Изобретение относится к ВВТ, а, именно к средствам разведки местности и целей противника, и может быть использовано на образцах вооружения и военной техники (ВВТ) различного назначения.
Известны средства разведки местности и целей противника, установленные на образцах ВВТ Сухопутных войск (БТВТ) в виде оптических, инфракрасных, тепловизионных, телевизионных приборов и радиолокационных каналов [1, 2, 3, 4].
Основным недостатком этих средств разведки является малая высота установки приборов над землей (не превышает 2,5 м), ограничивающая дальность разведки, особенно в условиях пересеченной, холмистой и лесной местности. Это резко снижает боевые возможности отдельных наземных боевых, разведывательных, командно-штабных и других машин и тактических подразделений в целом, так как не позволяет в полной мере использовать возможности вооружения машин, вести разведку противника за передним краем, в глубине обороны, организовывать предупреждающий маневр силами и средствами подразделений.
Широко известны способы и средства разведки противника с помощью летательных аппаратов (ЛА) - самолетов, вертолетов, аэростатов.
Получаемая ими развединформация не передается непосредственно на каждую отдельную боевую машину в реальном масштабе времени, поэтому теряет актуальность при ведении высокоманевренных боевых действий. Непосредственно в танковых (мотострелковых) подразделениях (рота, батальон) такие средства разведки отсутствуют.
Известен дистанционно-пилотируемый летательный аппарат (ДПЛА) "Пчела-1" в составе комплекса "Строй-П", предназначенный для наблюдения за полем боя и ведения разведки в глубине обороны противника [5] и включающий транспортную машину с направляющей для запуска аппарата, аппаратуру для управления аппаратом и приема развединформации, летательный аппарат с телевизионной системой, силовой установкой в виде двигателя внутреннего сгорания, систему автоматизированного управления полетом, парашют. Запуск аппарата осуществляется с транспортной машины пороховым ускорителем.
Разведывательная информация с аппарата передается экипажу комплекса по радиоканалу на монитор (телевизионную систему) и фиксируется им на рабочей карте, после чего может быть передана соответствующим органам управления частей (или подразделений). Продолжительность полета ДПЛА составляет 2 часа, после чего он опускается на парашюте.
Недостатками комплекса применительно к тактическим подразделениям типа батальон, рота, взвод, а также к отдельным машинам являются:
образцы ВВТ ведут динамичный бой в реальном масштабе времени, а комплекс не обеспечивает быструю обработку развединформации и передачу ее непосредственно на каждый образец;
каждой боевой или другой машине требуется информация о противнике и местности в своей зоне ответственности (полосе, секторе) в реальном масштабе времени, что данный комплекс принципиально решить не может;
низкое качество связи ЛА с транспортной машиной, возможность полного подавления радиоканала [5];
громоздкость всего комплекса - отдельная транспортная машина, летательный аппарат, экипаж с соответствующими техническими средствами;
транспортная база комплекса в виде колесной машины не может следовать за подразделениями в бою по условиям проходимости;
ограниченное время полета ДПЛА.
Наиболее близким по технической сущности является разведывательный комплекс по патенту 2015067 С1, В 64 С 29/02, 30.06.1994, включающий беспилотный летательный аппарат (платформу), выполненный по вертолетной схеме и содержащий несущий винт с электроприводом, устройство управления полетом платформы, разведывательную аппаратуру с системой передачи данных органу управления, размещаемому на машине, систему передачи команд управления полетом платформы [6].
Указанному разведывательному комплексу, применительно к отдельным образцам ВВТ и их тактическим подразделениям, присущи те же недостатки, что и комплексу "Строй-П".
Целью настоящего изобретения является повышение дальности и оперативности ведения разведки противника в интересах отдельного образца ВВТ, тактических подразделений Сухопутных и других родов войск.
Поставленная задача решается путем установки на образец ВВТ специального разведывательного комплекса.
Сущность изобретения заключается в том, что известный комплекс воздушной разведки, включающий беспилотный летательный аппарат (платформу), выполненный по вертолетной схеме и содержащий несущий винт с электроприводом, устройство управления полетом платформы, разведывательную аппаратуру с системой передачи данных органу управления, размещаемому образце ВВТ, систему передачи команд управления полетом платформы, дополнительно снабжен системой автоматического слежения за объектом установки, модулями сопряжения (МС), автоматизированным рабочим местом в составе ЭВМ и пульта управления. В нерабочем положении все составные части комплекса находятся в переносном контейнере, который может быть установлен на разнообразные образцы ВВТ.
