Изобретение относится к судостроительной и авиационной промышленности, в частности к созданию тримаранных экранопланов.
Известен по патенту США №3662854 от 16 мая 1962 года экраноплан, принятый в качестве аналога.
Конструкция устаревшая, не отвечающая требованиям сегодняшнего дня, начиненная тяжелыми атомными установками и двигателями большого веса и водоизмещения.
Известен спасательный тримаранный экраноплан по заявке №2001106850 с приоритетом от 13 мар 2001 г., на который выдано решение на выдачу патента.
Недостатком является отсутствие средств подъема /чалочных, строковых устройств/ затонувших судов-кораблей, подводных лодок и нет средств глубинного исследования, спасения людей.
Целью изобретения является оснащение средствами подъема затонувших судов их предварительного исследования и спасательными средствами для людей.
Указанная цель достигается тем, что, на осях симметрии двух боковых многоярусных корпусов-фюзеляжей, выше ватерлинии, равноудаленно от носовой и кормовой частей установлены в равном удалении друг от друга три грузоподъемные установки с чалами и пригрузами на концах канатов, обеспечивающими свободный, непринужденный спуск каната вниз, для чего из расчета достать дно на любой глубине, в одну линию установлены два или три барабана с канатами, наращиваемыми в зависимости дна моря /океана/, причем расходный барабан с канатами снабжен гидромуфтой, обеспечивающей слабое натяжение каната, чем обеспечивается и обратная намотка каната на барабан. Натяжение каната от груза осуществляется системой приводных блоков, выставленных по одной плоскостной линии по оси симметрии, поддающейся расчетам по формуле академика Эйлера Р=Qefα, где Q - вес пригруза и чалочных устройств, кг, е - основание натуральных логарифмов, равное 2,718..., f=0,15 - коэффициент трения стали по стали /между канатом и блоками/, α - суммарный угол охвата канатом блоков в радианах. На выходе каната с последнего блока вертикально вниз выполнена вертикальная квадратного сечения водонепроницаемая труба, прошивающая нижние ярусы, с выходом наружу, к воде.
Внутри трубы подвижно вверх-вниз вставлена обойма, на верхней части которой на осях прикреплены удлиненные с ребордами направляющие блоки, а на нижней части обоймы, на более мощных осях, прикреплены отводные парные блоки. На конце каната на коушах прикреплены чалочные устройства с пригрузом для вытяжки каната и надежной работы приводных блоков. Отводные парные блоки являются направляющими каната, а также обеспечивают натяжение каната под углом преимущественно в сторону оси симметрии всего экраноплана. В транспортном положении экраноплана, как судна и летательного аппарата, чалочные устройства с пригрузом на конце каната поднимают в полость обоймы между направляющими и упорными блоками, а квадратное отверстие закрывается донной обтекаемой крышкой с помощью гидроцилиндра с тягой, причем гидроцилиндр может быть установленным на уровне приводного механизма.
Нижняя половина заднего конца среднего корпуса-фюзеляжа выполнена в виде пандуса, поворотного как у грузовых, десантных самолетов, приводимого с помощью телескопических гидроцилиндров, например, №1472308 A1 по кл. 4 В 60 Р 1/16, работающего эффективно на две стороны. На пандусной части на направляющих /не показаны/ установлены разведочные и спасательные батискафы для работы на больших глубинах.
Новым является то, что на ярусах выше ватерлинии боковых корпусов-фюзеляжей установлены грузоподъемные механизмы, состоящие из приводных блоков с расходными и запасными канатными барабанами и с чалочными устройствами с пригрузом на конце каждого расходного каната, при выходе которого после последнего блока выполнена вертикальная квадратная труба с заключенной в ней подвижной обоймой, где изнутри на верхней части установлены уширенные направляющие блоки, а в нижней части - отводные блоки. Вертикальная труба закрывается донной обтекаемой снаружи плотной крышкой с помощью гидроцилиндра и тяги.
Низ задней части среднего корпуса экраноплана выполнен пандусным подобно грузовым, десантным самолетам, приводимым с помощью телескопических гидроцилиндров. На направляющих пандуса установлены разведочные батискафы и спасательные для людей.
На фиг.1 показан спасательный тримаранный экраноплан, вид сверху;
на фиг.2 - приводной механизм для подъема затонувших кораблей, подводных лодок;
на фиг.3 - задняя часть по А-А среднего корпуса-фюзеляжа с размещением в пандусной части батискафов.
На корпусах-фюзеляжах 1 и 2, на их осях симметрии и на равном расстоянии от носовой части и кормы, на полу яруса выше ватерлинии, установлены не менее трех грузоподъемных механизмов, содержащих грузовой канат 4, приводные блоки 5, расходный и запасные барабаны с канатами 6, вертикальная квадратного или прямоугольно-коробчатого поперечного сечения труба 7, подвижная обойма 8 внутри трубы 7, сверху обоймы - два направляющих ролика 9, а внизу - два отводных ролика 10. На конце каната 4 на коуше прикреплены чалочные устройства с пригрузом 11. Донная крышка 12, шарнирно прикрепленная к корпусу, закрывается в плоскость днища с помощыо гидроцилиндра 13 и тяги 14. Чтобы обойма 8 не вышла /не высовывалась/ за пределы дна корпуса, внутри нижнего торца вертикальной трубы 7 прикреплены стопорные бобышки 15.
На хвостовой части корпуса-фюзеляжа 3 нижняя половина превращена в пандус 16 опускающейся с поворотом на угол β относительно оси 17 с помощью телескопического гидроцилиндра 18. На направляющих пандуса /не показано/ установлены батискафы, один - разведочный 19, второй - спасательный 20.
