ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2006 года по МПК F02B19/08 

Описание патента на изобретение RU2279559C1

Изобретение относится к машиностроению, в частности к двигателестроению, а именно к малооборотным двигателям внутреннего сгорания с разделенной камерой сгорания.

Известен поршневой двигатель [1], являющийся наиболее близким к заявляемому изобретению, который содержит цилиндр с размещенным в нем поршнем, головку цилиндра с выполненными в ней впускными и выпускными патрубками и вихревой камерой, сообщенной с цилиндром при помощи соединительных каналов. Соединительные каналы расположены тангенциально к сферической поверхности вихревой камеры и выполнены с профилированными лопатками. При этом по меньшей мере в одном соединительном канале лопатки выполнены с наклоном в сторону вихревой камеры, а в другом канале - в сторону цилиндра. На участках соединительных каналов со стороны цилиндра выполнены направляющие выемки. Вихревая камера снабжена форсункой или свечой зажигания.

На такте впуска свежий заряд поступает по впускному патрубку в цилиндр и движется вокруг его оси. При сжатии поток газа, вращаясь вокруг оси цилиндра, через направляющие выемки и соединительные каналы поступает в вихревую камеру. Поскольку один из каналов направлен своими лопатками в сторону вихревой камеры, а другой канал направлен лопатками в сторону цилиндра, большая масса заряда и с большей скоростью перетекает в вихревую камеру по каналу с лопатками, направленными в сторону вихревой камеры, вызывая в ней интенсивное вихревое движение.

После воспламенения давление в вихревой камере превышает давление в цилиндре и рабочее тело в основном через канал с лопатками, направленными в сторону цилиндра и направляющую выемку, поступает в цилиндр из вихревой камеры, при этом профилированные лопатки, наклоненные в сторону вихревой камеры в другом канале, препятствуют движению газа по этому каналу. В результате этого в цилиндре повышается давление и одновременно образуется интенсивное вихревое течение вокруг оси цилиндра. Этому способствует также направляющая выемка.

При такте выпуска тангенциальное расположение выпускного патрубка, совпадающее с вихревым движением в цилиндре, способствует беспрепятственному выходу из цилиндра продуктов сгорания. Такое выполнение каналов обеспечивает устойчивую циркуляцию вращательного движения заряда в вихревой камере, хорошую ее продувку и лучшее смесеобразование. При выполнении числа соединительных каналов более двух достигается еще более интенсивная продувка вихревой камеры с высокой степенью турбулизации заряда и с эффективным сгоранием.

Недостатком этого технического решения, принятого за прототип, является то, что в процессе работы двигателя профилированные лопатки не перекрывают полностью соединительных каналов между вихревой камерой и цилиндром двигателя внутреннего сгорания, в результате чего вблизи осей каналов образуются течения, направленные против основного движения газов как на такте сжатия, так и на такте сгорания-расширения, в результате чего повышение экономичности двигателя и качества газообмена в данной конструкции осуществляются не в полной мере.

Цель изобретения - повышение экономичности малооборотного двигателя внутреннего сгорания путем улучшения газообмена.

Поставленная цель достигается в двигателе внутреннего сгорания, который содержит цилиндр с размещенным в нем поршнем и головку цилиндра с выполненными в ней впускными и выпускными патрубками и вихревой камерой, сообщенной с цилиндром при помощи соединительных каналов, расположенных тангенциально к сферической поверхности вихревой камеры с установленными в них профилированными лопатками, причем по меньшей мере в одном канале лопатки выполнены с наклоном в сторону вихревой камеры, а в остальных каналах - в сторону цилиндра, в головке на участке выхода соединительных каналов в цилиндре выполнены направляющие выемки и впускные и выпускные патрубки выполнены тангенциальными по отношению к цилиндру.

Новым в двигателе внутреннего сгорания является выполнение профилированных лопаток из материала, обладающего эффектом памяти формы, например из сплава на основе железа и никеля [2].

На фиг.1 представлен двигатель внутреннего сгорания, продольный разрез; на фиг.2 - двигатель, продольный разрез, после поворота профилированных лопаток на такте сжатия; на фиг.3 - двигатель, продольный разрез, после поворота профилированных лопаток на такте сгорания-расширения.

Поворот профилированных лопаток в соединительных каналах на различных тактах работы двигателя происходит в результате мартенситного превращения при изменении температуры как внутри основной камеры сгорания, так и внутри вихревой камеры.