Состав разведывательного комплекса и связи между ними представлены на чертеже, где
1 - беспилотный летательный аппарат (платформа);
2 - несущий винт;
3 - приборы разведки;
4 - система слежения за образцом;
5 - электропривод несущего винта;
6 - система автоматического управления полетом;
7 - модуль сопряжения платформы с контейнером;
8 - контейнер;
9 - кабель-трос;
10 - система автоматического натяжения троса;
11 - преобразователь электроэнергии;
12 - модуль сопряжения контейнера с платформой и с автоматизированным рабочим местом оператора;
13 - образец ВВТ;
14 - система электроснабжения образца;
15 - автоматизированное рабочее место оператора.
Отличительными особенностями заявляемого разведывательного комплекса являются: питание электродвигателя привода 5 винта 2 платформы 1 осуществляется от системы электроснабжения 14 образца ВВТ 13 через МС 12 и МС 7, наличие системы слежения 4 за образцом ВВТ 13, позволяющей автоматически удерживать платформу 1 над образцом при всех его маневрах на местности.
В качестве приборов разведки на платформу могут устанавливаться стабилизированные в трех плоскостях телевизионные, тепловизионные приемники информации с блоками преобразования сигнала в цифровую форму, РЛС, акустические датчики, лазерные дальномеры и др.
Для удержания платформы 1 на заданной высоте, передаче на платформу электроэнергии, сигналов управления и получения с нее видеоинформации служат МС 7 и МС 12, а также крепежные приспособления контейнера к машине, кабель-трос в виде бухты с электроприводом 9 и системой автоматического натяжения 10. Кабель-трос 9 представляет собой кабель питания и кабель связи, которые соединены через МС 7 и МС 12 с преобразователем энергии 11 (по питанию), платформой 1 и АРМ 15 (по сигналам управления разведывательным каналом и приема из него разведывательной информации). Система автоматического натяжения 10 решает задачу сматывания (разматывания) кабель-троса при изменении высоты полета платформы 1.
АРМ 15 представляет собой ЭВМ с пультом управления и программным обеспечением, соединенные через шину данных, МС 12, кабель-трос 9, МС 7 с приборами разведки 3 платформы 1 и системой автоматического управления полетом 4 платформы 1.
Управление платформой 1 осуществляться следующим образом. Контейнер 8 устанавливают на образец ВВТ 13, подключают к системе электроснабжения образца 14, устанавливают АРМ 15 на рабочее место оператора (командира/наводчика) образца ВВТ 13. Подключают кабель-трос 9 к платформе 1. По команде оператора АРМ 15 осуществляет программный запуск платформы 1 в воздух. Одновременно с запуском платформы начинает работать система слежения 4 за образцом ВВТ 13, которая через систему автоматического управления полетом 6 удерживает платформу 1 над образцом ВВТ 13 при всех его маневрах на местности на заданной высоте. Высоту полета, положение в пространстве средств разведки 6, установленных на платформе 1, оператор устанавливает и контролирует с помощью ЭВМ и пульта управления, передавая сигналы управления на систему автоматического управления полетом 6 и приборы разведки 3. Развединформация от приборов разведки 3 по кабель-тросу 9 поступает в ЭВМ АРМ 15, где после соответствующей обработки отображается на мониторе оператора АРМ.
Современный уровень развития техники позволяет создать такой разведывательный комплекс.
По сравнению с прототипом заявляемое изобретение обладает следующими преимуществами:
разведывательный комплекс может быть установлен на различных образцах ВВТ - боевой, транспортно-боевой групп, командно-штабных машинах и машинах управления, разведывательных машинах Сухопутных и других родов войск, а также на речных и морских кораблях и решать задачи разведки как в интересах каждого образца ВВТ, так и их подразделений в целом с использованием АСУ подразделения;.
за счет передачи электроэнергии для питания привода несущего винта с образца ВВТ разведка может вестись в течение длительного времени непрерывно;
передача всей информации по кабелю значительно повышает помехозащищенность системы связи с платформой;
конструкция платформы, принципы ее управления не требуют базовой машины и специального личного состава для ее эксплуатации и может управляться штатным членом экипажа образца ВВТ со своего рабочего места;
автоматическая система слежения платформы за образцом ВВТ не требует управления ею, что позволяет использовать ее как на стоянке, так и в движении, из-за укрытий, в окопе, в лесу, в населенных пунктах (городах), а малые габариты и тепловой контраст затрудняют ее обнаружение и поражение противником.
