Изобретение относится к области управления маршрутизированным транспортом и может быть использовано для контроля и коррекции графика движения транспортного средства по маршруту следования.
Известны способы централизованного контроля движения транспортных средств, основанные на передаче информации о прошедших через контрольные (остановочные) пункты маршрута транспортных средствах на центральный диспетчерский пункт (ЦДП), где диспетчер осуществляет анализ полученной информации.
Так например, известен способ контроля и регистрации движения транспортного средства (патент RU N 2042211, G 08 G 1/123, опубл. 1995 г. ), который заключается в формировании на контрольных пунктах маршрута информационных сигналов, содержащих сведения о времени прохождения транспортного средства мимо контрольного пункта, регистрации полученной информации и передаче ее на ЦДП, где производят ее анализ путем сравнения полученных данных с нормативным графиком движения, на основании чего оценивается точность движения транспортного средства по маршруту.
Однако реализация данного способа, как и других способов централизованного контроля, требует оборудования контрольных пунктов, транспортных средств и ЦДП сложной и дорогостоящей приемно-передающей аппаратурой, что ограничивает применение данных способов.
Другую группу составляют способы контроля, осуществляемые непосредственно по борту транспортного средства. Эти способы основаны на формировании и регистрации сигналов, содержащих информацию о прохождении транспортным средством контрольных (остановочных) пунктов маршрута, при этом указанные информационные сигналы формируются с помощью бортовых задатчиков, которыми могут служить, например, датчик движения, датчик положения дверей и прочее.
Преимуществом указанных способов является возможность их осуществления в автономном режиме без обмена информацией по каналам связи между транспортным средством, ЦДП и контрольными пунктами, что значительно упрощает аппаратурное оформление способов.
Известен способ контроля движения транспортного средства, описанный в а. с. СССР N 1257680, G 07 С 5/4, опубл. 1986 г.
Согласно данному способу формируют информационный сигнал о прохождении транспортным средством остановочных пунктов с помощью датчика движения, который включает перфорированную ленту, движущуюся со скоростью транспортного средства. Количество и расположение перфорационных отверстий на ленте соответствуют количеству остановок и, в определенном линейном масштабе, расстоянию между ними.
О своевременном прибытии транспортного средства на остановочный пункт судят по попаданию щупа регистрационного устройства в отверстие, соответствующее данной остановке.
Указанный способ позволяет информировать водителя о соответствии движения транспортного средства заданному графику.
Преимуществом способа является его простота. Однако в рассматриваемом способе не предусматривается запись полученных данных с целью их последующего анализа, что ограничивает функциональные возможности способа. Кроме того, применяемая в способе аппаратура обладает недостаточной точностью и надежностью работы.
В качестве прототипа авторами выбран способ, описанный в а. с. СССР N 841016, G 08 G 1/02, опубл. 1981 г.
Согласно данному способу на борту транспортного средства с помощью электронной аппаратуры автоматически формируют сигналы, содержащие информацию о времени движения транспортного средства между двумя соседними остановочными пунктами и о пройденных отрезках пути, а также о времени, в течение которого ТС находилось на каждом остановочном пункте. Указанные информационные сигналы формируют по управляющим сигналам, вырабатываемым бортовыми задатчиками, в качестве которых используют датчик пути и датчик положения дверей. Полученные информационные сигналы записывают в бортовое устройство памяти. Перед отправлением транспортного средства в рейс оператор вводит в бортовое устройство памяти время начала движения, дату рейса, а также прочие сведения, позволяющие идентифицировать транспортное средство и маршрут его следования. По прибытии транспортного средства в парк оператор фиксирует время окончания движения. Полученная информация переписывается на стационарной установке, после чего осуществляют ее анализ. Рассматриваемый способ является высокоинформативным и обеспечивает запись полученных данных в бортовое устройство памяти (в частности, сведения о времени движения и времени простоя на остановках при движении транспортного средства по маршруту следования), которые могут быть использованы для отслеживания графика движения транспортного средства.
Задачей предлагаемого изобретения является создание нового способа контроля движения транспортного средства по маршруту следования, осуществляемого непосредственно на борту транспортного средства.
Сущность изобретения заключается в том, что в способе контроля движения транспортного средства, включающем регистрацию времени прохождения транспортным средством остановочных пунктов маршрута следования, которую осуществляют на борту транспортного средства по управляющему сигналу, вырабатываемому от бортового задатчика, и запись полученных данных в бортовое устройство памяти, согласно изобретению на остановочном пункте осуществляют воспроизведение аудиоинформации по сигналу от бортового задатчика и во время воспроизведения аудиоинформации регистрируют текущее значение времени, при этом управляющий сигнал, по которому регистрируют текущее значение времени, формируют с использованием сигнала, по которому осуществляют воспроизведение аудиоинформации в салоне транспортного средства.
