УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ Российский патент 2006 года по МПК B62D7/15 B62D3/02 

Описание патента на изобретение RU2271955C1

Изобретение относится к области транспорта и предназначено для повышения маневренности колесных машин, например легковых автомобилей, колесных тракторов, экскаваторов, скреперов и т.д.

Известны устройства для этой цели, содержащие зубчатые передачи с внутренним зацеплением, рейкой, которая связана сухарем с зубчатым колесом с помощью пальца (см. журнал «Техника-молодежи за 1988 г., №8, ст.41).

Однако эти механизмы громоздки, сложны в изготовлении, содержат колеса внутреннего зацепления, поступательные пары. Из-за этого возникает длинная кинематическая цепь, в которой имеются зазоры, вызывающие спонтанные колебания колес.

Из технической литературы известны устройства управления, состоящие из тяг, зубчатых передач и кривошипно-шатунного механизма (см. «Механизмы в современной технике» И.И.Артоболевской, М., «Наука», 1971 г., стр.508).

Ближайшим техническим решением является устройство управления, состоящее из рулевого колеса, рулевого вала с рулевым механизмом, который рулевыми рычагами и тягами связан с рычагами управления поворотных цапф управляемых колес (см. «Шасси автомобиля», ч.II «Рулевое управление» И.Раймпель, М., «Машиностроение», 1987 г. стр.72). Указанное устройство имеет ограниченную управляемость, большой радиус поворота. Оно не обеспечивает требуемой маневренности для дорожно-транспортных машин (скреперов, экскаваторов) и для легковых автомобилей при парковке на ограниченных площадках.

Техническим решением данного изобретения является повышение маневренности транспортного средства и возможность установки устройства управления на стандартный рулевой механизм серийного транспортного средства.

Техническое решение достигается тем, что в нижней части рулевого вала перед механизмом управления расположена коническая шестерня, которая соединена с ведомой конической шестерней большего диаметра, установленной на рулевом валу задних управляемых колес, а на противоположном конце его закреплен кривошипно-шатунный механизм, выходной вал которого расположен вертикально, а на конце его закреплен поворотный рычаг, связанный тягами с рычагами поворота задних колес.

Сущность изобретения поясняется чертежами.

На Фиг.1 показано схематично устройство управления транспортным средством при виде сбоку.

На Фиг.2 дан общий вид устройства управления

На Фиг.3 показано соотношение поворотных рычагов кривошипно-шатунного механизма и задних колес.

Устройство управления выполнено следующим образом. Устройство управления и все его узлы установлены на раме 1 транспортного средства (автомобиля и т.д.), которое имеет передние 2 и задние 3 управляемые колеса. На раме автомобиля закреплен механизм управления 4 (червячного или реечного типа), на верхнем конце рулевого вала 5 которого закреплено рулевое колесо 6. На нижнем конце рулевого вала перед механизмом управления установлена коническая шестерня 7, которая находится в зацеплении с конической шестерней 8, установленной на переднем конце рулевого вала 9 задних колес. Обе шестерни заключены в общий корпус. На Фиг.2 он показан пунктиром. Рулевой вал задних колес снабжен карданным шарниром 10 и его задний конец установлен в подшипнике 11, закрепленном на раме автомобиля.

Устройство управления передними колесами выполнено стандартным без изменения его узлов и деталей. Устройство управления передними колесами имеет рулевой рычаг 12 тяги 13 и поворотные рычаги 14 передних колес.

Ведомая шестерня 7 и ведущая шестерня 8 рулевого вала 9 задних колес имеют передаточное число 3 и более. Коническое колесо 8 имеет в три раза больший диаметр и во столько же раз большее число зубьев.

Пара конических шестерен 7 и 8 составляет конический редуктор и они заключены в общий корпус.

На заднем конце рулевого вала 9 установлен угловой кривошипно-шатунный механизм, имеющий кривошип 15 и шатун 16, установленный в подшипнике 17 кривошипа под углом ∝. Противоположный конец шатуна в подшипниках 18 закреплен на вертикальном валу 19 кривошипного механизма. На вертикальный вал 19 в нижнем его конце закреплен поворотный рычаг 20 задних колес. Рычаг 20 тягами 21 связан с рычагами 22 поворота задних колес. Рычаги поворота задних колес расположены на поворотных цапфах 23, установленных на задней оси автомобиля с помощью вертикальных шарниров 24. Устройство рулевых тяг, поворотных рычагов, осей и колесных цапф является типовым и выпускается серийно для конкретного класса транспортного средства. Кривошипно-шатунный механизм установлен в общий корпус. На Фиг.2 он показан пунктиром.

Поворотный рычаг 20 имеет большую длину по сравнению с рычагом 22 поворота задних колес. Длина рычага 20 более чем в 1,2 раза превышает длину рычага 22 поворота колес, как показано на Фиг.3.

Передаточное число рулевого механизма передних колес (червячной пары, механизма управления 14) является типовым и стандартным для каждого типа транспортного средства. Суммарное передаточное число конической пары 7 и 8, кривошипно-шатунного механизма и рычагов управления задними колесами меньше или равно передаточному числу механизма управления передними колесами транспортного средства, на которое установлено предлагаемое устройство управления.