Создание таких платформ позволит сделать первый шаг по разделению средств разведки и поражения противника, что в будущем поможет кардинально изменить облик образцов ВВТ и решаемые ими задачи, а также способы их применения.
Источник информации
1. Танк Т-80. Техническое описание и инструкция по эксплуатации, книга 1, - М.: Воениздат, 1979. - 181 с.
2. Танк Т-90С. Техническое описание, ч.1, - 264 с.
3. Боевая машина пехоты БПМ-2. Техническое описание и инструкция по эксплуатации, ч.1, 1977. - 181 с.
4. Боевая разведывательная машина БРМ-1К. Техническое описание и инструкция по эксплуатации, - М.: Воениздат, 1979, - 142 с.
5. Э.Лукашева. Беспилотники не выходят из пике. - "Независимое военное обозрение", № 21 (194). 16-22.06.2000 г.
6. Патент Российской Федерации RU 2015067 С1, В 64 С 29/02, 30.06.1994.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ СКОРОСТНОЙ ВОЗДУШНОЙ РАЗВЕДКИ | 2009 |
|
RU2395782C1 |
КОМПЛЕКС РАЗВЕДКИ И ОГНЕВОГО ПОРАЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ БЕСПИЛОТНЫХ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ | 2021 |
|
RU2759534C1 |
СПОСОБ РАЗВЕДКИ ЦЕЛЕЙ ИЗ ОБРАЗЦОВ ВООРУЖЕНИЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ | 2016 |
|
RU2641538C2 |
Разведывательно-боевая машина | 2015 |
|
RU2701280C2 |
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ БОЕВОГО ПОТЕНЦИАЛА ВОИНСКОГО ФОРМИРОВАНИЯ | 2013 |
|
RU2540777C1 |
БРОНИРОВАННАЯ СОЧЛЕНЕННАЯ МАШИНА | 1995 |
|
RU2086893C1 |
БЕСПИЛОТНАЯ АВИАЦИОННАЯ УЛЬТРАФИОЛЕТОВАЯ СОЛНЕЧНО-СЛЕПАЯ ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА АВТОМАТИЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ ЦЕЛЕЙ ДЛЯ БРОНЕТАНКОВОЙ ТЕХНИКИ | 2022 |
|
RU2820064C2 |
БРОНИРОВАННАЯ СОЧЛЕНЕННАЯ МАШИНА | 1995 |
|
RU2088885C1 |
БОРТОВОЙ РЕТРАНСЛЯТОР КОМПЛЕКСА ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИОСВЯЗИ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНО-УДАРНОЙ СИСТЕМЫ С БЕСПИЛОТНЫМИ ЛЕТАТЕЛЬНЫМИ АППАРАТАМИ | 2021 |
|
RU2767044C1 |
Комплекс технических средств обучения для подготовки общевойсковых соединений в центре боевой подготовки | 2016 |
|
RU2610725C9 |
Изобретение относится к средствам разведки местности и целей противника. Разведывательный комплекс содержит установленные на беспилотной летающей платформе несущий винт с электроприводом, систему управления полетом платформы и разведывательную аппаратуру. Последняя имеет систему передачи данных расположенному на машине органу управления комплексом и команд из органа управления комплексом на устройство управления полетом платформы. На платформе размещена система автоматического слежения за образцом. Система передачи данных оборудована устройством сопряжения с объектом установки. В упомянутый орган управления введено автоматизированное рабочее место с ЭВМ и пультом управления. Составные узлы комплекса соединены через устройство сопряжения с бортовой сетью объекта и автоматизированным рабочим местом оператора. Предложенный комплекс обеспечивает повышенную дальность и оперативность ведения разведки противника. 2 з.п. ф-лы. 1 ил.
МАЛОГАБАРИТНАЯ МОБИЛЬНАЯ АВИАЦИОННАЯ СИСТЕМА | 1992 |
|
RU2015067C1 |
Самоходная пусковая установка для транспортировки и пуска дистанционно-пилотируемого летательного аппарата | 1991 |
|
SU1774155A1 |
БЕСПИЛОТНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ | 1995 |
|
RU2133210C1 |
US 6119976 A, 19.09.2000. |
Авторы
Даты
2006-03-27—Публикация
2000-12-13—Подача