ДВУХРЕЖИМНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА Российский патент 2009 года по МПК F02K9/28 

Описание патента на изобретение RU2362036C1

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании летательных аппаратов, содержащих двухрежимный двигатель.

Известны конструкции ракетных двигателей твердого топлива, в которых для разделения зарядов первого и второго режимов используется разделительное днище патенты РФ NN 2131053 от 05/08/96, МПК F02К 9/12, 2197707 от 26.11.01, МПК F42В 15/00.

Недостатком аналога по пат. 2131053 является фиксированное время между окончанием работы заряда первого режима и началом работы заряда второго режима. Увеличение этого временного интервала может быть достигнуто за счет увеличения толщины промежуточного днища, что увеличивает пассивный вес двигателя.

Недостатком аналога по пат. 2197707 является большой пассивный вес двигателя за счет массивного промежуточного днища с заглушками.

Известна также конструкция ракетного двигателя патент РФ 2272927, МПК F02К 9/28 - взятый авторами за прототип, в которой днище между зарядами первого и второго режимов выполнено в виде эластичной мембраны, скрепленной с помощью программировано разрушаемого соединения с эластичным рукавом, размещенным в канале заряда второго режима. С другой стороны рукав закреплен со стороны передней крышки двигателя. Недостатком прототипа является возможность несанкционированного воспламенения заряда второго режима во время работы заряда первого режима.

Согласно законам термодинамики воздух, находящийся в полости, образованной поверхностью заряда второго режима и наружной поверхностью промежуточного днища, из-за резкого подъема давления, вызванного началом работы заряда первого режима, сжимается, в результате чего резко увеличивается его температура. Энергия, запасенная воздухом в процессе его сжатия (при начале работы заряда первого режима), передается в процессе работы заряда первого режима поверхности заряда второго режима и рукава. При этом воздух в полости может располагаться не равномерно по всей полости, а собираться в одном месте. Таким образом, энергия сжатого воздуха может передаваться не по всей поверхности топлива, а и по какой-то ограниченной его части, что в свою очередь повышает вероятность несанкционированного воспламенения заряда второго режима.

При адиабатическом сжатии во время выхода на режим заряда первого режима температура меняется по закону (1)

где Т1 - начальная температура воздуха в полости заряда второго режима;

Т2 - конечная температура воздуха в полости заряда второго режима;

P1 - начальное давление воздуха в полости заряда второго режима;

P2 - конечное давление воздуха в полости заряда второго режима;

K=1,4 - показатель адиабаты для воздуха.

При последующем охлаждении воздуха, находящегося в полости, во время работы заряда первого режима сжатый воздух может передать количество энергии Q1 (2)

где с - теплоемкость воздуха при постоянном объеме;

ρ - плотность воздуха;

V - объем воздуха в полости;

δТ=T2-T1 - перепад температур.

Используя критерий Фурье (3) можно определить толщину прогретого слоя топлива.

где а - температуропроводность топлива;

t - время воздействия, равное времени работы заряда первого режима;

h - толщина прогретого слоя топлива.

Температуру в очаге, т.е. в прогретом слое топлива можно определить по зависимости (4), принимая во внимание, что только половина запасенной сжатым воздухом энергии передается поверхности топлива.

где Q2=Q1/2 - энергия, передаваемая топливу;

S - площадь топлива, контактирующая с воздухом;

ρ - плотность топлива;

h - толщина прогретого слоя топлива;

с - теплоемкость топлива.

Из литературы (Амосов А.П. Тепловая теория воспламенения, учеб. пособие, Куйбышев, 1982, 94 с.) известно, что воспламенение в очаге происходит, если выполнено условие (5).

где Fk - критерий Франк-Каменецкого.

Fк=(Q·ρ·k0·E·h2)·exp(-E/(R·T0))/(λ·R·T02), где

Q - тепловой эффект реакции термического разложения топлива;

k0 - предэкспонента в уравнении скорости реакции термического разложения топлива;

λ - теплопроводность топлива;

R - универсальная газовая постоянная;

Т0 -температура топлива в очаге;

Е - энергия активации в уравнении скорости реакции термического разложения топлива;

h - толщина прогретого слоя топлива.

