Изобретение относится к средствам массовой информации, в частности к способам обеспечения пассажиров общественного транспорта справочной и рекламной информацией.
Известен способ информационного обеспечения пассажиров общественного транспорта, заключающийся в том, что с помощью аппаратуры, установленной в салоне транспортного средства, воспроизводят фрагменты сообщений, включающие названия остановок на маршруте следования, записанные на носителе информации. Воспроизведение фрагментов осуществляют с помощью внешнего управляющего сигнала, а прерывание процесса воспроизведения - автоматически (Информационное письмо ОАО "Рязанский радиозавод", 1997 г.).
Указанный способ использует носитель информации, который жестко фиксирует информацию только для одного маршрута, и при изменении маршрута следования транспортного средства необходимо использовать носитель информации с записью фрагментов сообщений для нового маршрута либо отказываться от автоматического воспроизведения информации.
Известен способ информационного обеспечения пассажиров общественного транспорта (патент РФ №2145736, МПК G 09 F 25/00, G 11 В 27/02, опубликовано 20.02.2000 г.), заключающийся в том, что с помощью аппаратуры, установленной в салоне транспортного средства, воспроизводят фрагменты сообщений справочного и рекламного характера, записанные на носителе информации, причем воспроизведение фрагментов сообщений осуществляют с помощью внешнего управляющего сигнала, прерывание процесса воспроизведения осуществляют автоматически, а формирование порядка воспроизведения фрагментов сообщений, входящих в информационный блок, осуществляют программно в компьютере. Этот способ выбран за прототип.
В известном способе информационное обеспечение пассажиров транспортного средства с помощью автоинформатора, после записи в него информационного блока, может осуществляться только при движении этого транспортного средства по одному конкретному маршруту. Кроме того, известный способ не может обеспечить информирование пассажиров об изменении маршрута следования транспортного средства. Кроме этого, известный способ не позволяет оперативно исключать из фрагментов сообщений информацию, не актуальную для конкретного момента времени, например не воспроизводить в салоне транспортного средства информацию рекламного характера при малом пассажиропотоке. Пересиленные выше проблемы можно частично решить созданием в транспортном средстве, оснащенным автоинформатором, библиотеки носителей информации, но это создает неудобства в эксплуатации автоинформатора.
Задачей предлагаемого изобретения является создание способа обеспечения пассажиров транспортного средства, оснащенного информационной установкой, информацией справочного и рекламного характера, при работе этого транспортного средства на любом маршруте движения транспортных средств предприятия, позволяющего, при изменении маршрута следования, продолжать обеспечение пассажиров информацией справочного и рекламного характера, дополняя информацию сведениями об изменении маршрута следования транспортного средства.
Способ информационного обеспечения пассажиров общественного транспорта заключается в том, что, как и в прототипе, воспроизводят с помощью информационной установки, расположенной в транспортном средстве, информацию справочного и рекламного характера, в отличие от прототипа, предварительно в компьютере формируют базу данных обо всех маршрутах движения транспортных средств предприятия, звуковые файлы названий остановок, звуковые файлы постоянных слов и фраз и звуковые файлы рекламных текстов, переносят эти сведения в память микро-ЭВМ, введенной в информационную установку, в память микро-ЭВМ записывают программы, обеспечивающие выполнение внешних управляющих команд, с помощью внешней управляющей команды выбирают в памяти микро-ЭВМ маршрут следования, при следовании транспортного средства по маршруту перед закрытием дверей на каждой остановке и перед каждой остановкой на вход микро-ЭВМ подают внешнюю управляющую команду, по которой программно осуществляется формирование блока информации путем воспроизведения звуковых файлов слов, фраз и текстов, причем блок информации, формируемый по внешней управляющей команде, подаваемой перед закрытием дверей на остановке, включает предупреждение о закрытии дверей, название следующей остановки и информацию рекламного характера, а блок информации, формируемый по внешней управляющей команде, подаваемой перед остановкой, включает название остановки и, при необходимости, сообщение об изменении маршрута следования транспортного средства.
Целесообразно сообщение об изменении маршрута следования транспортного средства воспроизводить многократно до поступления очередной внешней управляющей команды.
Наличие в памяти микро-ЭВМ сведений обо всех маршрутах следования транспортных средств предприятия позволяет водителю, перед началом движения транспортного средства по конкретному маршруту, выбрать этот маршрут в памяти микро-ЭВМ с помощью внешней управляющей команды. Наличие в памяти микро-ЭВМ сведений обо всех маршрутах следования транспортных средств предприятия позволяет водителю, при изменении маршрута следования транспортного средства, с помощью внешней управляющей команды выбрать в памяти новый маршрут, при этом в памяти микро-ЭВМ автоматически фиксируется факт изменения маршрута следования.