В любом транспортном положении чалочные устройства с пригрузом 11 подняты в полость обоймы 8 до упора с направляющими блоками /роликами/ 9, а при сборке чалочных устройств с пригрузом обойма поднимается до верха трубы 7.
Технико-экономические преимущества предложенного технического решения следующие:
- многократно сокращается время достижения до пункта чрезвычайного происшествия;
- имеется бóльшая возможность сохранения жизни людей;
- уменьшаются материальные и эксплуатационные затраты;
- есть необходимость научить летать экраноплан на большой высоте, при экономном использовании прямоточных воздушно-реактивных двигателей еще больше сократится время достижения до пункта чрезвычайного происшествия.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПАСАТЕЛЬНЫЙ ТРИМАРАННЫЙ ЭКРАНОПЛАН Н.Р.ЯНСУФИНА | 2001 |
|
RU2250845C2 |
СТЕНД ИСПЫТАНИЯ ЗЕМНОВОДНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ | 2005 |
|
RU2335749C2 |
ИСПЫТАТЕЛЬНЫЙ ТРЕК ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ-АМФИБИЙ | 2005 |
|
RU2283395C1 |
СКОРОСТНАЯ НАЗЕМНАЯ ТРАНСПОРТНАЯ СИСТЕМА | 2001 |
|
RU2252880C2 |
ШАРНИРНО-СОЧЛЕНЕННОЕ СПАСАТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО ЯНСУФИНА Н.Р. | 2001 |
|
RU2249534C2 |
ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ЭКРАНИРОВАННАЯ ЛЕСТНИЦА С ЛИФТОМ Н.Р. ЯНСУФИНА | 2006 |
|
RU2311520C1 |
УСТРОЙСТВО САМОПРИВЯЗИ ЖИВОТНЫХ | 2004 |
|
RU2267918C1 |
СПОСОБ ПОДЪЕМА ЗАТОНУВШИХ ПОДВОДНЫХ ЛОДОК | 2001 |
|
RU2249533C2 |
ПОВОРОТНЫЙ РЕДАН ЗЕМНОВОДНОГО АВТОМОБИЛЯ | 2005 |
|
RU2336182C2 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВОРОТА КРЮКА МОНТАЖНОГО КРАНА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГИРОСКОПИЧЕСКОГО ЭФФЕКТА | 2005 |
|
RU2343102C2 |
Изобретение относится к судостроению и касается создания тримаранных экранопланов. Спасательный тримаранный экраноплан имеет три корпуса-фюзеляжа, соединенные между собой прямоугольными крыльями. Корпус-фюзеляж, расположенный по оси симметрии экраноплана, выдвинут вперед. Экраноплан имеет киль, стреловидный стабилизатор и турбореактивные двигатели. Корпуса-фюзеляжи выполнены реданными, многоярусными и разделены на герметизируемые отсеки по длине. Боковые корпуса-фюзеляжи выполнены удлиненными не менее чем в два раза по отношению к длине третьего корпуса-фюзеляжа, расположенного по оси симметрии экраноплана. Одно из прямоугольных крыльев выполнено проходным с расположенным внутри него коридором сообщения для прохода в боковые корпуса-фюзеляжи. В водонепроницаемых шахтах каждого корпуса-фюзеляжа установлены приводные сдвоенные блоки не менее трех, в ручьях которых проложены канаты, вытягиваемые из барабанов и натянутые стропо-чалочным устройством. При полетном положении шахтные отверстия закрыты обтекаемыми крышками с помощью гидроцилиндров. Стропо-чалочные устройства размещены в шахтах. На заднем конце среднего корпуса-фюзеляжа нижняя часть выполнена в виде пандуса с направляющими для содержания и сползания в воду батискафа-разведчика и спасательного батискафа. Технический результат заключается в повышении эксплуатационных качеств экраноплана при проведении спасательных работ. 3 ил.
Спасательный тримаранный экраноплан, содержащий три корпуса-фюзеляжа, соединенные между собой прямоугольными крыльями, причем корпус-фюзеляж, расположенный по оси симметрии экраноплана, выдвинут вперед, киль, стреловидный стабилизатор, турбореактивные двигатели, корпуса-фюзеляжи выполнены реданными, многоярусными и разделены на герметизируемые отсеки по длине, при этом боковые корпуса-фюзеляжи выполнены удлиненными не менее чем в два раза по отношению к длине третьего корпуса-фюзеляжа, расположенного по оси симметрии экраноплана, при этом одно из прямоугольных крыльев выполнено проходным с расположенным внутри него коридором сообщения для прохода в боковые корпуса-фюзеляжи, отличающийся тем, что в водонепроницаемых шахтах каждого корпуса-фюзеляжа установлены приводные сдвоенные блоки не менее трех, в ручьях которых проложены канаты, вытягиваемые из барабанов и натянутые стропо-чалочным устройством, при полетном положении шахтные отверстия закрыты обтекаемыми крышками с помощью гидроцилиндров, стропо-чалочные устройства размещены в шахтах, на заднем конце среднего корпуса-фюзеляжа нижняя часть выполнена в виде пандуса с направляющими для содержания и сползания в воду батискафа-разведчика и спасательного батискафа.
СПАСАТЕЛЬНЫЙ ТРИМАРАННЫЙ ЭКРАНОПЛАН Н.Р.ЯНСУФИНА | 2001 |
|
RU2250845C2 |
US 3662854 А, 16.05.1972 | |||
ТРАНСПОРТНОЕ СРЕДСТВО НА ДИНАМИЧЕСКОЙ ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ | 1990 |
|
SU1786768A1 |
Устройство для стабилизации движения быстроходного судна по курсу | 1973 |
|
SU643382A1 |
Авторы
Даты
2006-06-10—Публикация
2004-12-07—Подача