Устройство управления работает следующим образом. При повороте рулевого колеса 6 рулевой вал вращается в сторону поворота рулевого колеса и с помощью механизма управления 4, рычага 12, тяг 13 и поворотных рычагов 14 поворачивают передние колеса 2 автомобиля в сторону поворота рулевого колеса. Вращение рулевого вала 4 через коническую пару шестерен (7, 8), рулевой вал 9 задних колес и кривошипно-шатунный механизм с помощью рычагов 20 и 22 приводит к повороту задних колес в противоположную сторону. Т.к. передаточное число рулевого механизма передних колес равно суммарному передаточному числу рулевого механизма задних колес (или больше его), то задние колеса поворачиваются на тот же угол, что и передние колеса (или на меньший, чем у них).

При одновременном повороте передних и задних колес в противоположном направлении повышается устойчивость автомобиля при прохождении поворотов. Кроме того, повышается маневренность автомобиля, особенно на малой скорости на ограниченных площадках. Это необходимо при парковке, при работе экскаватора, грейдера, скрепера на ограниченных строительных площадках.

Благодаря описанной выше кинематической схеме устраняется внутреннее зубчатое зацепление в механизме управления, сокращается число звеньев кинематической цепи, повышается жесткость устройства управления.

По сравнению с прототипом предложенное устройство управления имеет малый вес, небольшие габариты. Корпус кривошипно-шатунного механизма имеет габариты 100×100×150 мм. И он легко вписывается в габариты стандартного механизма управления 4.

Предлагаемое устройство управления является простым и надежным в эксплуатации по сравнению с прототипом.

Похожие патенты RU2271955C1

название год авторы номер документа
ПРИВОД ВЕДУЩЕГО КОЛЕСА 2004
  • Айдаков Петр Никонорович
  • Айдаков Олег Петрович
  • Винокуров Михаил Маркович
RU2282553C2
ТЯГОВОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО (ВАРИАНТЫ) 1999
  • Писаревский В.М.
  • Брагар В.В.
  • Котиев Г.О.
  • Смирнов А.А.
  • Сачивец В.В.
  • Шигаев А.Д.
RU2163209C1
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ "RZAO" (ВАРИАНТЫ) 1997
  • Рустамов Закир Али Ага Оглы
  • Ахмедбеков Солтан Беклар Оглы
RU2142893C1
КОЛЕСНАЯ БРОНЕМАШИНА 2005
  • Внуков Василий Васильевич
RU2314478C2
АВТОМОБИЛЬНОЕ КРАНОВОЕ ШАССИ 2018
  • Левковец Николай Романович
  • Коряков Виктор Георгиевич
  • Овсиенко Людмила Петровна
  • Полехин Денис Эдуардович
RU2684838C1
МЕХАНИЗМ (ВАРИАНТЫ) И СПОСОБ ИДЕНТИЧНОГО РУЛЕВОГО УПРАВЛЕНИЯ ТРАПЕЦИЕВИДНЫМ КАЧАЮЩИМСЯ РЫЧАГОМ С РАДИАЛЬНОЙ ТЯГОЙ И МНОГОКОЛЕСНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО 2020
  • Лю, Хайпэн
RU2760795C1
РУЛЕВОЙ ПРИВОД УПРАВЛЯЕМЫХ КОЛЕС 1999
  • Джавадов Р.Д.
  • Марченко О.С.
  • Бычков В.В.
RU2168437C2
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ 2012
  • Семенов Александр Алексеевич
  • Савицкий Владимир Яковлевич
  • Охотников Максим Андреевич
RU2517396C1
Быстроходный двухосный колёсный вездеход на шинах сверхнизкого давления с комбинированной системой управления 2017
  • Селезнев Сергей Александрович
  • Селезнёв Данила Сергеевич
  • Хаинов Геннадий Евгеньевич
  • Хаинов Даниил Геннадьевич
RU2652936C1
КОЛЕСНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА 2010
  • Некрасов Владимир Иванович
  • Шийка Алексей Павлович
RU2423281C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 271 955 C1

Реферат патента 2006 года УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ

Изобретение относится к автомобилестроению, в частности к механизмам одновременного поворота передних и задних колес. Устройство управления транспортным средством состоит из установленных на раме стандартной системы управления передними колесами с рулевым валом 5 и рулевым колесом 6. На рулевом валу 5 установлена коническая шестерня 7, связанная зубчатым зацеплением с шестерней 8 вала 9 управления задними колесами. На противоположном конце вала 9 расположен кривошипно-шатунный механизм, выходной вал 19 которого расположен вертикально, а на конце его закреплен поворотный рычаг 20, связанный тягами 21 с рычагами 22 поворота задних колес. Технический результат заключается в повышении маневренности колесных машин. 3 ил.

Формула изобретения RU 2 271 955 C1

Устройство управления транспортным средством, состоящее из установленных на его раме управляемых колес, соединенных тягами с их механизмом управления, имеющим рулевое колесо и рулевой вал, отличающееся тем, что в нижней части рулевого вала перед механизмом управления расположена коническая шестерня, которая соединена с ведомой конической шестерней большего диаметра, установленной на рулевом валу задних управляемых колес, а на противоположном конце его закреплен кривошипно-шатунный механизм, выходной вал которого расположен вертикально, а на конце его закреплен поворотный рычаг, связанный тягами с рычагами поворота задних колес.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2271955C1

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КОЛЕСАМИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1991
  • Жарковский А.П.
RU2029699C1
DE 3728593 A1, 09.03.1989
US 4796904, 10.01.1989.

RU 2 271 955 C1

Авторы

Вольдман Лев Юрьевич

Даты

2006-03-20Публикация

2004-08-09Подача