Двигатель внутреннего сгорания (Фиг.1) содержит цилиндр 1 с размещенным в нем поршнем 2, головку 3 цилиндра 1 с выполненными в ней впускными и выпускными патрубками (не показаны) и вихревой камерой 4, сообщенной с цилиндром 1 при помощи соединительных каналов 5 и 6. Соединительные каналы 5 и 6 расположены тангенциально к сферической поверхности 7 вихревой камеры 4 и выполнены с профилированными лопатками 8 и 12. При этом в соединительном канале 5 лопатки 8 выполнены с наклоном в сторону вихревой камеры 4, а в канале 6 лопатки 12 имеют наклон в сторону цилиндра 1.

На участках соединительных каналов 5 и 6 со стороны цилиндра выполнены направляющие выемки 9 и 10. Вихревая камера 4 снабжена форсункой (или свечой зажигания) 11.

На такте выпуска тангенциальное расположение выпускного патрубка, совпадающее с вихревым движением в цилиндре 1, способствует беспрепятственному выходу из цилиндра 1 продуктов сгорания. Такое выполнение соединительных каналов обеспечивает устойчивую циркуляцию вращательного движения заряда в вихревой камере 4, хорошую ее продувку и лучшее смесеобразование и сгорание топлива, повышает экономичность двигателя внутреннего сгорания. При этом соединительные каналы 5 и 6 выполнены прямоугольного сечения.

Поворот профилированных лопаток 8 и 12 осуществляется за счет мартенситного превращения в материале, обладающем эффектом памяти формы при различных температурах на тактах сжатия и сгорания-расширения.

Двигатель внутреннего сгорания работает следующим образом. На такте сжатия (Фиг.2) температура в цилиндре и вихревой камере относительно низкая и в материале профилированных лопаток 8 в соединительном канале 5 происходит мартенситное превращение и они поворачиваются таким образом, что прижимаются к стенкам соединительного канала 5, полностью открывая этот соединительный канал. В это же время профилированные лопатки 12 в соединительном канале 6 поворачиваются в свою очередь за счет мартенситного превращения так, что полностью закрывают соединительный канал 6. Рабочее тело поступает в вихревую камеру только по соединительному каналу 5, обеспечивая высокую степень турбулизации заряда в вихревой камере; не допускается перетекание рабочего тела в цилиндр по соединительному каналу 6. В процессе сгорания-расширения (Фиг.3) температура в цилиндре и вихревой камере значительно возрастает и в материале профилированных лопаток 8 и 12 происходит обратное мартенситное превращение; при этом профилированные лопатки 12 поворачиваются и прижимаются к стенкам соединительного канала 6, полностью открывая соединительный канал 6, а профилированные лопатки 8 в соединительном канале 5 за счет обратного мартенситного превращения в их материале поворачиваются так, что полностью перекрывают соединительный канал 5, не допуская перетекания рабочего тела в цилиндр по соединительному каналу 5. В результате этого в цилиндре повышается давление и одновременно образуется интенсивное вихревое течение вокруг оси цилиндра, способствующее лучшему сгоранию топлива и, следовательно, повышению экономичности двигателя внутреннего сгорания. При работе двигателя вследствие изменения температуры на различных тактах процессы поворота профилированных лопаток 8 и 12 повторяются, обеспечивая своевременное автоматическое открытие и закрытие соединительных каналов 5 и 6.

Предлагаемое техническое решение предназначено для использования в малооборотных двигателях с относительно низкой частотой вращения коленчатого вала; профилированные лопатки при этом выполняются малоинерционными.

Таким образом, использование предлагаемого двигателя внутреннего сгорания способствует повышению экономичности двигателя путем улучшения газообмена.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. А.С. СССР №1460371 А1, опубл. 23.02.89, бюл. №7.

2. Применение эффекта памяти формы в современном машиностроении./ А.С.Тихонов, А.П.Герасимов, И.И.Прохорова - М.: Машиностроение, 1981, - 80 с.

