СПОСОБ РЕМОНТА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА Российский патент 2006 года по МПК E02D3/12 E01B1/00 

Описание патента на изобретение RU2277616C2

Предлагаемое изобретение относится к ремонту и усилению основной площадки железнодорожного земляного полотна на участках с балластными карманами, мешками и корытами.

Известны способы ремонта железнодорожного земляного полотна, заключающиеся в том, что производят осушение грунтов различными прорезями, выпусками, дренами; подъемку пути на балласт или замену грунтов; планировку основной площадки, сложенной глинистыми грунтами.

Известен способ ремонта железнодорожного земляного полотна инъектированием вяжущих материалов в балластные углубления с помощью специальных инъекторов, извлекаемых из тела земляного полотна после окончания работ [Справочник по земляному полотну эксплуатируемых железных дорог / под ред. А.Ф.Подпалого, М.А.Чернышева, В.П.Титова. - М.: Транспорт, 1978. - С.432-433].

Известный способ не способствует эффективному удалению влаги из тела земляного полотна; для нагнетания раствора требуются высокие давления (пустоты в насыпи заняты водой), что приводит к усугублению напряженного состояния, невозможно направленное распространения инъектируемого раствора в теле насыпи, вероятны прорывы раствора.

Известен способ ремонта железнодорожного земляного полотна при котором осуществляют отвод накопленной в земляном полотне воды посредством устройства дренажных скважин [Справочник по земляному полотну эксплуатируемых железных дорог / под ред. А.Ф.Подпалого, М.А.Чернышева, В.П.Титова. - М.: Транспорт, 1978. - С.254-255].

Недостатком известного способа является то, что влага удаляется самотеком, а это не гарантирует удаления всей влаги из земляного полотна. Другим серьезным недостатком является то, что при удалении влаги из земляного полотна остаются поры и трещины, заполненные воздухом, что приводит к усадке земляного полотна и просадке пути.

Технической задачей, решаемой предполагаемым изобретением, является повышение эффективности способа с одновременным упрочнением земляного полотна.

Это достигается за счет того, что в способе ремонта железнодорожного земляного полотна, включающем изготовление дренажных скважин, удаление накопленной воды из земляного полотна по дренажным скважинам после устройства в грунте дренажных скважин осуществляют погружение инъекторов, причем погружение производят с противоположной дренажным скважинам стороны земляного полотна или между ними, после чего осуществляют принудительное удаление воды из полостей земляного полотна за его пределы через дренажные скважины путем направленного нагнетания через инъекторы твердеющего раствора в сторону дренажных скважин.

В качестве инъектируемого материала можно использовать цементно-песчаный раствор, органические вяжущие. Такая операция позволяет одновременно вытеснить воду из полостей, пор и трещин земляного полотна с одновременной ее заменой цементно-песчаным раствором, органическими вяжущими, которые со временем схватываются и в еще большей степени упрочняют земляное полотно.

Целесообразно дренажные скважины изготовлять с двух сторон от железнодорожного пути, а нагнетание материала осуществлять в область земляного полотна, расположенную между дренажными скважинами. Такое сочетание операций позволяет повысить эффективность ремонта земляного полотна, т.к. уменьшается сопротивление при вытеснении воды из полостей и пор земляного полотна.

Сущность предлагаемого способа ремонта земляного полотна железнодорожных путей поясняется примером его использования и чертежами.

На фиг.1 показаны операции по изготовлению дренажной скважины, инъектированию материала и вытеснению воды из земляного полотна; на фиг.2 - операция по симметричному вытеснению воды из земляного полотна по двум дренажным скважинам.

Реализация предлагаемого способа ремонта железнодорожного земляного полотна осуществляется в следующей последовательности.

В земляном полотне 1 сооружают дренажную скважину 2 (фиг.1), используя буровой станок, пневмопробойник, или забивкой дренажной трубы в грунт пневмоударной машиной. Затем осуществляют погружение в земляное полотно 1 инъектора 3, причем инъектор погружают на другой стороне земляного полотна 1 относительно расположения дренажной скважины 2, а затем осуществляют вытеснение воды из земляного полотна 1 через дренажную скважину 2 путем нагнетания через инъектор 3 инъектируемого материала. Инъектирование материала осуществляют под давлением 0,5-1,5 МПа. Вода, находящаяся в этих порах и полостях, вытесняется от инъектора 3 в сторону дренажной скважины 2. По мере вытеснения воды из полостей и пор земляного полотна 1 ее место занимает инъектируемый материал. В качестве последнего можно использовать цементно-глинистый раствор, цементно-песчаный раствор либо органический вяжущий материал. При использовании песчаных или глинистых растворов с добавлением цемента со временем происходит их схватывание (затвердевание), при этом одновременно происходит сцепление инъектируемого раствора с материалом земляного полотна 1. При использовании органических вяжущих материалов (составов) также происходит замещение воды инъектируемым раствором, а спустя некоторое время происходит затвердевание органического состава. Затвердевший инъектированный материал повышает прочность земляного полотна 1, что исключит его усадку и просадку.