Сущность изобретения заключается также в том, что воспроизводят предварительно записанную на носителе аудиоинформацию, воспроизведение аудиоинформации начинают в момент отправления транспортного средства с остановочного пункта, а регистрацию текущего значения времени производят в момент начала озвучивания аудиоинформации по управляющему сигналу, который используют для включения системы воспроизведения аудиоинформации.
Сущность изобретения заключается также в том, что дополнительно осуществляют анализ соответствия движения транспортного средства заданному графику путем сопоставления зарегистрированных текущих значений времени с расчетными значениями, предварительно введенными в бортовое или стационарное устройство памяти.
В настоящее время перспективным является применение на борту транспортных средств аудиоинформационных установок, с помощью которых осуществляют доведение до пассажиров необходимой информации (см. , например, патент RU N 2133506, G 09 В 25/00). Озвучивание информации в салоне транспортного средства может осуществляться как в процессе движения, так и на остановочных пунктах.
Особенностью предлагаемого способа контроля является то, что в нем временную привязку моментов прохождения транспортным средством остановочных пунктов осуществляют путем фиксации текущего значения времени в период, когда на остановочных пунктах в салоне транспортного средства воспроизводят аудиоинформацию.
Для того чтобы регистрацию текущего значения времени осуществлять в период озвучивания информации, необходимо, для формирования управляющего сигнала, по которому осуществляют регистрацию указанного параметра, использовать сигнал, по которому осуществляют воспроизведение аудиоинформации. При этом поскольку воспроизведение аудиоинформации осуществляют в течение некоторого промежутка времени возможно путем аппаратурной реализации способа задать определенный фиксированный момент на временном интервале озвучивания аудиоинформации в качестве точки отсчета для измерения текущего значения времени. Так, например, таким фиксированным моментом может быть момент начала озвучивания аудиоинформации или момент окончания ее воспроизведения. Текущее значение времени можно также измерять с некоторой фиксированной временной задержкой по отношению к моменту начала озвучивания аудиоинформации.
Воспроизведение аудиоинформации, предназначенной для озвучивания на остановочном пункте, производят по сигналу от бортового задатчика, в качестве которого может быть применен, например, датчик движения, датчик положения дверей или цепь выработки внешнего управляющего сигнала, замыкаемая водителем, например, путем нажатия соответствующей кнопки в кабине транспортного средства. В качестве момента начала озвучивания аудиоинформации на остановочном пункте может быть выбран любой момент пребывания транспортного средства на остановке, в том числе момент прибытия транспортного средства на остановку или момент отправления от остановочного пункта. При этом в салоне транспортного средства возможно осуществлять воспроизведение предварительно записанной на носителе аудиоинформации в автоматическом режиме или озвучивать информацию с помощью микрофона.
Наиболее целесообразным с точки зрения простоты аппаратурного оформления способа и удобства его осуществления является вариант, когда воспроизводят предварительно записанную на носителе аудиоинформацию, озвучивание информации начинают в момент отправления транспортного средства от остановочного пункта, а регистрацию текущего времени производят в момент, когда начинается озвучивание информации, для чего в качестве управляющего сигнала, по которому осуществляют регистрацию времени, используют сигнал, по которому включают систему транспортного средства.
Целесообразным также является дополнительно к регистрации времени прохождения транспортным средством остановочных пунктов осуществлять анализ соответствия движения транспортного средства заданному графику путем сопоставления зарегистрированных текущих значений времени с расчетными значениями, для чего указанные расчетные значения времени предварительно вводят в бортовое или стационарное устройство памяти. Сравнение полученных и расчетных данных о времени нахождения на остановочном пункте может производиться непосредственно на борту транспортного средства в случае, когда оно снабжено бортовым вычислителем, или по прибытии транспортного средства в парк с использованием стационарного оборудования. Аналогично считывание результатов сравнения может осуществляться на борту транспортного средства или в парке с использованием соответствующей считывающей аппаратуры.
На чертеже представлена функциональная схема, с помощью которой может быть реализован предлагаемый способ.
На борту транспортного средства установлена автоматизированная система 1 воспроизведения аудиоинформации, предварительно записанной на носителе 2, например на электронном носителе (ЧИПе). Записанный информационный сигнал содержит названия остановок на маршруте следования. Включение системы 1 воспроизведения аудиоинформации осуществляется по сигналу от бортового задатчика 3, в качестве которого используют цепь выработки внешнего управляющего сигнала, замыкаемую путем нажатия кнопки, расположенной в кабине транспортного средства.