Оценочные расчеты выполненные по зависимостям (1)-(5) показывают достаточно высокую вероятность несанкционированного воспламенения заряда второго режима во время работы заряда первого режима. Данное обстоятельство приводит к необходимости отвода энергии сжатого в полости заряда второго режима воздуха путем применения в конструкции двигателя специального воздухосборника - ресивера, позволяющего исключить контакт высокотемпературного воздуха с поверхностью топлива. Ресивер может располагаться в передней крышке. Расчет объема ресивера осуществляется по зависимости (6).

где VP - объем ресивера;

VП - объем полости, образованной поверхностью заряда второго режима и промежуточным днищем;

T1 - начальная температура воздуха в полости;

Т2 - температура начала термического разложения топлива;

к - показатель адиабаты воздуха;

f=1,3 - коэффициент безопасности.

Технической задачей настоящего изобретения является повышение надежности работы заряда второго режима и ракетного двигателя.

Двухрежимный ракетный двигатель твердого топлива содержит переднюю крышку, корпус, последовательно установленные в нем заряды первого и второго режимов, сопло, промежуточное днище, состоящее из эластичной мембраны, в центральной части которой с помощью программировано разрушаемого соединения закреплен эластичный рукав, размещенный в канале заряда второго режима, при этом противоположные концы рукава и мембраны закреплены на передней крышке и корпусе, соответственно, а узел инициирования заряда второго режима через расходные отверстия соединен с полостью, образованной поверхностью заряда и наружной поверхностью промежуточного днища. В заряде второго режима полость, образованная поверхностью заряда и наружной поверхностью промежуточного днища, соединена с ресивером, расположенным в передней крышке двигателя, а в узле инициирования установлен обратный клапан, перекрывающий расходные отверстия.

Патентуемое изобретение конструкции двухрежимного ракетного двигателя твердого топлива представлено на фиг.1, фиг.2.

1 - корпус;

2 - заряд первого режима;

3 - заряд второго режима;

4 - переднее днище;

5 - сопло;

6 - узел инициирования заряда первого режима;

7 - узел инициирования заряда второго режима;

8 -эластичная мембрана;

9 - рукав;

10 - обратный клапан;

11 - ресивер;

12 - полость между зарядом второго режима и промежуточным днищем;

13 - расходные отверстия.

Двухрежимный ракетный двигатель работает следующим образом. После срабатывания узла инициирования 6 и начала работы заряда первого режима 2, расположенного в корпусе 1, рукав 9 и эластичная мембрана 8, деформируясь под действием давления газов заряда первого режима сжимают воздух, находящийся в полости 12 и вытесняют его в ресивер 11, расположенный в передней крышке 4. Продукты сгорания, создаваемые при работе заряда первого режима 2, истекают через сопло 5. Воспламенительный заряд узла инициирования заряда второго режима 7 защищается от воздействия высокотемпературного сжатого воздуха из полости 12 обратным клапаном 10. После окончания работы заряда первого режима 2 и падения давления в камере сгорания сжатый воздух из ресивера 11 перетекает обратно в полость 12, восстанавливая первоначальную конфигурацию рукава 9 и эластичной мембраны 8. При запуске узла инициирования 7 срабатывает обратный клапан 10, освобождая проход газов воспламенителя в полость 12 через расходные отверстия 13. Заряд второго режима 3, расположенный в корпусе 1, воспламеняется. Под действием образовавшегося в полости 12 давления происходит разрушение соединения эластичной манжеты 8 и рукава 9. При работе заряда второго режима манжета прохлапывается в сторону истечения продуктов сгорания и постепенно разрушается. Рукав также постепенно прококсовывается и разрушается в процессе работы заряда второго режима. Продукты сгорания, создаваемые при работе заряда второго режима 3 истекают через сопло 5.

Применение ресивера позволяет исключить контакт высокотемпературного сжатого воздуха в полости заряда второго режима во время работы заряда первого режима с топливом, то есть исключить возможность несанкционированного воспламенения заряда второго режима.

