Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в узлах трения.
Известен способ формирования антифрикционного покрытия контактирующих трущихся поверхностей, заключающийся в том, что между трущимися поверхностями предварительно размещают механоактивированную смесь природного серпентинита дисперсностью 0,001-1 мкм в количестве 2-4 мас.%, см., например, патент Российской Федерации N2006708 по кл. F 16 C 33/14 от 22.12.92.
Недостатком этого способа является низкое качество образуемого покрытия, которое не обеспечивает достаточную износостойкость трущихся элементов.
Известен также способ формирования антифрикционного покрытия контактирующих трущихся поверхностей, заключающийся в том, что между трущимися поверхностями размещают предварительно механоактивированную смесь размельченного формирующего антифрикционное покрытие вещества со связующим, при этом в качестве такого вещества используют природный серпентинит, содержащий, мас.%:
MgO, CaO - 20 - 60
SiO, Al2O3 - 20 - 60
H2O - 3 - 10
Примеси пород - 3-10
Предварительную механоактивацию производят пульсацией давления 0,1 - 1,0 МПа при 40-100oC, размещение смеси и приработку трущихся поверхностей осуществляют при температуре механоактивации, см. патент Российской Федерации N2006707 по классу F 16 C 33/14 от 03.07.92.
Данное техническое решение принято в качестве прототипа настоящего изобретения.
Недостатком прототипа является неравномерная толщина получаемого антифрикционного покрытия, его нестабильность и недолговечность, особенно в условиях повышенных механических и температурных воздействий, что не позволяет обеспечить высокую износостойкость трущихся поверхностей.
В основу настоящего изобретения положено решение задачи повышения стабильности, прочности и долговечности антифрикционного покрытия трущихся поверхностей, в том числе при интенсивных механических и температурных воздействиях, обеспечение высокой износостойкости этих поверхностей.
Согласно изобретению эта задача решается за счет того, что в способе формирования антифрикционного покрытия контактирующих трущихся поверхностей, заключающемся в том, что между трущимися поверхностями размещают предварительно механоактивированную смесь размельченного формирующего антифрикционное покрытие вещества со связующим, в качестве формирующего антифрикционное покрытие вещества используют композицию природных минералов, содержащую, мас. %: Mg3Si2O5(OH)4 - 10-60; MgFe2O4 - 10-60; MoS2 - 1-20, сопутствующие редкоземельные элементы - 0,1-10, H2O - не более 5; предварительную механоактивацию можно проводить с пульсацией давления 0,01 - 10 МПа при 100-200oC.
Указанные границы параметров определяются следующими условиями. Присутствие в композиции менее 10 или более 60% Mg3Si2O5(OH)4 или MgFe2O4 значительно уменьшает скорость образования антифрикционного покрытия и отрицательно сказывается на его прочности. Уменьшение ниже 1% либо увеличение свыше 20% содержания MoS2 ухудшает антифрикционные качества покрытия. Присутствие в композиции редкоземельных элементов увеличивает коррозионную стойкость покрытия, а наличие в исходной композиции более 10% воды резко снижает ее. Пульсация давления от 0,01 до 10 МПа в процессе механоактивации позволяет достичь высокой степени дисперсности композиции в связующем, что значительно уменьшает скорость седиментации взвеси и тем самым повышает скорость образования и качество антифрикционного покрытия. Температурный диапазон от 100 до 200oC позволяет интенсивно испарять воду в процессе механоактивации, не нарушая структуру связующего.
Заявителем не выявлены какие-либо технические решения, идентичные настоящему изобретению, что позволяет сделать вывод о его соответствии критерию "новизна".
Реализация отличительных признаков изобретения обусловливает возникновение нового эффекта, заключающегося в следующем.
Ионы Mg занимают место ионов Fe в кристаллической решетке поверхностного слоя трущихся деталей ввиду большей активности Mg. При этом образуется основа, на которой формируется металлокерамическое антифрикционное покрытие, включающее три взаимосвязанных слоя: нижний, относительно мягкий, имеющий высокую степень адгезии с защищаемой поверхностью, промежуточный слой, являющийся базой для формирования внешнего слоя, поверхность которого представляет собой таблично-регулярную кристаллическую структуру. Благодаря этому повышается стабильность, прочность и долговечность антифрикционного покрытия, в том числе при повышенных механических и температурных воздействиях, повышается износостойкость трущихся поверхностей.