Наличие в памяти микро-ЭВМ программ, обеспечивающих выполнение внешних управляющих команд, сведений обо всех маршрутах следования транспортных средств предприятия, звуковых файлов названий остановок, звуковых файлов постоянных слов и фраз («Осторожно! Двери закрываются. Следующая остановка», «Автобус следует», «До остановки», «В парк», «По 1-му», «По 5-му», «Маршруту», «Конечная» и т.п.) и звуковых файлов рекламных текстов, обеспечивает при поступлении на вход микро-ЭВМ определенной внешней управляющей команды, ее программное выполнение. Т.е. внешние управляющие команды выполняются программно, так, например, при подаче на вход микро-ЭВМ соответствующих внешних управляющих команд, обеспечивается программное формирование блоков информации справочного и рекламного характера, воспроизводимых в салоне транспортного средства.
Программное формирование блоков информации обеспечивает включение в блоки информации, формирование которых запускается внешними управляющими командами, подаваемыми перед остановками транспортного средства, сообщения об изменении маршрута следования транспортного средства, если факт изменения маршрута зафиксирован в памяти микро-ЭВМ. Кроме того, программное формирование блоков информации обеспечивает включение в блоки информации, формирование которых запускается внешними управляющими командами, подаваемыми перед закрытием дверей на остановке, предупреждения о закрытии дверей.
Принципиальным в предлагаемом способе является то, что каждый блок информации, воспроизводимый в салоне транспортного средства, формируется программно, после подачи на вход микро-ЭВМ внешней управляющей команды, путем воспроизведения звуковых файлов слов, фраз и текстов, хранящихся в памяти микро-ЭВМ, введенной в информационную установку, причем звуковые файлы слов, фраз и текстов выбираются и выстраиваются в определенной последовательности с учетом описания остановки в отрабатываемом маршруте, сведения о котором хранятся в памяти микро-ЭВМ, факта изменения маршрута следования транспортного средства, запрета на воспроизведения рекламных текстов, который устанавливается и снимается водителем с помощью соответствующей внешней управляющей команды.
Способ осуществляется следующим образом.
Предварительно в компьютере создают звуковые файлы названий остановок, на которых останавливаются транспортные средства данного предприятия. Причем названия остановок, состоящих из двух слов и более, могут быть представлены звуковым файлом основного названия остановки («Иванова», «Петрова», «Космос» и т.д.) и звуковыми файлами слов, которые являются общими для некоторых остановок («Улица», «Переулок», «Кинотеатр» и т.п.). Создают звуковые файлы постоянных слов и фраз, например «Осторожно! Двери закрываются. Следующая остановка», «Автобус следует», «До остановки», «В парк», «По 1-му», «По 5-му», «Маршруту», «Конечная» и т.п., звуковые файлы рекламных текстов, которые необходимо озвучивать в салонах транспортных средств предприятия при следовании их по маршрутам.
Затем в компьютере создают базу данных обо всех маршрутах движения транспортных средств предприятия. Для каждого маршрута заполняют свою таблицу, в которой для описания каждой остановки отведена своя строка. В одну ячейку строки заносят ссылку на ранее созданный звуковой файл названия остановки или ссылку на звуковой файл основного названия остановки (если название остановки представлено не одним звуковым файлом). Так же в ячейки строки заносят ссылки на ранее созданные звуковые файлы слов, которые являются общими для некоторых остановок (если в названии данной остановки эти слова присутствуют). Кроме того, в ячейки строки заносят ссылку на ранее созданный звуковой файл постоянного слова «Конечная» (если данная остановка является конечной остановкой маршрута), ссылку на ранее созданный звуковой файл рекламного текста (если данный текст нужно озвучить в салоне транспортного средства во время движения к этой остановке), и т.д. Кроме того, в ячейки строки заносят следующую информацию: остановка действует в обоих направлениях/только вперед/только назад и т.п.
После создания в компьютере базы данных обо всех маршрутах движения транспортных средств предприятия, звуковых файлов слов, фраз и текстов запускают специальную программу, с помощью которой проводят все необходимые преобразования сформированных данных, и переписывают их в память микро-ЭВМ, введенной в информационную установку. Программы, обеспечивающие выполнение внешних управляющих команд, могут записываться в память микро-ЭВМ одновременно с переписью данных из компьютера, отдельным циклом или в процессе изготовления микросхемы.
Внешняя управляющая команда может формироваться с помощью одной или нескольких кнопок (переключателей).