На борту транспортного средства также установлено бортовое устройство 4 памяти, где записывается сигнал, поступающий от расположенного на борту измерителя 5 времени - электронных часов. Электронные часы 5 включаются по сигналу от задатчика 3. Кроме того, на борту может быть установлен бортовой вычислитель, который может быть совмещен конструктивно с бортовым устройством 4 памяти, при этом вычислитель и устройство памяти могут быть выполнены, например, на основе микропроцессора.
Способ осуществляют следующим образом.
Перед отправлением транспортного средства в рейс в бортовое или стационарное устройство памяти вводят расчетные значения времени присутствия транспортного средства на остановочных пунктах согласно графику движения, а также вводят информацию, позволяющую идентифицировать номер маршрута следования и номер транспортного средства, сведения о дате поездки и другую полезную информацию.
После этого транспортное средство осуществляет движение по маршруту. На каждом остановочном пункте перед отправлением транспортного средства и после закрытия дверей осуществляют воспроизведение аудиоинформации, записанной на носителе 2. Для этого водитель нажимает кнопку, с помощью которой замыкается цепь задатчика 3. Одновременно с включением системы 1 воспроизведения аудиоинформации по сигналу от задатчика 3 происходит измерение текущего значения времени с помощью электронных часов 5. Таким образом, в момент начала воспроизведения аудиоинформации осуществляют регистрацию текущего значения времени, которое запоминается в устройстве 4 памяти.
По окончании рейса производят анализ графика движения транспортного средства путем сопоставления зарегистрированных текущих значений времени с расчетными значениями, которые были заранее введены в устройство памяти перед отправкой транспортного средства в рейс. Считывание информации и сопоставительный анализ временных параметров может быть осуществлено либо на борту транспортного средства с использованием бортового вычислителя и переносной считывающей аппаратуры, либо в парке с использованием стационарного оборудования, куда вводится информация от бортового устройства и памяти.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПАССАЖИРОВ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРАНСПОРТА | 1998 |
|
RU2145736C1 |
ИНФОРМАЦИОННАЯ УСТАНОВКА, РАЗМЕЩАЕМАЯ НА ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ | 1998 |
|
RU2133506C1 |
Способ информационного обеспечения пассажиров общественного транспорта и устройство информационного обеспечения пассажиров общественного транспорта. | 2018 |
|
RU2697496C1 |
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ДИСПЕТЧЕРСКАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ ДОРОЖНЫМ ТРАНСПОРТОМ | 2005 |
|
RU2300808C2 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА | 1995 |
|
RU2108625C1 |
ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ ИНТЕГРИРОВАННАЯ СИСТЕМА ИНФОРМИРОВАНИЯ ПАССАЖИРОВ, ОПОВЕЩЕНИЯ РАБОТАЮЩИХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЯХ И СТАНЦИОННОЙ ПАРКОВОЙ СВЯЗИ | 2012 |
|
RU2497176C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА | 1995 |
|
RU2108626C1 |
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЕМ НАЗЕМНОГО ТРАНСПОРТА | 1995 |
|
RU2113012C1 |
СИСТЕМА МОНИТОРИНГА ПОДВИЖНЫХ ОБЪЕКТОВ | 2010 |
|
RU2422641C1 |
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ И РЕГИСТРАТОР ПАРАМЕТРОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2006 |
|
RU2333537C1 |
Изобретение относится к области управления маршрутизированным транспортом и может быть использовано для контроля и коррекции графика движения транспортного средства по маршруту следования. Технический результат заключается в создании нового способа контроля движения транспортного средства по маршруту следования, осуществляемого непосредственно на борту транспортного средства. Сущность изобретения заключается в том, что в способе контроля движения транспортного средства, включающем регистрацию времени прохождения транспортным средством остановочных пунктов маршрута следования, которую осуществляют на борту транспортного средства по управляющему сигналу, вырабатываемому от бортового задатчика, и запись полученных данных в бортовое устройство памяти. Согласно изобретению на остановочном пункте осуществляют воспроизведение аудиоинформации по сигналу от бортового задатчика и во время воспроизведения аудиоинформации регистрируют текущее значение времени, при этом управляющий сигнал, по которому регистрируют текущее значение времени, формируют с использованием сигнала, по которому осуществляют воспроизведение аудиоинформации в салоне транспортного средства. 2 з. п. ф-лы, 1 ил.
Устройство для автоматическогоСбОРА иНфОРМАции HA пАССАжиРСКОМТРАНСпОРТЕ | 1979 |
|
SU841016A1 |
Устройство для регистрации времени прохождения транспортным средством контрольных пунктов | 1984 |
|
SU1257680A1 |
СПОСОБ КОНТРОЛЯ И РЕГИСТРАЦИИ ДВИЖЕНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ | 1994 |
|
RU2042211C1 |
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
Авторы
Даты
2002-01-20—Публикация
1999-12-08—Подача