В зависимости от производственных условий можно выполнить в земляном полотне 1 одну (фиг.1) или две (фиг.2) дренажные скважины 2, 4.

В первом случае нагнетаемый через инъектор 3 материал будет вытеснять воду через одну дренажную скважину 2. Во втором случае инъектор 3 погружают между двумя дренажными скважинами 2, 4 (фиг.2), по которым и удаляют воду из земляной насыпи.

Пример. Осуществляли ремонт деформированной 25-метровой двухпутной железнодорожной насыпи, мощность балластных шлейфов, корыт, карманов достигала 5-метров. Фильтрация атмосферных вод через крупнообломочный материал в междупутье приводила к избыточному увлажнению грунтов земляного полотна, к накоплению избыточной влаги в его полостях (линзах, мешках, карманах и отдельных кавернах).

Для стабилизации деформаций было проведено осушение и упрочнение земляного полотна путем направленного нагнетания цементно-песчано-глинистого раствора в сторону глубинных дренажей. Перфорированные дренажи устанавливались через 1,25 м вдоль бровки откоса на высоте 2 м ниже бровки земляного полотна со сливным уклоном 0,05-0,15. Дренажи изготовлялись из стальных труб диаметром 57-104 мм, длиной 10-11 м. Для приема воды, поступающей из дренажных труб, и отвода ее за пределы насыпи изготовлен временный водоотводный лоток.

Параллельно с погружением дренажных труб осуществлялось направленное нагнетание цементно-песчано-глинистого раствора. Исходный состав компонентов на 1 м3 раствора: песок - 1000 кг, глина - 200 кг, цемент М400 - 200 кг, пластификатор - 1,5 кг. Инъекторы заглублялись на 0,5 м в полости земляного полотна, подлежащих упрочнению. Расстояние между отдельными инъекторами соответствовало расстоянию между дренажными трубами.

До начала проведения работ по удалению избыточной воды из полостей земляного полотна путем направленного нагнетания цементно-песчано-глинистого раствора было проведено испытание насыпи динамическим зондированием. Спустя месяц после окончания ремонта рассматриваемым способом вновь проведено динамическое испытание земляного полотна тем же оборудованием. Отмечено, что в результате проведенных работ динамическое сопротивление грунта насыпи возросло примерно в два раза. Полученные характеристики обеспечивают устойчивость земляного полотна.

После окончания работ за железнодорожной насыпью установлено наблюдение. При прохождении путеиспытательного поезда спустя два месяца после окончания ремонта деформаций земляного полотна не отмечено.

Использование предложенного способа ремонта железнодорожного земляного полотна позволяет значительно повысить качество и эффективность проводимых работ за счет отвода избыточной влаги под давлением нагнетаемого раствора, и заполнением им пустот и разуплотнении в земляном полотне.