Информационное обслуживание пассажиров транспортного средства осуществляют следующим образом.
Перед началом движения транспортного средства по конкретному маршруту водитель, после подключения напряжения питания к информационной установке, подает на вход микро-ЭВМ внешнюю управляющую команду, например, в виде длительного электрического сигнала. Во время которой микро-ЭВМ, с помощью контрольного громкоговорителя, установленного в кабине транспортного средства, программно, через определенные промежутки времени, воспроизводит номера маршрутов следования транспортных средств предприятия, записанные в ее памяти. Во время воспроизведения номера конкретного маршрута водитель снимает эту команду, произведя таким образом выбор этого маршрута.
После выбора маршрута водитель подает на вход микро-ЭВМ внешнюю управляющую команду, например, в виде длительного электрического сигнала, во время которой микро-ЭВМ, с помощью контрольного громкоговорителя, установленного в кабине транспортного средства, программно, через определенные промежутки времени, воспроизводит варианты начала движения транспортного средства по выбранному маршруту, записанные в ее памяти. Во время воспроизведения конкретного варианта водитель снимает эту команду, произведя таким образом выбор остановки, от которой начнется движение транспортного средства по выбранному маршруту, и направления этого движения.
После выбора в памяти микро-ЭВМ маршрута и остановки, от которой начнется движение по выбранному маршруту, и направления этого движения информационная установка готова к работе на выбранном маршруте.
На фиг.1 показана блок-схема общей программы, выполняемой при работе информационной установки, размещаемой на транспортном средстве; на фиг.2 - блок-схема фрагмента программы; на фиг.3 - блок-схема установки для реализации предлагаемого способа.
При следовании транспортного средства по маршруту, перед закрытием дверей на каждой остановке, водитель подает на вход микро-ЭВМ внешнюю управляющую команду, например, в виде одного короткого электрического сигнала на воспроизведение в салоне транспортного средства блока информации. По этой команде микро-ЭВМ через акустическую систему, расположенную в салоне транспортного средства, воспроизводит звуковой файл, хранящийся в ее памяти, постоянной фразы «Осторожно! Двери закрываются. Следующая остановка». Затем микро-ЭВМ, программно, выбирает очередную остановку в отрабатываемом маршруте, хранящимся в ее памяти, и воспроизводит звуковые файлы, ссылки на которые есть в описании данной остановки. Воспроизведение звуковых файлов рекламных текстов может быть заранее запрещено водителем с помощью внешней управляющей команды, например, подачей на вход микро-ЭВМ пяти коротких электрических сигналов, причем снятие запрета осуществляется этой же внешней управляющей командой.
Перед следующей остановкой транспортного средства водитель подает на вход микро-ЭВМ внешнюю управляющую команду, например, в виде двух коротких электрических сигналов на воспроизведение в салоне транспортного средства блока информации. По этой команде микро-ЭВМ, программно, через акустическую систему, воспроизводит звуковые файлы, ссылки на которые есть в описании данной остановки, за исключением звукового файла рекламного текста.
При выявлении в описании очередной остановки ссылки на звуковой файл постоянного слова «Конечная» микро-ЭВМ программно изменяет направление отработки маршрута.
Перед началом движения транспортного средства в парк водитель подает на вход информационной установки внешнюю управляющую команду, например, в виде трех коротких электрических сигналов. По этой команде микро-ЭВМ, программно, выбирает в своей памяти соответствующий маршрут следования и запоминает факт изменения маршрута.
Внешняя управляющая команда, например, в виде одного короткого и следующего за ним длительного электрического сигнала, поступившая на вход микро-ЭВМ после подготовки информационной установки к работе на конкретном маршруте, воспринимается ею как команда на выбор варианта продолжения движения транспортного средства от остановки, на которой подана данная команда. Во время этой команды (длительного сигнала) микро-ЭВМ, с помощью контрольного громкоговорителя, установленного в кабине транспортного средства, программно, через определенные промежутки времени, воспроизводит варианты продолжения движения транспортного средства, формируя их с учетом остановки, на которой подана данная команда, и маршрутов, проходящих через данную остановку. Во время воспроизведения конкретного варианта водитель снимает эту команду, произведя таким образом выбор нового маршрута, при этом факт изменения маршрута следования автоматически фиксируется в памяти микро-ЭВМ.