Похожие патенты RU2279559C1

название год авторы номер документа
Двигатель внутреннего сгорания 1987
  • Анохин Владимир Дмитриевич
  • Бенидзе Давид Шотаевич
  • Кавтарадзе Реваз Зурабович
  • Круглов Михаил Георгиевич
  • Лепеха Анатолий Иванович
SU1460371A1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2002
  • Рогалев В.В.
  • Фокин Ю.И.
RU2239708C2
Двигатель внутреннего сгорания 2016
  • Пыжанкин Геннадий Викторович
  • Шевелев Ефим Олегович
  • Балашов Андрей Алексеевич
RU2667828C2
Двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия 1989
  • Кузнецов Игорь Валентинович
  • Ваулин Алексей Иванович
SU1721276A1
Двигатель внутреннего сгорания 2019
  • Воробьев Владимир Иванович
  • Рогалев Владимир Владимирович
  • Фокин Юрий Иосифович
  • Космодамианский Андрей Сергеевич
  • Капустин Михаил Юрьевич
  • Стрекалов Николай Николаевич
  • Самотканов Александр Васильевич
  • Шевченко Дмитрий Николаевич
RU2727952C1
Двигатель внутреннего сгорания 1986
  • Вахошин Лев Иванович
  • Выборнов Владимир Георгиевич
  • Горячий Яков Владимирович
  • Коробченко Сергей Владимирович
  • Литвин Лев Яковлевич
  • Пташкин Юрий Михайлович
  • Самойлов Николай Павлович
  • Сонкин Валерий Иосифович
  • Шашкин Михаил Евгеньевич
  • Шатров Евгений Васильевич
SU1370271A1
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2002
  • Рогалёв В.В.
  • Фокин Ю.И.
RU2227835C2
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И СПОСОБ СЖИГАНИЯ ТОПЛИВА В НЕМ 2012
  • Елистратов Павел Леонидович
  • Елистратов Юрий Петрович
  • Елистратов Евгений Павлович
  • Елистратов Павел Геннадьевич
RU2538341C2
Двигатель внутреннего сгорания 1986
  • Вахошин Лев Иванович
  • Выборнов Владимир Георгиевич
  • Коробченко Сергей Владимирович
  • Литвин Григорий Яковлевич
  • Самойлов Николай Павлович
  • Сонкин Валерий Иосифович
  • Цапов Николай Николаевич
  • Шашкин Михаил Евгеньевич
  • Шатров Евгений Васильевич
SU1373839A1
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА 1994
  • Сердюк Евгений Александрович
RU2049243C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 279 559 C1

Реферат патента 2006 года ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к двигателестроению, повышает экономичность малооборотного двигателя путем улучшения газообмена. Двигатель внутреннего сгорания имеет вихревую камеру, сообщенную с цилиндром соединительными каналами прямоугольного сечения с установленными в них профилированными лопатками, изготовленными из материала с эффектом памяти формы. При работе двигателя вследствие изменения температуры на различных тактах процессы поворота профилированных лопаток повторяются, обеспечивая своевременное автоматическое открытие и закрытие соединительных каналов. Изобретение обеспечивает повышение экономичности малооборотного двигателя путем улучшения газообмена. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 279 559 C1

1. Двигатель внутреннего сгорания, содержащий цилиндр с размещенным в нем поршнем и головку цилиндра с выполненными в ней впускными и выпускными патрубками и вихревой камерой, сообщенной с цилиндром при помощи соединительных каналов, расположенных тангенциально к сферической поверхности вихревой камеры с установленными в них профилированными лопатками, причем, по меньшей мере, в одном канале лопатки выполнены с наклоном в сторону вихревой камеры, а в остальных каналах - в сторону цилиндра, в головке на участке выхода соединительных каналов в цилиндре выполнены направляющие выемки и впускные и выпускные патрубки выполнены тангенциальными по отношению к цилиндру, отличающийся тем, что профилированные лопатки выполнены из материала, обладающего эффектом памяти формы.2. ДВС по п.1, отличающийся тем, что в качестве материала, обладающего эффектом памяти формы, использован сплав на основе железа и никеля, при этом при работе двигателя вследствие изменения температуры на различных тактах процессы поворота профилированных лопаток повторяются, обеспечивая своевременное автоматическое открытие и закрытие соединительных каналов между вихревой камерой и цилиндром.3. ДВС по п.1, отличающийся тем, что соединительные каналы между вихревой камерой и цилиндром выполнены прямоугольного сечения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2279559C1

Двигатель внутреннего сгорания 1987
  • Анохин Владимир Дмитриевич
  • Бенидзе Давид Шотаевич
  • Кавтарадзе Реваз Зурабович
  • Круглов Михаил Георгиевич
  • Лепеха Анатолий Иванович
SU1460371A1
Способ сжигания антрацитового штыба 1989
  • Данильченко Иван Михайлович
SU1740865A1
ВИХРЕВАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ 0
SU198825A1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ УСТРОЙСТВОМ С ПОМОЩЬЮ ЖЕСТОВ И 3D-СЕНСОР ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2011
  • Валик Андрей Владимирович
  • Зайцев Павел Анатольевич
  • Морозов Дмитрий Александрович
RU2455676C2
Способ отработки мощных угольных пластов 1984
  • Долгушин Владимир Афанасьевич
  • Жеваго Владимир Петрович
  • Замышляев Владимир Николаевич
SU1214930A1

RU 2 279 559 C1

Авторы

Рогалев Владимир Владимирович

Фокин Юрий Иосифович

Даты

2006-07-10Публикация

2004-12-30Подача