Похожие патенты RU2277616C2

название год авторы номер документа
Способ усиления земляного полотна железнодорожного пути в зоне примыкания к искусственному сооружению 2020
  • Разуваев Денис Алексеевич
  • Усов Дмитрий Андреевич
  • Ланис Алексей Леонидович
RU2752888C1
СПОСОБ УКРЕПЛЕНИЯ ОТКОСОВ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА 2012
  • Ланис Алексей Леонидович
  • Овчинников Станислав Александрович
  • Скоркин Владимир Федорович
RU2507343C2
СПОСОБ РЕМОНТА ОСНОВАНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПУТИ ТОННЕЛЯ 2007
  • Хоменко Андрей Павлович
  • Елисеев Сергей Викторович
  • Каргапольцев Сергей Константинович
  • Дьяченко Анатолий Алексеевич
  • Быкова Наталья Михайловна
  • Зайнагабдинов Дамир Альфридович
  • Габитов Рафаил Шамильевич
  • Шемякин Иван Святославович
  • Пыхтеев Юрий Васильевич
RU2334839C1
Способ предотвращения образования пучин в земляном полотне эксплуатируемых автомобильных и железных дорог на сезоннопромерзающих грунтах 2022
  • Разуваев Денис Алексеевич
  • Чахлов Михаил Геннадьевич
  • Ланис Алексей Леонидович
  • Гребенников Иван Олегович
RU2790090C1
Способ укрепления таликовых зон в основании сооружений 2024
  • Разуваев Денис Алексеевич
  • Ланис Алексей Леонидович
  • Печенкин Роман Сергеевич
  • Нагаев Егор Игоревич
RU2824869C1
СПОСОБ УКРЕПЛЕНИЯ СЛАБЫХ ГРУНТОВ ОСНОВАНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА И СОСТАВ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2010
  • Алтунина Любовь Константиновна
  • Хоменко Андрей Павлович
  • Сигачев Николай Петрович
  • Благоразумов Игорь Викторович
  • Конышев Сергей Степанович
RU2474651C2
Способ инъекционного закрепления и усиления оснований фундаментов деформированных и реконструируемых зданий и сооружений, осуществляемый с помощью пропитки водонасыщенных грунтов с использованием низковязкого высокопроникающего загеливающегося отверждающего раствора на основе кремнезоля и кремнийорганических составов 2024
  • Ефимов Николай Николаевич
  • Калач Филипп Николаевич
  • Карапетов Рустам Валерьевич
  • Мангушев Рашид Абдуллович
  • Ноздря Владимир Иванович
  • Осокин Анатолий Иванович
  • Саморуков Дмитрий Владимирович
RU2824786C1
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ПРОТИВОФИЛЬТРАЦИОННОГО ЭКРАНА В ГРУНТЕ 2015
  • Сигачев Николай Петрович
  • Лашук Николай Владимирович
  • Коновалова Наталья Анатольевна
  • Клочков Яков Владимирович
  • Егиазарян Анатолий Ваганович
  • Коннов Василий Иванович
  • Непомнящих Евгений Владимирович
  • Панков Павел Павлович
  • Ефименко Наталья Сергеевна
RU2583815C1
СПОСОБ УКРЕПЛЕНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ В МЕСТАХ УСТРОЙСТВА ВОДОПРОПУСКНЫХ ТРУБ 2015
  • Ланис Алексей Леонидович
  • Карелина Елена Леонидовна
RU2588250C1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ГРУНТОГЛИНИСТОЙ СВАИ 2020
  • Ветюгов Александр Вячеславович
  • Лундин Дмитрий Сергеевич
  • Проскурин Денис Владимирович
RU2767469C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 277 616 C2

Реферат патента 2006 года СПОСОБ РЕМОНТА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА

Изобретение относится к ремонту и усилению основной площадки железнодорожного земляного полотна. Способ ремонта железнодорожного земляного полотна включает изготовление дренажных скважин и удаление накопленной воды из земляного полотна по дренажным скважинам. После устройства в грунте дренажных скважин осуществляют погружение инъекторов, причем погружение производят с противоположной дренажным скважинам стороны земляного полотна или между ними, после чего осуществляют принудительное удаление воды из полостей земляного полотна за его пределы через дренажные скважины путем направленного нагнетания через инъекторы твердеющего раствора в сторону дренажных скважин. Технический результат состоит в повышении эффективности осушения земляного полотна с одновременным его упрочнением. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 277 616 C2

Способ ремонта железнодорожного земляного полотна, включающий изготовление дренажных скважин, удаление накопленной воды из земляного полотна по дренажным скважинам, отличающийся тем, что после устройства в грунте дренажных скважин осуществляют погружение инъекторов, причем погружение производят с противоположной дренажным скважинам стороны земляного полотна или между ними, после чего осуществляют принудительное удаление воды из полостей земляного полотна за его пределы через дренажные скважины путем направленного нагнетания через инъекторы твердеющего раствора в сторону дренажных скважин.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2277616C2

ПОДПАЛЫЙ А.Ф
и др
Справочник по земляному полотну эксплуатируемых железных дорог, Москва, Транспорт, 1978, с.253-256, 432-433
Способ стабилизации песчаной подушки железнодорожного пути 1987
  • Архипов Альберт Иванович
SU1458458A1
Способ укладки дренажных труб в железнодорожных насыпях или откосах 1937
  • Зубков В.Н.
  • Ордуянц К.С.
SU51738A1
СПОСОБ УКРЕПЛЕНИЯ ОСНОВАНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА НА ВЕЧНОМЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ 1994
  • Кондратьев Валентин Георгиевич
  • Бройд Исаак Иосифович
RU2074928C1
БРАСЛАВСКИЙ В.Д
и др
Противооползневые конструкции на автомобильных дорогах, Москва, Транспорт, 1985, с.126-139.

RU 2 277 616 C2

Авторы

Крицкий Михаил Яковлевич

Скоркин Владимир Федорович

Ланис Алексей Леонидович

Даты

2006-06-10Публикация

2004-07-19Подача