При следовании транспортного средства по новому маршруту водитель, перед закрытием дверей на остановках и перед остановками транспортного средства, продолжает подавать на вход микро-ЭВМ внешние управляющие команды на воспроизведение в салоне транспортного средства блоков информации. Но т.к. в памяти микро-ЭВМ зафиксирован факт изменения маршрута следования, то она программно формирует сообщение об изменении маршрута следования транспортного средства и включает его в блоки информации, формирование которых запускается командами, подаваемыми перед остановками транспортного средства.
Сообщение об изменении маршрута следования транспортного средства микро-ЭВМ может формировать следующим образом: воспроизводит, например, постоянную фразу, хранящуюся в ее памяти, «Автобус следует», после чего анализирует изменение маршрута следования, и если:
1. Транспортное средство следует в парк, то, через определенный промежуток времени, воспроизводится звуковой файл постоянного слова «В парк», хранящийся в памяти микро-ЭВМ.
2. Транспортное средство следует по новому маршруту, то через определенный промежуток времени воспроизводится звуковой файл номера нового маршрута, например «По 5-му», хранящийся в памяти микро-ЭВМ, после чего, через определенный промежуток времени, воспроизводится звуковой файл постоянного слова «Маршруту», хранящийся в памяти микро-ЭВМ.
3. Транспортное средство следует по укороченному маршруту (следование по ранее выбранному маршруту до какой-то остановки), то через определенный промежуток времени воспроизводится звуковой файл постоянного слова «До остановки», хранящийся в памяти микро-ЭВМ, после чего, через определенный промежуток времени, воспроизводится звуковой файл названия конечной остановки нового маршрута.
Т.к. информация об изменении маршрута следования транспортного средства необходима пассажирам во время посадки в транспортное средство, она воспроизводится многократно до поступления очередной внешней управляющей команды, подаваемой перед закрытием дверей на остановке.
Внешняя управляющая команда, например, в виде длительного электрического сигнала, поступившая на вход микро-ЭВМ после подготовки информационной установки к работе на конкретном маршруте, воспринимается ею как команда на выбор остановки в этом маршруте, от которой будет продолжена его отработка. Во время этой команды микро-ЭВМ, с помощью контрольного громкоговорителя, установленного в кабине транспортного средства, программно, через определенные промежутки времени, воспроизводит названия остановок маршрута, начиная с остановки, на которой поступила данная команда, причем кратковременное прерывание электрического сигнала приводит к изменению направления «перебора» остановок. Во время воспроизведения названия конкретной остановки водитель снимает эту команду, произведя таким образом выбор этой остановки и направления последующей отработки маршрута.
Таким образом, введение в информационную установку микро-ЭВМ, наличие в ее памяти сведений обо всех маршрутах движения транспортных средств предприятия и программ, обеспечивающих выполнение внешних управляющих команд, позволяет оперативно доводить до пассажиров информацию справочного и рекламного характера при движении любого транспортного средства, оснащенного информационной установкой, по любому маршруту.
Изобретение относится к средствам массовой информации, в частности к способам обеспечения пассажиров общественного транспорта справочной и рекламной информацией. Техническим результатом является возможность оперативно изменять содержание блоков информации, воспроизводимых в салоне транспортного средства. Для этого предварительно в компьютере формируют базу данных обо всех маршрутах движения транспортных средств предприятия, звуковые файлы названий остановок, звуковые файлы слов и фраз и рекламных текстов, переносят эти сведения в память микроЭВМ, введенной в информационную установку, в память микро-ЭВМ записывают программы, обеспечивающие выполнение внешних управляющих команд, с помощью которых выбирают в памяти микро-ЭВМ маршрут следования при следовании транспортного средства по маршруту, перед закрытием дверей на каждой остановке и перед каждой остановкой на вход микро-ЭВМ подают внешнюю управляющую команду, по которой программно осуществляют формирование блока информации путем воспроизведения звуковых файлов слов, фраз и текстов, причем блок информации, формируемый по внешней управляющей команде, подаваемой перед закрытием дверей на остановке, включает предупреждение о закрытии дверей, название следующей остановки и информацию рекламного характера, а блок информации, формируемый по внешней управляющей команде, подаваемой перед остановкой, включает название остановки и, при необходимости, сообщение об изменении маршрута следования транспортного средства. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
СПОСОБ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПАССАЖИРОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА | 1998 |
|
RU2145736C1 |
Промывально-вытяжная машина | 1927 |
|
SU8513A1 |
RU 94028506 A1, 27.05,1996 | |||
СПОСОБ ОБЖИГА КЕРАМИЧЕСКИХ ИЗДЕЛИЙ | 1995 |
|
RU2096382C1 |
DE 4200986 A1, 22.07.1993. |
Авторы
Даты
2006-04-27—Публикация
2001-11-20—Подача