ДВУХРЕЖИМНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА Российский патент 2006 года по МПК F02K9/28 

Описание патента на изобретение RU2272927C1

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании летательных аппаратов, содержащих двухрежимный двигатель.

Известна конструкция двухрежимного двигателя твердого топлива, в котором для разделения камер сгорания зарядов первого и второго режимов используется разделительное днище с заглушками, которые срабатывают при воспламенении заряда второго режима (см. заявку ФРГ №223045 от 3 июля 1980 г.).

Известна также конструкция ракетного двигателя (см. заявку Франции №2177880 от 14 декабря 1973 г. - прототип), в которой заряды первого и второго режимов разделены перегородкой, которая обеспечивает разделение камер при работе двигателя на первом режиме. Перегородка срабатывает под действием давления при воспламенении заряда второго режима.

Недостатком аналога и прототипа является наличие между зарядами жесткого силового элемента - днища, которое необходимо для обеспечения последовательной работы зарядов первого и второго режимов, что увеличивает массу корпуса и двигателя в целом.

Технической задачей настоящего изобретения является уменьшение пассивной массы двигателя.

Технический результат достигается тем, что в двухрежимном двигателе твердого топлива, содержащем корпус, последовательно установленные в нем и разделенные днищем заряды первого и второго режимов, узлы инициирования, сопло, днище между зарядами выполнено в виде эластичной мембраны, в центральной части которой с помощью программировано разрушаемого соединения закреплен эластичный рукав, размещенный в канале заряда второго режима, при этом противоположный конец рукава закреплен со стороны переднего дна двигателя, а расходные отверстия узла инициирования заряда второго режима соединены с полостью, образованной поверхностью горения заряда второго режима и наружной поверхностью рукава.

На фиг.1 представлен двухрежимный двигатель, который содержит корпус 1, состоящий из двух соединенных между собой секций, заряды первого 2 и второго 3 режимов, сопло 4, узлы инициирования соответственно первого 5 и второго 6 режимов, мембрану 7, которая герметично закреплена на корпусе. Мембрана содержит рукав 8, который, в свою очередь, герметично закреплен на узле инициирования второго режима, содержащем расходные узлы 9.

На фиг.2 представлен вариант исполнения программировано разрушаемого соединения мембраны и рукава. В данном соединении мембрана 7 и рукав 8 уложены внахлест с образованием профилированного замка, поверх которого приклеена резиновая накладка 11.

Двухрежимный двигатель работает следующим образом.

После срабатывания узла инициирования 5 в процессе горения заряда 1-го режима мембрана 7 и рукав 8 обеспечивают тепловую защиту и невоспламенение заряда 2-го режима.

После окончания работы заряда первого режима по команде от системы управления ракеты срабатывает узел инициирования заряда второго режима 6. Продукты сгорания последнего через расходные отверстия 9 попадают в полость между рукавом 8 и поверхностью горения заряда второго режима 3. Под действием образовавшегося давления происходит разрушение соединения манжеты 7 и рукава 8.

В варианте соединения, представленном на фиг.2, разрушение соединения происходит путем разрыва резиновой накладки 11, толщина которой выбирается с учетом ее коксования при работе заряда 1-го режима. Указанным выше способом возможна организация отделения рукава от мембраны, выполненных, например, за одно целое, путем формирования ослабленного сечения, в месте их соединения.

При работе заряда 2-го режима манжета прохлапывается в сторону направления истечения продуктов сгорания и постепенно разрушается.

Рукав также постепенно прококсовывается и разрушается в процессе работы заряда 2-го режима.

Таким образом, использование сгораемого эластичного разделительного элемента в двухрежимном двигателе твердого топлива позволяет уменьшить массу силовых элементов конструкции, повысив тем самым энергомассовые характеристики двигателя в целом.