Заявителем не обнаружены какие-либо источники информации, которые содержали бы сведения о влиянии заявленных отличий на достигаемый результат, в связи с чем можно сделать вывод о его соответствии критерию "изобретательский уровень".
Заявленный способ реализуют следующим образом.
Пример.
В моторное масло с вязкостью по SAF 10W40 внесли 0,5 мас.% порошка, содержащего, мас.%:
Mg3Si2O5(OH)4 - 4O
MgFe2O4 - 40
MoS2 - 12
Редкоземельные элементы - 3
H2O - 5
Смесь механоактивировали между неподвижным и вращающимся перфорированными дисками с зазором 0,01 мм между ними и угловой скоростью до 150 м/с в течение 5 мин. При этом давление резко изменялось от 0,01 до 10 МПа, температура возросла от 20 до 200oC. Механоактивированную смесь ввели между образцом и контртелом машины 2070 СМТ-1 для испытания материалов на трение и износ.
Пары трения скольжения были изготовлены из стали марки 4Х13 твердостью HRC 60-64 по ГОСТ 2789-73. Контактная нагрузка составляла 160 кгс, скорость вращения образца поддерживалась 200 об/мин в течение 5 ч.
В результате прирост массы образца достиг 2,16•10-3 г, что связано с образованием антифрикционного покрытия. При этом коэффициент трения составил 0,01 для образца с покрытием и 0,063 для образца без покрытия. Относительный износ в результате формирования антифрикционного покрытия уменьшился в 52 раза.
Для пролонгации эффекта возможно периодическое внесение формирующего антифрикционное покрытие вещества. При этом периодичность определяется по изменению эксплуатационных параметров машин и механизмов.
Для реализации способа использованы распространенные природные минералы и обычное промышленное оборудование, что обусловливает соответствие изобретения критерию "промышленная применимость".
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в узлах трения. Способ формирования антифрикционного покрытия контактирующих трущихся поверхностей заключается в том, что между трущимися поверхностями размещают предварительно механоактивированную смесь размельченного формирующего антифрикционное покрытие вещества со связующим. В качестве формирующего антифрикционное покрытие вещества используют композицию природных минералов, содержащую, мас.%: Mg3Si2O5(OH)4 - 10-60, MgFe2O4 - 10-60, MoS2 - 1-20, сопутствующие редкоземельные элементы - 0,1-10, H2O - не более 5; предварительную механоактивацию можно проводить с пульсацией давления 0,01 - 10 МПа при 100 - 200°С. Технический результат - повышение стабильности, прочности и долговечности антифрикционного покрытия трущихся поверхностей.
Mg3Si2O5(OH)4 - 10 - 60
MgFe2О4 - 10 - 60
MoS2 - 1 - 20
Сопутствующие редкоземельные элементы - 0,1 - 10
Н2О - Не более 5
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что предварительную механоактивацию проводят с пульсацией давления 0,01 - 10 МПа при 100 - 200oC.
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СЕРНОВИТНОЙ ПЛЕНКИ НА КОНТАКТИРУЕМЫХ И ТРУЩИХСЯ ПОВЕРХНОСТЯХ | 1992 |
|
RU2006708C1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ СЕРНОВИТНОЙ ПЛЕНКИ НА ТРУЩИХСЯ ПОВЕРХНОСТЯХ | 1992 |
|
RU2006707C1 |
RU 2059121 C1, 27.04.1996 | |||
Способ приработки подшипников качения | 1990 |
|
SU1712693A1 |
РАКЕТНЫЙ РАЗГОННЫЙ БЛОК | 2001 |
|
RU2205138C2 |
SU 1622671 A1, 23.01.1991 | |||
Способ нанесения твердосмазочных антифрик-циОННыХ пОКРыТий HA ВНуТРЕННиЕпОВЕРХНОСТи пОдшипНиКОВ СКОльжЕНия | 1979 |
|
SU817350A1 |
DE 3248656 A1 | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Способ приработки пар трения | 1979 |
|
SU832153A1 |
Даты
2000-12-20—Публикация
2000-04-18—Подача