Применение обратного клапана в конструкции узла воспламенения заряда второго режима позволяет исключить попадание высокотемпературного сжатого воздуха в узел инициирования и, соответственно, исключить несанкционированное зажжение воспламенительного состава и, естественно, исключить возможность несанкционированного воспламенения заряда второго режима. Таким образом, данное изобретение позволяет повысить надежность и целостность заряда второго режима на всех фазах его эксплуатации, а также повысить надежность воспламенения его в заданное время.

Похожие патенты RU2362036C1

название год авторы номер документа
ДВУХРЕЖИМНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2007
  • Балабанов Геннадий Константинович
  • Иванов Василий Егорович
  • Габов Александр Васильевич
  • Жиров Серафим Васильевич
  • Дубовцев Валерий Георгиевич
  • Спицын Борис Григорьевич
  • Щетинин Валерий Николаевич
  • Карсаков Александр Сергеевич
RU2343302C1
ДВУХРЕЖИМНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2007
  • Балабанов Геннадий Константинович
  • Иванов Василий Егорович
  • Габов Александр Васильевич
  • Колесников Виталий Иванович
  • Жиров Серафим Васильевич
  • Дубовцев Валерий Георгиевич
  • Спицын Борис Григорьевич
  • Щетинин Валерий Николаевич
  • Карсаков Александр Сергеевич
RU2347931C1
ДВУХРЕЖИМНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2004
  • Соколовский Михаил Иванович
  • Зыков Геннадий Александрович
  • Иоффе Ефим Исаакович
  • Бондаренко Сергей Александрович
  • Сиротин Александр Васильевич
  • Дубовцев Валерий Георгиевич
  • Спицин Борис Григорьевич
  • Щетинин Валерий Николаевич
  • Балабанов Геннадий Константинович
  • Габов Александр Васильевич
  • Иванов Василий Егорович
RU2272927C1
ДВУХРЕЖИМНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА 2010
  • Куценко Геннадий Васильевич
  • Амарантов Георгий Николаевич
  • Шамраев Виктор Яковлевич
  • Гусева Галина Николаевна
  • Никитин Вячеслав Валерьевич
  • Самохин Владимир Степанович
  • Сорокин Владимир Алексеевич
  • Граменицкий Михаил Дмитриевич
  • Волков Олег Куприянович
  • Францкевич Владимир Платонович
  • Шувалов Вячеслав Васильевич
  • Семенов Андрей Владимирович
RU2445492C1
Двухкамерный ракетный двигатель на твердом топливе (РДТТ) 2022
  • Беляков Андрей Юрьевич
  • Логинов Андрей Николаевич
  • Сорокин Владимир Алексеевич
RU2789097C1
ДВУХРЕЖИМНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2008
  • Граменицкий Михаил Дмитриевич
  • Волков Олег Куприянович
  • Рыбаулин Сергей Николаевич
  • Лопатин Александр Павлович
  • Блинова Евгения Павловна
RU2390646C1
ДВУХИМПУЛЬСНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2010
  • Куценко Геннадий Васильевич
  • Амарантов Георгий Николаевич
  • Егоров Дмитрий Михайлович
  • Самохин Владимир Степанович
  • Баранов Генрих Николаевич
  • Меринова Людмила Васильевна
  • Беклемышева Тамара Михайловна
  • Шамраев Виктор Яковлевич
  • Сорокин Владимир Алексеевич
  • Граменицкий Михаил Дмитриевич
  • Волков Олег Куприянович
  • Рыбаулин Сергей Николаевич
RU2435979C1
ПЕРЕДВИЖНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ И ПОДАЧИ ФЛЕГМАТИЗИРУЮЩЕГО СОСТАВА В ПОЛОСТИ УТИЛИЗИРУЕМЫХ ЗАРЯДОВ ИЗ СТРТ 2005
  • Колосов Герман Георгиевич
  • Агапова Татьяна Васильевна
  • Гаранин Леонид Петрович
  • Наумов Борис Васильевич
  • Поник Анатолий Никитович
  • Приходько Валерий Алексеевич
  • Куценко Геннадий Васильевич
  • Вихляев Юрий Аркадьевич
  • Сибгатуллин Равиль Габдрахманович
  • Александров Александр Сергеевич
  • Артеменко Татьяна Анатольевна
RU2288205C1
МНОГОРЕЖИМНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2019
  • Сорокин Владимир Алексеевич
  • Граменицкий Михаил Дмитриевич
  • Рыбаулин Сергей Николаевич
  • Салин Сергей Владимирович
  • Зыбин Павел Игоревич
  • Гайдаров Дмитрий Дмитриевич
RU2715450C1
СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ КАНАЛА И ПРОДУКТОВ СГОРАНИЯ ЗАРЯДА РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ НА ТВЕРДОМ ТОПЛИВЕ ПРИ ЕГО ЛИКВИДАЦИИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2007
  • Шайхутдинов Рашид Вагизович
  • Куценко Геннадий Васильевич
  • Карнаухов Николай Александрович
  • Наумов Борис Васильевич
  • Моисеев Дмитрий Валерьевич
RU2347180C2

