
RU2347803C1 |
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ СИНТЕТИЧЕСКОГО ГИДРАВЛИЧЕСКОГО МАСЛА С ПОВЫШЕННОЙ ПОЖАРОБЕЗОПАСНОСТЬЮ ДЛЯ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ | 2010 |
|
RU2452768C1 |
ЭЛЕКТРОИЗОЛЯЦИОННОЕ МАСЛО | 2013 |
|
RU2528832C1 |
МОРОЗОСТОЙКАЯ ПОЛУЖИДКАЯ СМАЗКА | 2020 |
|
RU2748988C1 |
ПАКЕТ ПРИСАДОК К МОТОРНЫМ МАСЛАМ И МАСЛО, ЕГО СОДЕРЖАЩЕЕ | 2011 |
|
RU2461609C1 |
ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ ЖИДКОСТЬ | 2009 |
|
RU2430146C2 |
Изобретение относится к области гидравлических масел, применяемых в качестве рабочих (амортизаторных) жидкостей в телескопических и рычажно-кулачковых амортизаторах автомобилей и других видов техники, эксплуатируемой в различных климатических условиях. Сущность: масло содержит, мас.%:
Технический результат - улучшение вязкостно-температурных свойств, повышение стабильности вязкости при механодинамических нагрузках. 2 табл.
Гидравлическое масло, содержащее полиальфаолефиновую основу с вязкостью 3,7-4,3 мм2/с при 100°С, 4-метил-2,6-ди-трет-бутилфенол, полиметилсилоксановую жидкость, трикрезилфосфат и фенил-α-нафтиламин, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит диоктилсебацинат при следующем соотношении компонентов, мас.%:
ВСЕСЕЗОННОЕ ГИДРАВЛИЧЕСКОЕ МАСЛО | 2004 |
|
RU2271383C1 |
РАБОЧАЯ ЖИДКОСТЬ ДЛЯ ГИДРАВЛИЧЕСКИХ СИСТЕМ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ | 2004 |
|
RU2275418C1 |
СМАЗОЧНОЕ МАСЛО ДЛЯ ГАЗОВЫХ ТУРБИН | 2000 |
|
RU2185423C2 |
RU 2058379 C1, 20.04.1996 | |||
Способ получения антранилов | 1975 |
|
SU529161A1 |
Авторы
Даты
2010-01-10—Публикация
2008-07-09—Подача