Похожие патенты RU2272927C1

название год авторы номер документа
ДВУХРЕЖИМНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2008
  • Амарантов Георгий Николаевич
  • Иванов Василий Егорович
  • Балабанов Геннадий Константинович
  • Габов Александр Васильевич
  • Бурнышева Анастасия Викторовна
  • Жиров Серафим Васильевич
  • Дубовцев Валерий Георгиевич
  • Спицын Борис Григорьевич
  • Карсаков Александр Сергеевич
  • Щетинин Валерий Николаевич
RU2362036C1
ДВУХРЕЖИМНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2007
  • Балабанов Геннадий Константинович
  • Иванов Василий Егорович
  • Габов Александр Васильевич
  • Колесников Виталий Иванович
  • Жиров Серафим Васильевич
  • Дубовцев Валерий Георгиевич
  • Спицын Борис Григорьевич
  • Щетинин Валерий Николаевич
  • Карсаков Александр Сергеевич
RU2347931C1
ДВУХРЕЖИМНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2007
  • Балабанов Геннадий Константинович
  • Иванов Василий Егорович
  • Габов Александр Васильевич
  • Жиров Серафим Васильевич
  • Дубовцев Валерий Георгиевич
  • Спицын Борис Григорьевич
  • Щетинин Валерий Николаевич
  • Карсаков Александр Сергеевич
RU2343302C1
ДВУХРЕЖИМНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2008
  • Граменицкий Михаил Дмитриевич
  • Волков Олег Куприянович
  • Рыбаулин Сергей Николаевич
  • Лопатин Александр Павлович
  • Блинова Евгения Павловна
RU2390646C1
ДВУХРЕЖИМНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА 2010
  • Куценко Геннадий Васильевич
  • Амарантов Георгий Николаевич
  • Шамраев Виктор Яковлевич
  • Гусева Галина Николаевна
  • Никитин Вячеслав Валерьевич
  • Самохин Владимир Степанович
  • Сорокин Владимир Алексеевич
  • Граменицкий Михаил Дмитриевич
  • Волков Олег Куприянович
  • Францкевич Владимир Платонович
  • Шувалов Вячеслав Васильевич
  • Семенов Андрей Владимирович
RU2445492C1
Двухкамерный ракетный двигатель на твердом топливе (РДТТ) 2022
  • Беляков Андрей Юрьевич
  • Логинов Андрей Николаевич
  • Сорокин Владимир Алексеевич
RU2789097C1
ТВЁРДОТОПЛИВНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (ВАРИАНТЫ) 2016
  • Глебов Геннадий Александрович
  • Абдрахманов Фарид Хабибуллович
  • Ершов Анатолий Михайлович
  • Койтов Станислав Анатольевич
RU2642764C2
ДВУХИМПУЛЬСНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2010
  • Куценко Геннадий Васильевич
  • Амарантов Георгий Николаевич
  • Егоров Дмитрий Михайлович
  • Самохин Владимир Степанович
  • Баранов Генрих Николаевич
  • Меринова Людмила Васильевна
  • Беклемышева Тамара Михайловна
  • Шамраев Виктор Яковлевич
  • Сорокин Владимир Алексеевич
  • Граменицкий Михаил Дмитриевич
  • Волков Олег Куприянович
  • Рыбаулин Сергей Николаевич
RU2435979C1
СПОСОБ ЛИКВИДАЦИИ ЗАРЯДА КРУПНОГАБАРИТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ НА ТВЕРДОМ ТОПЛИВЕ БЕЗ СОПЛОВОГО БЛОКА МЕТОДОМ СЖИГАНИЯ 2005
  • Колосов Герман Георгиевич
  • Агапова Татьяна Васильевна
  • Карнаухов Николай Александрович
  • Наумов Борис Васильевич
  • Поник Анатолий Никитович
  • Шайхутдинов Рашид Вагизович
  • Куценко Геннадий Васильевич
  • Вихляев Юрий Аркадьевич
RU2301959C2
ТВЕРДОТОПЛИВНЫЙ ЗАРЯД ДЛЯ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ АВИАЦИОННОЙ РАКЕТЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ФОРМОВАНИЯ 2014
  • Молчанов Владимир Федорович
  • Прибыльский Ростислав Евгеньевич
  • Шеврикуко Иван Дмитриевич
  • Козьяков Алексей Васильевич
  • Астраханцев Владимир Аркадьевич
  • Амарантов Георгий Николаевич
  • Некрасов Валентин Иванович
  • Колач Петр Кузьмич
  • Денежкин Геннадий Алексеевич
  • Дружинин Владимир Евгеньевич
  • Зуев Денис Вячеславович
  • Каретников Геннадий Владимирович
  • Макаровец Николай Александрович
  • Манчук Борис Владимирович
  • Макаров Леонид Борисович
  • Божья-Воля Николай Сергеевич
  • Поваров Сергей Александрович
  • Мельник Геннадий Иванович
RU2564745C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 272 927 C1

Реферат патента 2006 года ДВУХРЕЖИМНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА

Двухрежимный ракетный двигатель твердого топлива содержит корпус, последовательно установленные в нем разделенные днищем заряды первого и второго режимов, узлы инициирования и сопло. Днище между зарядами выполнено в виде эластичной мембраны. В центральной части эластичной мембраны с помощью программировано разрушаемого соединения закреплен размещенный в канале заряда второго режима эластичный рукав. Противоположный конец рукава закреплен со стороны переднего дна двигателя. Расходные отверстия узла инициирования заряда второго режима соединены с полостью, образованной поверхностью горения заряда второго режима и наружной поверхностью рукава. Изобретение позволит уменьшить пассивную массу двигателя. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 272 927 C1

Двухрежимный ракетный двигатель твердого топлива, содержащий корпус, последовательно установленные в нем разделенные днищем заряды первого и второго режимов, узлы инициирования, сопло, отличающийся тем, что днище между зарядами выполнено в виде эластичной мембраны, в центральной части которой с помощью программировано разрушаемого соединения закреплен эластичный рукав, размещенный в канале заряда второго режима, при этом противоположный конец рукава закреплен со стороны переднего дна двигателя, а расходные отверстия узла инициирования заряда второго режима соединены с полостью, образованной поверхностью горения заряда второго режима и наружной поверхностью рукава.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2272927C1

СПОСОБ ЗАЩИТЫ И ИДЕНТИФИКАЦИИ ЦЕННЫХ БУМАГ 1999
  • Цветков А.Е.
  • Курдюмов Б.Ю.
  • Курляндская С.В.
  • Черненко Т.Г.
RU2177880C2

RU 2 272 927 C1

Авторы

Соколовский Михаил Иванович

Зыков Геннадий Александрович

Иоффе Ефим Исаакович

Бондаренко Сергей Александрович

Сиротин Александр Васильевич

Дубовцев Валерий Георгиевич

Спицин Борис Григорьевич

Щетинин Валерий Николаевич

Балабанов Геннадий Константинович

Габов Александр Васильевич

Иванов Василий Егорович

Даты

2006-03-27Публикация

2004-07-30Подача