Реферат патента 2009 года ДВУХРЕЖИМНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА

Изобретение относится к ракетной технике и может быть использовано при создании летательных аппаратов, содержащих двухрежимный двигатель. Двухрежимный ракетный двигатель твердого топлива содержит корпус, последовательно установленные в нем заряды первого и второго режимов, переднюю крышку, узлы инициирования, сопло. Заряды первого и второго режимов разделены промежуточным эластичным днищем, состоящим из эластичной мембраны и рукава, расположенного в канале заряда второго режима. Эластичная мембрана и рукав скреплены между собой с помощью программировано разрушаемого соединения. Противоположные концы рукава и мембраны закреплены на передней крышке и корпусе соответственно. Полость, образованная поверхностью заряда второго режима и наружной частью промежуточного днища, соединена с ресивером, расположенным в передней крышке, а в корпусе узла инициирования заряда второго режима установлен обратный клапан, перекрывающий расходные отверстия и защищающий воспламенительный состав от высокотемпературного сжатого воздуха во время работы заряда первого режима. Изобретение позволяет повысить надежность работы заряда второго режима и ракетного двигателя за счет исключения возможности несанкционированного воспламенения заряда второго режима. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 362 036 C1

Двухрежимный ракетный двигатель твердого топлива, содержащий переднюю крышку, корпус, последовательно установленные в нем заряды первого и второго режимов, сопло, промежуточное днище, состоящее из эластичной мембраны, в центральной части которой с помощью программированно-разрушаемого соединения закреплен эластичный рукав, размещенный в канале заряда второго режима, при этом противоположные концы рукава и мембраны закреплены на передней крышке и корпусе, соответственно, а узел инициирования заряда второго режима через расходные отверстия соединен с полостью, образованной поверхностью заряда и наружной поверхностью промежуточного днища, отличающийся тем, что в заряде второго режима полость, образованная поверхностью заряда и наружной поверхностью промежуточного днища соединена с ресивером, расположенным в передней крышке двигателя, а в узле инициирования установлен обратный клапан, перекрывающий расходные отверстия.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2362036C1

ДВУХРЕЖИМНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2004
  • Соколовский Михаил Иванович
  • Зыков Геннадий Александрович
  • Иоффе Ефим Исаакович
  • Бондаренко Сергей Александрович
  • Сиротин Александр Васильевич
  • Дубовцев Валерий Георгиевич
  • Спицин Борис Григорьевич
  • Щетинин Валерий Николаевич
  • Балабанов Геннадий Константинович
  • Габов Александр Васильевич
  • Иванов Василий Егорович
RU2272927C1
US 5600946 A, 11.02.1997
US 3879942 A, 29.04.1975
ВСЕСОЮЗНАЯ 0
  • Авторы Изобретени
SU372139A1
DE 3637967 A1, 15.05.1988
US 3908364 A, 30.09.1975.

RU 2 362 036 C1

Авторы

Амарантов Георгий Николаевич

Иванов Василий Егорович

Балабанов Геннадий Константинович

Габов Александр Васильевич

Бурнышева Анастасия Викторовна

Жиров Серафим Васильевич

Дубовцев Валерий Георгиевич

Спицын Борис Григорьевич

Карсаков Александр Сергеевич

Щетинин Валерий Николаевич

Даты

2009-07-20Публикация

2008-02-07Подача